Мальчики отдельно, девочки – тоже отдельно, или Как Сталин гендер в школе делил

Мальчики отдельно, девочки – тоже отдельно, или Как Сталин гендер в школе делил

Аналитика
Укринформ
Мужские и женские школы - это не такое уж и далекое прошлое. Наши дедушки и бабушки вполне могут вспомнить, как это было...

Уже полмесяца продолжается такой необычный и сложный «карантинный» 2020-2021 учебный год. Но по «старому стилю» 14-го - это первое сентября, и есть возможность вспомнить о том, как школьники учились когда-то - в частности ... о раздельном обучении мальчиков и девочек. Сейчас подобное обучение в Украине существует скорее как экспериментальное, а когда-то, 65-75 лет назад - было обязательным.

Шаг вперед и два шага назад

Во времена Российской империи, так же, как и Австро-Венгерской, в которую входила Западная Украина, обучение было раздельным. Захватив власть, большевики, декларируя общедоступность образования и равенство полов, почти сразу поставили вопрос о совместном обучении мальчиков и девочек. Оно было введено в 1919 году. Впрочем, еще до начала Великой Отечественной войны, в СССР решили, что равноправие полов достигнуто, поэтому можно возвращаться к раздельном обучению. Ввести его должны были в 1941 году, но помешала война. К реформе вернулись в 1943 году. Тогда ко многому «возвращались» - легализовали православную церковь под присмотром НКВД, вернули «царские» погоны, георгиевскую ленту ... Ну, и раздельное обучение. Ориентировались - тоже на имперский опыт. Советский партийный функционер Андрей Жданов писал наркому иностранных дел СССР Вячеславу Молотову: «Я ознакомился с правилами для учеников гимназий и прогимназий, утвержденными в 1877 г. Там очень много правильных и заслуживающих перенесения в наши правила (с существенными исправлениями) положений». Тогда же была подготовлена ​​докладная записка отделом школ ЦК ВКП(б) и Народным комиссариатом просвещения РРСФР «О введении раздельного обучения мальчиков и девочек в неполных средних и средних школах Союза СССР». В ней в частности говорилось о том, что «…Совместное обучение стало создавать затруднения педагогического и организационного порядка... Введение раздельного обучения будет содействовать укреплению дисциплины и устранит не всегда здоровые взаимоотношения между противоположными полами».

Класс девочек
Класс девочек

В июле 1943 года раздельное обучение было введено в семилетних и средних школах Москвы, Ленинграда, столиц союзных республик, областных и краевых центров и ряда крупных промышленных центров СССР. Впрочем, Киев и большая часть Украины еще оставались под оккупацией.

Не хватало ресурса. Педагогического - тоже

Свердловськ
Класс мальчиков

В 1953-1954 годах школы с раздельным обучением уже работали в 150 городах Советского Союза. Согласно инструкции, каждая школа - и мужская, и женская - должна была иметь отдельное учебное здание, а также все необходимые военно-учебные, спортивные и лабораторные принадлежности.

Саратов
В мужских школах планировалось существенно увеличить лабораторные и практические занятия

В мужских школах планировалось существенно увеличить лабораторные и практические занятия по физике, химии, биологии. Но для подавляющего большинства школ новые требования оказались утопическими. Разделение школ создало немало проблем, решить которые местные власти не смогли. Порой одно школьное здание приходилось делить между мальчиками и девочками. Учиться в таких школах приходилось в две, иногда и в три смены. Существенно возросла наполняемость классов: в среднем в школе было до 30 классов с более 40 учащимися в каждом. За двухместными партами иногда сидели по четыре школьника.

"...трудно будет справиться с нами студентке-практикантке"

«Ну и трудно будет справиться с нами студентке-практикантке...», - так комментировал появление молодой учительницы в своем «мальчишеском» классе один из героев советского художественного фильма 1953 года. Возникли также и проблемы с персоналом: не хватало учителей, высокой была текучесть кадров. По инструкции, директорами мужских школ должны быть мужчины, а женских - женщины, но мужчин директоров было мало. Требования были высокими, так же как и ответственность, поэтому многие не выдерживали нагрузок.

Как познакомиться с девочкой?

Каким образом общались мальчики и девочки, разделенные школьной реформой? Конечно, прежде всего в семье: у большинства детей были братья и сестры, а у тех, в свою очередь, друзья. К тому же, и в гости друг к другу тогда - в далеко доинтернетные времена - ходили чаще, чем сейчас. Во-вторых, существовали Дворцы пионеров, пионерские лагеря и тому подобное. А еще юноши и девушки из разных школ встречались на праздники: Новый год, годовщины революции, 8 марта. Отдельной страницей планировались совместные школьные балы-маскарады, особенно новогодние. Современница вспоминала: «Главное было - успеть захватить «хорошие» костюмы. Их выдавали напрокат за достаточно доступную цену со специального склада... Это были настоящие театральные костюмы всех эпох и народов с масками! Можно было... нарядиться английским матросом с пиратским прошлым...»

Це були справжні театральні костюми усіх епох і народів
Это были настоящие театральные костюмы всех эпох и народов

По замыслу, эти вечера были своеобразным копированием дореволюционных балов, но иногда они были похожи «на странную смесь концлагеря и первого бала Наташи Ростовой ...» Впрочем, их все равно ждали с нетерпением. Одна из современниц вспоминала, как старшие девушки ждали и готовились к балу, который должен был состояться 8 марта 1953 года, и как чуть не плакали от отчаяния из-за того, что праздник отменили ... из-за смерти Сталина.

Сталинский вальс против буги-вуги

На карнавалы приглашались учащиеся из мужских школ, иногда курсанты военных училищ. Как вспоминает современник, «На вечерах парами танцевали па-де-катр и па-де-патинер, советские кадеты-суворовцы в черных мундирах и брюках с пурпурными лампасами давали 100 очков форы обычной гражданской шпане, которая неловко топталась на месте...» Во времена позднего сталинизма самым популярным официальным танцем был вальс. Именно вальс считался самым приличным, «благородным» танцем. Как вальсы написаны популярные советские песни о школе того времени: "Школьный вальс" (1950) и "Школьные годы чудесные" (1956). Последний стал своеобразным гимном тогдашней советской школы на всей территории СССР, включая УССР. Появление украинского аналога стало возможным лишь в 1960 году - именно тогда была написана "Пісня про вчительку" Платона Майбороды и Андрея Малышко.

Танцевальная программа школьных балов утверждалась заранее. И не только школьная, но и на танцплощадках. Популярным танцем была также полька. Танцевать танго и фокстрот было не желательно. Их можно было заказать разве что раз за вечер. И то не всегда ... А еще строго запрещенным танцем в СССР в середине пятидесятых годов был буги-вуги. Журнал «Смена» в 1954 году писал: «Это папина заслуга. / Это волосы до плеч. / Это танец буги-вуги / И с похабщинкою речь... » Буги-вуги воспринимался как совершенно аморальный танец. Почему? Потому что там большая составная - импровизация. Любая импровизация в тоталитарном обществе воспринималась как некая угроза государственному строю. Все должно быть строго регламентировано. Танцы - тоже.

Глас народа в СССР? И - конец эксперимента

В 1950-1954 годах - оказывается, бывало в СССР и такое - развернулась дискуссия о целесообразности раздельного обучения. Она проходила преимущественно в прессе. Если решение о введении раздельной системы обучения в 1943 году принималось на самом высоком уровне кулуарно, то отказ от нее - довольно публичной. В газеты поступали сотни писем от профессоров, домохозяек, школьников, врачей, учителей и даже кадровых военных. Большинство авторов высказывались за возвращение совместного обучения.

Шкільні роки – важливий етап соціалізації дитини
Смешанный класс - это, по большому счету, модель общества

Одним из главных аргументов в пользу совместного обучения, был вопрос полноценной коммуникации детей. Школьные годы - важный этап социализации ребенка, ведь смешанный класс - это, по большому счету, модель общества, в котором и мальчикам, и девочкам приходится всячески коммуницировать: договариваться, спорить, дружить, влюбляться, ссориться, мириться, находить общие решения...

і хлопчикам, і дівчаткам доводиться всіляко комунікувати
Кадр из фильма "Два друга" по повести киевлянина Николая Носова

Некоторые видел в раздельной системе обучения «перепевы теорий буржуазных идеологов о интеллектуальной неполноценности женщин», а также указывали на появление у девочек «признаков потребительства и мещанства». Якобы девочки оценивали мальчиков только по тому, насколько умело они танцевали. Мальчики же, смеялись над девочками, относились к ним свысока, называли женские школы «бабскими». Те же, кто отстаивал идею раздельного обучения, подчеркивал, что это очень прогрессивный подход, поскольку позволяет улучшить результаты обучения, а также сконцентрироваться на воспитании юношества «в лучших традициях» - дисциплинированных, вышколенных, умных - настоящих мужчин. Консерваторы поддакивали: «а девочки - будущие матери, и воспитывать их нужно соответственно...». Поэтому дискуссии велись ожесточенные.

В феврале в 1953 году, еще при жизни Сталина, Константин Симонов - тогдашний главный редактор «Литературной газеты» передал копии писем - более 800 - в ЦК КПСС и направил собственное письмо секретарю ЦК КПСС Михайлову, который был куратором образования. В июле 1954 года раздельное обучение отменили. Мотивация была та же, что и в 1943 году: «стремление улучшить дисциплину учеников».

Что было потом

Усіх розсадили парами
Всех рассадили парами

Поэтому период раздельного обучения мальчиков и девочек был недолгим - 11 лет. После этого все вернулось: дети снова стали учиться вместе. С полгода им пришлось привыкать друг к другу и учиться не воспринимать друг друга за «инопланетян». Один из современников вспоминает: «... Совместное обучение с девочками очень волновало. Знакомые девочки у нас, конечно, были, но школа воспринималась как некое подобие казармы, поэтому присутствие там девочек было каким-то страшным нарушением. Всех рассадили парами "мальчик - девочка". Это воспринималось отчасти как брак - причем по расчету (учителей). Мальчики заговорили о достоинствах и изъянах «моей» и «твоей». Завидовали тем, кому досталась «красивая». Большинство мальчиков честно влюбились в «своих». Девочки рассматривались по сторонам... Раздельное, а затем и совместное обучение очень обострило внимание на разнице полов...»

закінчився сталінсько-імперський шкільний експеримент
Кадр из фильма "Первоклассница", 1948 год

Вот так закончился сталинско-имперский школьный эксперимент. К идее раздельного обучения уже не возвращались, разве что на уровне дискуссий. Совместное обучение существовало до развала СССР, и потом. Что ж, у каждой модели обучения до сих пор есть как сторонники, так и противники. И это естественно.

Так же, как и то, что воспоминания пожилых людей о школьном прошлом тоже разные. Кто-то из них улыбнется, а у кого-то в глазах заблестят слезы. Но все равно - спросите у своих дедушек и бабушек - им сейчас по 80, или около того...

Свєтлана Шевцова, Киев

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2020 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-