Михаил Видейко, историк, археолог
Пиво трипольцам было известно – в одном из поселений были найдены остатки сброженного ячменя
Аудио 25.11.2020 19:25

Недавно публично презентовали уникальный артефакт – «Трипольскую Улыбку». Это древняя коническая миска с двусторонней росписью, очень похожей на изображения современных «смайликов».

По оценке доктора исторических наук, археолога Михаила Видейко, который является одним из крупнейших экспертов в сфере трипольской культуры, время ее появления - 4 тысячи лет до н. э.

Сейчас «трипольский смайлик» находится в Музее Становления украинской нации в коллекции «Колыбель цивилизаций», посвященной древней цивилизации трипольцев-украинцев, которые жили в пределах современной Украины за несколько тысячелетий до нашей эры.

Итак, Михаил, что собой представляет эта уникальная находка?

- Это миска, причем не тарелка, а именно миска, потому что она достаточно глубокая, сегодня в хозяйстве такую бы штуку тазиком назвали. В нее влезает больше ведра воды. По моим приблизительным подсчетам – литров 15, то есть, это вещь не повседневного использования, и, безусловно, она является шедевром древнего декоративно-прикладного искусства. Подобные вещи, как правило, использовали в культовых целях.

То есть, эта миска - обрядовая посуда трипольцев?

- Скорее всего. Если собрать большую семью, несколько поколений или совет старейшин, то чего-то, что в эту миску налить, как раз на всех и хватит.

- Современные технологии позволяют выяснить, что именно в нее наливали. Еще не было такой экспертизы по этому артефакту?

- По этой миске не было. Для этого пришлось бы ее немного поковырять и взять образцы. Такие технологии действительно существуют, хотя и стоят немалых денег, но криминалисты, даже отечественные, и не такое делают.

- Миска стала популярной еще и тем, что на ней довольно странные современные рисунки – то, что мы называем «смайлики». Как можно дешифровать эти символы?

- Можно предложить какие-то версии, опираясь на предварительные исследования рисованных орнаментов. Например, есть защищенная диссертация и еще несколько книг на эту тему, которые написал Тарас Ткачук. Он обработал десятки тысяч изображений из поселений, которые находятся на территории современных Румынии, Молдовы, Украины (и именно в тот период, в который попадает эта миска). Разобрал, где и какие знаки встречаются и в каких комбинациях. Применил комплексный статистико-комбинаторный и семиотический подход, что дало ему возможность предположить с большой степенью вероятности значение отдельных символов, которые очень часто встречаются на посуде.

Вот, например, из чего состоит этот «смайл»? Это круг, в котором мы видим два глаза и «улыбку».

А что такое глаза? Глаза – это (согласно наиболее обоснованной версии) изображение полной Луны. Луна какой бывает? В зависимости от фазы – полная или лунный серп. И здесь изображены две полные Луны, а под ними лунный серп.

Кроме того, мы на этой миске видим четыре группы волнистых линий, которые параллельно будто стекают с краев на дно. Наиболее вероятная версия, что это изображение потоков воды. Там еще есть изображения лунных серпов между этой "ниспадающей водой".

Еще там изображены "треугольники", они такие очень хитрые, если их вершиной вниз перевернуть, мы увидим, что у треугольника "рожки" есть – будто схематически изображена голова быка или коровы. То есть, есть еще и такие изображения.

Можно еще элементарно посчитать, сколько раз каждый символ там изображен: вы найдете 8 полных Лун, лунных серпов больше (их 12), найдете там еще 6 быков и будете долго думать, а что эти цифры означают? Люди, которые разбираются в лунном календаре, могут попытаться поразмыслить, какому промежутку времени соответствуют эти изображения, если их сложить, вычесть, посчитать отдельно.

Кстати, миска с обеих сторон декорирована: с обратной стороны тоже изображения 4-х полумесяцев, расположенных крестом, как и смайлики внутри. Наверняка это было важно и тоже имело какое-то значение, иначе бы с двух сторон эту штуку не разрисовывали.

Интересно, что по форме она немного изогнута – такой формы известны трипольские крышки. То есть, можно предположить, что ею могли накрывать какой-то сосуд. Представляете размеры сосуда, который накрывали, если здесь диаметр 60 сантиметров! Может, тот сосуд вообще был не керамический, а деревянный, или был «соломенником». Такая плетеная из соломы традиционная посуда есть у многих народов мира, украинцы тоже пользовались ею до ХХ века в сельском быту. Это посуда для хранения припасов.

Фрагмент росписи трипольского сосуда возрастом больше 6 тыс. лет. Можно рассмотреть следы инструментов, которыми древние мастера наносили ангоб и роспись

Интересно, что миска покрыта ангобом с двух сторон. Это делают с тем видом посуды, в который что-то наливают. Ангоб создает пленку на поверхности, которая удерживает водичку. То есть, 9 из 10, что эта миска для какой-то жидкости.

ПИВО ТРИПОЛЬЦАМ БЫЛО ИЗВЕСТНО - В ОДНОМ ИЗ ПОСЕЛЕНИЙ БЫЛИ НАЙДЕНЫ ОСТАТКИ СБРОЖЕННОГО ЯЧМЕНЯ

Больше 6 тысяч лет назад трипольцы уже освоили приготовление пива

- К тому же и вода там изображена, вы говорите.

- В древних культурах существовала традиция приготовления различных хмельных напитков, самый распространенный в древнем мире - это пиво. И из исследований доподлинно известно, что пиво трипольцам было известно – в одном из поселений были найдены остатки сброженного ячменя.

Больше 6 тысяч лет назад они уже освоили это! Теперь можно посчитать, сколько литров пива влезает в эту штуку и сколько народу могло погулять (смеется). Это в качестве одной из версий.

Можно еще одну версию: здесь изображено много быков или коров, и если в этом сосуде освятить воду, а затем давать ее животным, они не будут болеть. Мы до сих пор употребляем кто святую, а кто "заряженную" воду с огромным энтузиазмом, а эта традиция идет с очень далеких времен, поскольку древние верили, что можно создать магические средства, которые снимают все проблемы.

Кстати, если внимательно посмотреть, то видно, что миска была разбита, а затем собрана и в таком виде она и была найдена.

- А где именно ее нашли?

- На территории Хмельницкой области, это междуречье Южного Буга и Днестра. Именно из раскопок там известны подобные изделия, сделанные в таком стиле. Там есть даже неплохо раскопанное археологами поселение Тростянчик. И примерно из того региона и эта штука. Найдена она была явно в разбитом виде, иначе бы ее не клеили. Причем изломы древние. Видно, что она лежала так комплектно, потому что практически нет дыр, только мелкие сколы. Настолько прочная керамика, что кололась, как стекло.

Слева и справа от дороги расположено поселение Триполье, найденное впервые Викентием Хвойкой в 1897 году

В УКРАИНЕ ОКОЛО ДВУХ ТЫСЯЧ ТРИПОЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ - ТО ЕСТЬ В ЗЕМЛЕ ЛЕЖАТ МИЛЛИОНЫ ЭТИХ ИЗДЕЛИЙ

- Сколько еще таких артефактов может хранить украинская земля? Сколько их уже найдено?

- Мало кто задумывается, сколько этого добра вообще есть. Представьте себе, что Трипольская археологическая культура существовала около 2 тысяч лет, люди пользовались керамической посудой, возможно, еще деревянной или соломенной. Ни стеклянной, ни металлической посуды еще не существовало, только керамика, керамика, керамика.

Поэтому археологи, исследуя древние поселения, больше всего находят обломков посуды. Я делал подсчеты по результатам раскопок на поселении Майданецкое: там в рядовой хате было 30-50 сосудов, и каждый год хотя бы какой-то процент нужно было обновить. Поэтому за время существования только одного поселения (а это около 3 тысяч зданий) там должно было быть изготовлено несколько миллионов сосудов!

В Украине около 2 тысяч поселений – то есть в земле лежат миллионы этих изделий. Десятки тысяч из них уже выкопаны, что-то выставлено в музеях.

- Каков на сегодня примерный фонд экспонатов трипольской культуры в Национальном музее истории Украины?

Человек способен засорить все вокруг себя – сейчас мы боремся с полиэтиленовыми пакетами, а древний мир был засыпан битой посудой

- Трипольская коллекция в Национальном музее начала формироваться еще с момента его создания. Что-то Хвойка подарил, что-то семья Терещенко, Ханенко. Тогда подарили много посуды, впоследствии много добавили раскопки, вот на 2004 год есть статистика – 70 тысяч единиц хранения. Единица хранения – это и черепок, и целый сосуд.

В Одесском археологическом музее, который еще более древний, 34 тысячи единиц хранения. Итого будет 100 тысяч.

В Институте археологии, если посчитать по черепкам, будет где-то под миллион этого Триполья, потому что это крупнейшие такие археологические фонды. Но все это меньше, чем было изготовлено сосудов на одном трипольском поселении!

Вообще, человек способен засорить все вокруг себя. Вот сейчас мы боремся с полиэтиленовыми пакетами, а древний мир был засыпан битой посудой (смеется).

У нас в Украине как находят древние поселения? Выходят на поле после вспашки и смотрят под ноги, и на каждом поле вы найдете обломки посуды. Это может быть посуда 20-го века, 18-го, 17-го и дальше, дальше, вплоть до того времени, когда примерно 7-8 тысяч лет назад в Украине начали делать керамику.

Выйдите на огород, на котором копают картошку – и вы насобираете кучу битой бабушкиной-прабабушкиной посуды. Так что масштабы космические, даже в Украине.

- Донимают ли вас в работе «черные археологи»?

- Я бы не называл их археологами, это самые обыкновенные мародеры. Когда человек сознательно пошел в поле, собрал красивые черепки и передал их в музей – это одно, я знал таких собирателей, которые целые коллекции собирали и передавали. Но когда он приходит на поле, где есть археологический памятник, некоторые из них даже охраняются законом, и начинает копать, чтобы что-то найти... Это уже другие мотивы. Народ обнищал, и чтобы улучшить свои дела, некоторые этим занимаются. Поэтому донимают, не то слово! Это вообще позор. Другой вопрос - что с этим делать. Власть должна следить за порядком: законы у нас существуют, международные конвенции приняты, здесь полный порядок, осталось их выполнять.

- А частные лица в свои коллекции часто скупают трипольские артефакты?

- Раньше был такой люфт в нашем законодательстве, когда это было возможно. Кажется, после 2004 года приняли закон, который напрямую запрещает это делать, но все равно остается много лазеек.

Во многих странах это тоже проблема. Скажем, в Италии есть "спрут" - на 1-м месте там наркотрафик, а знаете, что на 2-м месте? Торговля древностями! Карабинеры делают засады на этрусских кладбищах, таможня трусит всех на границе, но не может это остановить!

В Соединенных Штатах воюют с любителями старины, которые собирают все на местах старых индейских поселений. А что происходит в Центральной Америке – вообще лучше не вспоминать, потому что там ни одна экспедиция без охраны не будет работать. То же самое на территории Ирана – кажется, там аятоллы уже все завинтили, но даже они не смогли остановить грабеж.

Очень немного стран, которым удается все держать в рамках. Украина, к сожалению, не в топе соблюдения законности, поскольку у нас хватает и других проблем.

ТРИПОЛЬЦЫ ПЕРИОДИЧЕСКИ СЖИГАЛИ СВОИ ПОСЕЛЕНИЯ, ПРИЧЕМ ПЕРИОДИЧНОСТЬ ЗАВИСЕЛА ОТ КОНКРЕТНОЙ СИТУАЦИИ

- Что еще, кроме посуды, чаще всего находят на местах трипольских поселений?

- Остатки хат, иногда захоронения. Находят инструменты, которыми они работали, причем разнообразные – ведь они изготавливали их из костей, из камней, из кремня, даже из металла. Иногда находят обуглившееся зерно или обугленные части ткани.

Украшения тоже можно найти. Это редкие находки, но бывает. Так что человек оставляет после себя не только мусор и битую посуду, а еще многие вещи, которые теряются, ломаются, выбрасываются. Находят также места, где разные вещи изготавливали – те же горны, в которых обжигали керамическую посуду.

Строительство гончарного горна для обжига реконструкций трипольской керамики. Экспедиция НИЛ археологии, 2019 год

- Вы сказали, что вещи, которые находят, обуглены. Именно это подтверждает то, что трипольцы периодически сжигали свои поселения. Что это за традиция такая?

- Да, они их периодически сжигали, причем периодичность зависела от конкретной ситуации. У многих народов существуют священные циклы, которые измеряются годами или десятилетиями, их отмечают, празднуют. Вот одним из элементов празднования этих циклов вполне могло быть и сжигание поселений. По крайней мере, мы исследовали одно поселение, в котором явно периодически проводились обряды сжигания зданий. Потом их остатки хоронили, но все кончилось тем, что они сожгли все поселение.

Такой обряд действительно существовал, но он не изобретен трипольцами, а пришел к нам с родины земледелия – это Малая Азия. Там обряд сжигания зданий практиковали еще за тысячи лет до появления Трипольской культуры. Он прижился в Европе, и трипольцы, возможно, были последними адептами этой религии в регионе, которые ее придерживались. Но в какой-то момент даже они перестали это делать.

- Вы занимаетесь археологией довольно давно: с развитием технологий интерес людей к этой науке уменьшился или углубился?

- Археология состоит из нескольких уровней: есть профессионалы, которые этим занимаются – и традиционно их немного. На всю Украину действующих археологов всего несколько сотен. Если посчитать всех, кто преподает археологию, работает в музеях и в касательных к этой теме сферах, возможно, наберем чуть больше 500 человек. Много это или мало для 40-миллионной страны?

- А интерес со стороны молодежи, студентов?

- Хватает. Я работаю последние 5 лет уже не в Академии наук, а в Киевском университете имени Бориса Гринченко и имею возможность наблюдать за молодежью. К сожалению, в том курсе, который читают сейчас историкам, археология занимает очень мало места, хотя специальность гордо называется «История и археология». То есть, каждый человек, который сейчас получает такой диплом, согласно нашему классификатору специальностей, имеет право проводить археологические раскопки. Каждый год наши вузы выпускают тысячи потенциальных археологов, и только единицы этим занимаются. Так всегда было. Но есть перспективная молодежь – у меня есть даже аспиранты по археологии.

Сегодня перед молодыми открываются большие возможности – в отличие от советских времен, когда вся эта археология замыкалась в пределах большого Советского Союза. Сейчас мы вернулись к ситуации, которая существовала 100 лет назад во времена Викентия Хвойки. Археология - это наука интернациональная, вы можете родиться в одной стране, а заниматься археологией в другой.

Например, у нас был совместный проект с британскими археологами – еще 30 лет назад это была полная фантастика. Для избранных проверенных лиц - были какие-то проекты, но рядовой археолог не мог туда попасть. Мой учитель Николай Шмаглий за всю свою жизнь побывал на международных конференциях 3-4 раза. Я иногда за год больше объезжаю.

В экспедиции, которая работала в украинском селе Небеловка (мы как-то посчитали) работали представители 15 стран! Я занимался трипольскими материалами со специалистами из Соединенных Штатов, Японии, Британии, Польши, Германии, Италии. Теперь уже есть дипломированные специалисты по трипольской культуре, которые защитили диссертации в Британии и Германии. Такого 100 лет не было!

Мой аспирант Евгений Слесарев сейчас поступил в аспирантуру в Кильский университет (Германия), с которым мы сотрудничали. Его оценили и пригласили туда.

Евгений Слесарев (слева) и Виталий Рудь, кандидат исторических наук, сотрудник НИЛ археологии

Археологи из Института археологии работали на Аравийском полуострове, их шейхи приглашали проводить раскопки. Это свидетельствует, что к украинской археологии серьезно относятся и наших специалистов ценят.

УКРАИНА НЕ ФИНАНСИРУЕТ РАСКОПКИ С 1994 ГОДА. СКОРО 30-ЛЕТНИЙ ЮБИЛЕЙ НЕФИНАНСИРОВАНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ АРХЕОЛОГИИ

- Технически оснастить экспедицию сейчас, наверное, гораздо проще, чем раньше?

- То, что, собственно, необходимо для раскопок, собрать несложно: этот набор вы можете найти даже в «Эпицентре» – пусть это будет не очень качественное, но снаряжение. Имея определенную сумму денег, небольшую экспедицию вы сможете оснастить. Через дорогу в супермаркете закупите еще и еды на месяц – и можно ехать, больше ничего не надо.

Это в советские времена собрать экспедицию было чем-то невероятным: со склада мы получали банку со сгущенкой и гречку в мешках. Затем мы выменивали это на месте у селян на другие продукты или оплачивали ими работу рабочих.

Кстати, Украина уже давно не финансирует раскопки, с 1994 года, скоро будем отмечать юбилей – 30-летие нефинансирования полевых исследований из бюджета.

- Но ведь каким-то образом они осуществляются? Кто-то на энтузиазме за свой счет их проводит?

- Это – спасательные раскопки, международные гранты, меценаты. Также мы, археологи, сами свои деньги вкладываем: я что-то зарабатывал, писал книги для зарубежных конференций, а потом на эти деньги ехал.

В настоящую экспедицию (мы считали, когда доллар был по 5), если у тебя меньше 20 тыс. гривен, то лучше не выезжать. Это так, чтобы неделю поработать нормально – небольшие деньги, но пропорция сохранилась.

Археология - вещь весьма ценная, не зря все археологические общества в XIX веке, в начале ХХ назывались королевскими или императорскими. Первые лица в государстве были меценатами, например, Кайзер Вильгельм І. Он прославился, как говорят, тем, что из собственного кармана профинансировал раскопки и последующее восстановление римского форта.

Но раскопать – это только маленькая часть работы, как оказалось – самая простая. Затем необходимо реставрировать эти вещи, а о том, чтобы провести анализы, пригласить для этого специалистов, приобрести соответствующее оборудование, – я вообще молчу.

Сейчас очень большие возможности открывает то, что называют археометрией. Это раздел археологии, который использует методы естественных наук для получения дополнительной информации. И круг этих естественных наук разрастается все время. Антропология изучает останки человека, зоология – останки животных. Потом пришли геологи, которые начали изучать древние здания – используемые строительные материалы, из чего сделаны горшки, из чего сделаны инструменты.

Сейчас у нас уже здесь и палеогенетика, и чуть ли не ядерная физика, достижения которой (изотопный анализ) применяют для датировки и определения – сколько лет артефакту. Вы спрашивали о том, как узнать, что было в той миске – так это химики на молекулярном уровне изучают, что там сохранилось в стенках.

Недавно открылась маленькая сенсация, что трипольцы свиней кормили зерном

Молекулярная биология пишет родословную не только людей, но и животных. Мы можем узнать, из какого места хозяйская свинка происходит. Мало того, изучив ее кости, специалисты, изучающие изотопы, могут узнать, чем ту свинку кормили.

Недавно открылась маленькая сенсация, что трипольцы свиней кормили зерном! А попутно выяснили, что это зерно было выращено на полях, которые удобряли навозом. Трипольцы до этого додумались! К таким выводам пришли, изучив изотопы.

Что-то можно делать и в Украине: например, в прошлом году вышли на отечественных криминалистов, которые на своем оборудовании изучили состав трипольской краски, которой расписывали миски. Каждая краска состоит из пигмента (это какой-то порошок) и из растворителя, в который его бросают и получают краску. Это может быть самое обычное масло, спирт, ацетон или скипидар.

Но что использовали трипольцы – рецептов и инструкций нет. Так вот, они вывели нас на растение, которое сорняком растет повсюду – молочай.

Оказывается, если из молочая выжать беленькое молочко и обработать его, и на нем развести порошок, то вы получите краску, которая будет держаться на сосуде 6 тысяч лет!

– То есть, молочай - «трипольский» растворитель? И какого цвета эта краска будет?

- Все зависит от того, какой вы минерал найдете. Как раз была экспериментальная экспедиция в селе Халепье – студенты каждый день ходили на пляж, где на берегу Днепра много разных камней с утеса падает. Насобирали цветных камешков, растерли их в порошок – и получили целую палитру, которой можно было разрисовывать горшки.

То есть, у людей были знания, какую (и где) глину искать, какие камешки, что с ними делать. Потому что там еще есть маленькая хитрость: если вам вдруг захочется черный или красный цвет, порошок нужно в посудинке поставить на огонь, что, собственно, мы и делали в экспедиции.

Раскопки на поселении Триполье, 2018 год. Нашли котлован, из которого трипольцы брали глину для строительства

ИЗОТОПНЫЙ АНАЛИЗ КОСТЕЙ ИЗ ЗАХОРОНЕНИЙ ПОКАЗАЛ, ЧТО У ТРИПОЛЬЦЕВ В РАЦИОНЕ ПРЕОБЛАДАЛА РАСТИТЕЛЬНАЯ ПИЩА

- Известно, какой был рацион у трипольцев? Что они употребляли в пищу?

- Известно. Изотопный анализ костей из захоронений открывает эти тайны. У трипольцев в рационе преобладала растительная пища. Они выращивали злаки — пшеницу, ячмень, выращивали горох. А из зерна диапазон блюд - от каш до каких-то хлебцев, лепешек.

Мы даже не представляем, сколько съедобных растений вокруг нас, начиная от одуванчиков и подорожника и заканчивая такой экзотикой, как корешки камыша. Это все можно очень вкусно приготовить с приправами из диких трав.

Об этом узнают, во-первых, по отпечаткам растений на керамике, обугленных зернах, а дальше – уже почти магия – ботаники изучают не только растения, но и пыльцу древних растений. Оказывается, она может храниться десятки тысяч лет! Если из соответствующего слоя поселения вы отберете пробу и сдадите на экспертизу (это довольно дорогостоящее удовольствие), то узнаете, что росло там вокруг хаты: были ли там крапива, подорожник, и какие там маки росли на поле. Составляете спектр растений и смотрите: что из этого можно съесть, чем можно гадать, а что является лекарством.

Конечно, если мы находим кости животных, это означает, что их когда-то съели. Там и крупный рогатый скот был, и свинки, и овечки, и козочки, все-все, почти, как у нас.

Когда изучают изотопы из костей человека, то узнают, что он преимущественно ел. Причем в пределах популяции может быть, что одна общественная группа ест одно, а другой группе положено есть другое.

Например, британцы совместно с украинскими антропологами исследовали костяки охотников и рыболовов, которые жили тысячи лет назад над днепровскими порогами. Там еще в ХХ-м веке нашли много могильников (кстати, уникальное явление для Европы – самая большая коллекция древних захоронений, возможно, из Приднепровья происходит). В Оксфорде изучили их кости, и оказалось, что в этом обществе женщин кормили растительной пищей, а мужчины питались рыбой и мясом! Вот распределение по диете (смеется). Антропологи уже давно обратили внимание, что женщины у них небольшие, а мужчины коренастые, под 2 метра ростом.

ИЗОБРЕТЕНИЮ "КИПЯТИЛЬНИКА" ИЗ РАСКАЛЕННОГО КАМНЯ И "СТАКАНА" ИЗ КОРЫ БЕРЕЗЫ - БОЛЬШЕ 8 ТЫСЯЧ ЛЕТ

- Интересно, а когда человек впервые догадался приготовить хлеб? Это ведь нужно было смолоть зерно, смешать с водичкой, потом испечь. Это очень сложный процесс, это не просто мясо пожарить.

- Я думаю, очень давно, явно еще до изобретения земледелия. Потому что уже в каменном веке многие люди вынужденно собирали все, что можно было съесть.

У них была проблема, с которой мы сейчас сталкиваемся только в том случае, когда нам отключат свет и пропадет все, что в холодильнике. А вы попробуйте пожить без холодильника! Вид человек разумный, хомо сапиенс сапиенс существует 200 тысяч лет. А холодильниками пользуются последние 100. Была глобальная проблема запасания того же мяса зимой. И тогда уже появились знания о том, что можно съесть. Не просто съесть, его ведь нужно как-то приготовить. За нами – 200-тысячная история развития кулинарии, которую мы себе примерно представляем.

Некоторые растения можно хранить в сушеном виде, что-то может быть в вяленом, затем их можно переработать и приготовить. Если вы убрали из продукта влагу, вы его будете разводить в воде.

Еще одна проблема, которая была в каменном веке, - это проблема посуды, но они и ее решили. Во время раскопок иногда находят посуду, которую делали из дерева и из коры деревьев. Из обычной березы обдирали кору и делали что-то вроде стакана. Затем наливали в него воду, бросали в костер камешек подходящего размера, накаливали его – и опускали этот «кипятильник» в ваш стакан. Вода закипает, после этого можно заваривать «чай». Этому изобретению - больше нескольких тысяч лет, по крайней мере, я на территории Украины находил такие «кипятильники» на стоянках, которым больше 8 тысяч лет.

Люди еще не знают керамической посуды, но уже умеют заваривать чай!

У древних охотников была другая диета: там человек каждый день съедал несколько килограммов мяса и жира, потому что вообще больше нет ничего. Поймали оленя, едим. И так до следующего оленя. Но вы печень посадите моментально на этой мясной диете, если не будете пить много жидкости.

В трипольские и передтрипольские времена у европейцев появился ген, который отвечает за расщепление лактозы. И европейцы начали пить молоко. Это важная составляющая диеты, которую, как ни смешно, долгое время не учитывали. И вот лет 10 назад мои коллеги по математике и археологи из Ньюкасла в Британии включили молоко в диету. Оказалось, что если выпивать определенное количество молока в день и заедать его хлебом, вы получите достаточное количество калорий.

Я, кстати, когда поехал на эту конференцию в Лондон, решил проверить эту "трипольскую диету" на себе. Последние 3 дня поездки я посещал Британский музей. Прогуливался пешком до музея и обратно 18 километров, а питался так: покупал себе в день 2 литра молока и хлеба. И так три дня. Мне этого хватало. Еще чай утром и вечером пил. Таким образом я полностью влез в шкуру «трипольского человека».

- Посоветуете попробовать такую «трипольскую диету» и нам?

- Не знаю (смеется). У меня было 3 дня, а если этим заниматься месяц – не знаю, как это повлияет на фигуру или еще на что-то. Диета должна соответствовать вашим энергетическим затратам.

Кстати, энергетические затраты древнего человека - довольно солидные. Представьте себе, что вы хозяйка в доме и вам нужно на день напечь хлеба на четырех членов семьи. То есть, вам нужно приготовить 2 килограмма хлеба. Знаете, сколько времени вы будете муку для этого хлеба готовить? 4 часа. Именно столько времени в день вы будете каменной зернотеркой растирать зерно. Затем вам нужно будет принести 10 килограммов дров (по 2,5 килограмма на каждого), и воду. Но у вас будет не ведро, а несколько горшков, которые весят почти столько, сколько вода, которую вы в них нальете. Каковы будут ваши энергетические затраты? И последствия от такой диеты для трипольской женщины и для современной будут совершенно разными.

НАЙТИ 50-ЛЕТНЕГО ЧЕЛОВЕКА В ТРИПОЛЬСКОМ ПОСЕЛЕНИИ БЫЛО ТРУДНЕЕ, ЧЕМ У НАС В ВАГОНЕ МЕТРО

Если считать детскую смертность, то средняя продолжительность жизни трипольцев, о Боже, – 18,5 лет

- А какая продолжительность жизни у них была?

- Это уже мы выходим в сферу статистики. Но, если считать детскую смертность, то средняя продолжительность жизни, о Боже, – 18,5 лет.

Если считать без детской смертности, то 34 - для женщин, 35 - для мужчин.

Но есть индивиды, которые доживали до старшего возраста, до 80 лет включительно. Это, как всегда, лотерея. Но найти 50-летнего человека в трипольском поселении, я думаю, было труднее, чем сделать это у нас в вагоне метро.

- Была же, вероятно, какая-то медицина, знахари, травники?

- Я думаю, что там были очень высокие знания, то, что мы называем фитотерапией. Потому что есть находки лечебных зерен, трав (обугленных тоже), причем видно, что их запасали.

Очень интересно: когда набираешь название растения на латыни и смотришь в Википедии, с одной стороны, рассказывается, что оно обладает лечебными свойствами, и почти о каждом написано, какие магические свойства приписывались ему в древности. То есть, медицина и магия шли рядом. Они только сейчас разделились, но традиции слишком долгие, чтобы от них легко было избавиться.

Но этого было мало, потому что очень сложные условия существования. Представьте себе, что вы зимой при минусовой температуре ходите в обуви, которая сделана из кожи, промокает.

В вашей хате средняя температура не будет дотягивать до 15 градусов. Причем топиться ваша хата будет "по-черному", и вам нужно проветривать, чтобы вышел дым, но, в любом случае, вы надышитесь дыма. То есть, легочные болезни обеспечены, плюс при низких температурах – воспаление легких.

Немецкие специалисты проверили реконструированный дом древних земледельцев (там конструкция более примитивная, чем у трипольцев, у них не было чердака), и оказалось, что в этом доме по углам температура выше нуля зимой не поднималась! Там +14 только вокруг очага в радиусе нескольких метров было. Они все должны были ютиться возле этого очага и дышать дымом для того, чтобы выжить.

Потом. Любой порез или травма – это инфекции, которые попадают в кровь. Вы будете их лечить подорожником и другими противовоспалительными травами – и не факт, что вылечитесь. Военные травмы с поражением каким-то оружием - смертельны. Есть специальные работы антропологов, которые изучают причины смертности, то, в частности, от военных действий была достаточно высокая смертность, тогда воевали часто. Понятно, что это все сокращало жизнь.

Что хорошо лечилось, так это переломы. Люди после переломов выживали, это по костякам видно.

ТО, ИЗ ЧЕГО ВЫКАРАБКАЛОСЬ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО НА СЕГОДНЯ, С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ АРХЕОЛОГИИ – ВЫГЛЯДИТ ЧУДОМ

- Аж мурашки по коже! Хорошо, что мы сейчас родились.

- Нам повезло! Мы это можем изучать и удивляться, как они выживали тысячами лет. Но, в любом случае, они жили лучше, чем их предки, которые бегали за оленями на Волыни под ледником, или те, кто первым пришел в Европу и охотился здесь на мамонта. Те вообще жили в каких чумах, ярангах среди снегов, которые заносило ветром, к ним приходили голодные животные, которые хотели что-то украсть или съесть хозяев – и от этого нужно было отбиваться. И так они жили ни много ни мало, а больше 20 тысяч лет! Не 200, и не 20. То, из чего выкарабкалось человечество на сегодня, с точки зрения археологии – выглядит чудом. Это как попасть на другую планету, и там – о, инопланетяне!

Кстати, я думаю, что жизнь трипольцев для их соседей, которые жили в лесу или на Днепре, выглядела такой же фантастикой, как для нас поездка в Лондон или Вашингтон.

Представьте: вы живете в шалашах в лесу, а здесь стоят огромные двухэтажные хаты, народ ходит в одежде не из шкур, а из ткани (!). Тогда любой кусок ткани для человека, живущего в традиционном охотничьем хозяйстве, был большой ценностью. У него не было возможности ее сделать. Возможно, знал технологию, но не было времени, потому что должен искать хлеб насущный, каждый день охотиться, ловить, чтобы на зиму что-то запасти.

У земледельцев этой проблемы нет: у них есть запасы, есть пиво, и можно попить не только кровь животного или водички из реки. Они жили роскошной жизнью, а какие у них умные люди, которые рисовали все эти вещи на мисках!

ВПЕРВЫЕ ЗА ПОСЛЕДНИЕ 120 ЛЕТ АРХЕОЛОГИ, КОТОРЫЕ КОПАЮТ В УКРАИНЕ НА ТРИПОЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЯХ, НАШЛИ ЗОЛОТО

- Какая у вас самая интересная археологическая находка? Есть какие-нибудь интересные штуки?

- Когда была экспедиция с британцами, мы раскапывали трипольский храм – это самый большой из раскопанных храмов древних в Европе, которому 6 тысяч лет. Это окрестности села Небеловка в Кировоградской области. Он на 2 тыс. лет древнее Стоунхенджа.

Это было здание размером 20х60 метров (больше дома-«хрущевки» на 3 подъезда, чтобы легче представить масштабы). В высоту – как «хрущевка» до третьего этажа, только не из кирпича, а из дерева, глины и камыша.

- А как вы поняли, что это именно храм?

- Что должно быть в храме? Алтари, посуда для причастия – мы это нашли. Там также были следы жертвоприношений – остатки сожженного ягненка, классика – «агнец божий», уже принесенный в жертву.

Но самой большой сенсацией этих раскопок стала находка золотой подвески. Впервые за последние 120 лет археологи, которые копают в Украине на трипольских поселениях, нашли золото. Ее вес всего примерно 1,5 г, но это золото! У нее оказалась очень интересная история: когда сделали спектральный анализ этого украшения, то выяснилось, что там золота – около 60 процентов, а остальное – серебро, различные мелкие примеси, медь, железо – и все в каких-то долях процента, а это называется – электрум. А именно из электрума были сделаны первые в мире монеты.

Вы ведь помните, лидийский царь Крез первый начал чеканить монеты, потом это начали делать эллины, которые там поселились. Город Кизик в Малой Азии чеканил монету "кизикин" из этой смеси золота и серебра (они даже в Украину попадали). Оказывается, что в окрестностях тех эллинских городов в Малой Азии течет река Пактол, в которой древние люди мыли золото. Там и сейчас турки его добывают. Эта река протекает и мимо Трои, то есть, возможно, наша подвеска – вот из того самого золота, из которого делалось золото Трои. Нам самим стало интересно, какими путями прошли люди с этим золотом, что они видели по дороге, о чем они рассказывали. Это уже тема для отдельных фантазий, можно писать целые литературные произведения.

- Очень интересно. Я вам очень благодарна за такую живую экскурсию в Триполье!

- Видите, археологов мало, но историй много (смеется). Я каждое слово могу засвидетельствовать: есть отчеты, есть раскопки. Когда я только начал заниматься археологией, то понял, что здесь не надо выдумывать – все лежит под ногами, надо только суметь это увидеть.

Любовь Базив. Киев

Фото Елены Худяковой и из личного архива Михаила Видейко

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2021 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-