Взрослый ребенок украинского театра, странствующий персонаж «Березильской культуры». Памяти Сергея Проскурни

Взрослый ребенок украинского театра, странствующий персонаж «Березильской культуры». Памяти Сергея Проскурни

Укринформ
Выдающийся театральный режиссер и продюсер - в воспоминаниях друзей

1 февраля 2021 года на 64-м году жизни скончался выдающийся украинский режиссер и культурный деятель Сергей Проскурня. Укринформ обратился с просьбой к друзьям и коллегам мастера – поделиться своими мыслями и воспоминаниями о совместной работе и общении с ним.

ЕГО "СКВОЗНАЯ ТЕАТРАЛЬНОСТЬ" БЫЛА ЗАМЕШАНА НА ЧИСТО ДЕТСКОМ ВОСТОРГЕ ИСКУССТВОМ ТЕАТРА И НА ПРЕКРАСНОМ ТЕАТРАЛЬНОМ АВАНТЮРИЗМЕ

Олег Вергелис, театральный критик, художественный обозреватель, писатель:

- Сергею, который шокировал нас всех своим неожиданным роковым путешествием в "мир иной", меньше всего подходило "прошедшее время".

Казалось, он, как человек театра, жил и творил – здесь и сейчас. То есть, настоящее время, его время, – здесь сейчас.

"Будущее время" Сергея – его мечты о новых проектах, которые его фантазия продуцировала мгновенно, чтобы только дождаться их реализации в будущем времени.

Если уместно такое словосочетание, то Сергей был "насквозь театральным человеком", настоящим героем на нашей театральной передовой (в борьбе за светлое сценическое будущее) и героем за кулисами, когда мог решать, казалось бы, неразрешимые проблемы. Преодолевая разные проблемы, он не делал, а, собственно, создавал самые масштабные театральные проекты в Украине – «Мистецьке Березілля», «Гранади мистецтв», «Кропивницький»...

Такая его "сквозная театральность" была замешана на чисто детском восторге искусством Театра и в определенной мере – на его же прекрасном театральном авантюризме, без которого уже и театр не театр, а какая-то келья.

С ним можно было время от времени дискутировать, спорить, иногда даже конфликтовать (ведь это Театр!), но мгновенно побеждал его собственный детский театральный идеализм, и все прошлые недоразумения мгновенно исчезали, а общение продолжалось...

Сергей был взрослым ребенком украинского театра.

И "был" он (опять это прошедшее время!) странствующим персонажем "Березильской культуры", ведь, казалось, словно "позавчера" он гулял в Харькове под ручку с Чистяковой, Меллером, Кулишем, Горняком, Крушельницким. Он все о них знал и сам себя позиционировал как "дитя Березілля".

И достойным чествованием памяти Сергея была бы попытка его друзей возродить его же фестивальную идею "Мистецького Березілля" (в обновленном формате), на который почти никогда ему не удавалось найти адекватные бюджеты.

Будет "Березілля", будет и Сергей. Здесь и сейчас.

ОН УШЕЛ В МИР ИНОЙ С ПОЛНЫМ ВОРОХОМ СОВМЕСТНЫХ ПЛАНОВ С ОГРОМНЫМ КОЛИЧЕСТВОМ ЛЮДЕЙ

Марьяна Савка, издательница, поэтесса, писательница:

- Есть люди, которые каким-то почти незаметным образом очень сильно влияют на среду, окутывают собой многих. Сергей Проскурня - такой. У него была особая легкость и щедрость души, он не жалел себя для других и был другом для какого-то огромного количества людей. Хотя не знаю, может, ему хватало немногих, а он просто умел к каждому быть внимательным. Мы познакомились еще примерно в начале 1990-х и с тех пор постоянно вращались в одних и тех же кругах, но общих проектов у нас не было. И вот 2013-й год, середина лета. Звонок. Я иду по улице Львова, жара. Голос в трубке: "Марьянка, я готовлю праздничную академию к открытию Патриаршего собора на левом берегу. И хочу, чтобы ты написала сценарий!" Я расстерялась: "Сценарий?.. А сколько на это времени?" Сергей: "Да еще время есть! Целых 15 дней!" Я не успеваю что-то ответить, как он говорит: "А! И я хочу, чтобы это были сонеты. 22 сонета из истории греко-католической церкви". Я до сих пор не понимаю, почему я согласилась, может, просто потому, что очень не хотелось ему отказывать. Когда он загорался какой-то идеей, для него не существовало преград, временных рамок, технических или творческих ограничений.

Я в тот же день взялась за работу, читала исторические материалы, которые мне присылал консультант, писала сонет, отправляла Сергею. "Гениально! Бигме! Это именно то, о чем я мечтал!" Как было отказаться от того, о чем он мечтал! Я успела. Мы успели. Это величественное действо на сцене Национального дворца искусств «Украина» меня поразило количеством прекрасных людей, которых он собрал на одной сцене. Я уверена, что они все там были, потому что главной их мотивацией была дружба с Проскурней.

В прошлом году в марте он пришел ко мне на концерт-спектакль «Не відпускай!» в пустом зале Дома звукозаписи, это был второй день карантина. Он был среди десяти друзей в пустом зале. После этого больше не виделись, у каждого было много времени впереди. Списывались, разговаривали по телефону, планировали. Он ушел в мир иной с полным ворохом совместных планов с огромным количеством людей. Он ничего не сворачивал. Он просто ушел.

У НЕГО, ОДНОГО ИЗ НЕМНОГИХ, СПОСОБНОСТЬ БЫТЬ РЕЖИССЕРОМ-ГОСУДАРСТВЕННИКОМ

Евгений Нищук, актер театра и кино, народный артист Украины, экс-министр культуры

- Я имел честь работать с ним в Черкассах над очень интересным материалом – в трилогии о Тарасе Шевченко, я играл период молодого Шевченко. Это была не просто интересная работа с режиссером – он на каком-то метафизическом уровне провоцировал меня к пониманию личности другого Шевченко, не забронзовевшего, не памятника с усами, а собственно, его живой сути. Это было потрясающе.

Сергей не просто чему-то учил, он подстегивал, провоцировал. Он большой провокатор в хорошем понимании, который провоцирует к действию творчества, к действию жизни.

По отношению к нему мне больше всего нравится слово драматург, потому что он, по сути, был драматургом жизни. Видел стратегические вещи, входил в стратегическую группу моих советников, когда я был министром. Мы тогда ввели новый формат отмечания, чествования или празднования государственных дат. Режиссеров в Украине на самом деле много, у него, одного из немногих, была способность быть режиссером-государственником. Он мог посмотреть на то или иное событие не шаблонно, а сделать, например, интересное необычное произведение на День Чернобыля, или создать фактически запол месяца фантастический оркестр на Майдане к 25-летию Независимости с оркестрантами из разных уголков Украины, которым в паспорте как раз на тот момент исполнилось 25 лет. Он сам их искал по каждому инструменту и нашел! Это потрясающий креатив.

Не секрет, что он приобщался к некоторым моим докладам в Верховной Раде, которые касались культурных процессов, видения и стратегий. Я всегда хотел отойти от сухих цифр и бюрократии, поэтому советовался с Сергеем относительно образности, цитат, которые бы лучше донесли определенные смыслы.

В нем сочеталось много добродетелей и талантов: он сам музыкант, писал сценарии и драматургические произведения, он актер, сценарист, продюсер, режиссер, и, оказывается (я об этом узнал только вчера), когда-то еще и рисовал! У одной из наших актрис, Ларисы Трояновской, которая вместе с ним училась на курсе у Олейника и Роговцевой, есть картина от Сергея.

И еще одна очень важная вещь – он чувствовал время. Это давало ему роскошь быть в одном стиле разговора, независимо от возраста того, с кем он общался. Он всегда был молодым, несмотря на то, что ему было 63 года.

Это очень большая потеря для сферы культуры и для ее развития.

В ЕГО ГОЛОВЕ ХРАНИЛОСЬ СТОЛЬКО ИНФОРМАЦИИ ОБ УКРАИНСКИХ ТВОРЧЕСКИХ ДЕЯТЕЛЯХ, ЧТО ТЕПЕРЬ НЕПОНЯТНО, КАК БЕЗ ЭТОЙ ИНФОРМАЦИИ ОБОЙТИСЬ

Анжелика Рудницкая, певица, волонтер, общественный деятель:

- Так трудно говорить о Сергее в прошлом.

Хочется, чтобы это была его очередная режиссерская авантюра, которая закончится смехом Проскурни. Но на этот раз режиссером был Бог, и мы ничего не можем изменить.

Он всегда был рядом – на расстоянии одного звонка или сообщения в любое время дня или ночи.

Мы говорили обо всем на свете. О жизни, проблемах культуры, о фестивалях, украинских творческих деятелях, которые чувствуют себя ненужными в своей стране; о планах, которых всегда больше, чем возможностей; о безумных идеях, о болезненных взаимоотношениях и потерях; о борьбе за свое – несмотря ни на что; о красоте музыки, платьев, архитектуры, идей, взаимоотношений, людей, о судьбе Украины. Мы часто спорили, но это были самые деликатные дискуссии в мире, где у каждого была своя позиция и уважение к противоположной точке зрения.

Сергей увлекал своими идеями всех знакомых, мыслил масштабно, всегда был готов поддержать, поражал своим тонким ощущением мира и людей, берег память о великих украинцах, был знаком со знаковыми для Украины людьми и рассказывал о них с пристрастием. Я всегда просила его писать то, о чем он знает. Последние годы Сергей снимал фильм об Украине и с любовью рассказывал о каждом уголке украинской земли, которую снимал, изучал, популяризировал.

В его голове хранилось столько информации об украинских творческих деятелях, что теперь непонятно, как без этой информации обойтись. Без советов, поддержки, провокаций, розыгрышей, нежных разговоров.

Есть много вещей, за которые я благодарна Сергею. Но с особой любовью берегу в сердце инклюзивный концерт, на котором я пела с детками, которые не слышат, талантливыми детками с инвалидностью. Обычно таких тем все избегают. Мы это сделали на большой роскошной сцене. Дети были счастливы. А мы с Сергеем – еще счастливее.

Последний год Сергей готовил масштабный проект к 50-летию песни «Червона рута». Для меня в проекте Сережа выбрал неизвестную песню Владимира Ивасюка, которая должна была ожить благодаря его энергии. А еще мы собирали видеозаписи «Червоної Рути» из моих поездок на фронт. Напланировали много интересных аттракций. Однако локдаун разрушил эти планы.

Мы из-за карантина давно не виделись и шутили, что как-то соберемся и отпразднуем и наши дни рождения, и все пропущенные праздники...

Последнее сообщение от Сергея было на Рождество: "Чудо все-таки произошло. А сколько еще будет впереди?!"

Теперь - только в воспоминаниях.

Сереженька! Так больно терять. И так страшно, что это про тебя.

Плачу. А ты уже не подставляешь плечо, деликатно и уместно, как умел это делать только ты. Я редко позволяю себе быть слабой. Но с Сергеем это было легко. Я могла плакать у него на плече, а он умел поддержать даже молча.

Сочувствую родным, друзьям.

Нам будет без тебя одиноко...

Но если Бог забрал тебя – значит Ему ты нужен для какого-то великого божественного действа, и оно будет прекрасным...

Светлая память...

ЕСЛИ КАКИЕ-ТО ЕГО ИДЕИ БЫЛИ ДАЛЕКИ ОТ РЕАЛЬНОСТИ, ТО СМЕЛО ГОВОРЮ: ТЕМ ХУЖЕ ДЛЯ РЕАЛЬНОСТИ

Евгений Лавренчук, главный режиссер Одесского национального академического театра оперы и балета:

- Познакомился с Проскурней, когда мне было 14 лет. Во Львове. И всю жизнь он был и есть для меня символом творчества и свободы. В такие минуты сочувствуют близким и родным. Но у Сергея не было близких, все, кого он знал, были родными!

Он не был гениальным режиссером, он был гениальной личностью, ярким персонажем украинского искусства. И если какие-то его проекты или идеи были далеки от реальности, то смело говорю: тем хуже для реальности. Сергей Проскурня навсегда останется в моем сердце и в моей памяти.

ВЧЕРА НОЧЬЮ СЛУЧАЙНО НАТКНУЛАСЬ НА ФОТО, ГДЕ МЫ ПОСЛЕ МОЕГО СПЕКТАКЛЯ, ГДЕ ТЫ ПОДАРИЛ МНЕ БЕЗУМНО КРАСИВЫЕ РОЗЫ

Римма Зюбина, актриса:

- Я много раз именно при Сергее рассказывала эту историю, потому что она для меня очень важна. И знаю, что ему было приятно и в сотый раз услышать ее. Расскажу и сегодня, знаю, что Сергей услышит.

Это было давно. Влетела я в театральный зал Театра оперетты, через несколько минут должен был начаться гастрольный спектакль европейского театра, на который трудно было попасть.

Наши места были рядом, мы поздоровались:

- Хорошо выглядишь, - говорит Сергей.

- Ой, да едва успела, утром озвучка, потом репетиция, еще в школу к сыну, еще несколько дел – и сюда на 19.00, а еще нужно было так одеться, чтобы и здесь, и там комфортно было.

Раздался второй звонок. И вдруг Сергей берет меня за руку:

- Пойдем, быстренько!

- Куда?

Он подлетает со мной к буфету, все еще держа меня за руку, заказывает мне бутерброды, пирожные, кофе и говорит:

- Ты ведь голодная, если с утра бегаешь, ты же не успела даже ничего поесть за весь день.

- Но уже третий звонок!

- Спокойно поешь и потом мы пойдем на спектакль.

Это было так неожиданно, я ведь не жаловалась и не просила. И казалось, что это мелочь. Нет, это не мелочь. Потому что никто и никогда так не делал для меня. И это не о еде. А о другом...

Я потом шутила, что с того момента ты в моих глазах поднялся до Небес.

После этого наши отношения стали очень теплыми и близкими.

А эти фото – незабываемая репетиционная ночь, на часах 12:00, дождь не прекращается, сцену залило, мы все мокрые, тексты в руках расплываются от ливня, но мы с режиссером Сергеем Проскурней 8 мая 2015 года работаем до 2 ночи и счастливые.

А неделю назад я вспоминала, как мы снимали "Наш Шевченко", а вчера ночью случайно наткнулась на фото, где мы после моего спектакля, где ты подарил мне безумно красивые розы. И мы смеемся…

Я даже не знаю, как закончить эти воспоминания.

Ты теперь действительно взлетел до Небес...

ОН УМЕЛ И ЛЮБИЛ ШУТИТЬ, КАК-ТО ПО-ЧЕХОВСКИ

Антон Логов, художник:

- Узнал, что нет больше с нами Сергея. Очень грустно от этого. Не хватает слов. Он был для меня каким-то лично близким человеком. Замечательный режиссер и драматург.

С Сергеем Проскурней я познакомился лично в 2017 году на театрально-художественном фестивале в Кропивницком, где делал уличную инсталяцию. Сергей рядом проводил кинопоказы под открытым небом. Ему понравилась моя скульптура. С тех пор мы дружили. Не так часто виделись, но переписывались, и Сергей постоянно комментировал мое творчество в Фейсбуке.

А вообще, он умел и любил шутить, как-то по-чеховски.

Последний раз мы виделись с ним на нашей "Польоти уві сні та наяву. Виставка" в Довженко-Центре. Сергей был в восторге от экспозиции. Рассказывал о своих встречах с Параджановым и Балаяном.

"Ты молодец, Антошка-Картошка!", - последнее, что я услышал от него. Больше мы не виделись...

Сегодня мы все поняли, что всех нас объединил именно Сергей Проскурня. И у каждого он свой запечатлелся в памяти. Веселый, ироничный, добрый, аристократичный, драматичный, театральный и очень близкий...

Светлая память.

Воспоминания собрала Любовь Базив

Фото: Из личного архива Ольги Стельмашевской и из открытых источников

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2021 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-