Ростислав Держипильский, директор, художественный руководитель и режиссер Ивано-Франковского национального драмтеатра
Не исключаю, что впоследствии будем играть свои франковские спектакли под стенами Кабмина и Рады
06.07.2021 17:03

7-го июля – символическое закрытие 82-го сезона Ивано-Франковского Национального театра имени Ивана Франко. Символизм в том, что свой хит, мюзикл «Гуцулка Ксеня», западные франковцы будут играть на малой родине режиссера Ростислава Держипильского в Косово.

К тому же сам автор «Гуцулки», Ярослав Барнич, мечтал в свое время, чтобы ее премьеру сыграли именно в Косово, но польские власти тогда выдали категорический запрет на «Гуцулку».

В блиц-интервью "Укринформу" Держипильский рассказал об испытаниях прошлого театрального сезона, об Уильяме Шекспире и о до сих пор нерешенной проблеме обеспечения "национального" статуса театра, который имеет этот предоставленный государством высокий статус, но не имеет гарантированных государством обязательных финансовых выплат.

- Ростислав, поздравляю вас с успешным завершением 82-го театрального сезона! Расскажите, чем гордитесь больше всего?

- Спасибо за поздравление и системное внимание Укринформа к темам и проблемам современного украинского театра.

Прошлый сезон был напряженным для всей мировой театральной общественности - из-за пандемии и карантинных ограничений. Несмотря на все проблемы и испытания, я искренне горжусь тем, что мой родной Франковский Национальный театр за это время заметно концентрировал творческую энергию, не потерял кураж, творческий восторг и желание создавать «высокий театр» даже в самых сложных предложенных обстоятельствах нынешнего времени... Испытания нас сплотили, закалили, сделали еще ближе, роднее, любимее.

МЫ НАЗВАЛИ НАШ ТРЭВЕЛ-ПРОЕКТ «ТЕАТР В ЗОНЕ ДОСТУПА». НАШ ТЕАТР - ТЕАТР БЕЗ ГРАНИЦ

- Этот сезон для вас был насыщен творческими событиями. Несмотря на карантин, который периодически закрывал двери театра, вы совершили несколько поездок в Чернобыль и прифронтовую зону на Восток Украины. Хотелось бы несколько слов об этом: что показывали, как вас принимали?

- Такие далекие путешествия были вызовом для театра и для каждого актера. Мы назвали наш трэвел-проект «Театр в зоне доступа» и постоянно открывали для себя новые локации и территории на карте Украины... Наш театр – театр без границ.

- Резонансная премьера спектакля «Romeo&Juliet»» состоялась в механическом цехе на заводе – в инновационном центре «Промприбор. Реновация» – и в подвале театра, а также в центре города. Какие еще неожиданные локации рассматриваете, чтобы удивить зрителя в новом сезоне?

- Наш театр рассматривает отдельные локации не ради сценических «фокусов» и пиара. Должны быть художественная мотивация и авторская концепция, чтобы играть один спектакль – на руинах древнего замка, а другой спектакль – на Промприборе. Здесь действуют не топографические факторы, а принципы художественные.

Мой Театр – не стены и не крыша, мой Театр - это Небо и Земля. За такой образной формулой - великая философия нашего Национального театра.

ШЕКСПИРА НЕЛЬЗЯ ПОСТАВИТЬ ТОЛЬКО «ПО ЖЕЛАНИЮ», ЗАПИСАВ НАЗВАНИЕ ЕГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ В РЕПЕРТУАРНЫЙ ПЛАН

- Ждать ли зрителям продолжения шекспировской темы во Франковском театре - после успеха «Гамлета» и «Ромео»?

- Шекспира нельзя поставить только «по желанию», записав название его произведения в репертуарный план.

Шекспир – это длинный путь, и к себе, и от себя (путь в большой театральный Космос). Поэтому должны появиться: вдохновение, озарение, художественные решения, чтобы я в очередной раз приступил к постановке шекспировской пьесы. Но идеи и творческие мечты действительно есть, и они волнуют мою театральную фантазию. Надеюсь, со временем эти идеи реализуются.

Вообще, моя давняя мечта - развернуть в пространстве Ивано-Франковска титульный украинский Шекспировский фестиваль, объединив в одной фестивальной афише самые интересные шекспировские постановки нашей страны и пригласив к нам интересных европейских гостей.

МЫ ХОТИМ СИМВОЛИЧЕСКИ И СЦЕНИЧЕСКИ ОБЪЕДИНЯТЬ ЗАПАД И ЮГ НАШЕЙ УКРАИНЫ

- Расскажите о планах театра на новый театральный сезон? Активизируем ли сотрудничество с европейскими режиссерами?

- С Франковским театром продолжат начатую работу европейские режиссеры – Михай Тарна, театральный и кинорежиссер, который живет и работает в Париже и одновременно является главным режиссером Teatrul Fără Nume («Театр без названия») и Андреа Ферран – британский режиссер и продюсер, которая две недели вела у нас лабораторию и работала над пьесой современного автора Элис Берч «Анатомия самоубийства». В день ее отъезда мы провели открытую репетицию для актеров нашего театра и журналистов. Поэтому - продолжение следует.

Интегрируем в репертуарную афишу наш новый красочный этнографический проект «Гуцульская свадьба», который с большим успехом прошел в Верховине на художественном фестивале Via Carpatia. Это аутентичное воспроизведение самого красивого обряда - гуцульской свадьбы, который в своей монографии «Гуцульщина» увековечил Владимир Шухевич.

Также продолжаются переговоры с лучшими украинскими театральными режиссерами о возможности творческого сотрудничества. Мы уже анонсировали коллаборацию с Одесским украинским театром имени Василия Василько: руководители театра – Юлия Пивоварова и Максим Голенко ждут нашего знаменитого актера и режиссера Алексея Гнатковского для реализации сценического проекта на основе новых произведений Марии Васильевны Матиос. Таким образом мы хотим символически и сценически объединять Запад и Юг нашей Украины.

Я НЕ ИСКЛЮЧАЮ ВОЗМОЖНОСТИ ЗАЯВИТЬ О НАШЕЙ ПРОБЛЕМЕ НА ВСЮ СТРАНУ

- Ростислав, вашему театру был присвоен статус «национальный» еще 18 февраля 2019 года, решились ли уже все вопросы с обеспечением гарантированных государством обязательных финансовых выплат, связанных с присвоением этого почетного статуса?

- Нет, не решились. Мы дважды озвучивали эту проблему во время Часа вопросов к Правительству - народные депутаты Игорь Фрис, Николай Княжицкий обращались к премьер-министру Украины Денису Шмыгалю с трибуны Верховной Рады. 20 мая у меня была встреча с премьер-министром, рядом были и президент Украины Владимир Зеленский, и министр культуры Александр Ткаченко. Тогда я услышал следующее: вопрос о коэффициентах в соответствии со статусом "национального", который наш театр получил два года назад, должен быть решен в ближайшее время. Более того, Денис Анатольевич сказал, что он думал, что проблема уже решена. Прошло больше месяца, но и дальше – тишина. (Театр имеет предоставленный государством высокий статус "Национального", но не имеет обеспечения гарантированных государством обязательных финансовых выплат. Вопрос сейчас стоит о внесении изменений в дополнительный коэффициент. Местные областные власти театр поддержали, вопрос на данный момент за Кабинетом министров. - Ред.).

Мы через несколько дней все уходим в отпуск, а в августе оставляем за собой право – я вполне не исключаю такой возможности – заявить о нашей проблеме на всю страну: будем играть франковские спектакли и под Кабмином, и под Верховной Радой Украины...

Любовь Базив. Киев

Фото: Юрий Рильчук

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2021 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-