Автограф от Пуччини и портрет улыбающейся примадонны

Автограф от Пуччини и портрет улыбающейся примадонны

Музейный экспонат
Укринформ
Музей в селе Била Тернопольской области хранит дух времени Соломии Крушельницкой

Осенняя пора на Тернопольщине традиционно проходит еще и под знаком знаменитой землячки Соломии Крушельницкой: в сентябре, когда она родилась, на ее малой родине проводятся песенные фестивали, концерты, конкурсы, выставки. Такие годовщины не обходятся без посещения семейного дома Соломии Крушельницкой в селе Била, которое раскинулось вплотную к Тернополю. Здесь уже не одно десятилетие расположен мемориальный музей певицы.

Корреспондент Укринформа прошелся по залам этого здания, сохранившего в экспонатах дух времени, в котором жила будущая «вагнеровская примадонна» XX века.

2500 ШТРИХОВ О СОЛОМИИ

На пороге мемориального музея встречаюсь с хранителем его фондов и многолетним директором Надеждой Зюбровской.

Проходим несколько шагов через небольшой коридорчик – и мы уже в мире Соломии Крушельницкой, которая смотрит с крупноформатного портрета на каждого посетителя.

- Хотя наша знаменитая землячка родилась 23 сентября 1872 года в селе Билявинцы на Тернопольщине, ее детство и юность прошли именно здесь, в этом приходском доме. Поскольку ее отец Амвросий Крушельницкий был священником. Об этом на здешнем сельском кладбище напоминает величественный памятник из итальянского мрамора, который установила Соломия своим родителям, – рассказывает Надежда. – Когда еще в сентябре 1963 года мы открывали наш музей, понимали, что не можем конкурировать с именитыми музеями, в фондах которых богатейшие материалы о жизни и творчестве певицы. Но даже то, что удалось нам собрать, для нас очень дорого, потому что подарено музею как ее односельчанами, так и известными этнографами, художниками, поклонниками незаурядного таланта Соломии Крушельницкой, – говорит Надежда Зюбровская.

По ее словам, экспозиция музея певицы выстроена по хронологическому принципу, здесь на языке фотографий, документов, афиш, партитур, произведений изобразительного искусства показаны дружеские и творческие отношения певицы с выдающимися деятелями мировой и украинской культуры, достижения, родственные связи Соломии.

- Фонды музея насчитывают более 2500 экспонатов. Каждый из них - своеобразный штрих к творческой биографии актрисы. Гордость нашего музея – его мемориальная часть – личные вещи певицы. Они создают неповторимую атмосферу ее присутствия, дают представление об эстетических вкусах певицы. Среди таких экспонатов привлекает внимание вышитая блузка Соломии, которая была ей к лицу, также есть еще одна блузка ручной работы и белое кружевное платье.

- А эта мебель - аутентичная?

- Да, эта довольно скромная мебель стояла здесь еще при жизни певицы. Это старинный шкафчик, диван, мягкое кресло, огромное зеркало с резной рамой... – рассказывает Надежда.

Черно-белые мгновения и общую атмосферу творческой жизни певицы воссоздают в музее редкие фотографии.

- Разумеется, в течение жизни яркую личность нашей землячки окружали многочисленные поклонники, сторонники, ее фотографировали в разных сценических образах, записывали неповторимый голос на пластинки. Благодаря этому здесь, в музее, удалось собрать ряд фотографий об этой очень талантливой и красивой женщине, которая своей душой, голосом и красотой пленила современников в разных уголках мира, – вступает в разговор искусствовед Наталья Собкович.

- А сохранились фотографии юной Соломии?

- В экспозиции музея рядом с фотографиями родителей Соломии помещено фото 1900 года, на котором изображена вся семья Крушельницких. На нем, как и на фотопортрете 1893 года, выполненном тернопольским фотографом Студинецким – молодая Соломия, спокойная, уравновешенная, с открытым взглядом и легкой улыбкой на благородном лице.

- А вот Соломия вместе с женщиной, которая держит веер в руках…

- Это довольно примечательное фото 1896 года, выполненное в Милане, где Соломия Крушельницкая рядом с прославленной Фаустой Креспи, которая с 1893 года в Италии учила пению будущую оперную звезду. Видите, молодая Соломия в светлом платье - сидит, почтительно и деликатно держа свою наставницу под руку.

- А это фото, наверное, чаще всего репродуцируют, когда вспоминают Соломию Крушельницкую?

- Да, это работа фотомастера Чеховского, фото сделано в Одессе в 1896 году, на нем изображена 24-летняя красавица. Лицо повернуто влево, изящный, словно из мрамора, профиль подчеркивает глубокая тень на левом обнаженном плече. Пышные волосы собраны и аккуратно уложены в прическу, а весь образ завершает декоративный цветок - единственное искусственное украшение…

"МАДАМ БАТТЕРФЛЯЙ", СПАСШАЯ КАРЬЕРУ ПУЧЧИНИ

- Наталья, на стендах есть фотографии, которые отображают мгновения триумфа оперной певицы из Галичины в разных уголках мира…

- Действительно, эти фотографии 1890-1910 годов фиксируют моменты мировой славы Соломии Крушельницкой. В ее оперном репертуаре были десятки партий, ей доверяли премьеры своих сочинений известные композиторы, потому что знали, что Соломия – это большой талант, непревзойденный голос, чрезвычайное трудолюбие и ответственность – и, как результат, – всегда успех, овации, – говорит искусствовед Наталья Собкович.

На музейных фотографиях Соломия Крушельницкая в стильном сценическом наряде предстает в образах Амалии и Аиды («Бал-маскарад» и «Аида» Джузеппе Верди), Елены («Мефистофель» Арриго Бойто), Эльзы («Лоэнгрин» Рихарда Вагнера), Чио-Чио-Сан («Чио-Чио-Сан» Джакомо Пуччини) и многих других…

- Кстати, именно Соломии Крушельницкой Джакомо Пуччини обязан триумфом своей оперы "Мадам Баттерфляй".

- Расскажите, как это произошло?

- Началось все с... провала премьеры в 1904 году в Милане. Зал тогда возмущенно свистел, маэстро думал, что это все - крах. Но Пуччини посоветовали немного переделать произведение и на главную партию пригласить Соломию Крушельницкую. Певица долго колебалась, но после того, как по ее совету сократили вступительную часть, после окончания премьерного показа обновленной оперы – публика семь раз вызывала композитора и актеров на сцену. Это был триумф!

Тогда растроганный и благодарный маэстро прислал Соломии свой портрет с надписью «самой прекрасной и очаровательной Баттерфляй», о чем напоминает эта фотография.

Вообще, в доме Соломии Крушельницкой в Италии была целая коллекция с изображением певицы в образах известных оперных героинь.

- А какова судьба этой коллекции?

- Некоторые исследователи творчества певицы говорят, что фотографии были потеряны в годы Второй мировой войны во время бомбардировки города, однако негативы этой коллекции хранятся в одном из фотографических учреждений в итальянском Виареджо, – добавила Наталья Собкович.

УЛЫБКА ПРИМАДОННЫ И СЕМЕЙНОЕ ДЕРЕВО

Как отмечает директор Мемориального музея в Билой Надежда Зюбровская, еще при жизни певицы художники в разных странах рисовали ее портреты.

- Это и флорентийские живописцы, и польские художники-графики. Благодаря тому, что сохранилось немало фотографий Соломии Крушельницкой в нашем и других музеях, тернопольские, львовские, киевские художники тоже увековечили образ певицы на своих полотнах.

А год назад у нас появился еще один интересный музейный экспонат – оригинальное художественное произведение, автор которого – известный тернопольский художник Олег Киналь. Он тоже сегодня в нашем музее.

- Художник пытался изобразить певицу не в сценическом образе, таком величественно-холодном, а просто как прекрасную женщину. Видите, на этом полотне Соломия Крушельницкая улыбчивая, с «искринкой» в глазах, красивая, нежная, какой она на самом деле была, – рассказывает Олег, указывая на цветной портрет актрисы.

- Много раз со своей женой Натальей, которая исследует жизнь и творчество Соломии Крушельницкой, мы смотрели как оригиналы, так и репродукции с фотографиями певицы, читали воспоминания о ней. Кстати, когда Соломия прогуливалась с мужем, адвокатом Чезаре Риччони, мэром итальянского Виареджо, то полгорода сбегалось посмотреть на эту замечательную пару.

Они жили на берегу моря, в доме, который впоследствии все знали как вилла «Salome». Там прожили вместе почти 30 лет, до смерти Чезаре.

Это был счастливый брак... Соломия была самодостаточной женщиной, незаурядной, яркой. Между прочим, она первой среди украинок села за руль, и ее современников поражало, как хорошо она водила автомобиль, – говорит Олег Киналь.

Супруги Киналь - Олег и Наталья, которые специально пришли в музей, когда готовилась эта публикация, одними из первых в области обнародовали уже упоминавшиеся, неизвестные для многих интересные факты из жизни Соломии Крушельницкой. Они же создали серию буклетов, открыток, фотоальбомов, посвященных известной землячке.

- В начале 2000-х мы работали с архивами Италии, Аргентины. Собирали буквально фрагментарно все, что касалось Соломии Крушельницкой, – рассказывает дизайнер, издатель, культуролог, исследователь жизни и творчества Соломии Крушельницкой тернополянка Наталья Киналь.

- Просто поражают отзывы о ней мировых искусствоведов. Все они сходились на том, что это был неповторимый голос, настолько удивительный, что именно только наша землячка со своим артистизмом могла передать экспрессию и Пуччини, и Вагнера.

Она действительно была неотразима в их операх. В одном из тернопольских изданий мы написали первую статью о ней как о женщине, примадонне, с которой не могли даже конкурировать другие певицы, настолько удивительным был ее талант. Также нам удалось найти некоторые записи ее произведений, воссоздали родословную Соломии, передали в этот музей.

- Здесь, в музее, при входе изображено семейное дерево Крушельницких.

- Да, это мы с Олегом его изобразили в такой форме. Их род был очень мощным: несколько священников, писатели-полонисты, незаурядные люди, личности, что, наверное, передалось и Соломии Крушельницкой. А корни рода Крушельницких прослеживаются с 1395 года, когда Владислав Ягайло предоставил им шляхетские привилегии.

- А это правда, что будущая певица мирового уровня самостоятельно решила освоить оперное пение?

- Да, Соломия сама, без каких-либо рекомендаций, поехала во Львов, чтобы получить музыкальное образование. Характерно, что впоследствии в ее дипломе было указано: "Имеет все данные, чтобы стать украшением даже перворазрядной сцены", - рассказала Наталья Киналь.

Внимательно рассматриваю музейные экспонаты. Директор мемориального музея Надежда Зюбровская говорит, что каждый из них позволяет посетителям как бы коснуться великой славы землячки.

В конце концов, казалось бы, сельский музей, но даже из всех этих собранных материалов – перед нами предстает образ актрисы и ее невероятно насыщенная сценическая жизнь.

- Так, уже в 23 года Соломия пела в театрах Италии, впоследствии объездила с гастролями полмира – от стран Европы до США и Южной Америки, от Санкт-Петербурга до Буэнос-Айреса. И волнующим является тот факт, что в концертной программе Соломии всегда звучала украинская песня.

В сентябре 1939 года Соломию Крушельницкую во Львове застает война. "Освободители" отобрали ее львовский дом, оставили только часть помещения (ныне там музыкально-мемориальный музей Соломии Крушельницкой).

Примадонна так и не смогла уехать за рубеж и под бдительным оком советских органов пережила войну, работала в стенах Львовской консерватории. А умерла чуть ли не в нищете в 1952 году во Львове, – завершила рассказ Надежда.

Когда покидал мемориальный музей в Билой, еще раз взглянул на цветной портрет работы Олега Киналя. С полотна смотрела улыбающаяся примадонна. Показалось, вот-вот она вдохнет осенний воздух родного дома и через мгновение чистое, звонкое лирико-драматическое меццо-сопрано зазвучит на весь простор…

Олег Снитовский, Тернополь - с. Била

Фото Олега Снитовского и музея Соломии Крушельницкой в с. Била

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2022 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-