Над чем смеялись запорожцы Репина?

Над чем смеялись запорожцы Репина?

Музейный экспонат
Укринформ
Как воплощался дух запорожцев, знающих толк не только в воинском вооружении, но и в смехе над противником

Фонды Харьковского художественного музея насчитывают более 20 оригинальных работ известного живописца Ильи Репина, но эта картина, конечно же, самая известная. Полотно «Запорoжцы пишут письмo турeцкому султaну» привлекает внимание множества ценителей изобразительного искусства.

Как известно, полотно Репина со сходным названием хранится и в России в Санкт-Петербургском музее.

Своими мыслями о ценности харьковского полотна Репина с корреспондентом Укринформа поделилась заведующая отделом украинского искусства Харьковского художественного музея, член Национального союза художников Украины Ольга Денисенко.

а
Ольга Денисенко (справа)

- Обе работы не что иное, как варианты задуманной Репиным картины на тему русско-турецкого конфликта из-за господства над Причерноморьем. Конфликт растянулся на несколько веков, включая Кавказскую и Крымскую войну. И даже в ходе Первой мировой войны русским правительством рассматривалась возможность овладения Константинополем и морскими проливами.

Однако каждый из вариантов представляет собой самостоятельное полотно, со своими отличительными признаками, которые коснулись и образов героев картины. Скажу больше. Картина, которая хранится в Харьковском музее, таит в себе изюминки и секреты, которых не найдешь в первом варианте. Например, кто ответит на вопрос, что означает очень непростая, с потаенным смыслом улыбка писаря на нашей картине, которая позволяет включить этот персонаж в число знаковых фигур, изображенных на полотне. Ведь писарь в первом варианте – вежливый исполнитель заказа, который всего лишь прислушивается к тому, что происходит.

ПИСЬМО ЗАПОРОЖЦЕВ ТУРЕЦКОМУ СУЛТАНУ – ФАКТ ИЛИ ВЫМЫСЕЛ?

- Чтобы понять мотивы написания этого письма, придется вспомнить историю. В 1676 году султан Османской империи Магомет IV посылает на Хортицу 15 тысяч своих воинов. Проникнув ночью на территорию коша, они вырезали охрану в надежде уничтожить весь кош, мол, в рождественские праздники козаки крепко гуляют, а потом так же крепко спят. Но, по счастливой случайности, один из козаков выглянул в окно и увидел врагов. Поднятые по тревоге козаки мгновенно сориентировались и накрыли непрошенных гостей огнем из мушкетов и орудий. Практически все турецкое войско было перебито: врагу не помогли стрелы, которые ломались о дубовые стены казачьих построек. В живых осталось только 1,5 тысячи воинов.

После этого разгрома и похода в Крым атаман Иван Сирко пишет ответ турецкому султану – очень вежливый и дипломатичный, призывающий к миру и добрососедству. Письмо демонстрирует высокий интеллектуальный уровень этого представителя козацкой элиты, который обращается к султану с полным пониманием и осознанием исторических реалий. В то же время более известен ответ запорожского коша как образец "низовой", смеховой культуры, который и получил широкое хождение в народе.

Говоря о доблести запорожских козаков, нужно вспомнить, что Магомет IV после этого разгрома не утихомирился и в 1683 объявил войну Австрийской империи. Тогда многим на Западе было ясно, что в Вене решается судьба европейских стран, ибо султан задумал создать на территории Европы, которую он называл «золотым яблоком», свое государство. И тогда польский король Ян Собеский предложил привлечь к участию в походе против турков запорожских козаков. Он не зря ценил их высокие боевые качества: в битве под Веной турецкая армия потерпела сокрушительное поражение: 15 тысяч воинов были убиты или ранены, 5 тысяч взяты в плен. В честь доблести запорожцев, которые помогли Европе, в 2013 году в Вене установлен памятник козакам...

Репин хорошо знал текст именно "низового" письма со времен своей юности в родном Чугуеве Харьковской области. Письмо так заинтересовало художника, что в 1880 году он начал первую серию этюдов к задуманной картине "Запорожцы пишут письмо турецкому султану", причем, для харьковского варианта отправился искать подходящие типы на Кубань.

Узнав о замысле художника, украинский исследователь запорожского козачества, профессор Дмитрий Яворницкий, который стал главным историческим консультантом картины, предоставил ему в пользование собственную коллекцию оружия козацкой эпохи, курительные люльки, сафьяновые козацкие сапоги и даже кварту настоящей козацкой горилки. Репин делал зарисовки в Екатеринодаре (ныне Краснодар) и соседних станицах, в том числе, в Пашковской, которая существует поныне уже как пригород Краснодара и аэропорт. Кстати, на одной из улиц города установлена скульптурная композиция на тему картины Репина. Это фотолокация, где каждый желающий может стать «участником» этого действа.

Есть письменные свидетельства, которые мы, исследователи творчества Репина, собираем из разных источников, включая научные труды и популярные публикации. Так, известно, что, восхищаясь козаками, Репин писал о том, какие они бравые, сильные и одновременно миролюбивые: в истории нет никаких свидетельств об их участии в жестоких карательных операциях. К примеру, несмотря на то, что во время Кавказской войны козаки имели дело с очень сильным противником, вооруженным до зубов, они в случае победы никому и никогда не мстили. Также известно, что в письме к историку искусств Владимиру Стасову Репин писал о козаках: «Чертовский народ! Никто на всем свете не чувствовал так глубоко свободы, равенства и братства. Во всю жизнь Запорожье осталось свободно, ничему не подчинилось!»

Позже, уже после завершения картины, Репин писал: "Наше Запорожье меня восхищает свободой, подъемом рыцарского духа. Удалые силы народа отреклись от житейских благ и основали равноправное братство на защиту лучших принципов веры православной и личности человеческой. И вот эта горсть удальцов, конечно, даровитейших людей своего времени, благодаря этому духу разума усиливается до того, что не только защищает Европу от восточных хищников, но грозит даже их сильной тогда цивилизации и от души хохочет над их восточным высокомерием".

Художник работал над первым полотном размером 2х3 метра больше 10 лет – с 1880 по 1891 год. Первый законченный эскиз маслом появился в 1887 году. Репин подарил его Дмитрию Яворницкому, который позже продал его коллекционеру Третьякову, и он до сих пор находится в Третьяковской галерее. Основной, можно сказать, классический вариант картины завершён в 1891 году. Картина имела шумный успех на выставках в России и за рубежом – в Чикаго, Будапеште, Мюнхене, Стокгольме. В 1892 году император Александр III купил ее за 35 тыс. рублей, и это была первая в России поистине царская плата художнику за его работу. Известно, что картина оставалась в царском собрании до 1917 года, а после революции ее передали в фонд Русского музея. Наш харьковский вариант был куплен Третьяковым и в 1933 году передан в Харьков.

ВАРИАНТЫ КАРТИНЫ ЗАДУМАНЫ ОДНОВРЕМЕННО

- Мнение искусствоведов о том, что оба варианта картины задуманы одновременно, подтверждает тот факт, что Репин начал работать над "Запорожцами", которые хранятся в Харьковском музее, в Петербурге в 1889 году. То есть, в тот момент, когда ещё не был завершен основной вариант, навеянный встречами на Кубани, где сохранился боевой дух козачества: каждый третий козак ходил на войну с турками, каждый четвертый участвовал в Крымской войне 1855 года.

За четыре года работы над харьковским вариантом, – рассказывает Ольга Денисенко, – изменилась композиция картины, уменьшился размер, но это не повлияло на ее огромную художественную ценность в качестве самостоятельного полотна кисти Репина.

По сравнению с первым вариантом, исчезли или добавились определенные фигуры. Так, исчез козак в белом одеянии с капюшоном, безучастный к общему действию, зато колоритный смеющийся козак в папахе выдвинулся на первый план, именно он во многом создает общее настроение картины, хотя исчез другой смеющийся козак. Общий настрой картины стал более эмоциональным. Наряду с имеющимися в первом варианте изображениями свернутого желто-голубого флага, известного своим золотым и небесным цветом со времен княжения Владимира, а также пики, обернутой похожими на боевой флаг красно-черными лентами, появилось и изображение принятого в Запорожской сечи зелено-красного и бело-красно-черного флагов. В нашем варианте также соблюдена символика красок одежды запорожцев – это преимущественно красно-малиновый цвет, типичный для воинов. По ряду признаков именно этот вариант картины считается более исторически достоверным.

ОБРАЗЫ ЗАПОРОЖЦЕВ СПИСАНЫ С РЕАЛЬНЫХ ЛИЦ

- Среди людей, которые позировали художнику, были известные личности, – объясняет Ольга Денисенко.

В частности, для фигуры писаря Репин выбрал историка Дмитрия Яворницкого. Именно он в картине по-особому реагирует на текст письма, который ему диктуют козаки: в его хитрую улыбку вложена и издевка, и глубинная уверенность в непобедимости запорожцев. Натурщиком же для образа атамана Сирко стал генерал Михаил Драгомиров. Для образов козаков в обеих картинах Репину позировали и известный украинофил, коллекционер и меценат Василий Тарновский-младший – это образ мрачного козака, и внучатый племянник композитора Михаила Глинки – образ Андрия, младшего сына Тараса Бульбы. Образ старшего сына – Остапа – списан с руководителя класса батальной живописи в Академии художеств Николая Кузнецова – грека по национальности. Для толстяка, который изображал самого Тараса Бульбу, прототипом стал профессор Петербургской консерватории Александр Рубец. Есть версия, что для этого персонажа также позировал журналист, бытописатель московского купечества Владимир Гиляровский, известный как дядя Гиляй... Выглядывающий из-за Тараса Бульбы унылый, худой, высокий длинноусый козак – это солист Мариинского театра Фёдор Стравинский. Подстриженный под горшок бурсак, который ещё не успел отрастить усы, – художник Порфирий Мартынович. Полуголый козак-картёжник – оголяться требовали действующие в Сечи правила серьезной картежной игры, чтобы нельзя было спрятать карты за пазуху и в рукава – это педагог народной школы Константин Белоновский, или, по другой версии, – украинский драматург, харьковчанин Марк Кропивницкий. В образе козака Голоты изображён кучер Василия Тарновского Никишка. Художник, будучи восхищён его щербатостью, одноглазостью, нетрезвостью и смешливостью, успел зарисовать его, когда они вместе с Тарновским переправлялись через Днепр на пароме...

СМЕХ КАК ВСЕПОБЕЖДАЮЩАЯ СИЛА

- Что до смеха, который стал знаковой приметой картины, то он воссоздан Репиным также под впечатлением от встреч с чумаками на территории Харьковской области близ Чугуева, – рассказывает Ольга Денисенко.

По ее словам, на одной из ярмарок Репин, как он пишет в своих воспоминаниях, "задремал под монотонное журчание слов чумака-рассказчика, а проснулся от оглушительного смеха. Чумак, разливавший горилку, только что закончил смешную историю о черте, которого выпороли чумаки, и все хохотали до слез... Чумаки изнемогали от хохота, визжали тонкой фистулой, хрипели, кашляли, давились смехом, не в силах выговорить хоть слово". Много лет спустя, пишет художник, работая над "Запорожцами", все еще вспоминал хохочущих чумаков. На картине смеется не только писарь (к слову, для того, чтобы рассмешить серьезного Дмитрия Яворницкого, Репину пришлось показать ему журнал с карикатурами), но и старый козак, иссеченный боевыми шрамами, который сидит рядом с ним, и голый до пояса козак, но всех заглушает седоусый полковник в красной кирее и белой папахе...

- Нельзя без улыбки смотреть на эту мощную фигуру, олицетворяющую собой дух запорожцев, знающих толк не только в воинском вооружении, но и в смехе над противником. Мы гордимся нашими "Запорожцами", это признанная примета Харькова, его визитная карточка, включенная в список лучших туристических маршрутов города. Приходите чаще в музей и сами в этом убедитесь, – говорит на прощанье заведующая отделом украинского искусства Харьковского художественного музея Ольга Денисенко.

К слову, фонды Харьковского художественного музея насчитывают более 20 тысяч произведений искусства, в том числе, больше двух десятков оригинальных работ Ильи Репина, и это значительное собрание работ художника в Украине.

5 августа, в день рождения Ильи Репина (1844-1930), в Чугуеве Харьковской области завершился 22-й международный пленер "Репин – художник, влюбленный в Украину", посвященный 30-летию Независимости Украины. Три недели подряд художники из разных областей Украины, а также китайского города Шеньян, работали в живописных местах региона, встречались с местными жителями, принимали участие в мастер-классах. Их работы пополнят коллекцию произведений искусства, созданных во время репинских пленеров на Харьковщине. За весь период пленеров в нем приняли участие до 200 художников, а их география охватывает более 50-ти городов из 9 стран.

К 177-й годовщине со дня рождения Репина студенты харьковских вузов разработали проект туристической зоны "Музейний квартал" в Чугуеве, которая объединяет музей-усадьбу Репина, художественную галерею и другие места, связанные с жизнью и творчеством великого земляка.

В 2011 году на Харьковщине восстановлена учрежденная в 1960-е годы премия имени Ильи Репина. Большинство работ лауреатов этой премии представлено в коллекции Чугуевского художественно-мемориального музея Репина.

Светлана Лигостаева, Харьков

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2022 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-