Вадим Дубовский, поющий дальнобойщик
Я решил спеть дуэтом с исполнителями со всех частей света
25.10.2020 09:00

В 2014 году политические песни Вадима Дубовского стали известны всем, кто следил за событиями в Украине. Они были на злобу дня, очень точно отображали происходящие события и предельно жёстко характеризовали «героев» этих памфлетов.

Как сейчас живёт их автор, прозванный в народе «поющим дальнобойщиком»? Многие ведь даже не знают, что человек, который водит многотонный грузовой автомобиль и поёт за рулём, – профессиональный артист, имеющий великолепное музыкальное образование, обладающий потрясающим голосом и богатым репертуаром. Его поклонники за рубежом и в Украине на полном серьёзе советуют бросить шофёрскую карьеру и заняться пением. И не подозревают, что на самом деле он поступил с точностью до наоборот.

Журналистка Александрина Кругленко взяла интервью у Вадима Дубовского. Как оказалось, у них есть связующие звенья: оба родом из Донбасса, оба эмигранты. Дубовский в своё время решил построить новую жизнь в другой стране, а журналистка была вынуждена покинуть родной край из-за его оккупации Россией.

- Я в самом деле родился в Донецке. Правда, когда мне исполнилось одиннадцать лет, мы переехали сначала, на короткое время, в Миллерово (Ростовская область), а затем в Киев, где я и прожил до самого отъезда за океан. Тем не менее, донецкий край считаю своей малой родиной, с болью слежу за происходящим там и, вопреки всем прогнозам и угрозам, уверен, что рано или поздно справедливость восторжествует – и оккупированная часть Донбасса опять вернётся в Украину. Да, и надо постоянно всем напоминать, что захваченные Россией территории – это только 25 процентов Донбасса, а большая его часть была и есть украинской.

- Вас не напрягает прозвище «поющий дальнобойщик»? Как получилось, что вы стали водителем, как говорят в Америке, трака?

- Ничуть, даже нравится, как и моя новая профессия – за рулём грузовика я всего лишь десять лет, тогда как музыкой и пением занимаюсь всю жизнь. Я профессиональный певец, музыкант, всегда, когда оставался наедине с собой, напевал. Ну, а когда ты в долгой поездке, один в кабине, то можно петь и в полный голос – дорога очень располагает.

В своё время, ещё в армии, со мной случился не очень приятный инцидент, после которого я для себя решил, что больше никогда не сяду за руль, но когда в 2002 году остался жить в США, то увидел, что здесь без этого просто невозможно. А потом и работа появилась – за рулём многотонного автомобиля. Надо сказать, что у меня нет собственного трака, я предпочитаю наёмную работу. За неделю я обычно наезжаю 2-2,5 тысячи миль – это 3-4 тысячи километров. Но при этом могу выбирать: куда ехать, когда ехать, когда отдыхать, когда сделать перерыв в поездках – меня такой режим устраивает. Но времени у меня свободного очень мало. Здесь я очень стал ценить время именно потому, что его всегда не хватает: если я не в рейсе, я занят своими проектами, а есть же ещё семья и просто жизнь…

- Когда вы начали записывать на видео песни, которые исполняете?

- Пробовать начал в 2013 году, когда у меня появился недорогой смартфон. Мне понравилось, что можно в кабине трака, в закрытом пространстве, довольно чисто записать звук вместе с видео. При этом до 2016 года я вообще никак не обрабатывал свои записи – почти сразу же выкладывал в Интернет. Всё это происходило в пути, по ходу, доделывал где-то на стоянке, как я говорю, «на коленке». Естественно, были некоторые дефекты в съёмке, это можно увидеть на первых видео. Я делал, бывало, по 8-10 дублей и выбирал лучший, его и выкладывал.

Но когда я начал записывать после 20 июня 2014 года, это была первая антирашистская песня, то дублей стало ещё больше – я стал переиначивать песни – это уже требовало дополнительной работы над песней, появился даже небольшой монтаж. Тем не менее, я старался их публиковать сразу же, потому что нужна была оперативная работа – как раньше говорили: утром в газете – вечером в куплете. События требовали немедленного отклика, потому что быстро сходили с новостных полос. Мне хотелось многое сказать – свою позицию по отношению к оккупанту я определил сразу же.

- Действительно, Интернет полон вашими политическими песнями-памфлетами. Помнится, несколько лет назад все открывали соцсети и YouTube в ожидании новой хлёсткой песни. Тем более, что подобного никогда не было. А кто вам писал новые слова на известные песни?

- Да, такой вариант исполнения сатирических куплетов я больше нигде не встречал. Я его придумал сам. И все слова в песнях-памфлетах написал тоже сам. Мне часто присылали разные по качеству тексты, но я никогда ни один не использовал – мне интереснее исполнять то, что написано мною. Никто никогда мне не помогал, все тексты-переделки – мои.

- Ваши песни можно увидеть на многих ресурсах, в соцсетях. Не считаете ли вы, что обнародование их без вашего согласия – это нарушение авторских прав? Кроме того, за шесть лет ваши музыкальные ролики, особенно политические, набрали в совокупности миллионы просмотров. Сейчас модно зарабатывать в Интернете. Вы не пробовали это делать?

- В 2014 году многие мои подписчики и друзья настоятельно рекомендовали мне монетизировать мой канал. Я так и сделал. В первые несколько месяцев поступила тысяча долларов. Я их снял и отнёс в благотворительный фонд – у нас есть такой в церкви святого Иосифа, называется «Фонд захисту героїв», его создали украинцы Чикаго. С тех пор все поступления я передавал в этот фонд и в компанию «Міст-Карпати», которая занималась отправкой посылок на передовую – всё это документально подтверждено. Но после этой тысячи поступления сошли на нет. На данный момент при 12 миллионах просмотров и 33 тысячах подписчиков за шесть лет поступило чуть более 2300 долларов, которые, как я уже сказал, все ушли на благотворительность. Почему упали доходы от канала? Ответ простой: я не заключал никаких соглашений с фирмами, которые отслеживают публикацию роликов на всевозможных ресурсах и соблюдения законодательства об авторском праве, поэтому мои ролики свободно гуляют по сети. Я препятствий не чинил и не чиню – я всегда был только за то, чтобы сатирические ролики увидело как можно большее количество людей. Так и получилось, что на них иногда зарабатывают другие ресурсы.

- Иногда голос звучит на фоне двигателя – это мешает восприятию. Но в последнее время записи становятся всё чище. Как вы этого добиваетесь?

Мои сатирические ролики свободно гуляют по сети, я препятствий не чинил и не чиню, я всегда был только за то, чтобы их увидело как можно больше людей

- Да, мне многие подписчики вначале об этом писали. Мне пришлось пойти навстречу пожеланиям взыскательных зрителей. Ну и добавил кое-что. У меня дома есть небольшая студия, ну, как студия, – несколько вполне качественных микрофонов. Когда я возвращался из рейса, на выходных становился перед микрофоном и записывал песню в «чистом» виде. А ссылку на аудиофайл давал под уже выложенным роликом. Все аудиофайлы есть на ресурсе SoundCloud – «звуковое облако», который сам и оплачиваю. Альбом я назвал «Культурная диверсия».

Интерес зрителей к российским проблемам поугас, уже мало кого интересуют чудачества всяких няш-мяш и рогозиных, не до шуток над маразмами Путина

- Сейчас вы уже не выкладываете политические ролики или делаете это очень редко. У вас появились новые проекты?

- Да, последний ролик я записал в 2019 году. Видимо, всему своё время. Несколько поугас интерес зрителей к российским проблемам. Их уже мало интересуют чудачества всяких няш-мяш и рогозиных. Да и широко известные и узнаваемые моим поколением песни советского времени я уже почти все использовал. Думаю, что люди за шесть лет очень устали от войны, и им уже не до шуток над маразмами Путина и его приспешников. Да и я, честно говоря, устал от негатива, больше хочется чего-то светлого, доброго. Не знаю, может, старею...

Сейчас я занят проектом, который родился в связи с ковидом: совместные дуэты с исполнителями со всех частей света

Сейчас занят очень интересным проектом, который родился в связи с ковидом.  И если в случае с политическими песнями я был как бы первооткрывателем этого жанра, то новый проект – идея, захватившая весь мир во время карантина. Помните, как стали появляться совместные выступления хоров, дуэтов, квартетов, оркестров, солистов?.. Так возник и первый наш дуэт – с моей бывшей коллегой по одному из коллективов, где я выступал. Она давно предлагала мне спеть вдвоём, но всё как-то не получалось. А тут коронавирус подстегнул изобретательность, и мы исполнили дуэт Одарки и Карася из оперы Гулак-Артемовского «Запорожец за Дунаем». Техническую часть я обеспечивал сам. Партнёрше пришлось сложнее – у неё был только смартфон. Наш клип был приятным общим делом, более того, он стал первым из череды дальнейших совместных дуэтов с исполнительницами со всех частей света.

- Что больше всего нравится вашим почитателям, так это исполнение украинских народных песен, которые позволяют продемонстрировать не только вокальные данные, но и искреннюю любовь к украинской музыке. Впрочем, я думаю, стоит напомнить о вашем музыкальном образовании и призвании, поскольку многие искренне предлагают вам бросить работу дальнобойщика и выйти на большую сцену.

Мама, ей 84 года, мой преданный слушатель – именно ей я обязан любовью к украинской песне

- Ну, люди просто не знают, что я сделал как раз наоборот: ушёл с большой сцены. Я окончил музыкальное училище, институт и Киевскую консерваторию. По образованию я пианист, затем изучал оперный вокал. Пел в Академической мужской хоровой капелле имени Л. Ревуцкого, а потом девять лет – в Национальной хоровой капелле «Думка», с которой объехал весь мир. И если в мире нас принимали на ура, то в Украине бывали и пустые залы. Впрочем, это были тяжёлые девяностые, может быть, это была одна из причин. В 2002 я принял очень непростое для себя решение, избрав постоянным местом жительства США. Артист, поющий на украинском языке, имеющий только базовые знания английского, без связей и средств – я очень сильно рисковал. Но рискнул и ни о чём не жалею. Здесь я ощутил себя свободным в любом своём выборе, ответственным за каждый шаг своей жизни. Эта страна приняла меня по-человечески, за что я ей очень благодарен. У меня появилось гораздо больше возможностей, в том числе и материальных. Со мной рядом семья: супруга, сын – заканчивает университет, и мама, ей 84 года, мой преданный слушатель – именно ей я обязан любовью к украинской песне. А музыка, песня – они остались со мной. Возможно, даже в большей степени, чем я сам думал. По сути, я уже вернулся на свою «большую сцену» - меня слушают тысячи людей.

- Когда в Украину пришла беда, вы безоговорочно встали на её сторону. Что сделало вас патриотом страны, в которой вы уже много лет не живёте?

- К чёткой проукраинской позиции я пришёл не сразу. В молодости я как бы ощущал себя «пятьдесят на пятьдесят» - у меня есть родня по отцу в Ростовской области, правда, всего лишь в нескольких километрах от Донецкой, в российском Приазовье, а более глубокие корни моей семьи – с Киевщины, по линии мамы – из-под Белой Церкви. Но забыть край, где ты родился и рос, могут, я думаю, только единицы. А значит, если есть необходимость, нужно поддерживать свою родную землю, чем можешь, тем более, что правда на стороне Украины – это видит весь мир, что бы ни твердили российские пропагандисты. Но самое большое влияние на меня оказала местная украинская диаспора. Здесь, в Чикаго, я увидел множество людей, покинувших Украину десятилетия назад, но верных идее независимой Украины. Я увидел украинские школы, церкви, банки, культурный центр – масштаб поразил моё воображение. В Чикаго есть район, где живут украинцы, – так называемая «Украинская околица». Но это центр города, дорогой престижный район! Никакое не село и не околица!

Я общался с людьми, меня расспрашивали с огромным интересом - я был «з Великої України», так они называли Левобережную Украину. При этом с огромным пиететом и благоговением говорили о стране, в которой многие никогда не были, потому что родились в США.

Через некоторое время после того, как я приехал в Штаты, мне предложили работу на украинском радио – я стал ведущим. Радиостанцию создали и содержали на собственные средства выходцы из Украины, эмигранты новой волны, уехавшие в 90-е годы. К сожалению, грянувший впоследствии мировой кризис вынудил владельцев радиостанции перенести её деятельность исключительно в Интернет. Ну, а моя жизнь пошла по другим дорогам, причём в буквальном смысле.

- Если бы получили официальное приглашение из Украины на гастроли, приехали бы?

Я бы хотел, чтобы украинцы поняли, что только в тех странах, где личность в приоритете, хочется жить и творить 

- Ковид внёс коррективы в нашу жизнь, изменил её и даже в чём-то обогатил – проявилось много чрезвычайно хорошего в людях (как и плохого, к сожалению). Так что это скорее риторический вопрос. Тем не менее, отвечу: конечно, приехал бы.

- Традиционный вопрос: что бы вы пожелали своим подписчикам, слушателям – всем украинцам?

- Я желаю украинцам свободы, независимости, уважения друг к другу. Желаю мира в Украине и понимания, что на первом плане всегда – отдельно взятая личность, и государство существует для людей, не наоборот. Я бы хотел, чтобы украинцы наконец поняли, что только в тех странах, где личность в приоритете, судьба выстраивается так, что хочется жить, творить и быть открытым всему миру.

Александрина Кругленко

Фото из личного архива Вадима Дубовского

*  *  *

Вадим Дубовский и автор интервью Александрина Кругленко сейчас осуществляют ещё один проект: создание украинских версий известных и любимых во всём мире песен. Не так давно Вадим Дубовский записал романс «Белой акации гроздья душистые…» в великолепном переводе известного украинского филолога Александра Даниловича Пономарива, который, к сожалению, несколько дней назад ушёл из жизни. Но традиция продолжится, и многие любимые романсы и песни, вальсы и танго прозвучат на украинском языке.

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2021 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-