Валерий Кузнецов, украинский дизайнер
Мы демонстрируем гипотетические формы, которые могут возникнуть в процессе эволюции
25.10.2021 16:43

В Нидерландах состоялась всемирно известная Голландская неделя дизайна (Dutch Design Week) – самое уважаемое событие в области дизайна в Северной Европе, которое фактически является самой прогрессивной в мире лабораторией современного дизайна. Именно здесь художники презентуют свои инновационные идеи и проекты. Ежегодно ее посещают более 350 000 ценителей прекрасного и необычного. Мероприятие длилось с 16 по 24 октября в нидерландском Эйндховене. По всему городу работало более ста локаций, на которых проходили презентации, лекции и выставки. Dutch Design Week фокусируется на инновациях и свежих необычных идеях. В этом году были представлены работы более 2600 дизайнеров со всего мира. Среди них - и украинский проект. Это коллекция кинетических скульптур Endless Movement от бюро-лаборатории «Smith & Winken».

Студия «Smith & Winken» была основана в 2020 году в городе Днипро. Ее создали украинский дизайнер, автор объектов и инсталляций Валерий Кузнецов и австрийский изобретатель, архитектор и механик украинского происхождения Отто Винкен. В Эйндховене было представлено шесть объектов от «Smith & Winken». Всего в коллекции - 20 объектов. Работы вызвали бурные эмоции и овации у посетителей, а иностранные СМИ уже определили новый стиль этого проекта, который ярко выделяется среди других в тотальную цифровую эпоху – механический ренессанс. Все предметы коллекции - подвижные, ювелирно просчитанные и выполнены на самом высоком техническом уровне. Авторы используют дерево, бумагу, текстиль и металл, элементы скульптур приводятся в движение специально созданными механизмами.

Движения каждого предмета - будто осознанные. Объекты выглядят как живые сказочные существа, которые пришли, чтобы защитить людей от войны и болезней.

Укринформ встретился в Эйндховене с Валерием Кузнецовым и расспросил, как рождаются такие фантастические идеи, сколько необходимо времени и сил для их реализации.

ДВИЖУЩИЕСЯ ОБЪЕКТЫ ЗАСТАВЛЯЮТ ОСТАНОВИТЬСЯ И ЗАДУМАТЬСЯ

- Валерий, похоже, что известные на весь мир своей креативностью нидерландцы уже начали завидовать фантазии и творческому подходу вашей лаборатории. Возле ваших работ не протолкнуться. Почему, по вашему мнению, посетители словно бабочки летят на свет к вашим скульптурам?

- Я вижу, что люди в восторге. Международные журналисты с восторгом относятся к нашему проекту. Поэтому ту задачу, которую мы себе поставили, мы выполняем. Мы хотели объединить опыт науки, искусства, дизайна, наслоений мировой культуры, создать что-то новое. Мы хотели, чтобы этот продукт нравился и детям, и взрослым, и профессионалам. Сегодня коллекция Endless Movement от «Smith & Winken» насчитывает 20 объектов. На выставке представлено только шесть предметов. Посетителям нравится наблюдать за движением объектов, которое порой может быть гипнотическим. Эти объекты заставляют остановиться и задуматься, в частности, о жизни. Каждый из нас является хорошо просчитанным механизмом. Надо лишь присмотреться к тому, как, например, летают птицы, взмах их крыльев, почувствовать это – и вдохновиться.

- Расскажите об образах ваших сказочных героев. Как родилась идея? Например, у меня, когда я смотрю на ваши скульптуры в первом зале, возникает ассоциация, что передо мной – история парусов и кораблей. Что касается двух объектов во втором зале, - то будто волшебная птица Феникс и старые танцующие австрийские фонари. А что это на самом деле? Что вдохновляло вас?

- Здесь представлено четыре скульптуры в одном зале и еще две – в другом. Что касается первых четырех, эти скульптуры называются Теѕѕеп. Основа визуального образа скульптуры - японский боевой веер Tessen. Подвижные элементы демонстрируют взаимодействие материалов – прочность металла, гибкость дерева, изящество гофрированной ткани. Красный элемент - словно живое сердце героя.

Следующий объект - Thrinax. Создавая его, я был вдохновлен образом пальмы. Хотя на самом деле Thrinax – сказочное существо, прилетевшее с другой планеты. Оно состоит из 527 различных деталей, каждая из которых изготовлена по уникальным чертежам.

Последний, шестой объект мы назвали Ernst. Он имеет три фонаря. Они будто три крутящиеся головы. Своими движениями они показывают всю красоту механики. Мы видим красоту движения и света, все, что происходит внутри, красоту работы механизмов.

Каждый из объектов коллекции возник как попытка изучить основные механизмы и закономерности взаимодействия между структурами земли, живыми и искусственными. Исследуя сценарии будущего, мы демонстрируем гипотетические формы, которые могут возникнуть в процессе эволюции. Приятно, что министерство иностранных дел Украины ежегодно поддерживает украинских дизайнеров, которые представляют свои коллекции на Dutch Design Week. Это способствует распространению положительного, креативного имиджа Украины.

САМАЯ СЛОЖНАЯ ЗАДАЧА ДЛЯ ДИЗАЙНЕРА - СОЗДАТЬ САМЫЙ ПРОСТОЙ И УДОБНЫЙ ПРЕДМЕТ

- Сколько раз вы участвовали в Голландской неделе дизайна?

- Мы были участниками уже трижды – в 2017, 2018 и 2020 годах. Правда, в прошлом году мероприятие проходило в режиме онлайн из-за коронавируса. В этом году мы подали заявку и представление в галерее Kazerne. Это лучшее место, как считается здесь.

- Сколько лет вы работаете в дизайне?

- Почти 30 лет, с 1993-го. В частности, в 2015 году мы стали обладателями престижной премии Red Dot, а в 2020 году наша студия decorkuznetsov получила эту награду за дизайн зубной щетки. На первый взгляд, это обычная зубная щетка, но ее лаконичность и минимализм покорили международное жюри. Самая сложная задача для дизайнера - создать самый простой и удобный предмет. Мы работали над целой коллекцией предметов для одной британской компании, в которую вошли и другие зубные щетки. Также был проект, где щетка взаимодействовала с предметами аукциона Phillips.

- В одном из своих интервью вы сказали, что в дизайн вас привела жена. С чего все началось?

- Начиналось все в 1991 году. Моя жена Екатерина училась тогда в Харьковском художественно-промышленном институте. Я вместе с ней выполнял все задания, все проектные работы. Я уже тогда начал делать стульчики. Мне это было интересно, а Екатерина использовала меня в качестве рабочей силы (смеется). Но я тогда погрузился во всю эту историю. Мне это очень понравилось. Потом мы создали свою компанию. В Харькове принимали участие в замечательном проекте дизайна "Водопарад". Это было событие не только для Харькова, но и для всей Украины и мира. Я участвовал практически во всех проектах, связанных с дизайном в Украине. И в отношении многих из них я до сих пор держу руку на пульсе. Это, наверное, моя 115-я выставка. Было также много персональных выставок.

- Сколько?

- Было 11 персональных выставок, большинство в Украине. Каждая выставка - очень особенная для меня. Я люблю делиться и доносить через творчество определенные образы, раскрывать непростые темы и проблемы. Например, в проекте decorkuznetsov «Полетели» поднимались вопросы миграции. Также был проект «В ногах правды нет» о войне. Все это было представлено в Днипре в Ya Gallery. Нелегкие проекты, скажем так. Я всегда старался сделать их так, чтобы они были зрелищными и цепляли. И вот сейчас мы здесь, в Эйндховене, видим много людей возле работ, и это значит, что их цепляет.

- Здесь представлено только шесть объектов из двадцати. Расскажите о других.

- Все остальные скульптуры также можно увидеть здесь, но с помощью видеоинсталляции. В двух залах есть экраны с видео.

ЕСТЬ БОЛЬШОЕ ЖЕЛАНИЕ СОТРУДНИЧАТЬ С АРХИТЕКТУРНЫМИ СТУДИЯМИ МИРА И УЧАСТВОВАТЬ В МУЗЕЙНЫХ ИСТОРИЯХ

- Как нидерландские коллеги реагируют на ваши творения?

- Я кайфую от голландцев, а они кайфуют от нас. Они интересны и открыты ко всему новому. Наш проект уникален, потому что каждая деталь уникальна. Нидерландцы интересуются, даже решили подсчитать, сколько бы им могло стоить изготовить один такой объект. Они оценили производство одного предмета в просто бешеные цифры. Я не хочу их называть. Дело в том, что речь идет о кропотливой, многочасовой работе, а здесь каждый час человеческого труда очень ценится и стоит дорого. Здесь подобные объекты создаются именно музеями и под эксклюзивные заказы.

- Уже второй раз полюбоваться вашими работами приходил известный урбанистический дизайнер из Эйндховена Кейс Донкерс. Главный урбанист Эйндховена известен прежде всего тем, что взялся за генеральный план развития города. Он также является одним из ключевых основателей Dutch Design Week. Какие отзывы вы получили от него?

- Кейс Донкерс - это легенда Эйндховена. Он фактически главный архитектор Эйндховена. Ему нравится то, что мы делаем. Это приятно. Да, он уже был дважды здесь, и я уверен, что придет снова, потому что эти творения, как они движутся – притягивают к себе.

- Сейчас вы и ваша команда работаете в сумасшедшем режиме. Поделитесь, что движет вами и не дает остановиться? Откуда берете силы, чтобы творить в бешеном ритме?

- Жизнь непредсказуема. Время летит, нужно все успеть. Я болел, потом был недавно инфаркт, и это побудило меня двигаться. Также, если раньше я пытался быть одновременно и здесь, и там, то сейчас сосредотачиваюсь на чем-то одном и направляю на это все усилия.

Благодаря моему партнеру, гениальному Отто Винкену и взаимопониманию в нашем творческом тандеме, на создание нового объекта, новой скульптуры, у нас уходит около трех месяцев. Бешеный темп. Мы пока работаем маленькой командой, но мы сейчас формируем новую мастерскую, в которой будет привлечено больше людей. Я хотел бы пригласить вас в нашу галерею, где можно увидеть удивительной красоты чертежи Отто, это произведения искусства. Мы планируем включать их в экспозицию. Как говорит Отто, в проекте Endless Movement не происходят технические и технологические революции. Наша цель - наблюдение, изучение и переосмысление окружающего мира. Попытка замедлиться и осознать, что обычные материалы и явления могут выглядеть совершенно иначе.

- О чем вы мечтаете? Какие новые задачи перед собой ставите?

- Одна из задач «Smith & Winken» – это сотрудничество с другими архитектурными студиями мира, чтобы создавать уникальные необычные проекты. А еще есть большое желание участвовать в каких-то музейных историях. Также мы уже подписали контракт с галереей, в которой проходила Голландская неделя дизайна. Конечно, она работает не только в неделю дизайна. Таким образом, это не только участие в Dutch Design Week, но и самая высокая планка. Поэтому до января 2022 года наши работы можно будет увидеть в галерее Kazerne в Эйндховене, после окончания Голландской недели дизайна. И мы уже получили предложения относительно коллаборации с очень известными студиями дизайна, настоящими звездами. Детали - пока секрет.

Справка. Валерий Кузнецов - постоянный участник международных и национальных конкурсов и выставок. В частности, обладатель Reddot (2015, 2020), гран-при года (2009, 2017). Среди выставок: Wow Ukraine (2020), Maison & objet (2020), Dutch design week (2017, 2018, 2020), Paris Design week (2017), LF Hannover (2006) и многие другие. Его работы находятся в музеях и в частных коллекциях по всему миру. Он также автор знаковой для города Днипра парковой скульптуры-инсталляции «Insidе» (два металлических узла, установленные на улице Яворницкого в Днипре).

Ирина Драбок, Эйндховен

Фото: Ирина Драбок, Ольга Мовчан

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2021 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-