Дмитрий Богомазов, главный режиссер Национального академического драматического театра имени И. Франко
В театре чистых комедий или трагедий не бывает. Порой отличие - только в финале
04.09.2021 11:00

В начале нового, 102-го театрального сезона я поговорила с главным режиссером Национального академического драматического театра имени Ивана Франко Дмитрием Богомазовым: узнала о премьерах, которые они для нас готовят (кстати, подготовили мюзикл!) и расспросила, возможно ли существование в Украине собственного Бродвея или Вестенда.

- Дмитрий, давно хотела спросить, можно ли в Украине создать спектакль, который бы шел в театре, например, каждую пятницу в течение десятков лет, как в театрах Лондона или Нью-Йорка?

- Там все немного по другому принципу происходит: в Лондоне или на Бродвее в Нью-Йорке зрители – это туристы со всего мира, а театры – туристическая приманка, и это немного другой принцип менеджмента. У нас такого количества туристов нет. Кстати, нам самим интересно было бы узнать статистику, сколько на наши спектакли ходит киевлян, а сколько приезжает людей из других городов. То есть, является ли театр частью туристической отрасли или он сугубо городской культурный институт.

ПРЕМЬЕРА КАЖДЫЙ МЕСЯЦ - ЭТО МНОГО, ЭТО ФИНАНСОВО ПОТЯНУТЬ НЕВОЗМОЖНО, ПОСКОЛЬКУ СПЕКТАКЛЬ - ЗАТРАТНОЕ ДЕЛО

- Наверное, поэтому и приходится постоянно обновлять репертуар? С какой частотой оптимально ставить премьеры? Одна в месяц?

- Премьера каждый месяц – это много, это финансово потянуть невозможно, поскольку спектакль – затратное дело. Государство дотирует культуру, в частности, частично финансирует театр. Но на самом деле – оно таким образом дотирует зрителя, потому что если бы этого не делалось, то билет стоил бы гораздо дороже, что накладно для бюджета семьи.

- Была бы цена, как на Бродвее?

- Где-то так, но даже с государственной поддержкой - каждый месяц выпускать спектакль крайне сложно. Я интересовался, как работают театры за рубежом – там, бывает, что театр две недели или месяц может не показывать спектакли, а лишь готовить новый. За месяц, когда ты с утра до ночи работаешь над спектаклем, можно успеть! А мы каждый вечер играем по спектаклю (по два, потому что еще камерная сцена), а в выходные – субботу и воскресенье – играем по 3 спектакля в день (утренний и вечерний спектакли на большой сцене и вечерний – на камерной). Это большая нагрузка и на актеров, и на службы театра – необходимо утром смонтировать новую декорацию, настроить свет и звук, сыграть вечерний спектакль, а потом все разобрать, чтобы поставить декорацию для утренней репетиции. Это сложно, в Европе так не делают.

- К тому же декорации становятся более сложными, добавляются маппинг, освещение, другие элементы.

- Я думаю, что они и раньше были сложные – декорации. Ведь то, каким зритель видит спектакль, его визуальное решение индивидуально в каждом спектакле, и его создание – это длительный процесс. Сначала рождается замысел – когда режиссер и художник садятся, долго-долго общаются и пытаются найти ключ или код будущего спектакля. Необходимо угадать его, потому что если берется пьеса, которой 100 или 400 лет, ты должен найти современную интонацию, но ты не можешь просто заменить в тексте фунты на гривни или королей на премьер-министров!

Это кропотливая подготовительная работа - может делаться несколько макетов, и ты проверяешь, удастся ли в этой декорации реализовать свой замысел. Порой это длительный период - несколько месяцев напряженной работы, чтобы придумать именно это пространство. Я называю это сценической интонацией, там есть и пространство, и стиль. Затем подключается композитор, чтобы придать интонационное музыкальное звучание.

И когда макет уже сделан и все согласились, что именно в этих декорациях мы выпускаем спектакль, тогда сдаются эскизы, чертежи уходят в цеха, где работают столяры, сварщики, бутафоры, те, кто шьет костюмы.

САМЫЕ СЛОЖНЫЕ ДЕКОРАЦИИ У НАС В СПЕКТАКЛЕ «ПЕР ГЮНТ», ХОТЯ ВИЗУАЛЬНО ОНИ ВЫГЛЯДЯТ СОВЕРШЕННО И БУДТО ЭФИРНО

- В каком из спектаклей театра Франко на данный момент самые требовательные, самые сложные декорации?

- Я вам скажу, в каком самые сложные: у нас вышел спектакль «Пер Гюнт» – визуально его декорации выглядят совершенно и будто эфирно. Однако монтирование их непростое. Режиссер Иван Урывский и художник Петр Богомазов создали красивое, стильное, актуальное, технологическое и очень образное пространство, но монтируется оно достаточно долго – тот большой кит и двери. Очень сложно было сделать двери, они очень большие и тяжелые, но должны легко двигаться. Технологически это крайне сложно, а выглядит очень просто.

А самая большая декорация у нас - в спектакле «Свадьба Фигаро». Она монтируется с самого утра – у нас нет утренних репетиций на сцене, когда идет этот спектакль. Он вечером играется, а половину следующего дня разбирается.

– А в "Трамвае желание" - не сложная декорация? Она красивая, но мне кажется, тоже не простая.

- Нет, не сложная. Это, во-первых, камерная сцена, и она требует лаконичные декорации. А во-вторых, она так технологически сделана, что очень быстро разбирается и очень быстро монтируется. Она вообще не проблемная. Это тоже, кстати, Иван Урывский и Петр Богомазов в паре над ней работали.

– А в "Украденном счастье" у вас вообще сцена по кругу вращается! Это, наверное, тоже сложно?

- Это суперсложно. Бывают декорации, которые смонтировали, а дальше только занавес подняли – и монтировщики или помощник режиссера уже не привлечены, только костюмеры, бутафоры и реквизиторы работают на спектакле за кулисами.

А когда идет "Украденное счастье" – то большая нагрузка ложится именно на реквизиторов и помощника режиссера: она отвечает за вращение сценического круга. А там много вращений, еще и в темноте. И тот круг должен очень точно останавливаться, поскольку свет поставлен на каждую его позицию. Если чуть докрутишь на 10 см туда-сюда или не докрутишь – свет не попадет, куда надо. Для точной остановки используются метки светящейся в темноте краской, но ее необходимо «зарядить» светом, иначе она тускнеет и отметок не видно! Помощник режиссера Марина Савка, очень опытная, она в темноте носится, как белка в колесе, чтобы этот спектакль хорошо прошел.

Сыграть такой спектакль – очень ответственно для всех: осветитель, звукорежиссер, помощник режиссера, реквизиторы, костюмеры, актеры – все должны слаженно работать в течение 2-3 часов. И если ошибся один, надо всем вытягивать эту ситуацию.

ПОРОЙ ЗРИТЕЛЬ ОЦЕНИВАЕТ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО СЮЖЕТ - ПОЖЕНИЛИСЬ ИЛИ НЕ ПОЖЕНИЛИСЬ ГЕРОИ

- А зритель купает в овациях только актеров! Надо аплодировать всей команде отдельно.

- Я даже думал, может, необходимо какой-то курс лекций по театру делать на Ютубе. Когда ребенка с детства учат рисовать или учат музыке, это не потому, что он должен обязательно стать певцом или художником – нет, он просто должен уметь оценить других людей, достигших мастерства в той или иной области. Потому что мастерство - это тоже часть художественной ценности спектакля, но порой зритель оценивает исключительно сюжет - поженились или не поженились герои. А если кого-то убили, то плохой спектакль, потому что хотелось, чтобы все поженились (смеется).

Мир, который создается художниками - это возможность для зрителя прикоснуться к историям, которые я называю священными. Они важны для формирования мировосприятия человека. Приобщение к этим священным историям - это как в церковь пойти для верующего: когда он попадает в храм на Пасху, для него Христос – воскрес, и он реально это переживает, приобщается к этой священной истории. Театр - это тоже такое физическое приобщение: реальные люди в реальном времени перед тобой проживают историю. Их энергия, то, что они вкладывают в игру от себя, порождая сопереживание в зале, и дает зрителю ощущение причастности.

Это как бы тактильно остается с ним. И матрица восприятия у человека становится более сложной, если он читает книги, смотрит фильмы, слушает музыку, ходит на выставки.

"ЛОЛА" - ЭТО ИСТОРИЯ О ЛЮБВИ ПЕВИЦЫ И ПРОФЕССОРА ГИМНАЗИИ – ЧЕЛОВЕКА ПОРЯДКА, КОТОРЫЙ ПОПАЛ В "НЕОПРЕДЕЛЕННЫЙ" МИР ИСКУССТВА

- Знаю, что вы готовите новую премьеру «Пой, Лола, пой!». Это будет мюзикл в стиле кабаре?

- Это римейк спектакля, который я уже ставил в Театре на левом берегу. В основе – пьеса Александра Чепалова, которую он создал на основе 2-х произведений – это роман Генриха Манна «Учитель Гнус, или Конец одного тирана» и фильм «Голубой ангел» (картина, в которой впервые на экране появилась Марлен Дитрих). "Лола" – это сценический псевдоним певицы портового кабаре, а ее имя - Роза Фрелих. Это история о любви к ней профессора гимназии, преподавателя латинского языка, то есть человека из мира академического образования, человека порядка, который попадает в «неопределенный» мир искусства. Это такая интересная коллизия - как он погружается в этот мир и что с ним происходит.

- Кто будет играть Лолу?

- Лолу играет актриса Оксана Жданова, которая раньше играла в Театре на левом берегу, а сейчас пришла в театр Франко. А в другом составе – Дарья Легейда. У них сложная роль, они должны не только играть, но и в совершенстве владеть вокалом, поскольку их Лола – звезда кабаре.

- Оксана Жданова - это ведь дочь вашей актрисы Елены Хохлаткиной и актера Виктора Жданова?

- Да, и Хохлаткина тоже будет играть в этом спектакле подругу Лолы – клоунессу Густу.

- А я видела как-то у нее на аватарке в Фейсбуке фотографию в клоунском образе! Так вот оно что: оказывается, это был анонс ее образа из спектакля «Пой, Лола, пой!»

- Вот так получается, что она подруга своей дочери в спектакле (смеется). И параллельно эту роль репетирует Вера Зиневич. У нас сейчас все роли дублируются, чтобы спектакль не отменялся, когда вдруг заболел актер или что-то случилось.

Музыку и песни к мюзиклу написали наши актеры Александр Бегма и Михаил Кукуюк. Руководитель нашего театрального оркестра Александр Кохановский сделал аранжировку. Здесь ни одной ноты не будет звучать в записи - полностью живой звук. Там даже чайки кричат – ведь это кабаре у моря. Мне скрипач показал, как может на скрипке делать крик чаек – это что-то невероятное!

То, что мы не используем фонограмму, вообще очень усложняет работу музыкантов. Например, в опере певцы вместе с музыкантами существуют по единой партитуре. И дирижер есть. А в нашем мюзикле – сложнее, потому что у актера есть еще и драматический текст, и он сегодня сыграл так, завтра немного по-другому, а музыканты должны иногда «озвучивать» конкретную реплику или слово, или жест.

- Вообще акустика – это самая сложная часть любого театра. Как с ней в театре Франко?

- Сложно, как и везде. Потому что, например, когда на первом плане играет актер, а на втором – скрипач или виолончелист, вы должны слышать и того, и другого. Если просто использовать натуральную акустику, которая есть в зале, вы их не услышите – надо их обоих подзвучить и сбалансировать звук. Это - крайне сложная задача.

Если они будут играть без усилителей и микрофонов, будет какофония. Потому что, например, труба сильно прорезает пространство, она - резкий инструмент, а кларнет, скрипка или виолончель по-другому звучат, их надо усиливать. Но если усилишь скрипку, а оставишь трубу без усиления, то ты их не сбалансируешь, надо озвучивать и трубу.

МЮЗИКЛ - ЭТО АМБИЦИОЗНАЯ ЗАДАЧА ДЛЯ ТЕАТРА, ЗДЕСЬ СЛОЖНОСТЬ ВО ВСЕМ - В ДЕКОРАЦИЯХ, СВЕТЕ, ЗВУКЕ, ДВИЖЕНИИ, ИГРЕ

- Алексей Скляренко поставил фантастические танцы, ведь это кабаре. Танцовщиц играют наши красивые молодые актрисы. Мюзикл - это технически очень сложный жанр, потому что необходимо всем вместе существовать в режиме очень точного тайминга. Мюзикл - это амбициозная задача для театра. Здесь сложность во всем – и в декорациях, и в свете, и в звуке, и в движении, и в игре.

- Будут яркие красивые костюмы, наверное?

- Да. У нас же есть танцовщицы, клоуны, клоунессы, то есть – это и жанрово, и стилистически сложный спектакль. Потому что клоун - это непростой и очень неоднозначный образ.

- А в последнее время - еще и страшный.

- Да. И у нас Джокера немножко есть, не так много, но есть.

- Кто будет играть профессора Гнуса?

- Профессора у нас играют Богдан Бенюк и Александр Ярема. Директора гимназии играют Александр Заднепровский и Василий Мазур. Киперта, мужа Густы - Александр Печерица и Дмитрий Чернов.

В спектакле вообще заняты очень хорошие актеры. Привлечены и новые, которых на сцене Франко вы еще не видели: Акмал Гурезов, Захар Нечипор, они на роли Энди – это такой условный преступник.

Также наши молодые актеры: Павел Шпегун и Александр Рудинский (играют гимназиста Фон Ерцума), Михаил Дадалев и Виталий Ажнов (играют гимназиста Ломана). Это молодые влюбленные студенты, у которых как раз преподает этот учитель гимназии, а они убегают с уроков в кабаре.

- Так они его туда и привели?

- Да, он за ними прибежал туда. Но там его «поймала» любовь.

- Какое будет распределение по составам? Будет чередование - один состав, потом другой?

- Да.

- На когда премьера планируется - уже известно?

- На 23-24 сентября. Мы надеемся, что локдаун нам не помешает.

В ТЕАТРЕ ЧИСТЫХ КОМЕДИЙ ИЛИ ЧИСТЫХ ТРАГЕДИЙ НЕ БЫВАЕТ. ОН И СМЕШНОЙ, И ЛИРИЧЕСКИЙ, И ГРУСТНЫЙ - СВЕРКАЕТ РАЗНЫМИ ГРАНЯМИ

- Какие еще премьеры в этом сезоне нам ждать?

- Еще будет комедия на камерной сцене – Юрий Одинокий вместе с художником Александром Другановым сейчас готовят спектакль «Радован третий» по пьесе Душана Ковачевича (это соавтор сценария к фильму Эмира Кустурицы «Подполье»).

Но ведь, понимаете, в театре чистых комедий или чистых трагедий не бывает. Порой отличие – только в финале: либо поженились, либо умерли. На самом деле, театр – он и смешной, и лирический, и грустный, все время сверкает разными гранями. Конечно, есть и бульвар, бульварные пьесы, комедия положений, где все время какой-то голый мужчина в шкафу сидит. Мы такого не ставим, у нас для себя более сложные задачи.

Но все же в «Радоване третьем», кажется, поженятся (смеется). Не знаю, как Юра будет его делать, но это блестящий ироничный текст, и очень специфический язык Ковачевича.

А где-то в ноябре, после «Лолы», на большой сцене будет премьера «Бесталанной» по Карпенко-Карому, которую готовит Иван Урывский. Он уже поставил несколько очень успешных спектаклей в театре Франко, которые пользуются популярностью у зрителя. Он будет готовить этот спектакль вместе с художником Татьяной Овсийчук (в театре на Подоле они вместе поставили «Каменный властелин», а в нашем театре она создаст спектакль впервые).

Это будет абсолютно непривычное, новое, не хрестоматийное прочтение этой, я считаю, гениальной украинской пьесы.

Позже, примерно в начале весны, на большой сцене состоится премьера спектакля Дмитрия Чирипюка по роману известного польского писателя Тадеуша Доленга-Мостовича «Карьера Никодима Дызмы». Это, конечно, не "Ревизор" Гоголя, но такой очень сатирический текст об авантюрной карьере человека, который из бездомных стал премьер-министром.

ПРАКТИЧЕСКИ ОДНОВРЕМЕННО В ТЕАТРЕ РЕПЕТИРУЮТСЯ ЧЕТЫРЕ СПЕКТАКЛЯ. ЭТО ПОХОЖЕ НА ДВИЖЕНИЕ В "БОРИСПОЛЕ" - ТО САДИТСЯ, ЭТО ВЗЛЕТАЕТ

- Уже известно, кто будет играть в «Карьере Никодима Дызмы»? Вообще, на каком этапе распределяются роли и утверждаются?

- Дмитрий уже работает над спектаклем. Уже сдан макет декорации. А летом, например, он отснял то, что ему надо будет иметь на видео, которое он использует в спектакле. Там на героев какой-то дождь льется, а весной, когда они будут выпускать спектакль, не будет так тепло на улице, чтобы это снять.

Чтобы вовремя выпустить спектакль, надо начинать работать заранее, но в это время все тоже работают – кто на камерной сцене, а кто – на основной. То есть, практически одновременно репетируются четыре спектакля. И необходимо, чтобы ни один актер не был занят сразу в четырех или трех спектаклях. Поэтому одни актеры работают в одном спектакле, а другие – в другом. Это похоже на диспетчерский пункт по управлению движения в аэропорту "Борисполь" - то садится, это взлетает.

Поэтому, кто будет играть в «Карьере Никодима Дызмы», конечно, известно – это Назар Заднепровский и Андрей Романий, которые будут играть роль главного героя.

Я же говорил, что мы сейчас делаем все спектакли в двух составах. Это для театра удобнее, чтобы спектакли не отменялись (особенно когда пандемия шагает по планете), но для режиссера это сложнее, потому что надо не один спектакль поставить, а условно два.

Музыку для «Дызмы» создает лауреат Шевченковской премии Роман Григорив. Декорации делает наш главный художник Андрей Александрович-Дочевский. Это тоже будет очень большой проект, и если все будет нормально и локдауны нам не помешают – надеемся, что постановка выйдет в марте-апреле.

- А Давид Петросян ничего в этом году не будет ставить?

- Будет. Наконец Петросян выходит на большую сцену после «Снежной королевы» с очень интересным материалом – это «Визит дамы» по пьесе Фридриха Дюрренматта. Эта пьеса широко известна и имеет сценическую историю даже в театре Франко, она когда-то блестяще здесь шла в постановке Сергея Данченко. Главную роль в ней будет играть Наталья Сумская. Будет большой красивый дорогостоящий спектакль.

- Итак, мы с вами насчитали четыре премьеры на большой сцене, которые в планах у театра на этот театральный сезон. Будем с нетерпением ждать!

- Да, на большой сцене у нас будут: «Лола...», дальше – «Бесталанная», «Карьера...» и «Визит дамы». А осенью еще я выйду с инсценировкой французского романа «Большая костюмерная» Ромена Гари. И это тоже будет большой проект. Мы что-то все большие затеяли на большой сцене (улыбается). Но у нас суперопытный директор-художественный руководитель – Михаил Васильевич Захаревич, думаю, с ним вместе мы справимся. И все эти наши большие спектакли мы посвящаем 30-летию Независимости! Будем мощно работать, чтобы отметить эту дату, потому что это даже не дата, а новый важный этап для всех нас.

Любовь Базив. Киев

Фото: Геннадий Минченко

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2021 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-