Тимур Бобровский, археолог
В одном из раскопов на территории Софии Киевской мы нашли остатки захоронения еще V века до н.э., скифских времен
07.12.2020 15:45

Археолог, спелеолог, памятникоохранник и один из соучредителей Музея Майдана Тимур Бобровский несколько лет посвятил исследованию территории Софии Киевской. Полевой сезон закончился, археологи закрывают раскопы и до весны занимаются изучением находок. Территория, окружающая Софийский собор, - как неисчерпаемый колодец, говорит кандидат исторических наук Бобровский. Где ни копни, видишь следы тысячелетних событий. Когда-то здесь было поле и придорожное кладбище, потом – святыня и ее усадьба, которая неоднократно перепланировывалась, и чем больше доказательств этих изменений находят ученые, тем загадочнее выглядит история собора.

2000 ФРАГМЕНТОВ ФРЕСОК ИЗ ЗАГАДОЧНОЙ ЧАСОВНИ

- Тимур Анатольевич, ведь это уже не первые раскопки в Софии Киевской. Почему там до сих пор работы - непочатый край?

- В середине самого собора довольно много раскопано - примерно наполовину или даже на две трети. А вот с территорией ситуация другая. Регулярные исследования проводились в конце 30-х - начале 40-х годов, затем был перерыв на Вторую мировую войну. И со второй половины 40-х - в начале 50-х практически каждый год какая-то экспедиция работала на территории. Но работы не имели системного характера, копали разрозненные участки. Очевидно, это было связано с прокладкой каких-то инженерных сетей, во время которых наталкивались на артефакты и начинали раскопки. А потом в 70-х годах сам заповедник проводил небольшие исследования и все. Удивительно, что археологи обошли вниманием эту территорию. Может, это связано с тем, что и нашу работу усложняет – усадьба воспринимается как парковая зона и вмешательство археологов нарушает благоустройство, это не очень нравится руководству, посетителям.

- А вы начали собственные исследования, потому что появилась какая-то новая гипотеза, новые данные и нужно было их проверить?

- Территория бывшего древнего Киева в пределах усадьбы национального заповедника "София Киевская" не застроена плотно и, я посчитал, изучена примерно на 10%. А ведь это центр древнего города, территория резиденции Киевского Митрополита начиная с XI века! Мы хотели вместе с Институтом археологии начать длительную программу исследований, чтобы понимать, какие памятники окружали Софийский собор, как складывалась их история. Удалось провести два сезона 2013-2014, затем был вынужденный перерыв до 2018-го. Выяснили, что определенное количество археологических объектов под землей страдает от различных факторов. На территории очень часто случаются провалы, в частности, от заброшенных подземных сооружений XVII -XVIII веков. Эти объекты очень интересны сами по себе, но они разрушаются и приводят к разрушению культурного слоя над ними. Деструктивный элемент – также старые коммуникации, проложенные в XX веке, часто уже нерабочие. Через них поверхностные воды попадают в культурный слой и размывают его. А из-за многочисленных перепланировок территории древние кладки оказались в зоне промерзания. Ждать нельзя, через 20-30 лет мы просто потеряем эти достопримечательности.

Теперь ведем охранные археологические исследования в местах, где обнаружили во время разведок объекты, находящиеся под угрозой. Дальше нужно их изучать, консервировать и планировать музеефикацию.

- У вас были какие-то ожидания, расчеты найти то или иное, что-то конкретное выяснить?

- Безусловно. На этой территории где ни копни - на что-то наткнешься. В частности, два года назад в заповеднике прокладывались новые электросети, и в траншеях под электрические кабели мы наблюдали кое-что интересное, записали себе места. Поэтому последние два года мы работали на объекте, обнаруженном именно благодаря увиденному в тех траншеях.

- Вы имеете в виду раскопки часовни?

- Да, ее остатков. Мы заметили кладку на очень малой глубине - всего 40 см. То есть, уже несколько десятилетий они находятся в зоне промерзания и разрушаются. Но теперь мы уже провели исследование, сделали консервацию с утеплением и ждем, что у заповедника появятся средства для полноценной музеефикации. Мы хотели бы обязательно показать эту кладку людям.

Там не только фундамент, а даже нижние части стен сохранились. Кладка выполнена из древнего кирпича - плинфы на цемянковом растворе. Довольно интересный объект.

- Какие выводы вы для себя сделали? Когда построили, для чего часовня служила, чья рука к ней причастна?

- Раскопать и зафиксировать - это половина дела. А теперь все находки, все, что мы зафиксировали на фотографиях, на бумаге и в описаниях, в чертежах, нужно свести воедино. И мы этим будем в ближайшие месяцы заниматься. И только после этого выйдем на какую-то окончательную гипотезу. На данный момент предположений довольно много. Знаем совершенно точно, что это сооружение было построено в конце XII – начале XIII века и просуществовало недолго. Уже в конце XIV века оно находилось в разрушенном состоянии и постепенно примерно к началу XVII века его разобрали полностью. Строили ее мастера не только киевского происхождения, но и артель из Чернигова или из Смоленска. Служило здание часовней, то есть небольшой церковью. Однако, вероятно, имело еще какое-то назначение - было в комплексе въездных ворот на усадьбу, служило мемориальным сооружением, возможно, использовалось в качестве колокольни. Станет понятнее, когда выясним, действительно ли нашли среди развалин фрагмент колокола, связан ли он был с этим зданием.

КОГДА В СОБОРЕ СБИЛИ ФРЕСКИ И ПРОВЕЛИ ПЕРВЫЙ РЕМОНТ

- На этом же месте были найдены части фресок, элементы смальты. Как они могли там оказаться?

- Они не связаны с этим зданием, и это странно тоже: церквушка без какого-либо фрагмента фресок - не характерно для древней Руси. Возможно, просто не успели ее украсить фресками. А вообще из этого раскопа у нас очень большая коллекция - более двух тысяч фрагментов фресок, но они происходят из Софийского собора. Возможно, это результат ремонта, который происходил в Софийском соборе примерно в начале XII века. И мы пытаемся с этим разобраться, сравнивая найденные фрески с росписью в соборе. Очевидно, во время ремонта сбили значительные участки фрескового слоя XI века и как мусор их выбросили, засыпали в один из котлованов рядом с собором. Мы имеем дело с одним из самых первых ремонтов Софийского собора.

- Как вы думаете, это могло произойти по каким-то идейным причинам - кому-то перестали нравиться сюжеты фресок или еще что?

- Нет-нет. В Софийском соборе на протяжении веков ремонты происходили неоднократно, - меняли интерьер, закладывали какие-то ненужные окна, снимали часть росписи и делали новую. Собор большой, много фресок, все они были разного качества. Какие-то могли начать разрушаться через 100 лет после строительства собора. Неизвестно точно, с чем связаны эти текущие ремонты, но котлован, в котором мы нашли фрески, был под деревянным зданием, которое, вероятно, сгорело в пожаре. Ремонт в Софийском Соборе в начале XII века тоже мог быть связан с последствиями пожара на территории. Сам собор каменный, мало страдал от пожаров, но у него были деревянные завершенные бани, покрытые свинцовыми листами на деревянных каркасах.

Это нормально для любой старой церкви – время от времени в них что-то добавлялось, прорезались или увеличивались проходы. Скажем, во времена Ивана Мазепы (конец XVII - начало XVIII века) надстроили второй этаж над внешними галереями. А чтобы этот второй этаж мог существовать, пришлось полностью разобрать все древние своды внешней галереи. На сводах были, в частности, и фрески. По всей территории Софии Киевской натыкаемся на следы этого ремонта – куски кладки, фрагменты фресок.

Сейчас пытаемся из тех фрагментов собрать какие-то части, склеить, отыскать следы древних надписей - граффити.

- А что при этом применяете? Имею в виду, пригодится ли современному археологу какое-то компьютерное моделирование, другие инновационные штучки.

- Безусловно, сегодня в археологии есть возможность привлекать большое количество таких новейших методов. Например, мы пытались использовать георадар, но если в чистом поле это эффективно, то нам мешало большое количество современных городских коммуникаций. Используем металлоискатель на раскопе, чтобы не пропустить мелкие металлические находки. Найденное затем нужно помыть, отчистить от грязи, и это все обычной водой, никаких хитростей. Разве что случается очень поврежденное стекло, в таком случае зовем реставраторов со специальными химикатами. Мы собираем очень много древних строительных материалов - растворов, фрагментов кирпича, которые потом отдаем на анализ, чтобы знать, из какой именно достопримечательности или из какой части памятника они происходят. То есть, очень много современных методов, которые мы если и не применяем повседневно, то держим в голове и откладываем образцы, чтобы, когда появятся деньги, сделать анализы. А компьютерное моделирование необходимо, когда фрагментов фресок очень много. Тогда их сканируют и "собирают" в программе. Но это работает, если элементы – из одного места, а наши, похоже, из разных участков. Поэтому 10-20 похожих фрагментов можно и вручную собрать.

- Далеко не всегда искусственный интеллект лучше человеческого?

- Конечно. Искусственный интеллект полностью археолога заменить не может, потому что очень важно не только видеть и понимать, что нашел, но и просчитать, что дальше с этим делать. Не знаю случая, когда компьютер мог бы заменить опытного археолога в поле. Что касается камеральной обработки находок, то компьютерные технологии могут пригодиться. Но это все очень дорогостоящие процессы, а поскольку мы работаем в бюджетном учреждении, то должны исходить из возможностей госбюджета. Надеюсь, рано или поздно мы выйдем на новый технологический уровень исследований. Но для этого необходимо, чтобы, дай Бог, наши исследования продолжались по крайней мере ближайшие 10 лет.

МОНАСТЫРСКИЕ ПОДЗЕМЕЛЬЯ И ЗАХОРОНЕНИЯ В СОФИИ

- А расскажите еще, пожалуйста, об упоминавшихся провалах. Что это может быть? Какие-то еще более древние постройки, пустоты, подземелья?

- В XVII веке, когда после длительного перерыва был восстановлен монастырь при соборе во времена Киевского Митрополита Петра Могилы, вокруг собора возник ансамбль монастырских деревянных зданий. И очень характерным для застройки ансамблевых конструкций XVII - начала XVIII века было то, что с них начинались большие погреба, которые имели вид очень длинных и разветвленных подземных галерей. Так строили не только в Киеве, но и во всей Европе. Подземелья имели хозяйственное назначение, там хранили припасы, крам. Когда в начале XVIII века начали строить новые каменные здания, то отказались от этих старых погребов, начали делать кирпичные подвальные помещения под домами. А покинутые погреба со временем начали рушиться. Впервые эти обвалы начали случаться еще в конце XVIII века, а потом время от времени происходили довольно частенько. На начало XXI века пришлась очередная серия активизации разрушения этих сооружений, и мы начали работу на одном из провалов. Уже докопали до глубины 4.5 м, но еще не добрались до подземного сооружения, которое привело к провалу. По крайней мере, нам удалось избежать попадания поверхностных вод в это подземное пространство, поэтому разрушение сооружения и прилегающего культурного слоя прекращено. В следующем году, надеюсь, выйдем на само это сооружение и исследуем его.

- А найденные артефакты – браслет, заколка, скелет женщины – к какому периоду относятся? Может, еще к дохристианскому?

- В раскопе, на котором мы работали два последних года, было найдено два захоронения: одно - XVII век, второе - XI век. Более позднее захоронение, вероятно, это был монах, потому что у него под головой подложено деревянное бревно, а это считается признаком духовенства. Нательных крестиков не нашли. Хотя, возможно, какой-то и был, но деревянный, от которого и следа не осталось. Второе захоронение XI века - похоже, пожилая женщина, положенная в деревянном гробу. Удивило, что это довольно рядовое захоронение, расположенное возле собора - не митрополит какой-то, не почтенная особа. Нашли только два мелких височных колечка - признак небогатого захоронения, которое по неизвестным причинам расположили фактически перед главным входом Софийского собора.

Также нашли одну незаконченную могильную яму того же времени неподалеку. Поэтому не исключено, что от основания собора до середины XI века территорию вокруг него использовали как городское кладбище, а уже во второй половине века изменилась концепция и хоронить людей перед собором прекратили. Практика захоронений вокруг собора возобновилась только в XVIII веке, но существовало ли там большое кладбище в XI веке, или это единичные захоронения, мы сможем сказать, когда раскопаем значительно большую площадь.

- А что могло быть на этой территории до нашей эры? Софию, кажется, не на пустом месте построили, есть такая версия.

- Как раз наоборот, София была заложена на «поле вне града». Когда-то это было поле вне города, хоть и не совсем пустое: вдоль него проходили основные магистральные пути с юга, запада в город Киев. А мы знаем, что в европейских культурах и в античном мире вдоль магистральных путей вне города всегда размещались древние кладбища. Покойников выносили за пределы поселений и хоронили, затем поселение разрасталось, захватывало место бывшего кладбища, которое переносили еще дальше. И на территории усадьбы Софии Киевской, как нам известно из исследований начала XX века, существовало несколько курганов, под которыми были похоронены дружинники киевского войска. Там даже встречались захоронения всадников с лошадьми дохристианских времен. А в 2018 году в одном раскопе мы нашли остатки захоронения еще V в. до н.э., скифских времен. Женщина - не скифянка, местного происхождения, вероятно, принадлежала к одному из земледельческих племен, которые в то время населяли территорию нынешней Киевской области. Похоронена в обычной могильной яме, только тело ориентировано ногами не на восток (по христианскому обычаю), а на запад. Отнесли его к V в. до н. э., потому что нашли бронзовую булавку очень характерной формы (их называют посоховидные), по этой булавке и датировали это захоронение. Очевидно, где-то неподалеку, ближе к Днепру в низменности существовало поселение этих земледельцев, а своих покойников они таскали на гору. Это захоронение - пока самое раннее на этой территории.

- Что касается возраста самой Софии: то, что князь Ярослав основал собор, якобы уже подлежит сомнению, есть другие теории. Действительно ли ученый мир пришел к выводу, что собор при Владимире заложили?

- Только отдельные исследователи в Украине пришли к такому выводу, а другие – как в Украине, так и за ее пределами – разделяют точку зрения, что никаких оснований утверждать, что Владимир основал Софию, нет. Архитектура, ансамбль живописи, мозаики - все характерно для первой половины - середины XI века. Но с датой основания собора есть определенная проблема, поскольку древние летописи указывают их несколько. Возможно, когда-нибудь именно от археологии мы получим четкий ответ, кто, когда и при каких обстоятельствах построил собор.

- А на какие еще вопросы нужно ответить? Какие загадки, разногласия, парадоксы отметили для себя на раскопках в Софии?

- Каждый раз раскопки дают ответы на один вопрос и сразу же формулируют несколько новых. Например, почему во второй половине XI века перед собором появилась какая-то очень странная конструкция: всю территорию выровняли и пересыпали глиной, сделали из мелких камешков покрытие? Есть разные версии: строительная площадка, отмостка под площадь для собраний перед Софийским собором... Ответа пока нет, а мы раскопали за два года около 100 кв. м, и на всей площади - следы такого покрытия. В конце XI века на этом месте появляются какие-то деревянные здания, больше похожие на хозяйственные комплексы. Но что эти хозяйственные комплексы делают перед самым центральным входом в собор? В XII веке они сгорают и снова на этом месте возникает площадь. Думаем, это та самая летописная вечевая площадь — так сказать, "первый киевский майдан".

Видите, у нас традиции майдана очень старые, идут с X-XI веков, потому что знаем из летописей, что один из киевских вечевых майданов существовал именно перед Софией, где киевляне могли собраться, чтобы решить какие-то городские дела, или выразить недовольство политикой князя.

Или часовня, которую мы раскопали - каковы обстоятельства ее возникновения, почему вдруг ее построили, еще и странной, я бы сказал, непривычной для древней Руси архитектуры. Без боковых стен, в виде большой беседки (8х6 метров) на четырех столбах с баней и только одной стеной с восточной стороны. Такой архитектуры мы не знаем в древней Руси, такое строили где-то в Византии или Западной Европе. Ответы будем искать как при новых раскопках, так и в находках и материалах, добытых во время предыдущих.

- Представим, что у КГГА или Министерства культуры появилось много денег и можно копать что хочешь, где хочешь. Вы знаете город очень хорошо, когда-то, знаю, работали в отделе "Киев подземный" Музея истории города Киева. Куда, по вашему мнению, нужно немедленно идти и копать, потому что там точно что-то интересное есть и нельзя терять времени?

- К счастью, пока в Киеве таких точек очень много. Это был столичный город, в котором находилась Киевская митрополия - центр православной церкви в Восточной Европе вплоть до XV века. Это отразилось в количестве сохранившихся памятников (хотя бы в качестве фундаментов, остатков). И на сегодня раскопаны лишь единицы из них. Если бы у города появились средства, следовало бы разработать большую программу с музеефикацией. Археологи определят места первоочередных, самых интересных памятников, а после их работы нужно, чтобы и люди могли увидеть, что осталось от здания, как была сделана кладка. Сделать так, как это происходит во всем мире – а таких объектов очень много в Германии, Италии, Франции, Греции, Турции или Болгарии, где очень много древних памятников уже музеефицировано и интегрировано в современные города.

Вот, скажем, в Киеве очень много древних пещер, которые ждут того, чтобы туда пришли реставраторы, сделали укрепления и открыли их для посещения.

Часть работ в свое время нам удалось провести в Зверинецких, Гнилецких пещерах и сейчас они посещаемы. Но там сегодня действующие монастыри, которые за ними присматривают, потому что государство в свое время отказалось брать на баланс, заботиться и вкладывать деньги в эти объекты. Теперь многочисленные паломники ходят в пещеры, да и туристы могут их увидеть, но уже в качестве достопримечательностей монастырских. И таких объектов еще достаточно много в Киеве.

- Очень хочется примеров конкретных.

- Абсолютно неисследованный (а мы знаем, что там комплекс монастырских пещер) участок под Кирилловской церковью. Пещеры там разветвленные, в два яруса - большой комплекс, абсолютно не исследованный. Неподалеку есть знаменитая Смородинская пещера, которую считали пещерой, связанной с поединком Добрыни Никитича и Змея Горыныча и называли Змиевой пещерой. На самом деле, она не единственная (там рядом целый комплекс), и это одна из древнейших киевских пещер, которая на сегодня в совершенно запущенном состоянии. Мы там пытались сделать консервацию, чтобы, по крайней мере, перекрыть доступ случайным посетителям, но постоянно там кто-то бывает, пещеру замывает с поверхности и состояние дел очень плохое. А это очень интересная достопримечательность, которая, вполне возможно, в перспективе даст фантастические археологические находки очень раннего времени.

Татьяна Негода, Киев

Фото: Владимир Тарасов

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2021 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-