«Украденное счастье» живого театра. Критики - о пандемичном театральном годе

«Украденное счастье» живого театра. Критики - о пандемичном театральном годе

Укринформ
Несмотря на все локдауны, украинский театр доказал - он готов работать в сложных условиях

Длительные перерывы в репетициях, прогоны спектаклей в масках, отложенные премьеры, «шахматная» рассадка зрителей и перетянутые красными лентами (как на месте преступления) кресла – невеселая картинка из жизни театра в 2020 году.

Тем не менее, украинские служители Мельпомены достойно отработали этот необычный для всего мира период, выпустив прекрасные живые премьеры и успешно переведя некоторые спектакли в режим онлайн.

Лично меня на эмоциональном уровне поразили несколько театральных событий, среди них: постапокалиптическо-космическая метареальность в археологической опере «Чернобыльдорф» от формации NOVA OPERA, болезненная и талантливая правда жизни в видеоверсии спектакля «Папа, ты меня любил?» от театра «Золотые ворота», тонкая грань между чистотой и грязью человеческих чувств в «Трамвае «Желание» и утонченный триумф классического театра в «Сирано де Бержерак» от Национального академического драматического театра имени Ивана Франко.

А за профессиональными итогами этого сложного театрального года я обратилась к известным украинским театроведам и критикам Олегу Вергелису, Ольге Стельмашевской и Ирине Чужиновой.

ВО ВРЕМЯ КАРАНТИНА НАЧИНАЕШЬ БОЛЬШЕ ЦЕНИТЬ РАДОСТЬ ЖИВОГО ТЕАТРА

Олег Вергелис, журналист, театральный критик, художественный обозреватель:

- Каково ваше главное разочарование театрального года, если оно есть?

- Учитывая сложившиеся обстоятельства (пандемия и прочее, в том числе и личные обстоятельства), я могу говорить только о театральных впечатлениях в пространстве онлайн-театра. Не больше! Итак, наибольшее разочарование, конечно, - это сама ситуация предапокалиптической неизвестности, когда в воздухе разлита тревога, а культурные мероприятия предусматривают сплошные ограничения.

Но это ситуация не локальная, а общемировая.

От этого, конечно, не легче. Однако начинаешь больше ценить счастье и радость «живого» театра. 2020-й год был годом «украденного счастья», счастья живого театра... Впрочем, самое главное, чтобы все мы – режиссеры, актеры, журналисты – были здоровыми и трезво воспринимали текущую ситуацию как вынужденную и, дай Бог, временную.

- Насколько формат онлайн-спектаклей оказался жизнеспособным? Как критики и зрители восприняли такой «суррогат»?

- Никогда и ни при каких обстоятельствах онлайн-формат не станет полноценной заменой (компенсацией) театра «живого». И цели такой нет, кажется. Онлайн-история - вынужденная, продиктованная вызовами времени и необходимостью театральной коммуникации.

Впрочем, думаю, даже в хорошее безопасное время театры теперь имеют возможность активнее развивать линию своих онлайн-проектов.

Прежде всего, для самих театров это возможность донести информацию о своих творческих поисках до максимально широкой аудитории, до иностранных театральных продюсеров и фестивальных ценителей.

Вистава «Маленький принц» / Фото: Анастасія Телікова
Спектакль "Маленький принц" / Фото: Анастасия Теликова

Онлайн-премьера Раду Поклитару "Маленький принц" объединила за один вечер около 17 тысяч театралов. Это приличный результат для премьерного спектакля.

Вистава «Погані дороги» / Фото: drama-comedy.kiev.ua
Спектакль «Плохие дороги» / Фото: drama-comedy.kiev.ua

Талантливый метамодерный спектакль Тамары Труновой "Плохие дороги" презентовал в качестве онлайн-версии украинское театральное искусство на одном из международных театральных фестивалей. И это тоже плюс. Это международная коммуникация, выход нашего театра в другое измерение, в новый мир.

Это движение, а не топтание на одном месте.

В этом году меня пригласили в жюри фестиваля "День театра", где программа – исключительно онлайн. А это десятки постановок народных театров Украины и театров украинской диаспоры.

Я все это смотрел, периодически протирая очки. Порой аж голова кружилась от тотального театрального онлайна. Но работа есть работа. Было немало интересных театральных открытий на этой территории лично для меня.

Иногда театральные аматоры - из-за своего творческого восторга и высокого наива - даже некоторые классические пьесы раскрывают неожиданно и довольно интересно.

Еще одно открытие именно через сеть. Я почти наизусть знаю спектакль Франковского драмтеатра «Гамлет» (неоопера ужасов), однако онлайн-трансляция этой постановки на руинах древнего замка на Галичине словно переформатировала концепт постановки, сделала сам спектакль объемнее и масшабнее. Как писал поэт, «О, сколько нам открытий чудных…».

Вистава «Гамлет» / Фото: Франківський драмтеатр
Спектакль «Гамлет» / Фото: Франковский драмтеатр

В этом году присоединились к реализации специальных театральных онлайн-проектов и такие креативные режиссеры, как Павел Юров, Тамара Трунова, Роза Саркисян. Некоторым помог в таких намерениях УКФ, за что ему большая благодарность.

Онлайн-театр - это также спектакли современных мировых классиков: Кастелуччи, Варликовский, Остермайер, Иво ван Хове и др. Но подробно о них рассказывать нет смысла, у них общемировой резонанс и большая пресса.

- Готов ли украинский зритель платить деньги за театр онлайн? Можно ли его будет к этому приучить?

- В теперешних условиях, думаю, это невозможно. Может, со временем такая форма театрально-экономических взаимоотношений и станет традиционной? Пока люди подавлены тяжелыми вызовами времени... Многим, к сожалению, не до искусства Мельпомены.

- Лучший спектакль/ли года из премьер-2020?

- Сугубо на основе своих субъективных онлайн-впечатлений посоветовал бы посмотреть "живой" спектакль "Каменный Хозяин" в Театре на Подоле, на этот спектакль в целом билеты покупают с энтузиазмом.

Фото: theatreonpodol.com
Фото: theatreonpodol.com

Я люблю пьесу Леси Украинки. Еще в детстве меня привел в восторг телеспектакль «Каменный Хозяин» с Богданом Ступкой (Дон Жуан) и Адой Роговцевой (Донна Анна). Это была мощная «лицедейская» постановка.

Спектакль Театра на Подоле – «режиссерский», он не для «масс», это больше «театральный арт-хаус». Но это также «актерский спектакль», потому что здесь яркие работы Вячеслава Довженко, Даши Малаховой, Владимира Кузнецова, Романа Халаимова, Екатерины Рубашкиной. Впоследствии, когда "вживую" посмотрю другие наши постановки, тогда и буду советовать читателям какие-то другие названия. А пока - антракт.

- Насколько успешен эксперимент с онлайн-версией названного вами спектакля "Каменный Хозяин"?

- Этот эксперимент полезен в первую очередь. Это попытка создать новый культурный продукт, который будет интересен как в Украине, так и в мире.

Даша Малахова и Наталья Чижова, продюсеры, сделали то, о чем некоторые у нас только "говорили-балакали". Онлайн-спектакль я смотрел с интересом. Прежде всего мне была интересна режиссерская концепция на основе мифа о Дон Жуане, который впервые в украинской культуре блестяще переосмыслила гениальная Леся еще в начале прошлого века.

Фото: theatreonpodol.com
Фото: theatreonpodol.com

Я принял именно такой режиссерский взгляд на классическую пьесу, которой больше ста лет. Это взгляд нашего современника-интеллектуала, который находится в тисках тревоги за судьбу бывшей великой полуразрушенной Культуры, которую создавали его предшественники, в том числе и Леся.

В спектакле подольцев каждый из героев в пространстве большой мастерской скульптора (прекрасная идея молодой художницы Татьяны Овсийчук) стремится создавать-лепить «новый мир» под самого себя, под свои запросы и комплексы – донна Анна, Дон Гонзаго, а также сам Дон Жуан, как менестрель, который проходит сквозь время и прошивает его красной нитью своего собственного мифа и опыта...

Кстати, спектакль «Каменный Хозяин» – онлайн – посмотрело около 40 тысяч пользователей. А узнали об этом событии около 5,6 миллиона театралов. Это результат.

- Режиссер "Каменного Хозяина" Иван Урывский в последнее время стал очень популярным и востребованным. Что вы, как критик, думаете о его театральном феномене?

- Что я могу думать? Талантливый, скромный, адекватный человек, прежде всего. Его любят и ему завидуют. Все, как в театре в разное время, когда на авансцене появляется талантливый человек и вырывается вперед. К тому же этот режиссер – мой хороший товарищ и творческий единомышленник. Еще в 2017-м, когда Иван Урывский получал театральную премию «Зеркало сцены» за свое "Украденное счастье" в Золотых Воротах как лучшую постановку молодого режиссера (от газеты «Зеркало недели»), я даже представить не мог, что он так развернется, станет ведущим режиссером столичного Национального театра имени Ивана Франко, то есть первой сцены страны. И различные академические театры Украины, включая Львов и Харьков, сегодня будут ждать его, его новые идеи и постановки. Это радостно.

Іван Уривський
Иван Урывский

Радостно, что в современном украинском театре есть новое мощное творческое поколение, нам есть кем гордиться, есть кого ждать (с новыми спектаклями).

Я раньше - до войны и до чумы – искренне следил за современным русским театром, потому что там действительно много интересных творческих процессов. Но как-то так, посмотрев подряд несколько хамских постановок мужа Ксении Собчак (начиная табаковской «Чайкой», которую считаю бездарной и спекулятивной), я тихо отрезал от себя тот материк спекулятивных сценических перверзий. И, честно, начал даже гораздо больше уважать и ценить наших скромных нераспиаренных театральных режиссеров. У них меньше пиара, меньше бюджетов, меньше возможностей ставить за рубежом. Но таланты и потенциал – есть.

Поэтому ждем мирных дней, чтобы активнее продвигать нашу новую театральную генерацию к новым горизонтам. Всем им желаю ренессансных сил и античного здоровья!

Фото: theatreonpodol.com
Фото: theatreonpodol.com

- Какие премьеры ожидаете в 2021 году больше всего?

- Из того, что я знаю и чего жду – при мирных и здоровых обстоятельствах нашей дальнейшей жизни в Украине – немало интригующих заявок.

"Ромео и Джульетта", шекспировский мегапроект Ростислава Держипильского совместно с композиторами Романом Григоривым и Ильей Разумейко. Убежден, что это будет неожиданный взгляд на шекспировскую пьесу-матрицу о большой любви.

"Пер Гюнт" Ивана Урывского в киевском Театре имени И. Франко с Остапом Ступкой и Натальей Сумской в ролях главных героев великой пьесы Генрика Ибсена (мать и сын).

Еще новый полижанровый проект Тамары Труновой в Национальном театре оперетты (название пока не разглашаю!) – такая идея, насколько мне известно, уже обсуждалась…

«Большая гардеробная» – режиссер Дмитрий Богомазов инсценирует один из ранних романов французского классика 20 века Ромена Гари. Будут сюрпризы в актерском составе.

Максим Голенко - "Эрендира" по мотивам Маркеса (Театр драмы и комедии на левом берегу Днепра).

- Ваши прогнозы относительно результатов Шевченковской премии в номинации «Театральное искусство».

- Я не прогнозирую. Комитет и без моих прогнозов определится с выбором лучшего произведения. Я просто держу кулаки за талантливого режиссера и художника Сергея Маслобойщикова, за его спектакль «Верба», это оригинальное авторское переосмысление Лесиного текста о Мавке Лесной (пьеса «Лесная песня»). Это, по-моему, образец "чистого искусства" без разного рода ситуативных примесей.

Впрочем, пусть победит лучший!

В ЭТОМ ГОДУ НАМЕТИЛАСЬ ОПРЕДЕЛЕННАЯ ТЕНДЕНЦИЯ - ИНКЛЮЗИВНЫЕ СПЕКТАКЛИ

Ольга Стельмашевская, театровед, эксперт Всеукраинского фестиваля-премии «Гра»:

- Несмотря на карантинные ограничения и то, что проведение премии «Гра» в этом году было под угрозой, вам удалось посмотреть почти все спектакли-номинанты вживую и наградить победителей не в режиме онлайн, а вживую. Были ли театральные разочарования?

- Дело в том, что без постоянных репетиций, актерского тренажа, занятий в балетном классе, – спектакль, который каждую неделю или месяц должен играться на публике, начинает «расползаться», терять динамику, цельность. Но, к счастью, мы (экспертный совет Премии «ГРА») увидели все же интересные работы и поняли, в какой прекрасной форме наш театр, как быстро он может восстанавливать спектакли, и как отчаянно борется с пандемичной депрессией качественным, креативным, конкурентоспособным продуктом.

Ведь сложность работы в карантинных ограничениях заключается в том, что спектакли драматического и особенно музыкального театра густонаселены: артисты, оркестр, хор.

Несмотря на все, наш украинский театр жив, он развивается, движется, осовременивается – очень много молодых лиц: то ли Маргарита Гринивецкая – дирижер в La Traviata Одесской оперы, то ли ее режиссер – кстати, самый молодой главный режиссер оперного театра в Украине (а может, и не только) – Евгений Лавренчук. То ли актеры в «Лымеривне» молодого Ивана Урывского в театре Франко – по моему мнению, один из лучших спектаклей новейшего украинского театра. Особенно Татьяна Михина, Виталий Ажнов (очень жду его главную, большую роль – он очень мощный артист).

Владимир Ковбель, Кристина Люба, Владислав Онищенко, Орест Пастух, Артем Плендер, Андрей Полищук, Дарья Твердохлеб – целая молодая плеяда «золотоворотцев». Или современная комедия дель арте, которую перфектно разыгрывают молодые актеры Театра на левом берегу в спектакле «Семейный альбом», абсолютный фейерверк карнавала и комедии дель арте в опере «Любовь к трем апельсинам» с оркестром, который омолодился и, наконец, зазвучал в Харьковской Восток-Опера. Все - победители престижной премии «Гра».

- Заметили ли вы какие-нибудь новые тенденции среди представленных на фестивале спектаклей?

- В этом году действительно наметилась определенная тенденция - инклюзивные спектакли. В конкурсе их было три. Одним из победителей стал спектакль для деток с ограниченными возможностями «На волне» Полтавского театра кукол. Попытки подобных постановок есть, и их активно поддерживает Украинский культурный фонд, но художественный уровень такого «особого» спектакля, что он может участвовать в театральном конкурсе, это, пожалуй, впервые. «На волне» – универсальный спектакль, который работает на реабилитацию и социализацию как этих детишек, так и взрослых, которые приходят на него. То, что именно такой спектакль получает престижную премию – сигнал другим театрам, что необходимо иметь такой спектакль в каждом городе Украины.

Спектакль «Двенадцатая ночь, или что захотите» по Уильяму Шекспиру, в котором играют ветераны АТО, волонтеры. Это своего рода психологическая реабилитация театром и искусством людей, которые прошли через ужасы войны. Актеры, участвующие в спектакле, целый год изучали староанглийский язык с профессиональным учителем - они играют Шекспира на староанглийском! С ними работает профессиональный режиссер – Алексей Гнатковский (Ивано-Франковский театр). Результат абсолютно непревзойденный, поскольку они на наших глазах из аматоров превращаются просто в замечательных артистов!

Еще один пример инклюзивности - опера «Пенита», которая была представлена в «ГРЕ», как и «Двенадцатая ночь», в экспериментальной номинации. Поставленная Максимом Голенко, она построена на реальных историях пожизненно заключенных женщин Качановской колонии. Это абсолютно чистый эксперимент, поскольку мы не видим чернуху и ужасы тюрьмы – здесь написана оригинальная музыка Золтаном Алмаши, женщины-актрисы – в ярких, совершенно не тюремных костюмах. Очень оригинальная постановка. Это спектакль-эмпатия. Он учит толерантности и побуждает что-то изменить в нашей стране.

Все спектакли абсолютно разные по форме, своему театральному языку, стилистике, по жанру, по возрастным категориям, целевой аудитории, картинке, режиссерскому почерку, но с художественной точки зрения – сделаны на очень высоком уровне.

- В этом году количество премьер, наверное, существенно сократилось?

- Трудно сказать, но столичные театры и театры городов-миллионников, если и сократили количество больших премьер, то стараются выпускать много камерных спектаклей. Подсчитать сложно, поскольку процесс еще идет, где-то спектакли выходят, а где-то актеры болеют COVID и премьера переносится... Но все стараются, поскольку понимают, что это залог их выживания – если не будет новых спектаклей, театр окажется в стагнации, а он должен постоянно чем-то привлекать внимание зрителя.

Я успела посмотреть весьма булгаковскую по своему стилю премьеру «Собачьего сердца» Максима Голенко в Одесском академическом украинском музыкально-драматическом театре имени Василько, пышную оперу «Турандот» во Львовской опере, очень сильную, потрясающую до физических ощущений премьеру Вани Урывского «Трамвай «Желание», а также «Сирано де Бержерак» Юрия Одинокого в театре Франко – придуманную и продуманную, с порой неожиданными трактовками персонажей, с игрой жанрами и стилями.

Вистава «Трамвай бажання»
Спектакль «Трамвай «Желание»

Одна за другой выходят премьеры в Театре на левом берегу Днепра, в театре Заньковецкой во Львове, в Киевской опере (Детский муниципальный театр на Подоле). Вообще, у меня довольно оптимистичный итог года. Премьеры есть, и я надеюсь, что нам будет что оценивать в следующем году.

- Как вы оцениваете возможность заманить зрителя смотреть онлайн-спектакли, еще и платить за это деньги?

- Платить за это - вопрос дотирования и понимания, что театр нуждается в помощи. Это должна быть сознательная поддержка от зрителей, не более того. Думаю, что смотреть спектакли онлайн - это совершенно другое удовольствие и совершенно другой жанр.

Мы можем, как профессиональные зрители, смотреть онлайн много. Например, зарубежные оперные спектакли, которые посмотреть раньше у нас не было возможности из-за того, что дорого ездить везде и всюду. А с карантином - получили такую возможность! Все – Grand Opéra, Метрополитен-опера, Баварская Опера, Королевский театр Ковент-Гарден, Венская Опера, Staatsoper Berlin – открыли свои архивы и мы бесплатно наслаждались потрясающе разнообразной палитрой театральных красок благодаря онлайн. Театральный мир уже давно фиксирует наиболее высокохудожественные перформативные произведения безотносительно к карантинам.

Когда у нас поняли, что начался глубокий локдаун и необходимо хоть как-то держать зрителя и переносить общение хотя бы в соцсети, то начали появляться мощные эксперименты, как, например, специальный онлайн-проект «Театр 360 градусов» с элементами 3D-технологий – инновационные съемки «Каменного Хозяина» – премьеры 2020 года в Театре на Подоле по Лесе Украинке режиссера Ивана Урывского. Это прецедент, который, я думаю, подхватят другие театры. Собственно, уже подхватили. Сейчас уже состоялась запись La Traviata в Одесской опере - тоже в совершенно новом формате, с новым современным подходом.

Фото: theatreonpodol.com
Фото: theatreonpodol.com

Многие спектакли снимают театр "Золотые Ворота" и Театр на левом берегу. Они вообще это практикуют, даже участвовали со спектаклями своих театров в международных онлайн-фестивалях.

Это кропотливая и дорогостоящая работа, но она необходима, поскольку, если спектакль того стоит, то его надо фиксировать – это история современного украинского театра.

- Назовите несколько спектаклей, которые стали для вас открытием этого года?

- "Каменный Хозяин" Ивана Урывского в Театре на Подоле, его же «Трамвай «Желание» в театре Ивана Франко, концертно-сценическое исполнение оперы В. А. Моцарта «Дон Жуан», что, по сути, стало полноценным спектаклем в Киевском муниципальном театре оперы и балета для детей и юношества. Опера для взрослых "Волшебная флейта" Моцарта в постановке Андрея Маслакова в Киеве, La Traviata Евгения Лавренчука в Одессе, «Лыс Мыкыта» во Львовской опере. "Маленький принц" "Киев Модерн-балета" Раду Поклитару. "Дом на краю души" Тамары Труновой на левом берегу (хотя это премьера 2018 года). А еще "Юдифь" Белы Бартока в Баварской опере с Оксаной Лынив в качестве дирижера-постановщика.

Мне кажется, что нас вообще ожидает бум музыкальных театров в Украине. У нас очень мощно работают Львовская и Одесская оперы, Харьков не отстает. Киевская Опера (на Подоле) бешено начала двигаться вперед.

- Какие премьеры ожидаете в 2021 году больше всего?

- «Пер Гюнт» Ибсена в постановке Ивана Урывского в театре Франко, «Кассандра» Леси Украинки, которую ставит Давид Петросян. "Загнанных лошадей пристреливают, не так ли?" Павла Ивлюшкина в Одесском украинском театре Василько.

Всегда ожидаю премьеры Раду Поклитару, Дмитрия Богомазова, Юрия Одинокого, Ростислава Держипильского, Андрея Белоуса, премьеры Киевской оперы.

- Ваши прогнозы относительно результатов Шевченковской премии в номинации «Театральное искусство».

- Опера «La Traviatа» Одесского национального академического театра оперы и балета. Спектакль Verba по мотивам драмы-феерии Леси Украинки «Лесная песня» Национального академического драматического театра имени Ивана Франко.

ТЕАТР НЕ ПЕРЕСЕЛИТСЯ В ОНЛАЙН НАВСЕГДА, ПОТОМУ ЧТО ОН В ЭТОМ НЕ НУЖДАЕТСЯ

Ирина Чужинова, театровед, руководитель аналитического отдела Украинского культурного фонда:

- Ирина, какое ваше главное разочарование театрального года, если оно есть?

- О каком "театральном годе" вообще можно говорить, если театры несколько раз закрывали на карантин? Были несколько театральных месяцев, в которые все судорожно пытались отработать уже выкупленные билеты и думали, как компенсировать убытки, подготовившись к очередному локдауну. Поэтому мои разочарования все внетеатральные и касаются исключительно сферы государственного управления, в том числе и культурной сферой.

- Насколько формат онлайн-спектаклей оказался жизнеспособным. Как критики и зрители восприняли такой «суррогат»? Готов ли украинский зритель платить деньги за театр онлайн? Можно ли его будет к этому приучить?

- На самом деле, в этом году все, кто мог, работали «на вынос» – рестораны разрабатывали схему доставок, спортклубы придумывали как дистанционно работать с клиентами, театры здесь не исключение. Другое дело - позволяет ли формат "спектакля на вынос", то есть онлайн, сохранить театру прибыль. Конечно же, нет. Было несколько попыток, в том числе у «Дикого театра» и у театра «Актер», запускать спектакли в зуме – не показывать видеоверсию, а играть онлайн. Но эти попытки, судя по всему, финансово себя не оправдали.

Что касается показа видеоверсий спектаклей, уже в первые недели карантина стало понятно, что украинский театр только в очень редких случаях может составить конкуренцию европейскому с точки зрения качества видеозаписи. Хотя, например, Театр имени Ивана Франко продавал билеты на видеоверсии нескольких своих спектаклей – стоит поинтересоваться результатом. Так же, как и Театр на Подоле буквально недавно запустил видеоверсию «Каменного Хозяина» с элементами дополненной реальности – первые показы были бесплатные, следующие уже платные.

Также в течение года мы много и пафосно говорили, что театр на экране монитора – это не театр, поскольку нет эффекта присутствия и соучастия. Но если качественная запись или продуманная концепция онлайн-показа – я бы не была такой категоричной. Главное - не тратить силы на пустые дискуссии, переселится ли театр в онлайн навсегда. Конечно, нет. Почему? А потому, что театр в этом не нуждается. Если бы такая потребность у театра, как у искусства, была - это бы уже давно произошло.

- Лучший спектакль года, открытие года: режиссер, сценарист, актер/актриса?

- Я бы рекомендовала смотреть на фамилию режиссера. Если увидите имена в разных городах Украины: Дмитрий Богомазов, Тамара Трунова, Оксана Дмитриева, Стас Жирков, Андрей Бакиров, Раду Поклитару, Иван Урывский, Давид Петросян, Елена Апчел, Роза Саркисян, Ростислав Держипильский, Александр Середин, Алексей Кравчук, Павел Гатилов, Михаил Урицкий, Максим Голенко, Сергей Маслобойщиков (это не рейтинговый список!) - советую сходить. По крайней мере, я всегда стараюсь не пропустить.

Вистава
Спектакль «Нация» / Фото: Франковский драмтеатр

- Что было интересного вне столицы? Какие нестоличные театры и спектакли вас поразили?

- Меня лично поразил спектакль "Нация", который Ивано-Франковский театр играл на День Независимости на горе Поп Иван в полуотремонтированной обсерватории на высоте почти 2000 метров над уровнем моря. Кто-то бы обязательно спросил - а зачем? Какой в этом смысл? Это действительно трудно объяснить, но подобные дерзости оставляют после себя какой-то невидимый след во времени и пространстве, и непонятно – на что конкретно, но точно влияют. Не люблю эзотерику, поэтому считаем, что это физика. Радуюсь, что видела это собственными глазами.

- Какие премьеры ожидаете в 2021 больше всего?

- В 2020 году я жду «Хлебное перемирие» Сергея Жадана в постановке Стаса Жиркова в Театре драмы и комедии на левом берегу Днепра. Уже трижды переносили по объективным причинам - поэтому пусть, наконец, спектакль родится. Про 2021 год сознательно ничего не буду говорить, главное, чтобы все планы остались планами.

- Ваши прогнозы относительно результатов Шевченковской премии в номинации «Театральное искусство».

- Извините, я не даю прогнозов – дождемся весны и все узнаем.

Любовь Базив. Киев

Первое фото: Франковский драмтеатр

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2021 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-