Дерево без листьев или Отец, который потерялся. Театральная премьера

Дерево без листьев или Отец, который потерялся. Театральная премьера

Репортаж
Укринформ
Театр драмы и комедии на левом берегу впервые в Украине поставил культовую пьесу «Отец», которая рассказывает о человеке с деменцией

Едва ли не впервые с украинской театральной сцены нам предложили заглянуть во внутренний мир человека, заблудившегося между реальностью и бредом и забывшего все, всех и себя.

Режиссер Стас Жирков и блестящая команда актеров Киевского академического театра драмы и комедии на левом берегу Днепра, поставив пьесу Флориана Зеллера «Отец», провели нас в «зазеркалье» плененной деменцией души – места, куда не могут войти даже самые близкие и родные, и от этого страдают все…

Несмотря на гнетущую тему, украинская постановка пьесы в переводе Ивана Рябчия получилась светлой и обнадеживающей – авторы смогли рассказать сильно о слабостях, красиво о боли и с надеждой о безысходности.

НА ЭТУ ТЕМУ НИКТО НЕ ГОВОРИТ, А ОНА ВАЖНА, ПОТОМУ ЧТО ФИНАЛ У НАС ВСЕХ - ПЛЮС-МИНУС ОДИН

В 2020 году состоялась мировая премьера (уже оскароносного) франко-британского драматического фильма «Отец», который снял театральный драматург Флориан Зеллер на основе своей собственной пьесы.

Уверена, что многие из наших читателей этот фильм уже посмотрели. Главные роли в нем исполнили звездные актеры Энтони Хопкинс (отец) и Оливия Колман (дочь). В фильме действие происходит в Британии, дочь собирается переезжать в Париж, а главного героя зовут Энтони (говорят, на этом имени настоял сам Хопкинс, потому что оригинальная пьеса даже называется «Андре» – по имени главного героя, но у звезд свои привилегии). На украинской сцене имя главного героя соответствует классическому тексту, да и события происходят во Франции – так, как задумывал для театра драматург.

И уверяю вас, фильм «Отец» и спектакль «Отец» – это два совершенно разных произведения искусства, которые не надо сравнивать, а стоит воспринимать каждое в отдельности. Сидя в зрительном зале театра, я узнавала слова из кино, но характеры героев, визуальный ряд и настроение на сцене – были совершенно другими. Мне лично показалось, что спектакль получился более светлым, теплым и без такой безысходности, как в фильме (который, бесспорно, невероятно силен).

В отличие от меня, режиссер спектакля Стас Жирков сознательно не смотрел фильм, говорит – для чистоты подхода к материалу.

Стас Жирков
Стас Жирков

Спрашиваю у него после премьеры: - А почему взялись именно за эту тему? Это что-то личное, что болит, или то, что наболело в обществе?

Режиссер объясняет: - На эту тему никто не говорит, а она важна, потому что финал у нас у всех – плюс-минус один... Наш театр всегда стоит в тематическом авангарде, мы задаем моду, стиль, начинаем говорить на темы, которые ранее не затрагивались, это – наш форпост. Данного текста не было в Украине, поэтому я обратился к известному украинскому переводчику Ивану Рябчию и сказал: переведи мне 10 страниц, хочу прочитать и понять – «да» или «нет». Он перевел и я сказал «да».

Плюс - там невероятный актерский материал! На эту тему можно говорить по-разному, но важно, чтобы для актеров это также было что-то новое и необычное. И для меня, и для многих актеров в этой пьесе открылось многого нового.

- Можно ли считать спектакль "Отец" бенефисным для актера Олега Стефана, который блестяще сыграл главную роль?

- (Улыбается). С одной стороны, могу сказать – да, но с другой – посмотрите, какая невероятная роль у Иры Мак! А какая классная роль у Сергея Петько, а у Сергея Коршикова! Поэтому, мне кажется, здесь нет бенефиса, но бесспорно – у него особая роль и миссия.

Режиссер рассказал, что спектакль создавался именно под этих исполнителей и с самого начала распределение ролей было именно таким. У некоторых персонажей есть два состава, но отец (Олег Стефан) и дочь (Ирина Мак) – в одном составе. Своих персонажей также прекрасно сыграли Марина Климова и Екатерина Савенкова, и Светлана Орличенко, и Татьяна Круликовская.

Зная, что Энтони Хопкинс, когда брался за роль, потребовал, чтобы его героя звали его же именем, допытываюсь у Жиркова – не было ли у него соблазна сменить французские имена на украинские или перенести действие пьесы в наши реалии.

Говорит: "Нет, не было. И вообще - как раз то, что это Франция, дает нам возможность поговорить о проблеме удаленно, так, будто мы говорим не о себе. Но, конечно, понять все о себе".

Тем не менее, деменция имеет украинские имена и без приглашения прочно поселилась во многих украинских семьях. Ее запечатленные на фотокамеру лица вы сможете увидеть в фойе театра: партнеры премьеры спектакля «Отец» – волонтеры благотворительного фонда «Незабутні» – представили щемящую выставку фотографий «МИ є. ЛЮДИ з деменцією». Фонд помогает семьям, столкнувшимся с деменцией одного из близких, и таким образом привлекает внимание к проблеме, от которой на самом деле никто не застрахован.

СПЕКТАКЛЬ ПЕРЕИГРАЛ КИНО. ЭТО ТОТ СЛУЧАЙ, КОГДА ВСЕ СЛОЖИЛОСЬ, И Я ГОРЖУСЬ, ЧТО ЭТО ПРОИЗОШЛО В НАШЕМ ТЕАТРЕ

"Такой спектакль, к сожалению, всегда актуален, тем более с нашей нынешней системой координат, а именно ситуацией - чем сейчас стал человек? Не кем, а чем он стал в нашем обществе? Поэтому этот спектакль сегодня – абсолютно болевая точка, которая вбирает в себя все общественные пороки, и в которой сконцентрировалась вся мировая боль", – поделилась со мной своими мыслями главный режиссер Киевского академического театра драмы и комедии на левом берегу Днепра Тамара Трунова.

Что касается проведения параллелей между фильмом и спектаклем или же сравнения этих двух прочтений одной пьесы, она призналась, что фильм ее совсем не зацепил и она смотрела его с абсолютно холодным умом и сердцем, просто как дебютную режиссерскую работу блестящего драматурга.

"Я, вообще-то, ангажированное лицо, изнутри театра, но должна признаться, что спектакль переиграл кино (не знаю, как воспримут мои слова, и все же я должна это сказать). Это абсолютное попадание и с режиссером, и с актерами, и со сценографией, и с композиторской работой. Это тот случай, когда все сложилось и я очень горжусь, что это произошло в нашем театре, – сказала Трунова. - Я читала пьесу, потом смотрела кино и сейчас смотрю спектакль – и если меня будут спрашивать, что такое «Отец», буду говорить, что это не пьеса и не фильм, а спектакль. Для меня круг замкнулся именно на спектакле".

Она пояснила, что дело даже не в драматургии, и возможно – это субъективное режиссерское мнение, но «Отец» – блестящая режиссерская работа Стаса Жиркова, которая является очевидным шагом в его режиссерской зрелости.

"С этого спектакля для него начинается новая режиссерская жизнь, и мне очень важно фиксировать эту значимую дату в украинском театре", – резюмировала главный режиссер театра на левом берегу.

Сценическое решение спектакля крутое и современное – большие экраны и видеопроекция, где мы крупным планом наблюдаем малейшее движение бровей или эмоцию героев. Некоторые сцены игрались «через стенку» от зрительного зала, но благодаря этой интересной штуке – мы подсматривали за всем, что происходило и в закоулках квартиры Андре, и в закоулках душ ее реальных или призрачных обитателей.

Такая идея возникла у режиссера сразу, потому что, если говорить о психологическом театре, то сейчас он может быть только таким, любой другой театр не дает такой возможности.

«Камера, крупный план и микрофон позволяют говорить со зрителем так, как я сейчас с вами разговариваю – тихим голосом и смотря прямо в глаза, – делится со мной Жирков. – Наш зритель умный, он очень многое видел и играть психологический театр со сцены криком, чтобы услышали на задних рядах – уже не получится, зритель сразу это видит. Надо искать ходы, которыми ты будешь говорить о человеке с человеком».

Несмотря на сложность темы, действо на сцене было очень красивым, браво команде – художникам Юрию Ларионову и Кристине Корабельниковой, помощнице режиссера Екатерине Парфирьевой, видеооператору Элзе Скуп, ответственному за видео Станиславу Ломаковскому, художнику по освещению Сергею Шалабанову, звукорежиссеру Ярославе Мукомеле.

Очень красивое цветовое решение - много черного и красного, то есть печали и любви, и чуть меньше белого (но ведь он есть!). Вкрапления этого белого я лично воспринимаю скорее не как символ чистоты, а как символ святости, отреченности от мирской и духовной простоты.

Несколько слов о музыкальном ряде. Первые минуты спектакля мы были в плену вокала известной певицы Мари Лафоре, которая с экрана исполняла на французском языке песню «Вьен-Вьен» («Вернись-вернись»), а ее украинский перевод каждым словом пронизывал и откликался в наших сердцах: «Вернись, вернись, и ничего не говори, отец. Вернись, вернись, обними меня, отец. Вернись, вернись...».

Всю музыку, звучавшую в спектакле дальше, написал молодой композитор Богдан Лысенко (он написал также всю музыку для прекрасного моноспектакля, который играет Виталина Библив – «Белка, которая прожила сто лет»). Это студент Стаса Жиркова, который учился на актерском, но в определенный момент решил, что хочет попробовать себя в качестве композитора – и вот уже оформил четыре театральных спектакля. "Он очень крутой", - говорит мне о композиторе режиссер и я ему почему-то верю.

В ТЕАТРЕ ВСЕ ХОРОШО РАБОТАЕТ, КОГДА СУЩЕСТВУЮТ ПЕРЕПАДЫ ОТ СМЕХА ДО СЛЕЗ - ЭТО САМЫЙ ВЫСОКИЙ ЖАНР - ТРАГИФАРС

Конечно, сразу после премьеры мне очень хотелось поговорить и с исполнителем главной роли - заслуженным артистом Украины и лауреатом Шевченковской премии Олегом Стефаном, который поразительно прожил странную на склоне лет жизнь своего героя.

- И как это, Олег, переиграть Энтони Хопкинса? - спрашиваю у немного изможденного, но удовлетворенного актера.

Он смеется: - Это совсем другая история, их надо разделить! Во-первых, Хопкинс мне в отцы годится, это другое поколение, другой способ игры и вообще – это другой жанр, кино! Я, кстати, фильм до сих пор не смотрел, как и Стас.

По словам актера, с самого начала этот материал выглядел очень театральным и кино в определенной степени даже в чем-то ограничено, потому что требует так или иначе реалистичного существования.

О. С: - В этом материале можно найти традиционно разные жанры, начиная от античности, проходя через средневековье. А если говорить о театре, то, например, дель арте, шекспировский театр – все эти вещи мы постепенно открывали в нашей работе – в актерской игре, в режиссерских ходах, и пришли к сегодняшнему дню. Поэтому я даже и не хотел бы сравнивать. Я совершенно спокойно к этому отношусь.

Л.Б.: - Все равно, уверяю, что зрители будут сравнивать, и отдельно спасибо, что вы по-актерски прожили эту роль именно так – люди в зале, подтверждаю, плакали, но с каким искрометным юмором и какой шутник и острослов ваш герой!

О.С.: - В театре все хорошо работает, когда существуют перепады от смеха до слез – это самый высокий жанр – трагифарс. Не скажу, что этот спектакль трагифарсовый, но даже Шекспир в своих трагедиях использует, например – в «Ромео и Джульетте», сцены с няней – и они смешные! Они подчеркивают, отражают весь драматизм ситуации.

Не думаю, что зритель был бы доволен, если бы он все 2 часа прорыдал и вышел после спектакля в неврастеническом состоянии.

Если в материале это есть, то оно и должно быть. Мы увидели, что там есть абсолютно смешные моменты, а есть моменты, в которых ты не понимаешь – это один человек или это два человека, или сколько в этом человеке человек?

ПРЕДСТАВЛЯЕТЕ, КАК БЫЛО ПОДХОДИТЬ К МАТЕРИАЛУ, КОТОРЫЙ СЫГРАЛ ХОПКИНС В 80 С ЧЕМ-ТО ЛЕТ?

Л. Б.: - Да, в вашем герое действительно было много человек... Знаете, а в той сцене, где вы растерянный и раздетый ходили по квартире – вы неожиданно напомнили мне Христа с икон!

О. С.: - Ой-ой! (смеется). Хотя, пусть у людей разные ассоциации возникают! Здесь у каждого будут возникать абсолютно свои ассоциации по этому поводу – ровно настолько, насколько они осведомлены и обогащены нашим культурным наследием.

Но что касается работы, конечно, мне надо поблагодарить Стаса, потому что это было его предложение ко мне. Вы же понимаете, что в театре есть несколько человек, которые могли бы сыграть Андре?

Л. Б.: - Но это был бы совсем другой Андре!

О. С.: - Да. Я благодарен, что он выбрал работать в этой роли именно меня. Более того, мой герой – это симбиоз того, что мне предлагал и что из меня вытягивал режиссер, плюс опыт, который есть у меня. Но представляете, как было подходить к материалу, когда его сыграл Хопкинс в 80 с чем-то лет? Первое, что просится - взять такого же возрастного актера. Но, учитывая, что пьеса построена на разных кусках его жизни и воспоминаниях, поведение этого человека постоянно кардинально меняется. К тому же у нас невероятная команда актеров, которые с первого дня настолько в тебя и верят, и тебя поддерживают, что это было удовольствием.

... Андре садится на кровать, в который раз удивляясь, кто снова переставил мебель в его комнате и почему в его квартире живут какие-то незнакомые люди. Затуманенным взглядом смотрит в окно (где осенний лес в последних теплых лучах солнца сбрасывает последнее желтое одеяние) и чувствует себя деревом, с которого осыпались все листья. Он спрашивает то ли у медсестры, то ли у Вселенной: «А когда придет моя мама?» и тихонько плачет: «Хочу к маме...».

На такие спектакли надо ходить. Хотя бы иногда. Они не чтобы расслабиться или посмеяться, и не чтобы пощекотать нервы, а чтобы подумать о бесценности каждой минуты нашей жизни, каждого нашего прожитого мгновения.

Мы должны быть готовы к подобному и не бояться, потому что узнают наши близкие нас или нет – они все равно будут оставаться теми, кого мы любим – «Папа, вернись. Мы тебя любим. Вернись, папа».

Следующие показы спектакля "Отец" - 12 и 20 октября.

Любовь Базив. Киев

Фото: Анастасия Мантач

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2022 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-