Украинские вечерницы: «Лучче було, лучче було не ходити, лучче було не любити…»

Украинские вечерницы: «Лучче було, лучче було не ходити, лучче було не любити…»

Укринформ
Советские этнографы утверждали, что на вечерницах только пели и вышивали, а что там творилось на самом деле?

Украинцы осенний праздник Покрова ждали с нетерпением. Он означал, что закончился сезон тяжелого труда и можно немного отдохнуть, развлечься. С Покрова начинался не только сезон свадеб, но и вечерниц.

Что такое вечерницы? Кто туда и зачем ходил? Чем там занимались и почему церковь так негативно относилась к этой древней украинской практике, что даже хотела ее запретить? Вспомним также несчастных девушек-покрыток и то, как в советские времена было трудно исследовать интимную жизнь наших предков.

Зачем вечерницы? А чтобы пару себе найти!

Вечерницами назывались молодежные, как теперь говорят, тусовки, где парни и девушки ближе знакомились, общались, шутили, танцевали, развлекались.

Наилучшим временем для вечеринок была поздняя осень и зима, когда не было неотложных сельскохозяйственных работ. Весной и летом молодежь общалась преимущественно на улице, «по куткам» села. Во многих регионах Украины сезон вечерниц начинался с Покрова, в некоторых - с зимнего Николая (19 декабря) и продолжался до начала Великого поста.

"Невеста". Федор Кричевский

Молодежь была ориентирована обществом на выбор брачного партнера, поэтому главная цель вечерниц - создание условий для выбора будущих супругов. Особенно беспокоило этот вопрос девушек. Были также соответствующие поговорки: «Хоч за старця, аби не остаться», «Хоч за лапоть, аби не плакать», «Нехай вже і патик, аби був у мене чоловік».

Во второй половине XIX в. по количеству браков украинские земли опережали все остальные регионы Российской империи, а также другие страны Европы. Безбрачие украинцы рассматривали как социальную аномалию.

Где собирались: ну, почти как сейчас...

Для вечерниц снимали дом, обычно у вдовы, вдовца, или в бездетной пары. Благодарили хозяев продуктами или деньгами. За чистоту дома и за положительную атмосферу отвечала девичья община, а хозяйственные функции возлагались на парней. Как отмечают исследователи, «в Украине парубоцкие и девичьи общины играли весомую социализирующую роль... и даже могли отстаивать интересы молодежи перед сельской общиной...» Парни были мобильнее. Они могли махнуть на вечеринку и в другое село, девушки же подобного себе позволить не могли.

"Украинская ночь". Николай Пимоненко

Девушки приносили с собой какое-то рукоделие - преимущественно шитье, вышивание, прядение, но известно, что во время развлечений рукодельничать не слишком удобно. Советская этнография именно на этом делала упор: что вечеринки были прежде всего элементом трудового воспитания молодежи. Нынешние этнографы предполагают, что на вечеринках девушки рекламировали перед потенциальными женихами, собственную красоту, умение шутить, петь и танцевать, а также и свои навыки, умения будущей хозяйки, ведь это играло в тогдашнем обществе большую роль.

Родители о вечерницах знали и были не против, чтобы дети туда ходили. Даже были рады - это означало, что парень или девушка уже выросли, вскоре поженятся и будут жить собственной жизнью.

Общая ночевка и эвфемистичная «притула»

На вечерницах молодежь практиковала общую ночевку. Особенно распространена эта практика была на Полесье, Полтавщине, Харьковщине, Черниговщине, Слобожанщине.

Вечерницы и ночевка создавали условия для более тесного знакомства, служили основой для возникновения симпатии, что в конечном итоге должно было привести к желанному замужеству. Мало того, совместная ночевка была даже негласно обязательной, а девушки, которые избегали ее, подвергались осуждению и мести: «Если найдутся такие девушки, что не хотят выходить на улицу, тогда парни мажут им дегтем ворота, дом или другие дома. Обычно рисуют парня с большим фаллосом, а рядом с ним девушку. Снимают также ворота и уносят куда-то на выгон, а порой даже бьют таких девушек», - рассказала одна из опрошенных этнографом женщин.

"Свидание". Николай Пимоненко

Несмотря на то, что девушки в Украине были свободнее, чем их сверстницы в Московии, они все же не могли первыми заговорить с парнем, первыми пригласить на танец, тем более, первыми признаться в любви. Роль девушки была преимущественно пассивной. Правда, у французского инженера Боплана, в его «Описании Украины», изданном в 1651 году, есть целый раздел, который называется «Как девушки заигрывают с парнями». Но ученые отмечают, что это, скорее, исключения из правил, чем устоявшийся обычай.

По некоторым данным, до 45% девушек, которые ходили на вечерницы, теряли там девственность. К этому вела плохая осведомленность в интимных отношениях, незнание физиологии. Разговоры между детьми и родителями об интимных отношениях в украинских семьях были неприемлемы и недопустимы. Дети реально не знали «откуда берутся дети».

«Развлечения», которые практиковали на вечеринках, могли заходили слишком далеко. Известный украинский этнограф и краевед Марк Грушевский в одном из своих этнографических исследований пишет, что на Киевщине, кроме объятий, поцелуев и всевозможных ласк среди молодежи была известна «притула» - фактически половой акт, спрятанный в эвфемизм.

А это песня с Галичины:

- Гей, козаче, гуляй, гуляй!

Но ся до мене не притуляй!

- Що то вь мене за гуляння,

Коли нема притуляння!

Почему церковники хотели запретить вечерницы

"Вечерницы". Илья Репин

Церковь очень беспокоило происходящее на вечерницах. Например, в 1719 году вышел указ Киевской духовной консистории, который запрещал вечерницы, потому что там «диты, по ночам купами собираючися, неисповедимыя безчиния и мерзкия беззакония творят, справуючи себе игры, танцы и всякие пиятихи скверная..., а найпачее под час таких нечестивых сборов разные делаются ексцесса, яко то блудие грехи, девства растление, беззаконное детей прижитие».

Сельские батюшки в конце XIX века в проповедях обращались к родителям: «Но откуда ночныя сборища нашей молодежи? Откуда пісни по ночам и разныя гріховныя безчинства? И все это бывает не только в обыкновенное время года, но даже во святой Великій пост! (…) Отцы и матери! Вы ответственны перед Богом за дітей ваших, и за малых, и за взрослых, а потому следіте за детьми и не позволяйте им позорить себя разными ночными безчинствами греховными…»

Стоит заметить, что церковники довольно строго относились к сфере сексуального и чувственного. Физическая близость называлась разными словами (в том числе и привычным нам «спать»), но не любовью. Например, в «Повести временных лет» лишь раз (из 47) встречается выражение, где слово «любовь» употребляется в значении «секс».

"На сеновале". Константин Трутовский

Супругам можно было заниматься любовью трижды в неделю - добавьте сюда дни постов, праздников и получите примерно 300 дней в году, когда интимная близость была запрещена. Такая традиция продолжалась до ХVIII века (на Западе - до ХIII). Брак был признан одним из христианских таинств. Обряд венчания - тихий, торжественный, «неземной» - сплошной противовес народным свадебным застольям с их языческой вакханалией, скабрезными песнями и шутками, обращением к телесному. Поэтому церковники пытались навязать народу христианскую этику и идеализированное целомудрие, но низовая народная культура принимала все это довольно медленно. К XVII веку на Руси считали, что венчание - привилегия князей и бояр. На свадьбе запрещалось даже креститься: мол, «Свадьба - не похороны». Но века христианства все же, сказались: украинцев можно назвать весьма набожным народом, отмечали иностранные путешественники. Девушки берегли девственность не только «из чувства стыда и из-за страха «позора», но и за «грех перед Богом». Для сравнения, русская пословица: «Грех – пока ноги вверх, опустил – Господь простил».

Кто такие покрытки, или «На козаку нема знаку»

"В поход". Николай Пимоненко

Общая ночевка повышала шансы девушки выйти замуж, но была также опасность потерять девственность и забеременеть до свадьбы. Такая девушка становилась покрыткой - матерью. Ей отрезали косы, а голову покрывали платком. Подобное в традиционном украинском обществе считалось большим позором, нарушением устоявшихся норм и обычаев. Девушка должна была переходить в состояние женщин «правильно» - через брачный ритуал.

Такие молодые женщины не принадлежали уже к девичьему сообществу, но и в женское их не принимали - они были чужими в сельской общине. Иногда они покидали деревню и подавались в город. Другим вариантом было выйти замуж за вдовца с детьми: «Нехорошо было: тот парень откажется, а другой же не возьмет... А то уже так где-то за вдовца пойдет: и свой ребенок, и тот ребенок. У нас там одна была такая (она старше намного), и у нее мальчик был такой, нагулянный же. И она пошла на шесть детей! У него было шестеро детей, и у нее седьмой, и еще трои привела - вот и десять душ».

Мать-одиночку подвергали осуждению и презирали, а ее ребенка называли «незаконнорожденным» - смеясь и ущемляя в правах. Вся вина за потерю девственности возлагалась на девушку, ведь «на казаку нема знаку». В редких случаях парня за то, что «свел» девушку, могли заставить жениться на ней или выплатить денежную компенсацию.

Покрыткам - несчастным девушкам со сломанной судьбой, париям украинского традиционного общества, посвящено немало произведений украинских писателей. Особенно сопереживал им Тарас Григорьевич Шевченко.

«Ой не ходи, Грицю…», или Прибегали ли украинки к любовной магии

«Ой не ходи, Грицю, та й на вечорниці, бо на вечорницях дівки – чарівниці!» В этой украинской народной песне ХVIII века, авторство которой приписывают легендарной Марусе Чурай, говорится о том, как девушка, обиженная изменой Гриця, отравила его. Мать девушку била (тогда это было вполне обычно), а та еще и оправдывалась: «нехай же не буде ні тій, ні мені, нехай дістанеться Гриць сирій землі».

«Привороты» и «отвороты» были так же популярны, как и гадания, но не настолько, как например в России. К такоим  мерам украинки прибегали в крайних случаях. Считалось, что брак должен держаться на взаимных чувствах, а не на магии. Обычно девушки обращались за помощью к бабкам-знахаркам, гадалкам. Приворожить можно было с помощью специальных заговоров, которые произносились над едой и напитками, одеждой или следом того, кого хотели приворожить, «привязать». Впрочем, украинские заговоры, несмотря на славу украинок как «ведьм», более мягкие по сравнению с русскими. Русские заговоры отличаются агрессивностью, а некоторые обряды любовной магии, существовавшие до начала ХХ века, поражают своим изуверством (например, чтобы «привлечь» мужчину, женщине нужно было вырвать половые органы собаки или свиньи, сварить их и съесть, приговаривая еще и жуткое заклинание).

А вот невинный «рецепт» с Гуцульщины, записанный Хоткевичем: «До восхода солнца девушка, желая приворожить парня, идет к колодцу, подставляет под струю воды кусок сахара и говорит особое заклинание, затем три раза должна умыться и поскорее идти домой, чтобы никто не перешел дорогу. Это должна она повторить в первое воскресенье после «нового» месяца и в первый понедельник, каждый раз высушивая сахар. Потом сахар потолочь и дать или съесть или выпить парню как-нибудь незаметно, - тогда без слов парень пришлет старост».

Примечательно, что в эпоху раннего Средневековья преобладали мужские заговоры - именно мужчины прибегали к магии, чтобы привлечь к себе внимание той или иной женщины. Женщинам магия была не нужна - они сами были воплощением магического начала.

Темные страницы скрытой жизни украинцев

Что касается сексуальной жизни украинцев - это тема малоизученная из-за того, что в течение десятилетий была фактически табуирована. Запрет действовал и в начале ХХ века - подобные исследования считались «непристойными», «порнографическими» и в советское время, и раньше. Например, в 1913 году были запрещены и конфискованы несколько томов «Антропофитеи» - выдающегося этнографического исследования половой жизни европейцев (были там исследования и об украинских крестьянах Австро-Венгрии, выполненные известным этнографом и фольклористом Владимиром Гнатюком). Издателя и редактора не раз привлекали к ответственности, и он даже обращался за поддержкой к Фрейду - и тот ее оказал, способствуя публикации труда.

Малюнок на штукатурці Золотих воріт
Рисунок на штукатурке Золотых ворот

Яркий пример из советских времен - эротическое (некоторые называют его порнографическим) изображенне ХІІ в. на Золотых воротах Киева, фактически «встречавшее» всех, кто въезжал в город - как простых путешественников, так и известных исторических деятелей. Граффити обнаружили в 1981 году, но ученые публиковать его категорически отказывались. Оно было проанализировано и целиком, без купюр опубликовано в статье сотрудником института философии им. Сковороды НАН Украины Юрием Писаренко только в 2005 году.

Так медленно, благодаря трудам украинских этнографов, интимная жизнь наших предков, несмотря на толщу веков, становится более зримой, а от того и более понятной.

Светлана Шевцова, Киев

При подготовке материала использованы труды Ирины Игнатенко «Брачно-семейные отношения в традиционной культуре украинцев»; Оксаны Кись «Женщина в традиционной украинской культуре (вторая половина XIX - начало ХХ в.) Евгения Мороза «Веселая Эрата: секс и любовь в мире русского Средневековья».

Первая иллюстрация: «Улица» – летний вариант вечерниц. Полтавщина. Фотография С. Дудина, 1894

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2022 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-