ХІІ Одесский международный кинофестиваль: Большой кинопарад, каннские призёры и Терри Гиллиам

ХІІ Одесский международный кинофестиваль: Большой кинопарад, каннские призёры и Терри Гиллиам

Укринформ
Зрителей ожидают премьерные показы, режиссерские дебюты, полезные встречи с мастерами кино

Проведение прошлогоднего ОМКФ, одного из смыслообразующих событий украинского киногода, в онлайн-формате изрядно испортило лето представителям отечественного киносообщества, которые, впрочем, могли утешаться тем, что доступ в синефильскую сокровищницу Одесского кинофестиваля смогли получить гораздо больше поклонников киноискусства. Но хорошенького понемножку- Двенадцатый Одесский кинофестиваль пройдёт в штатном режиме, пускай и сдвинувшись на месяц с привычных июльских дат- с 14-го по 21-е августа.

Организаторы, приурочивая смотр к 30-летию национальной независимости, решили сосредоточить внимание на украинских картинах, поэтому единственной конкурсной программой станет в этом году национальный конкурс, собравший давно ожидаемые ленты, многие из которых успели обзавестись призами престижных зарубежных кинофорумов, что, будем надеяться, побудит киноманов, не вовлечённых в горести и радости украинского кинопроцесса, дать им шанс. Тут в первую очередь стоит отметить ленты «Стоп-Земля» Катерины Горностай и «С завязанными глазами» Тараса Дроня.

Лента «Стоп-Земля»
Лента «Стоп-Земля»

«Стоп-Земля», полнометражный дебют одного из наиболее заметных молодых режиссёров, прежде известных фестивальным завсегдатаям своими короткометражными работами, повествует о киевской одиннадцатикласснице с её школьными буднями и интимными огорчениями. Фильм Катерины Горностай получил «Хрустального медведя» как лучший фильм проходящего в рамках Берлинале конкурса лент о подростках Generation 14plus.

Лента «С завязанными глазами», также фактически являющаяся дебютом Тараса Дроня (лента «DZIDZIO Первый раз» была снята в соавторстве и под очевидную продюсерскую диктовку), посвящена людям, для которых мирное существование украинской столицы, далёкой от передовой, является иллюзией, не способной утешить их в горе потери близких и защитить их от демонов ПТСР. Этот фильм о девушке, бойце смешанных боевых искусств, потерявшей на войне возлюбленного, которая стремится продолжать привычную жизнь, отчаянно тренируясь и пытаясь завести новый роман, получил главный приз в конкурсе первых и вторых работ Варшавского кинофестиваля.

«Соперник»
«Соперник»

Ещё один фильм-участник одесского конкурса, уже оказывавшийся в поле зрения фестивальных завсегдатаев - картина Маркуса Ленца «Соперник», копродукция Германии и Украины, получившая приз за лучшую операторскую работу на МКФ в Минске «Листапад», оригинально интерпретирует темы трудовой миграции. Фильм передаёт переживания ребёнка, живущего с матерью-украинкой на нелегальном положении в Германии у пожилого вдовца.

Не менее примечательными кажутся ленты, чьи мировые премьеры состоятся в рамках ОМКФ. «Короли репа» Мирослава Латика, последний фильм, снятый под руководством выдающегося продюсера Юрия Минзянова, скоропостижно скончавшегося в прошлом году, осваивает то же пространство провинции, насыщенной яркими характерами и выразительной бытовой фактурой, что и другой успешный проект Минзянова, «Припутни» Аркадия Непиталюка. Главные герои - двое друзей, фанатично увлечённые репом и мечтающие выбраться на столичную сцену, но опрометчиво принявшие участие в аферах местных бандитов. Новая картина именитого документалиста Андрея Загданского «Национальный музей» посвящена собственно столичному Национальному художественному музею и раскрывает в кинорассказе о подготовке выставок икон и работ Александра Богомазова историю и самого знаменитого музея со львами, и украинского искусства. Картина одного из самых своеобычных украинских режиссёров Дмитрия Томашпольского «Пространство» осмысливает опыт пандемии и при этом посвящена сквозной теме творчества постановщика, космосу. Шестьдесят семь персонажей ленты, отрезанные друг от друга карантинными ограничениями и общающиеся онлайн, обсуждают встречу с НЛО, случившуюся в разгар локдауна 2020-го года.

Фильм «Посторонний»  / Фото: Держкино
Фильм «Посторонний» / Фото: Держкино

Ещё один фильм Дмитрия Томашпольского - «Посторонний», будет представлен в программе «Украинские гала-премьеры», собравшей ленты, которые вскоре можно будет увидеть в украинском прокате. Этот причудливый философский триллер, который был представлен в рамках двадцати двух международных кинофестивалей, завоевал одиннадцать наград и удостоился похвальных отзывов кинокритиков и ценителей жанра, повествует о расследовании дела об исчезновении команды синхронного плавания, которое ведёт уверенная в себе дама-детектив, постепенно приходящая к выводу, что следствие чревато открытиями и в истории её собственной семьи.

Истории сирийской семьи, покинувшей охваченную войной родину, чтобы найти убежище на Донбассе - и после начала российской агрессии вновь вынужденной бежать, ---посвящён другой фильм программы, одна из наиболее значимых документальных лент о войне на Востоке, «Этот дождь никогда не прекратится» Алины Горловой, уже известная нашим зрителям по конкурсу фестиваля правозащитного кино Docudays UA, где она получила награду канала «Current Time». Ещё один фильм из конкурса Docudays UA, получивший приз оргкомитета фестиваля - «Розы. Фильм-кабаре» Ирены Стеценко, в котором репетиции и выступления популярного коллектива Dakh Daughters сплетаются с драматическими перипетиями Революции достоинства и событиями в зоне АТО. Другая музыкальная лента программы, кинодебют хореографа Анатолия Сачивко «Водуруду», предстаёт фильмом-балетом, построенным на национальных музыкальных и танцевальных традициях, призванным метафорически отразить возрождение украинской культуры.

Также в «Украинских гала-премьерах» будет представлен фильм мэтра Одесской киностудии Виллена Новака «Почему я живой», получивший в кинематографических кругах известность ещё на препродакшн-стадии благодаря сценарию именитого драматурга Евгения Митько, рассказавшего о довоенном Мариуполе, городе своей юности, мире всевластия НКВД, религиозных гонений, бесприютного быта, художественной самодеятельности и любви, пронизывающей человеческое существование вне зависимости от характера правящего режима.

Фильм «Племя»
Фильм «Племя»

Ещё одной программой, посвящённой украинскому кино, является весьма примечательная подборка «Украинская ретроспектива: Независимые», в которую вошли как фильмы, ставшие главными событиями национального кино последних лет («Племя» Мирослава Слабошпицкого, «Земля голубая, как апельсин» Ирины Цилык), так и шедевры главных режиссёров украинского кино («Настройщик» Киры Муратовой, «Счастье моё» Сергея Лозницы ) и лучшие произведения первого десятилетия независимости («Кислородный голод» Андрея Дончика, «Шамара» Наталии Андрейченко, «Приятель покойника» Вячеслава Криштофовича). В программу войдут и наиболее значимые и отмеченные фестивальными триумфами короткометражные ленты: «Засыплет снег дороги» Евгения Сивоконя, «Шёл трамвай №9» Степана Коваля, «Кросс» Марины Вроды, «Любовь» Никиты Лыськова, «Письмо в Америку» Киры Муратовой, «Подорожні» Игоря Стрембицкого, «Как казаки в хоккей играли» Владимира Дахно и Тадеуша Павленко.

При всей украиноцентричности нынешнего ОМКФ его завсегдатаи едва ли смогут пожаловаться на недостаток зарубежных фестивальных хитов, представленных в программе «Фестиваль фестивалей» - которая включает практически полный набор каннских лауреатов.

Фильм «Титан»
Фильм «Титан»

Обладатель «Золотой пальмовой ветви», «Титан» Жулии Дюкурно, предстаёт близкой к жанру боди-хоррора философской драмой, раскрывающей отчуждённость человека в мире современных технологий. Получившая Гран-при лента выдающегося иранского режиссёра Асгара Фархади «Герой» повествует об узнике долговой тюрьмы, который, получив возможность провести два дня на свободе, отчаянно пытается убедить кредиторов простить ему долг. Созданная ещё одним кумиром фестивальной публики, филиппинцем Апичатпонгом Вирасетакулом картина «Память», получившая Приз жюри, описывает зыбкое пространство, в которое попадает главная героиня, уроженка Шотландии, приехавшая в гости к колумбийской родне, пространство между культурами Западной Европы и джунглями латиноамериканской герильи, настоящим и тенями забытых предков, явью и снами. «Аннетт» Леона Каракса, вернувшегося в режиссёрский строй после девятилетнего перерыва и удостоенного в Каннах соответствующей награды, предстаёт причудливым мюзиклом о комике, пытающемся после смерти супруги справиться с душевным кризисом и своими обязанностями отца-одиночки. «Большая свобода» Себастиана Майзе, ставшая победителем конкурса «Особый взгляд», рассказывает о попытках узника тюрьмы в послевоенной ФРГ, осуждённого по печально известному параграфу 175, ставившему гомосексуальные отношения вне закона, в условиях заключения сохранить свою личность от распада. «Ольга» Эли Граппе, получившая награду «Недели критики», посвящена моральной дилемме, которую пытается разрешить юная гимнастка из Украины, колеблющаяся между продолжением тренировок в Швейцарии и возвращением на родину, где начался Евромайдан. В ленте «Худший человек на свете» норвежца Йоахима Триера, отмеченной призом за лучшую женскую роль, представлен выразительный образ кризиса идентификации, с которым сражается тридцатилетняя героиня, намеревающаяся в своих душевных метаниях обрести почву под ногами, разрывая казавшиеся вполне счастливыми отношения со своим возлюбленным и погружаясь в новый роман.

В этом каннском изобилии не должны пройти мимо зрительского внимания картины, ставшие лауреатами других престижных смотров. Анимационная лента «Криптозоопарк» американца Даша Шо, отмеченная на Берлинале и в «Санденсе», предстаёт диковинным сочетанием «Волос», «Острова доктора Моро» и «Людей Икс». В центре сюжета ленты, чьё действие разворачивается в 1970-х- попытки ветеринарки и эко-активистки представить американскому обществу, раздираемому социально-политическими катаклизмами, таящихся от цивилизации существ, чьё существование отрицается академической наукой. «Снега больше не будет» Малгожаты Шумовской и Михала Энглерта, фильм, отмеченный дипломом Венецианского кинофестиваля, рассказывает о молодом эмигранте из Украины, уроженце Припяти, одарённом массажисте, обслуживающем обитателей элитного польского пригорода. Таланты героя, впрочем, отнюдь не ограничиваются массажем- кажется, словно сказочная фея, словно рождественский дух- или океан из фильма явно вдохновлявшего авторов Андрея Тарковского, - он обладает способностью воплощать желания своих клиентов, тяготящихся своим существованием несмотря на всё внешнее благополучие. «Человек, который продал свою кожу» Каутер Бен Гания, награждённый за лучшее исполнение мужской роли на МКФ в Венеции, является саркастичным и пронзительным осмыслением войны в Сирии, «кризиса беженцев» и современного искусства. Его герой- преследуемый режимом сириец, который сумел выбраться в Европу, превратившись в ходячий шедевр контемпорари-арта, когда знаменитый художник выполняет на его спине татуировку шенгенской визы.

«Небеса»
«Небеса»

Среди других премьерных показов, представленных в программах «Гала-премьеры» и «Специальные показы», отметим «Небеса» выдающегося сербского режиссёра Срджана Драгоевича - который сам представит свой фильм украинской публике, - о неприметном обывателе, приобретающем национальную известность, когда после неудачной замены лампочки над его головой возникает нимб, «Год нескончаемой бури», коллективное произведение представителей различных кинематографий, осмысливающих жизнь и творчество в год пандемии, и «Плохого соседа» о противостоянии известного немецкого актёра и его соседа, избравшего успешного соотечественника мишенью для своего мщения всему, что, по его мнению, делает жизнь в современной Германии невыносимой для людей, выброшенных на обочины общества последствиями падения Берлинской стены, глобализации и джентрификации.

«Плохой сосед» стал режиссёрским дебютом Даниэля Брюля, популярного исполнителя, известного по таким лентам, как «Гуд бай, Ленин!» и «Бесславные ублюдки»- он же исполнил в фильме роль актёра. Даниэль Брюль станет гостем ОМКФ и проведёт творческую встречу с его посетителями.

«Смысл жизни по Монти Пайтону
«Смысл жизни по Монти Пайтону

Главным же гостем ОМКФ станет выдающийся британский режиссёр Терри Гиллиам, к приезду которого приурочена ретроспектива из шести его картин - «Смысл жизни по Монти Пайтону», «Король-рыбак», «Бразилия», «Двенадцать обезьян», «Страх и отвращение в Лас-Вегасе», «Человек, который убил дон Кихота». Встреча с Гиллиамом назначена на последний день фестиваля. Зрители, не склонные отдавать своё время на милость современного кинематографа, кроме ретроспективы лент Гиллиама смогут отправиться на подборку картин одного из главных классиков кинематографа Польши Кшиштофа Кесьлёвского.

Также в рамках ОМКФ будут проведены встречи и дискуссии с участием выдающихся украинских кинематографистов- Олегом Сенцовым, у которого можно будет спросить о его новой картине «Носорог», вошедшей в программу Венецианского кинофестиваля, Евгением Сивоконем, патриархом отечественной анимации, ведущими представителями молодого украинского кино Валерией Сочивец, Максимом Наконечным и Антонио Лукичем и многими другими.

Полная программа Двенадцатого ОМКФ представлена на сайте фестиваля.

Александр Гусев.

Первое фото: oiff.com.ua и с открытых источников

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2022 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-