Раду Поклитару, главный балетмейстер театра «Киев Модерн-балет»
В нашем балете вы увидите то, что было до описанного в оригинальной повести «Пиковая дама»
Аудио 25.09.2021 11:00

13 октября на сцене Жовтневого дворца в Киеве состоится премьера балета «Пиковая дама» в исполнении Академического театра «Киев Модерн-балет».

Всемирно известный образец литературного и музыкального искусства будет смело переосмыслен через призму современного танцевального театра и новаторского подхода в режиссуре.

О балетном закулисье мы поговорили с постановщиком «Пиковой дамы», известным балетмейстером Раду Поклитару.

- Раду, «Пиковая дама» – это интереснейшая и мистическая повесть Пушкина, которая переведена на уйму языков, имеет множество экранизаций, театральных версий и разнообразнейших сюжетов по ее мотивам, а также она гениально воплощена в одноименной опере Чайковского. Чем вы нас будете удивлять в ее балетном воплощении?

- Это будет балет в 2-х действиях – полноценное шоу. И это хорошее слово – «шоу» (улыбается). В 1-ом акте будем использовать Вторую симфонию Чайковского, которая, кстати, имеет подназвание «Украинская». Она была создана в Каменке Черкасской области в поместье сестры Петра Ильича, где он неоднократно жил. Он вел кочевой образ жизни, у него не было постоянного дома, и когда он говорил: еду домой, это он ехал в Каменку, так что практически – это дом Петра Ильича Чайковского.

Что интересно, именно в этом доме (где была создана Вторая симфония и не только она) задолго до Чайковского дважды останавливался и творил Александр Сергеевич Пушкин – первый автор «Пиковой дамы», автор прозаического текста, который послужил основой для создания оперы!

Я, конечно, съездил в Каменку, провел там целый день, совершенно замечательный – играл на рояле, на котором играл Чайковский и сочинял Вторую симфонию.

У НАС ЕСТЬ ЕЩЕ ОДИН ГЛАВНЫЙ ПЕРСОНАЖ, КОТОРОГО НЕТ В ОПЕРЕ ЧАЙКОВСКОГО

- Я правильно поняла, что вы создали свой балет не по опере «Пиковая дама», а непосредственно на симфоническую музыку Чайковского?

- Когда я только планировал создать свою версию «Пиковой дамы», то, естественно, думал о том, что это будет музыка оперы Чайковского, и даже уселся за монтаж. Начал делать партитуру – и вдруг понял, что мне ужасно мешают слова!

И что бы я себе ни фантазировал, я представлял, что хореография превращается… в банальный подстрочник к оперному тексту и теряет всю свою аллегоричность и символизм. Поэтому – оставил эту идею. Но спустя долгое время снова вернулся к ней, поняв, что надо использовать исключительно симфоническую музыку Чайковского.

В моей музыкальной сокровищнице, которую я себе создаю всю жизнь, хранятся произведения для особенного случая: очень долго иду к ним, и с большим волнением приступаю к работе над этой музыкой.

То же самое было с Шестой симфонией Чайковского в исполнении Николая Голованова (это запись 1948 года). Он – великий русский советский дирижер и это самое гениальное прочтение этой симфонии, которое я слышал за свою жизнь, а поверьте – я слушал многие десятки интерпретаций.

- Что же это будет за балет? Немножко приоткройте завесу тайны.

- Мы расширили время действия до 2-х веков вместо конкретного одного, который есть у Пушкина и Чайковского. Мы позволяем главной героине пережить метаморфозы, связанные с ее взрослением и старением. Мы увидим то, что было до описанного в оригинальной повести.

- То есть, у вас будет еще и приквел?

- Да, у нас будет приквел (улыбается). Мы как бы покажем то, что было до начала рассказа.

К тому же, у нас есть еще один главный персонаж, которого нет в опере Чайковского. О нем лишь упоминается, но мы его сделали одним из действующих лиц – это Сен-Жермен, мистическая фигура, которая была невероятно популярный в Европе в XVIII-XIX веке. Этот персонаж окрашен таинственными историями, дескать, он жил много сотен лет и умел превращать обычный металл в золото. В том числе, по версии Пушкина, он поделился с графиней секретом трех карт в обмен на определенные услуги интимного плана. Мы решили, что не можем вот так просто бросить такую замечательную личность. 

Я НЕМНОЖКО БОЮСЬ ЭТОГО СЛОВОСОЧЕТАНИЯ, НО В ОФОРМЛЕНИИ СЦЕНЫ БУДЕТ ИСПОЛЬЗОВАНА ТЕХНОЛОГИЯ ДОБАВЛЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ

- Что каcается оформления спектакля, то вы в очередной раз работаете с художником по костюмам Дмитрием Курятой?

- Его все знают как автора отдела стиля телеканала СТБ, шоу «Х-фактор» и «Танцуют все» – он одевал их всегда, придумывал костюмы – там мы с ним и познакомились. Это уже 7-й спектакль, который мы делаем с Димой в качестве художника по костюмам. Он теперь много работает в театре, и я счастлив, что в какой-то мере этому тоже поспособствовал.

А вот что касается оформления сцены, то в 3-й раз мы работаем с автором видеоконтента, с замечательным художником Ольгой Никитиной. Она делала с нами «Вий» и «Маленького принца». Как говорится, когда хорошо получается, лучше ничего не менять.

В этот раз мы пойдем чуть-чуть дальше в использовании технических инноваций – я немножко боюсь этого словосочетания, но в основе выразительного ряда, который служит оформлением сцены, будет использована технология добавленной реальности. Страшное дело! (смеется). Но я доверяю профессионалам и я уверен, что все будет хорошо. 

- Наверное, благодаря этим технологиям, мистические элементы еще более ярко воплощены?

- Конечно, никуда мистика из «Пиковой дамы» не уйдет, она там в сути ее заложена.

Но, в первую очередь, для меня «Пиковая дама» – это проблема выбора, который стоит перед каждым из нас каждый день, каждый час. И заложенный Пушкиным выбор между любовью и корыстью, азартом, шальными деньгами – никуда не исчез и из нашей «Пиковой дамы», это главная идея спектакля, вопрос лишь в том, как мы это рассказываем.

ВОЗРАСТНЫЕ АРТИСТЫ НЕ МОГУТ ДЕЛАТЬ ВИРТУОЗНЫЕ ПРЫЖКИ И ПОДДЕРЖКИ, НО ИХ ТАНЕЦ ПРИОБРЕТАЕТ БЛАГОРОДНУЮ ПАТИНУ

- Кто исполняет главные роли? И много ли артистов задействовано?

- Все. У нас всего 23 человека, и вот все 23 задействованы. Я очень надеюсь, что ничего не изменится (пандемия на дворе), но будем верить в лучшее и составы, которые задуманы, выйдут на сцену 13 числа.

На данный момент партию графини исполняет Елена Салтыкова, ведущая солистка театра, единственная артистка с балетным бекграундом в нашем театре. У нас театр современного танца, поэтому балетный бекграунд не обязателен, но вот Лена замечательно объединила в себе все достоинства классической балерины – и за короткий срок стала абсолютно своей в области современного танца.

Партию Лизы исполняет Екатерина Кузнецова, танцовщица необыкновенной гармоничности во всем, какой-то природной гармоничности. Это очень редкое качество, которое невозможно выработать, оно либо есть у человека, либо нет.

Партию Германа исполняет Владислав Детюченко, очень молодой артист балета, он еще и замечательный хореограф, намного более радикальный, чем я, и более современный. Я счастлив, что он идет своим путем в этом плане.

Всегда очень интересно работать именно с артистами-хореографами, потому что они волей-неволей окрашивают своей индивидуальностью и своим видением мира танца твою хореографию, и она начинает звучать по-другому. Я не скрываю, что я этим пользуюсь, и счастлив, что такие полутона и оттенки возникают в пластике, которую я им предлагаю. Это нормальный процесс, потому что балет – это соавторство.

Партию Сен-Жермена на премьере исполнит заслуженный артист Украины Артем Шошин, тоже, кстати, хореограф, и что тоже интересно, что он намного более неоклассичен, чем я.

- Вы часто делаете акцент на молодости артистов балета. Но, ведь официальная длительность их творческой жизни достаточна недолга…

- Официальная длительность творческой жизни артиста балета – 20 лет по советским канонам, через 20 лет стажа артист балета уходит на пенсию. Если же мы говорим про звезд мирового масштаба, то решает в первую очередь сама звезда – мы знаем примеры, когда артисты балета работали невероятно долго. Наверное, самый известный пример – это Майя Михайловна Плисецкая.

Я очень люблю возрастных артистов, но чаще всего с ними я работаю за пределами Киева, потому что мой театр в Киеве – в принципе театр молодых артистов. Есть люди, с которыми я работал, и это гордость моей биографии: Михаил Лавровский, народный артист СССР, Валерий Лагунов из Большого театра, Виктор Барыкин из Большого театра. У меня участвовал в открытии Олимпиады Владимир Васильев, легенда мирового балета – танцевал мою хореографию. Это гордость невероятная! Они, конечно, не могут делать какие-то виртуозные движения, прыжки и поддержки, но за счет того, что это личности невероятного масштаба, все, что они делают, приобретает такую невероятную окраску и благородную патину настоящего искусства! Это настоящая гениальность, это очень интересно.

Я ПРОСТО В ВОСТОРГЕ ОТ ТАЛАНТА АРТИСТОВ, С КОТОРЫМИ ПРИХОДИТСЯ РАБОТАТЬ

- Кроме «Пиковой дамы», какие еще премьеры театр «Киев Модерн-балет» планирует на этот сезон?

- Я планирую создать что-то камерное где-то весной, но пока я даже не брался за разработку, мне надо выпустить «Пиковую даму». Это очень сложный проект – большой и по музыкальной, и по технической части. Я не из тех хореографов, которые могут одновременно готовить несколько проектов, мне надо закончить этот, а потом уже браться за другой.

Если брать прошлый год, то у нас было большое полотно «Маленький принц», которое выпустили осенью, и камерный спектакль «Девять свиданий» на музыку Шопена, который мы показали уже весной. Так же, я думаю, будет и в этом году.

- Желаю, чтобы все удалось!

- Так и будет, потому что я просто в восторге от таланта артистов «Киев Модерн-балета», с которыми создаю «Пиковую даму»!

Любовь Базив. Киев

Фото Владимира Тарасова та Павла Багмута

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2021 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-