У

У "Джокера" не было бы шансов на "Оскар", если бы эти правила действовали...

Укринформ
Украинские режиссеры прокомментировали новые стандарты Американской киноакадемии

9 сентября Американская киноакадемия обнародовала новые требования для номинации на "Оскар". Всего представлено 4 стандарта, в каждом из которых есть несколько пунктов, связанных с этническими, расовыми, гендерными или инклюзивными признаками.

Среди них такие: один из главных героев или героев второго плана должен быть темнокожим, азиатом, латиноамериканцем, жителем Ближнего Востока или представителем другой этнической группы; не менее 30% актерского состава фильма должны быть представлены женщинами, этническими представителями, членами ЛГБТ-сообщества или людьми с ограниченными возможностями; основная тема ленты должна касаться расовых, гендерных проблем и проблем людей с ограниченными возможностями; в качестве стажеров, дистрибьюторов, руководителей рекламной кампании должны быть несколько представителей других этнических групп, женщин, членов ЛГБТ-сообщества.

Мы узнали реакцию украинских кинохудожников на инициативу киноакадемии.

"ТАКАЯ МОДЕЛЬ СУЩЕСТВУЕТ В МИРЕ, ОНА НАЗЫВАЕТСЯ КОДЕКС БУНДХЕН»

Мирослав Слабошпицкий, украинский кинорежиссер, автор фильма «Племя», который одержал победу в одной из основных номинаций Каннского кинофестиваля:

- Проблема многомерная и сложная, но прежде всего, нужно понять, что эти правила начнут работать только в 2024-м. А доживут ли они до того времени - неизвестно.

Был пример, когда киноакадемия объявила, что они вводят категорию – «Лучший популярный фильм» – под такие фильмы, как «Мстители» и другие, комиксы, блокбастеры. Грубо говоря, те, которые собрали миллиард. Это вызвало шквал критики и номинация оказалась мертворожденной. О ней было объявлено, а через несколько месяцев – на церемонии ее уже не существовало.

Конечно, премия идет в русле всего, что происходит в мире – так называемая новая этика, движение «Me Too» – вот эта история с новыми требованиями является на все это реакцией.

В 2015-м году была кампания «Оscarsowhite» («Оскар» слишком белый), когда ряд фильмов, часть из которых были действительно достойные, не получили номинации на Оскар. Мне кажется, что главная проблема заключается в том, что большинство академии – белые мужчины и они, соответственно, любят истории о белых мужчинах.

После #oscarsowhite академия провела успешную реформу, отреагировала на эти протесты, сказала, что выступает за более этническое многообразие и приняла в академию 700 новых членов. Среди которых, кстати, и наша покойная Кира Муратова, Александр Роднянский, Андрей Звягинцев. То есть, они приняли не просто режиссеров - черных американцев, а довольно известных режиссеров из разных уголков мира. Это был тогда первый шаг.

Кстати, сейчас некоторые представители черного кино высказались, что зачем им это нужно в том понимании, что они не считают себя неполноправными и могут конкурировать на равных. Даже воспринимают эти новые требования немного оскорбительно и унизительно для себя.

Стоит также понимать, что американское общество на сегодня поляризовано, может, не меньше, чем украинское. «Нью-Йорк Таймс», например, пишет, что, если выборы выиграет Трамп – нужно действовать, как в Беларуси. А Голливуд - это демократическая в массе своей «контора». Даже не то, что демократическая, большинство людей симпатизируют не просто демократам, а левому демократу, который сегодня очень популярен – Берни Сандерсу.

Также, наверное, это еще и попытка киноакадемии идти в ногу со временем, при том, что рейтинги церемонии падают уже на протяжении длительного времени.

Что касается истории с ЛГБТ, то она довольно сложная, собственно, некоторые люди шутят, что Оскар просто легализовал то, что уже произошло. Хотя, я не думаю, что это так.

Такая модель существует в мире, она называется Кодекс Бундхен. Шведский кинематограф проверяет этим кодексом все свои фильмы, согласно которому в каждой ленте должны быть представители ЛГБТ.

Все говорят, что не было бы шансов у «Джокера» и у многих фильмов, если бы эти правила уже действовали. У «Зеленой книги» – были бы шансы.

Это тема, которую раскачивают несколько лет. Но позитив заключается в том, что в связи с этими новыми правилами, больше этнических групп, женщин, членов ЛГБТ-сообщества или людей с инвалидностью будут наняты, заняты в производстве, продюсировании, вовлечены во все кинематографические профессии.

В США в свое время существовал Кодекс Хейса – это система самоцензуры, введенная голливудскими студиями, которая регулировала содержание американских фильмов с 1934 по 1968 годы.

Я лично – против любых кодексов. Но если это люди, которые исповедуют новую этику и считают, что это будет иметь какие-то хорошие последствия и положительно повлияет, в том числе финансово, на ситуацию, то, возможно, все действительно станет так. Если это не найдет широкой поддержки – будет как с категорией «Лучший популярный фильм».

Давайте дождемся 2024-го года. Замечательно, что они объявили об этом заранее и сейчас есть время на всестороннее обсуждение.

"В УКРАИНСКОЙ КИНОИНДУСТРИИ ПРИСУТСТВУЕТ ЗАМЕТНОЕ КОЛИЧЕСТВО ЖЕНЩИН ПРОДЮСЕРОВ, РЕЖИССЕРОВ, А ТАКЖЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ЛГБТ»

Соломия Томащук, украинский режиссер и сценаристка («Иди по воде», «Сирота», «Между нами»):

- Фактически, нововведения ничего не изменят в процедуре выдвижения, потому что де-факто они и так выполняются студиями-производителями. Таким образом изменения лишь формализуют существующие статус-кво.

Если когда-нибудь украинская киноиндустрия дорастет до уровня подачи отечественного кинофильма в номинацию «Лучший фильм», думаю, что требования удастся выполнить, поскольку для американского общества мы будем национальным меньшинством.

Кроме того, в украинской киноиндустрии присутствует заметное количество женщин продюсеров, режиссеров и других профессионалов индустрии, а также представителей ЛГБТ.

"КИНОАКАДЕМИЯ МНОГОВАТО НА СЕБЯ БЕРЕТ!»

Сергей Дзюба, украинский режиссер и сценарист («Позывной Бандерас», «Запрещенный», «Квитка»):

- Считаю новые критерии для фильмов нелепостью и давлением на создателей фильмов. Каждый художник имеет право освещать те темы, которые его волнуют. А киноакадемия многовато на себя берет.

Это уже похоже на фильмы на заказ. Думаю, что любые ограничения приведут к тому, что Оскар потеряет многих сторонников.

По моему мнению, если хотят видеть именно такие темы, то пусть делают отдельную категорию за толерантность.

"В НАШЕМ ФИЛЬМЕ О КВИТКЕ ЦИСЫК МОЖНО БУДЕТ СНЯТЬ, КАК ИЗ САМОЛЕТА ВЫХОДЯТ АФРОАМЕРИКАНЦЫ, ИНВАЛИДЫ И ЛБГТ, НО ВЕДЬ ЭТО БРЕД!”

Артемий Кирсанов, украинский режиссер и сценарист (фильмы «Позывной Бандерас», «Запрещенный», «Квитка»):

- На самом деле, это решение не имеет никакого отношения к творчеству. А завтра нужно будет, чтобы в фильме обязательно были космонавты или шахтеры? Это какая-то непонятная инициатива! Я понимаю, что мы должны быть толерантными, но это уже переходит границы, мы попадаем в какой-то абсурд.

Будем надеяться, что победит здравый смысл, потому что иначе это будет ангажированная премия, и тогда придется создавать новую – без этих решений.

Эти правила, конечно, можно соблюсти, но зачем? Вот мы сейчас обсуждали, что в нашем будущем фильме «Квитка» о Квитке Цисык можно будет снять, как из самолета выходят и афро-американцы, и китайцы, и инвалиды, и ЛГБТ. Но ведь это бред!

Когда у нас в «Запрещенном» были менты-геи, это было оправдано сюжетом – мы хотели создать для них тайну, которую они скрывают, и которая их затем и убивает. То есть, если это оправдано сюжетом фильма – это одно, а когда это навязывается, то это не здорово.

"МНОГИЕ ИЗ ЭТИХ ПУНКТОВ ПОЛЬША, УКРАИНА, КОРЕЯ, ЯПОНИЯ ИЛИ КИТАЙ НЕ СМОГУТ ВЫПОЛНИТЬ»

Владимир Тихий, украинский кинорежиссер, сценарист и продюсер («Зеленая кофта», «Брама», «Наши котики»):

- Это решение, конечно, выглядит немного странно, поскольку есть классическое понимание понятия «свобода творчества», и автор всегда на него опирался, когда начиналась публичная борьба на уровне табуированных идей или образов, касающихся прав меньшинств (от национальных до сексуальных).

Но, с другой стороны, мы должны понимать, что Оскар – это чисто американское бизнес-событие, несмотря на то, что оно такое распространенное и авторитетное в мире. На нем постоянно есть интрига иностранных фильмов, которые в последнее время претендуют на главный приз. Например, «Паразиты», которые получили премию, будучи корейским фильмом. Но Оскар - это индустриальное экономическое событие и, принимая новые правила, они, прежде всего, думают о своем внутреннем рынке о правилах игры на нем.

Конечно, что и события, которые уже полгода продолжаются в Штатах относительно выхода цветных американцев на другой уровень прав, не могли не повлиять на это решение.

Думаю, то, что они приняли, будет действовать. И уже после 2024 года корейский фильм (снятый в том же формате, что и «Паразиты») уже не сможет быть номинирован.

Могу предположить, что академия решила таким образом защитить свой внутренний рынок от зарубежного производства, потому что многие из этих пунктов, например, Польша, Украина, Корея, Япония или Китай, – не смогут выполнить. Там сложнее, чем в Америке, соблюсти многонациональность в кадре, таким образом эти ленты останутся в гетто иностранных фильмов и не будут играть первую скрипку в главном Оскаре. Так что, определенная стратегия существует.

Киноакадемия сейчас из сферы искусства переходит в сферу культурной идеологии, которая так или иначе будет ориентирована на тот национальный продукт или объект, которому эта премия дается. Думаю, дальше эта реакция распространится на другие объединения, которые занимаются искусством: фестивали кино и музыкальные.

Любовь Базив. Киев

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2020 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-