Рождество в октябре. Вертеп. Необарочная мистерия

Рождество в октябре. Вертеп. Необарочная мистерия

Репортаж
Укринформ
Команда музыкально-театрального перформанса при поддержке УКФ подарила зрителям ощущение Рождества еще осенью

Премьерный показ действа «Вертеп. Необарочная мистерия» состоялся в уникальном и знаковом для столицы месте – в наивысшем культовом сооружении: Большой лаврской колокольне.

Это довольно знаменательно, поскольку здание колокольни – образец барокко в архитектуре, а действо перформанса исполнители Руслан Кирш, Любовь Титаренко, Надежда Купчинская и Алексей Фищук воспроизводили по уникальной рукописи Сокиринского (Галагановского) вертепа 18 века – и это образец музыкального барокко.

СОРОЧИНСКИЙ ВЕРТЕП - ЭТО ОБРАЗЕЦ, В КОТОРОМ ОРГАНИЧНО СОЕДИНИЛИСЬ ИЗЫСКАННОЕ ВЫСОКОЕ И НАРОДНОЕ ИСКУССТВО

В период Барокко был четко определен ориентир на украинский вектор, источником вдохновения были народные мотивы, исторические персонажи. Это была яркая эпоха и в искусстве, и в культуре. Именно Сокиринский вертеп является образцом, в котором органично соединились изысканное высокое и народное искусство.

И высокое нужно показывать на высоте – как в прямом, так и в переносном смысле слова. Перед показом в атмосферу праздника посетителей на первом этаже вводили девочки, которые пели рождественские колядки. Затем они повели всех по лестнице наверх - на второй этаж.

Поднимаясь все выше по винтовой лестнице, начинаешь понимать, что отрываешься от земли, а попав в круглый зал с высоким потолком и круглыми арками – получаешь ощущение другого измерения. Забываешь о реальности и полностью настраиваешься на историю, в которой снова переживаешь момент рождения Иисуса, плачешь с матерями, чьих малолетних детей разыскивают воины царя Ирода, задерживаешь дыхание, когда мимо проходит многоликая Смерть... И все время чувствуешь, как тобой управляет вездесущий вертепник: он крутит платформу, на которой тебе выпало сесть. Он определяет – что тебе видеть и слышать. И этот простой прием срабатывает как машина времени.

Все пространство с героями превращается в настоящий вертепный сундук. А то, что над вами возвышается колокольня – усиливает это ощущение.

Еще в 18 веке первые вертепники - спудеи Киево-Могилянской академии носили с собой вертепные домики, имевшие два этажа: небесный и земной. Действие воспроизводили куклы, которые двигались по прорезанным дорожкам. А настоящий сундук Сокиринского вертепа, датированный 1770 годом, хранится в нескольких метрах от Лаврской колокольни – в Музее театрального, музыкального и киноискусства Украины.

ВАЖНОЙ ЧАСТЬЮ ПЕРФОРМАНСА ЯВЛЯЕТСЯ ИНТЕРАКТИВ СО ЗРИТЕЛЯМИ

Первое действие перформанса не отклоняется от духовной линии, а вот второе начинается неожиданно – исполнители просто переодеваются и перевоплощаются в совершенно новых героев – Козака, Поляка, Дарью Ивановну, Цыганку, Солдата и Чертенка. Это уже сценки из народно-бытовой жизни украинцев 18 века.

Солдат жалуется на свою тяжелую судьбу и не теряет шанса поухаживать за барышнями. Козак тоже вспоминает, что раньше был полон сил воевать, а сейчас уже и вошь не одолеет. Хотя и поймал чертенка, а им оказался мобильный телефон с голосовым помощником Siri.

Важной частью перформанса является интерактив со зрителями. В тексте вертепа много реплик, которые в 21 веке трактуются неоднозначно. Поскольку реальные персонажи 18 века Козак, Поляк, Цыган и Жид в оригинальном тексте порой общаются достаточно жестко. Это можно понять, вспомнив исторические предпосылки, так как вертеп создавался в период Колиивщины – козацко-селянского восстания, которое было ответом на национальный и религиозный гнет украинцев Речью Посполитой.

Актеры обращались к зрителям, которые зачитывали фрагменты рукописи вертепа, и обсуждали, как эти тексты воспринимаются нами на расстоянии в 250 лет. Большинство согласились, что сегодня прочитанные реплики звучат нетолерантно, однако следует знать контекст и относиться к этому лишь как к историческому факту.

В ПРОШЛОМ В ТЕАТРАЛЬНЫХ ДЕЙСТВАХ НА СЦЕНЕ БЫЛО РАЗРЕШЕНО БОЛЬШЕ, ЧЕМ В РЕАЛЬНОЙ ЖИЗНИ

После показа спрашиваю у режиссера Богдана Полищука, почему решили использовать такой ход.

Он объясняет: - Мы ведь работаем с историческим документом, поэтому определились, что стоит проработать историческую память. Сошлись на том, что нужно проговорить эту тему с самими зрителями. Это такой принцип театра-диалога.

В прошлом в театральных действах актеры мало себя сдерживали. На сцене было разрешено больше, чем в реальной жизни. В 18 веке жизнь была более трудной и жестокой. Каждый жил, как в последний раз. Была настоящая борьба за выживание. Только в 20 веке пришло понимание гуманизма.

Мы воспринимаем эти тексты по-другому, нам гораздо легче критиковать их за такое поведение в прошлом. А для них тогда – это была единственная свобода: посмеяться над угнетателями, своим паном, и радоваться, что сегодня не бит.

- Я привыкла, что вертеп – это какое-то такое шумное уличное действо, которое преимущественно устраивают в селах, небольших городах. Вы показываете, по-моему, довольно изысканное действо.

- Если вспомнить основы вертепа в Украине – это абсолютно творческая реализация образованных людей – студентов духовных семинарий, братских школ, Киево-Могилянской академии. В 18 веке был расцвет образования. Духовную музыку писали профессиональные композиторы. Мы в музыкальной сфере были одними из самых ярких в Европе. А бурсаки, которые создали этот вертеп, знали как последние веяния философской мысли, так и умели мастерски писать тексты, даже музыку барокко. Это и есть образец городской культуры, которую распространяли, а впоследствии и перенимали другие люди.

Рукопись Сокиринского вертепа, по которой мы работали – это запись нот, то есть это фиксация, а не устный пересказ по памяти. Это литературные тексты, где авторы добавляли узнаваемые фразы тем или иным персонажам. Если это был Солдат – он говорил с большим количеством русских слов, Поляка тоже можно было сразу узнать по характерным выражениям и произношению.

В вертепе уже есть сюжет. Фактически – это драма, по определению – мистерия, – рассказал режиссер.

У НАС ЕСТЬ ОДИН ВАЖНЫЙ АРХИТЕКТУРНЫЙ ЭЛЕМЕНТ, КОТОРЫЙ СОЗДАЕТ ПРОСТРАНСТВО - ЭТО КЛАВЕСИН

Я не могу обойти вниманием колоссальную работу сценографа.

- У вас минимум декораций, но ведь какие они впечатляющие! Три панно, напоминающие вытынанки.

Б. П.: - Так и есть. Наша сценограф - Елена Полищук - вырезала лобзиком три главные сценки на листах ДСП: Марию с младенцем, пастушка с барашком и трех волхвов, спешащих к новорожденному. Благодаря театральному свету, эти вытынанки перекликается с витражами, что и создает такую сказочную атмосферу. Еще у нас есть один важный архитектурный элемент, который создает пространство – это клавесин. Он добавляет барочности в звучании, работает как машина времени, которая переносит нас в 18 век. А также его форма, если посмотреть сверху, воспроизведена в рельефе наших панелей-вытынанок. 

- Отдельные слова благодарности за клавесин! Впечатление, будто действительно ожил 18 век.

Б. П.: - Клавесин в нашей постановке «сшивает» и «сглаживает» это понимание контекста. В те времена это был популярный в Европе инструмент. Мы предположили, что в состоятельных украинских семьях он мог быть, под него танцевали, проводили балы, возможно – и показывали вертеп у Галаганов. Это еще один пример, что наши предки были образованными людьми, перенимали европейские традиции, а в чем-то и опережали их.

- А еще мне очень понравилось, когда неожиданно нас, зрителей, начали крутить по кругу.

Б. П.: - Движение, вращение - в основе самого вертепного действа. Вообще, это такая традиция космогонического видения украинцев, когда все вращается вокруг какого-то стержня. У вертепников крутились звезды, в самих вертепных домиках куклы двигались по воле вертепника. Поэтому и мы привлекли платформу, на которой вращаем зрителей. Здесь присутствует эффект неожиданности и еще одно погружение в мир сказки. Ты становишься участником процесса и одновременно ощущаешь присутствие самого вертепника-творца.

Конструкция платформы - достаточно сложная. Наша сценограф делала чертежи, мы даже советовались с инженерами, как лучше это сделать.

- Что же дальше, будет ли Рождество с Сокиринским вертепом?

Б. П.: - Мы благодарны Украинскому культурному фонду, который дал нам возможность создать нашу мистерию. Поэтому теперь у нас есть с чем выходить в новогодне-рождественский период. Сейчас ведем переговоры, где можно будет показать наш Вертеп, туда и пригласим всех желающих.

Старинный Сокиринский вертеп в современном исполнении сохранил всю динамику диалогов и сочную речь, пересыпанную жемчужинами народного юмора. Команда действительно виртуозно обработала рукопись – музыканты признаются, что для них это был очень интересный творческий поиск, поскольку в создании постановки им прежде всего было важно работать не с литературными версиями, а воссоздать уникальную барочную музыку и речь конца 18 века.

Кстати, тексты и ноты Сокиринского вертепа (который является самым древним из сохранившихся вертепов Украины) – в рамках этого проекта оцифровали и вместе с фотографиями Вертепного домика с куклами разместят на сайте Музея театрального, музыкального и киноискусства Украины.

 Любовь Базив. Киев

Фото: Геннадий Минченко

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2022 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-