Ким Кан Хи. Когда фотография - твоя спасительная утопия, или Приключения кореянки в Нью-Йорке

Ким Кан Хи. Когда фотография - твоя спасительная утопия, или Приключения кореянки в Нью-Йорке

Укринформ
Ее милые взгляду образы - искусственно рожденные, но хотелось бы, чтобы они на самом деле существовали

В статье “Корейский фотограф, которая создает сюрреалистическое искусство через тоску” обозреватель нью-йоркского журнала “The Fader”, искусствовед Лорен Леви (Lauren Levy) четко расставила акценты:

- Ким Кан Хи (김강희; 1991. – А. Р.) чувствует, что застряла. Это не какое-то там временное состояние, когда середину недели ищешь и не можешь найти выход из жизненных невзгод, а какая-то экзистенциальная тарапата, больше, чем вся твоя жизнь – безвыходная ежедневная морока. Гражданка Южной Кореи – одна из примерно 670 тысяч соискателей федеральной Программы отложенных мер в отношении детей-иммигрантов (Deferred Action For Childhood Arrivals, DACA) – неопределенного иммиграционного статуса: каждый из них не имеет возможности свободно выехать из Соединенных Штатов, потому что не сможет вернуться. Поэтому Ким Кан Хи живет в Нью-Йорке, мечтая о других – уютных и гостеприимных местах, и это вдохновляет ее на серии метафорических фотографий, как, например, “Уличные дела” (“Street Errands”).

Кім Кан Хі
Ким Кан Хи

Благодаря ее умению креативно использовать графический редактор Adobe Photoshop, мечтательные тропические пейзажи – волшебные пальмы и воздушные облака – невиданно ложатся на типично мрачные нью-йоркские ландшафты: метро, леса и всякие стены. Возникает сюрреалистический эффект, который действует на зрителя... успокаивающе, даже несколько художественно. Молча, самими лишь авторскими фотографиями 30-летняя Ким Кан Хи рассказывает, как с помощью необычных уличных фотографий ей удалось превратить тоску в свой первый персональный художественный проект.

Листая ее фотографии, вы, надеюсь, также ассоциируете их с ощущением, будто одновременно открыты два крана – с горячей и холодной водой... Но это никакая не вода, а, сплетаясь в один ручей, текут два разных портала, два разных эфирных мира. В них ребенок стремится убежать от шумного города, спрятаться, создать уникальный мир, где и ваши мечты свободно перемещаются во времени и пространстве. Это не фотографии, а какие-то медиумы, которые говорят с вами на вашем языке, вашими скрытыми желаниями.

Не потому ли в позапрошлом году Ким Кан Хи, по итогам голосования пользователей и жюри, была отмечена премией “Shorty Awards” (лучший из пользователей социальных сетей)? Хотя в “The Shorty's” принимают участие миллионы людей, чтобы признать, кто из личностей и организаций производит интересный контент для постов в Twitter, Facebook, YouTube, Instagram, Twitch, TikTok, Snapchat и других социальных сетях. Эстимейт фотографии (оценочная стоимость специалистов): $1600.

*   *   *

Ее историю следует не пересказывать, а услышать из первых уст: сейчас сами поймете, почему именно так я считаю:

- Я родилась в Сеуле, Южная Корея, а когда мне исполнилось 14 лет, мы с мамой и старшим братом переехали в Нью-Йорк, где поселились в районе железнодорожного вокзала Грейт-Нек, на Лонг-Айленде. Папа остался на Родине, чтобы поддерживать нас материально... Искусством я интересовалась всегда, даже когда семья жила в Корее. Сначала я мечтала стать промышленным дизайнером. Но корейская система образования построена странным образом: если ты жаждешь изучать искусство, решить это нужно в раннем детстве. Поэтому мечту стать художником пришлось на родине подавить в зародыше.

С тех пор как мы переехали в Соединенные Штаты, путь к мечте оказался легким делом. Учиться живописи я начала в колледже искусств Мэрилендского института (Maryland Institute College Оf Art). Рисование меня всегда увлекало, но не нравилось постоянно оставаться в одиночестве в студии. Пока я посещала колледж, прослушала также несколько лекций по черно-белой фотографии. В 2012 г. мой брат, тоже художник, присадил меня на Instagram – теперь у меня 455 тысяч подписчиков. Играя, я начала активно пользоваться фотокамерой iPhone - снимать интересные и забавные сценки, которые видела на улице. Получив диплом об образовании, в 2014 г. я пошла дальше и начала работать в VSCO (мобильное приложение для фотографирования в девайсах iOS и Android. - А. Р.), а впоследствии приобрела также фотоаппарат “Nikon” D810.

Между тем реальная действительность была не такой приветливой. Предполагалось, что я получу грин-карту в течение года после переезда в Соединенные Штаты, поскольку моя мама иммигрировала за океан по специальной программе для иностранных медсестер (одна из так называемых Foreign labor certification program. - А. Р.). Однако наш юрист на один день пропустил срок подачи документов, а вскоре президент Барак Обама вообще закрыл эту программу. К счастью, от принудительной депортации меня спасла Программа отложенных мер в отношении детей-иммигрантов, только благодаря DACA я осталась, получила образование и работаю в Штатах. Но, к сожалению, никуда выехать я не могу. В конце концов, такая безысходность вдохновила меня на фотопроект “Уличные дела”, который я начала в 2016-м году.

Чем, собственно, Ким отличается от нас с вами?

- Однажды я поняла: вместо того, чтобы ждать чуда, в собственном воображении я не только могу создать волшебные моменты, но и показывать их другим.

И она начала строить собственную форму эскапизма, бегства от действительности. С чего все началось? С первой фотографии, объектом которой стал кофе, случайно разлитый кем-то из прохожих на кирпичной стене безлюдной улицы. Это был молчаливый знак стрит-арта, который нуждался в своей фоторежиссуре... Теперь среди ее клиентов – такие мировые бренды, как Adidas, American Express, Air France и Nike. Теперь о ней пишут “Тimе” и “Forbes”, “New York Times” и “Bloomberg Businessweek”. Художественное спасение собственными руками и стремление создать пространство для своей свободы превратил молодую кореянку в неоспоримый феномен.

*   *   *

Искусство, призванное к жизни из-за слишком суровых времен и жестокой реальности, родилось не с Ким Кан Хи, а значительно раньше. Хотя с тех пор человечеством манипулирует иллюзия, мол, красоту рождает исключительно свет. В реальности чаще происходит обратное: именно темные времена требуют, чтобы мы, отталкиваясь от себя, от жалости, от самочувствия и тревоги, в качестве антидота создавали нечто такое, что выходит за рамки нашего “Я”.

Пандемия испанского гриппа 1918-1920 гг., которая также вспыхнула в Китае, во всем мире убила около 50 миллионов человек – вдвое больше, чем погибло во время Первой мировой войны. Тогда "испанка" забрала у человечества великих художников, в частности в Вене – маляра-экспрессиониста Эгона Шиле (Egon Schiele; 1890-1918), одного из самых провокационных и противоречивых художников Австрийской империи. Его последним, незавершенным полотном стала "Семья". На картине были изображены обнаженными сам 28-летний автор, его жена Эдит Хармс (Edith Harms) на шестом месяце беременности и нерожденный ребенок: все они умерли от цитокинового шторма в конце октября 1918 г. в течение трех дней.

Егона Шиле, “Сім’я”, 1918 р.
Эгона Шиле, “Семья”, 1918 г.

Однако даже пандемия не смогла тогда замедлить бурное развитие модернизма в Старом Свете, это фанатичный поход утопической смелости и креативного рвения, возглавленный такими патриархами, как Пабло Пикассо и Анри Матисс, работы которых резко отворили портал бесстрашного самовыражения художников ХХ века и последующих поколений. Ведь искусство после ХХ века может быть чем угодно: эстетической диверсией, ментальным бегством, психологической панацеей. Раньше оно было языком общения с собой, сегодня превратилось в одну из коммуникаций с миром, часто на повышенных тонах, до крика. Посмотрите вибрирующие мультфильмы патриарха второго пришествия поп-арта Кита Харинга (Keith Haring; 1958-1990), созданные в разгар эпидемии СПИДа; кстати, сам автор умер от синдрома приобретенного иммунодефицита. Или суровую красоту автопортретов, выполненных выдающимся немецким портретистом Максом Бекманном (Max Beckmann; 1884-1950), которого Гитлер причислил к так называемым художникам-«дегенератам». Между тем в XXI веке искусство не просто взялось апеллировать к реальности, а на уровне художественных нано-технологий начало в 3D печатать необходимую действительность.

В статье “@tinycactus и искусство бегства от реальности, появившееся из темных времен” (“@tinycactus And The Escapist Art That Emerges From Dark Times””; 2020) кинокритик Стефани Захарек (Stephanie Zacharek) определила приоритеты:

- Нью-йоркская художница Ким Кан Хи, специализируясь на визуальных искусствах, в Instagram публикует свои работы под ником @tinycactus. Программу Photoshop она использует, чтобы совместить и преобразовать сфотографированные повседневные изображения, которые щелчком мышки превращаются в пейзажи грез, будто широкие двери, распахнутые в новый, приветливый мир. Согласитесь, цветущее дерево отражается в зеркале, которое нашим глазом воспринимается как окно; кремовый пустынный пейзаж, который полупрозрачным призраком простирается через стены городской квартиры - захватывающие работы, в которых привычное соединено с сюрреалистическим, и та новая художественная реальность одновременно преследует вас и... успокаивает.

*   *   *

- У меня есть две толстые папки с архивами, - рассказывает Ким. - Первая папка, которой я пользуюсь в Нью-Йорке, где живу, с тех пор как закончила школу, – это, так сказать, уличные зарисовки. Вторая – которая путешествует со мной по Соединенным Штатам: Сан-Франциско, Лос-Анджелес, Денвер, Портленд, даже Гавайи – это наиболее отдаленное место, куда я могу поехать. Что касается творчества, иногда эти две папки я просматриваю, чтобы смешать и совместить разные снимки в одну фотографию. Поскольку в свое время я изучала живопись, камеру и Photoshop я преимущественно использую, как маляр кисть. Таким образом легче нарушить общие правила, потому что основательного образования в области фотографии у меня нет.

Поэтому, снимая метро, я переключаю взгляд, например, на то, что происходит за (!) окном, а там, оказывается, буйствуют тропики. Между тем в душе из-за своего визового статуса я испытываю глубокое уныние и безысходность. Поэтому искусство для меня - эффективная терапия, поскольку для меня невозможные вещи, ограниченные моей реальной жизнью, становятся реальными. И еще одно: я нетерпелива и быстро устаю длительное время ждать подходящего момента, чтобы сфотографировать яркий миг. Мне становится немного скучно в таких будничных настройках, поэтому я научилась искать и находить интересные моменты, превращая обыденное в необычное. Если по разным причинам вы не можете путешествовать в пространстве, учитесь путешествовать во времени, выбирая пунктом назначения счастливый час. Для меня авторская фотография – как спасительная утопия.

За четыре года, с тех пор как я начала экспериментировать с фотографиями, издана первая книга с несколькими авторскими сериями. Теперь я работаю над второй. Дело сдвинулось с места, но к какой-то одной работе я не привязываюсь, а охотно работаю фотографом-фрилансером. Весной 2018 г. в “D Museum” в районе Йонсан-гу, Сеул состоялась моя первая персональная выставка “Погода” (“Weather”). Рада, что произошло это именно в Корее, но было больно, что я так и не смогла тогда поехать на историческую родину. Это как-то даже забавно: ты начинаешь арт-проект из-за своего визового статуса, а благодаря этому тебя признают и начинают уважать. Поверьте, ни жаловаться, ни плакаться я не собираюсь. Заниматься искусством в Соединенных Штатах - это лучшее, что у меня получается. Потому что, на самом деле, с учетом нынешней ситуации с федеральной Программой отложенных мер в отношении детей-иммигрантов, мне остается только ждать.

*   *   *

Раньше, до пандемии COVID-19, Ким казалось, что она попала в ловушку, и эксперименты с фотографиями превратились в путь поиска оптимизма. Второй год люди по всему миру заперты в квартирах на домашний карантин. Чтобы как-то смягчить влияние коронавируса, она вписала собственные фотографии в более широкий контекст - не иллюстрации, а выход. И это почувствовали ее 350000 подписчиков в Instagram:

- До начала пандемии COVID-19 я в основном была заперта в Штатах. Но нас всех, по всей планете, во время национальных карантинов правительства держат дома. От разных людей я слышу, что они прекрасно понимают мою ситуацию, а фотографии для них имеют терапевтический эффект.

Здесь срабатывает фантастический эффект вожделенной правды в искусстве, даже когда твоя правда – сплошная иллюзия, но на нее есть запрос аудитории. Когда художник делает что-то искренне, и видно, что он сам в это верит, даже во время сомнений и грусти, – ему начинают верить другие. Говорят, высокое искусство переживет каждого из нас, но в современной ситуации оно может превратиться в толчок к продолжению жизни, потому что добавляет веры: пока мы здесь, но вот-вот можем оказаться в более счастливых временах и более ласковом мире. Ужасающая мягкость в digital-эстетике.

*   *   *

Эти милые взгляду образы искусственно рожденные, но хотелось бы, чтобы они на самом деле существовали. Нравятся они сразу же, как-то легко воспринимаются, а затем очаровывают чем-то захватывающим, не совсем правильным, вычурным, нравясь совершенно разным людям. Такие фотографии останавливают не только взгляд, но и замедляют время: рассматривая их, не хочется прокручивать ленту дальше.

Фото Ким Кан Хи

Если свести тему на уровень прагматичного искусствоведения, описать авторские фотографии Ким Кан Хи довольно просто: это – легкоусвояемые образы, которые, правда, вызывают вопрос: “Как кореянка это сделала?!" Для самой художницы ее фотографии - не работа, а процесс достижения желаемого, что позволяет автору сохранять спокойствие, производить впечатление на окружающих, оставаясь при этом скрупулезно приятной и безгранично увлекательной.

Александр Рудяченко

Использованные источники: 12,   345678910111213141516,   1718 

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2021 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-