Люси Харди. Когда душа ложится в эту траву

Люси Харди. Когда душа ложится в эту траву

Укринформ
Ее замысловатые, будоражащие воспоминания работы выставляются в Австралии, США и Европе

Начнем сегодня с прописной истины: медиум – это человек, который стал каналом связи между реальным миром и миром духов. Правда, не всё так и однозначно... В современном искусстве сама культурологическая среда давно превращена в форму авторского изложения. Для австралийской художницы Люси Харди (Lucy Hardie; 1984), сложные рисунки которой исследуют духовность и двойственность человеческой природы, как форма, так и содержание – одно и то же.

Тут ничего не попишешь, Люси Харди – правнучка медиума.

Люси Хард
Люси Хард

Рассказывают, что однажды ее бабушка пришла на сеанс и увидела, как человек левитирует. Вдохновленная собственной историей и личным опытом, молодая австралийка смело сочетает символы жизни после смерти и пробуждения, чтобы запечатлеть то, что нас всех связывает.

В обзоре “Painting The Figure Now” (“Рисуем человека прямо сейчас”), представившем с точки зрения сайта Apple News+ десятку самых интересных авторов современности, писатель, художник и арт-критик Джон Далтон (John Dalton) рекомендует:

Джон Далтон
Джон Далтон

- Австралийская художница Люси Харди создает дикие картины, будто они посланы нам из другой эпохи и даже из параллельной вселенной. Похоже, что их мог создать некий футуролог золотой эпохи (1901-1910) короля Эдуарда. Сюрреалистичные изыски и необычайная красота, тщательная точность и уровень детализации глубоко впечатляют. Эти авторские картины наполнены личным смыслом, который кажется почти понятным, словно сон, пережитый наяву.

Всемогущество, 2012 г.
Всемогущество, 2012 г.

*   *   *

Люси Харди
Люси Харди

Иногда Люси Харди сравнивают с такими художниками-мистиками, как английский россиянин Ваня Журавлёв (Vania Zouravliov) и стопроцентный британец Обри Бёрдслей (Aubrey Vincent Beardsley; 1872-1898), рисунки которых также исполнены гротеска, декадентства, эротичности и культа смерти. Творчество австралийской художницы пестрит потусторонними образами, будто они живописные цитаты из последнего великого художника северной готики Маттиаса Грюневальда (Matthias Grünewald; 1470-1528), Ильи Репина (1844-1930), Ивана Билибина (1876-1942) и Генри Дж.Форда (Henry Justice Ford; 1860-1941), на которых эта рисовальщица выросла.

С далеких времен пещерного рисунка фигуративная живопись изображает самый старый из предметов, настоящий реликт – самого человека. Здесь любая картина – моментальный снимок того, что именно сейчас происходит с homo sapiens. Между тем, описать другим самой Люси Харди свою работу – сущий пустяк:

- Гиперодетализированные рисунки чернилами, сочетающие реальное с нереальным.

Реальная женщина в нереальном платье

Кстати, здесь в исполнении Джона Далтона можно послушать подкаст о творчестве Люси Харди.

*   *   *

Как это у нее всё виходит? Всё начинается с малого – с интегральной жизни. 

Сначала в рабочий дневник Люси Харди записывает идею, затем собирает подборку вдохновляющих и справочных фотографий, включая источник вдохновения для будущей композиции, освещения, цвета и настроения, и только потом она делает несколько набросков. Ведь любая современная иллюстрация – это несколько завершенных культурологических исследований.

Свобода в прошлом, 2007 г.
Свобода в прошлом, 2007 г.
Любовницы, 2008 г.
Любовницы, 2008 г.

Когда начинается работа над определенной серией работ для конкретной выставки, у этой художницы обнаруживаются общие тематические нити со всеми ее предыдущими работами, поэтому каждую серию можно смотреть как завершенную, а можно рассматривать как продолжение более глобальной работы.

Старейшина Вик, Глэдис Тюбингумпа, 2009 г.
Старейшина Вик, Глэдис Тюбингумпа, 2009 г.

Людей, не только Люси, привлекают различные предметы, что пробуждают в душе чувство связи, близости, красоты, потустороннего, нежности, силы. Эти кристаллизаторы эмоций не обязательно зависят от физических атрибутов, хотя человеческая форма, природные элементы и религиозная иконография – вот темы, к которым австралийку влечет их символический потенциал. Произвести впечатление на зрителя нематериальным – задача из задач. Именно под таким углом зрения выбираются предметы, которые могут лучше других справиться с высокой идеей. До сих пор всё понятно?

Радость ежедневного трепета, 2009 г.
Радость ежедневного трепета, 2009 г.

*   *   *

Люси Харди интуитивно привлекательна, ибо панически загадочна. И от определенной идеи вы следом за австралийкой бредёте, разглядывая авторские работы, – из своих личных фантазий в Тайну, изложенную чернильной ручкой на хлопковой бумаге; ее линер “Sakura Pigma Micron 005” оставляет линии толщиной линии 0.2 мм, но они наложены не только в несколько слоев рисунка, но и в несколько слоев смысла.

Да, трудоемко, да, кропотливо, поэтому каждый божий день Люси просыпается в 6:30, интенсивно занимается йогой, танцами, художественной гимнастикой. После душа она, готовясь к новому дню, медитирует полчаса, занимаясь сомато-респираторной интеграцией (Somato Respiratory Integration, SRI), разработанной создателем “сетевой хиропрактики” (Network Chiropractic) Дональдом Эпштейном (Donald “Donny” Epstein; 1953), завтракает, а затем выходит за двери жилища, направляясь в студию. И – здравствуй, мир! 

Мастерская Люси Харди
Мастерская Люси Харди

Путь неблизкий, а света в окошке всегда мало. 

Даже любимый цвет рисовальщицы – черный.

Женщина и волк, 2010 г.
Женщина и волк, 2010 г.
Безмятежно спящая, 2017 г.
Безмятежно спящая, 2017 г.

Правда, технически это – не цвет.

Но для нее он воплощает собой все цвета сразу; черный – Тайна, где можно потеряться. А еще ее привлекают вариации черного цвет: сине-черный, красно-черный, зелено-черный.

Операция Трансмиссия, 2009 г
Операция Трансмиссия, 2009 г

*   *   *

Кто она, внучка медиума? Люси Харди родилась в Шеппартоне, штат Виктория, – австралийском городке на 35 тысяч жителей, лежащем эдак километров за 200 от Мельбурна. Каждый десятый здесь абориген, то есть коленной австралиец. Хотя в Шеппартоне проживает множество иммигрантов. Так что в этих полупустынных краях легко встретить албанца, афганца, иракца, грека, итальянца или суданца. А на иной смысл натолкнуться – дак вообше плевое дело.

Люси Харди
Люси Харди

Среднее образование девочка получила в обычной... Вальдорфской школе, которую ее просвещенные родители-теософы построили на собственной ферме, где подрастали три дочери и один сын. Изначально на Люси влияла нетрадиционная педагогика: представляете, школа без учебников? – но это взлелеяло и развило творческие наклонности. Окруженную обширной домашней библиотекой, особенно – книгами по искусству, Люси еще с младых ногтей пленили картины Маттиаса Грюневальда и Ильи Репина, а также иллюстрации Генри Дж. Форда и Ивана Билибина. Странствуя по их потусторонних образах, она часто теряла себя.

Как это происходило? Слушаем из первых уст:

- Описывая свою работу, слово “духовный’ обычно я не употребляю – оно имеет такие странные коннотации. Наверное, то, что я рисую, – духовно, поскольку, приступая к очередной картине, я медитирую. Однако, ни к какой религии или вере как таковой я не принадлежу. Все мотивы рождаются в процессе рисования, подобно рисованным молитвам. Да, разные истории и мифы помогают оформить идею; это то, что требуется именно мне. Хочу, чтобы люди, глядя на мои рисунки, узнали, кто они на самом деле. Хочу, чтобы зритель останавливался, у него захватывало дух, и непроизвольно вырывалось: “Вот это да!”, “Невероятно”… Казалось, простая эмоция, – да вы и сами не раз переживали этот момент! – когда видели закат и на мгновение замирали в восторге.

А теперь – важное... До 22 лет об артистической карьере она даже не помышляла: ну, что это за профессия – художник?! Так продолжалось до тех пор, пока однажды старшая из двух сестер вдруг не заявила Люси: почему рисовальщица с такими классными работами не думает о выставке? Как гвоздь, идея застряла в голове. Собрав портфолио, художница-самоучка обошла в Мельбурне несколько арт-галерей, и везде услышала отказ. Поддержку она нашла только в одном выставочном зале, управляемом, кстати, коллегой-художником.

*   *   *

И в 2007 г. в “Synergy Gallery” в Мельбурне 22-летняя Люси Харди устроила дебютную персональную выставку “While You Were Sleeping” (“Пока ты спал”).

Открытие, 2005 г.
Открытие, 2005 г.
Протектор, 2008 г.
Протектор, 2008 г.

Успех был оглушительный. 

В ночь открытия почти все ее работы были распроданы.

Но даже тогда Люси Харди не поверила в счастливую звезду, ибо полагала: 

- Я всегда чувствовала себя художником, но никогда не видела себя творческой личностью. А всё потому, что с раннего детства только реалистическое искусство я считала именно искусством. Да и взрослые твердили: “Художники не зарабатывают на жизнь, а ты как собираешься себя обеспечивать?” Я затихала на время: “Какого черта я рисую, почему не могу хорошо разбираться в математике”. В искусстве я действительно не видела смысла, это всегда было, скорее, моим хобби.

Торжество любви, 2010 г.
Торжество любви, 2010 г.
Турандот, 2010 г.
Турандот, 2010 г.

Желая творчески совершенствоваться, в 2009 г. австралийка отправилась в Австрию. Под началом американского художника и педагога, профессора и директора Института созерцательного образования и визионерского искусства (Institute For Contemplative Education And Visionary Art) Филиппа Рубинова Якобсона (Philip Rubinov Jacobson) она на четыре недели погрузилась в международный семинар “Старые мастера, новые взгляды” (“Old Masters – New Visions”).

Филипп Рубинов Якобсон
Филипп Рубинов Якобсон

*   *   *

В тот год речь шла о загадочной “миштехнике” (mischtechnik, смешанная техника) – методе рисования старых мастеров, которые вместо красок использовали комбинации смолы, яичной темперы и различных масел. Молодые современные художники изучали один из теперь мало распространенных методов, как тушью набросать композицию на холсте, а затем медленно наращивать объем, чередуя яичную темперу с масляными красками, смешанными со смолой, добиваясь эффекта... драгоценного камня.

Да, “миштехника” требует от художника много времени и творческих усилий, но для зрителя гарантирует восхитительные сюрпризы, поскольку в процессе непрерывного остекления полотна возникают множество неожиданных цветов.

Мария, 2012 г.
Мария, 2012 г.
Великая жизнь, великая смерть, 2013 г.
Великая жизнь, великая смерть, 2013 г.

Вернувшись на родину с огромным багажом навыков и знаний, Люси Харди пошла учиться в университет и бросилась участвовать в различных конкурсах. Более того, молодая художница стала финалисткой ряда творческих состязаний: “Сквозь Зазеркалье: Размышления о современном мире” (“Through The Looking Glass: Reflections Оf The Modern World”; 2010), “Мемориальная молодежная художественная премия Ллойда Риса” (“Lloyd Rees Memorial Youth Art Award”),“A.M.E Bale Travelling Scholarship Аnd Art Prize”, “Награды бакалавриата” (“The Undergraduate Awards”), “Программа выставки и награды для молодых начинающих художников” (“Agendo Exhibition and Awards for Young Emerging Artists”; все – 2011 год).

Memento mori, 2012 г.
Memento mori, 2012 г.
Два забудьте, одну помните, 2012 г.
Два забудьте, одну помните, 2012 г.

*   *   *

С тех пор ее рисунки выставлялись по всей Австралии, а также экспонировались в Австрии, Германии и США. Ими оформлены множество книг. Недавно Люси Харди получила степень бакалавра иллюстрации в NMIT (Northern Melbourne Institute Оf TAFE) в Мельбурне, Виктория.

Не стану разбирать сюжеты каждой из энигматичных авторских картин.

Возьмем, к примеру, “Малышка Бо-Пип” (“Little Bo Peep”; 2011). Частично это произведение навеяно одноименной английской колыбельной.

Малышка Бо-Пип, 2011 г.
Малышка Бо-Пип, 2011 г.

- Малышка Бо-Пип потеряла своих овечек и не знает, где искать их.

(Little Bo Peep has lost her sheep and doesn't know where to find them.)

Милая песенка звучит от силы три минуты… Согласно сюжету, малышка Бо-Пип взяла клюку и отправилась в дальние дали. Овец-то она нашла, да только овечьи хвосты пропали. Но Бо-Пип на редкость повезло: нашла пастушка и хвосты, висевшие рядком на ветке. Девочка поступила правильно, как долг подсказал – хвост каждой овечке пришила и всех в целости и сохранности пригнала домой. Это, так сказать, – классика, оригинал.

Ткачиха, 2014 г.
Ткачиха, 2014 г.

А теперь представьте иную ситуацию, прошли годы; может быть, даже десятилетия, а повзрослевшая пастушка Бо всё искала пропавшую отару и в конце концов – нашла! Но любимая овечка давным-давно умерла, от нее остались одни кости. Мысль авторского рисунка проста: нужно опираться на прошлое, чтобы накормить будущее. Веревки, ниспадающие с головы Бо Пип, у Люси Харди переплетаются с окружающей средой; они символизируют неразрывную связь с настоящим. Выражение лица взрослой пастушки отражает понимание и принятие факта: кем ты был когда-то, тем ты и остаёшься сейчас. Посему незачем ворошить, а тем более, оживлять прошлое – просто смотри в будущее.

Похоже, что на скрупулезно выполненные чернилами рисунки Люси Харди повлияли работы наставника Филиппа Рубинова Якобсона, основателя “Венской школы фантастического реализма”, австрийского художника Эрнста Фукса (Ernst Fuchs; 1930-2015), австралийской рисовальщицы-самоучки Вали Майерс (Vali Myers; 1930-2003), словацкого дизайнера и литографа Альбина Бруновского (Albin Brunovsky; 1935-1997). Впрочем, в оригинальном творчестве Люси не столько перенимала чужую манеру письма, сколько лично исследовала метод и средства своего самовыражения.

*   *   *

В одном интервью ее спросили:

- Какая выставка или произведение искусства вас больше всего поразила и почему? 

Не задумываясь, австралийка ответила:

- Ну, во-первых, увидеть “Звездную ночь над Роной” (“Nuit étoilée sur le Rhône”; 1888) Винсента Ван Гога на… газомоторном двигателе было весьма необычно. Все мазки кистью вдруг оказались живыми и летящими ко мне; мой разум просто взорвался. А во-вторых, когда в 2009-м году я увидела коллекцию полотен Эрнста Фукса в музее Эрнста Фукса в Вене, это стало для меня знаковым событием. Долго я не могла понять, как это чудо создала человеческая рука. Это было так, словно проводник вдруг исчез, а вы оказались в таинственном месте, откуда на Землю пришло Искусство. Это был жизненный опыт, который утвердил меня на творческом Пути, которому я полностью посвятила себя.

Дунья, 2018 г.
Дунья, 2018 г.

Увлечение исследованием человеческих глубин превратилось в сафари на Тайну. Языком живописи она изучала скрытые, редко проявляемые аспекты человеческой природы, психологические механизмы, формы их проявления и важность для открытия истинного “Я”. Практически в каждой серии работ видно, что эту художницу весьма вдохновляют природные явления, сказки и… интегральная философия.

Отсюда активное участие в практике осознания “Я”, лежащей в основе многих ее художественных увлечений. Она рассказывает:

- Что со мной сейчас происходит? Я осознаю, что у каждого художника собственный путь. Моя дорога уникальна для меня, твоя – уникальна для тебя. Не существует “правильного” Пути, есть только дороги, которые ведут исключительно каждого из нас. Я использую то, что работает, и это работает!

*   *   *

Её загадочные иллюстрации построены на светлых и темных слоях тонких линий, иногда смешанных с золотистым подкладом, что подчеркивает дивную божественность ее фигуративной живописи. Этот магический реализм стоит на убежденности в том, что у каждого человека есть две стороны – черная и белая, причудливо сплетаемые в монохромной палитре.

Безупречное сердце, 2013 г.
Безупречное сердце, 2013 г.
Какое ваше истинное лицо, 2014 г.
Какое ваше истинное лицо, 2014 г.

Рассказывая о себе на своем веб-сайте, Люси Харди объясняет:

- Я стремлюсь к тому, чтобы мои работы помогали зрителю глубже познать бесконечную красоту и тайну Жизни, а главное – помочь вспомнить нашу и без того свободную и взаимосвязанную природу.

Бесконечный рисунок. 2008 г.
Бесконечный рисунок. 2008 г.
Дар смерти, 2012 г.
Дар смерти, 2012 г.

Смешивая сказки, религиозные мотивы и классический романтизм с современным гиперреализмом, Люси Харди пером и чернилами передает на хлопковой бумаге для акварели накопленный человеческий опыт в формате богато детализированных иллюстраций, похожих на допотопные дагерротипы. В ее рисунках современные предметы странным образом сочетаются с историческими аллюзиями и графическими элементами как с Востока, так и с Запада. 

Саломея, 2014 г.
Саломея, 2014 г.
Ты - здесь, 2014 г.
Ты - здесь, 2014 г.

*   *   *

Удивительно, но эти вымышленные сцены кажутся убедительными пересказами каких-то утерянных мифов. По духу это сказки Гоффмана, где темный мир дышит детскими грёзами и кошмарами. По стилю иллюстрации Люси Харди документируют фантазии и страхи современного человека.

Преданность, 2016 г.
Преданность, 2016 г.

Ее замысловатые, будоражащие воспоминания работы выставляются в Австралии, США и Европе. Их частенько можно встретить в многочисленных художественных и литературных изданиях по всему миру. Благодаря преданности красоте, очарованию смертью как катализатору трансформации и новой жизни, а также изображению истории и символа как средства отражения нашего общего человеческого опыта, ее рисунки кажутся визуальными аллегориями: более глубокие переживания близости, связи, нежности и силы.

Люси Харди живет и работает в Мельбурне, Австралия.

Ее работы всегда представлены в зале “PG Printmaker Gallery”, Мельбурн.

- Если бы вы могли задать любому художнику любой вопрос, какой бы он был?

- Как вам удалось пройти переходный период – от стиля, с которым вы впервые обрели известность, к стилю, которым вы известны в настоящее время?

*   *   *

Ответ она уже знает. Ибо обожает вот этот вот стих Руми:

- За пределами представлений о неправильных и правильных поступках есть поле. Я тебя там встречу. Когда душа ложится в эту траву, мир становится слишком полон, чтобы о нем говорить. Идеи, язык, даже сама фраза “друг друга” теряют всякий смысл.

Александр Рудяченко
Использованные источники: 123456789101112131415

Первая иллюстрация: "Четыре стадии страдания", 2009 г.

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2021 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-