Никита Титов, художник
Не касаюсь тем, которые разделяют украинцев, по душе те, которые объединяют
21.12.2021 17:32

Про Никиту Титова украинцы узнали после событий на Майдане. Тогда художник из Харькова понял, что Украина прошла точку невозврата и теперь здесь будет совсем другая жизнь. Свое видение этих событий Никита Титов отобразил на плакате «Страна рождается» и выставил его в социальных сетях. Значительно позже там появилась работа «Передовая», которая затронула тему эпидемии коронавируса, собрала сотни тысяч лайков, облетела весь мир и впоследствии стала национальной маркой. В прошлом году Нацбанк Украины ввел в обращение пятигривневую монету, на которой изобразил авторскую «Передовую». Ее признали «монетой 2020 года» в номинации «Лучшее раскрытие темы».

Несмотря на то, что Никиту Титова считают плакатистом, сам художник называет себя представителем диджитал-искусства. Все его работы можно увидеть в Фейсбуке. Но желание показать свое творчество во всех городах Украины художника не оставляет: тогда, говорит он, происходит настоящее чудо, потому что работы выходят за пределы квартирного пространства и компьютера.

Сейчас Никита Титов привез в Ивано-Франковск сразу два своих проекта - «12» и «Паттерны». Сколько всего проектов у художника, как он их создает и какие темы его интересуют больше всего, Никита Титов рассказал корреспонденту Укринформа.

ТО, ЧТО Я ЧУВСТВУЮ, СРАЗУ ВОСПРОИЗВОДИТСЯ В ОБРАЗАХ

- Никита, так какую философию вкладываете в название «12» и «Паттерны» и как появились эти проекты?

- Проект «12» является продолжением моей серии «Колыбельная». Он создавался как пожелание «Спокойной ночи» моим друзьям в Фейсбуке. Вечером я делал рисунок, а потом понял, что их стало так много, что это может быть отдельным проектом. На самом деле, хочу сделать календарь, но пока до него не дошли руки. Тем временем начал рисовать 12 разных историй. Сейчас их больше. Они не привязаны к конкретному времени года, скорее, это милые и приятные впечатления, воспоминания, мысли.

«Паттерны» – это тема, которая присутствует у каждого из нас. Мы все живем за паттернами, потому что жизнь однообразна, но в ней случаются такие вещи, которые полностью переворачивают, открывают взгляд на что-то новое или указывают другое направление, отличное от привычного ритма.

Всего у меня десять проектов. Ни один из них не закрыт. Когда приходят новые идеи, мысли - я их дополняю. Бывает, что возвращаюсь к ним через год, бывает быстрее.

- Вы наблюдаете, как зрители воспринимают ваше творчество?

-Я позиционирую себя как интернет-художник. Все работы сначала выкладываю в Фейсбуке. Фейсбук - это мой дневник. В нем мои впечатления от настоящего или от тех событий, которые произошли с друзьями или в стране. Словом, все, что меня вдохновляет, выходит не в виде текстов, потому что я не очень люблю писать и говорить, а в виде символа или образа. В Фейсбуке у меня есть круг поклонников, он становится все больше. Поэтому я вижу их отзывы – лайки и комментарии. Часто мне пишут приятные вещи, и это меня вдохновляет, потому что я понимаю, что мое мнение разделяет много людей. Впрочем, это совсем другое, нежели видеть человека в реальном времени. Недавно в Киеве у меня открылась выставка «Колыбельная». Тогда я мог наблюдать, как люди подходят к работам, обсуждают их. Это приятно, потому что живые впечатления - это круто, их не заменить ничем. Я никогда не рассказываю, о чем та или иная работа, но порой люди считывают в ней что-то новое, совсем не то, что я закладывал. Тогда я и сам начинаю смотреть на свою работу по-другому – и каждый раз это открытие.

Признаюсь, я человек не самоуверенный. Почти никогда не знаю точно, понравится работа людям или нет. Поэтому первыми их видят мои друзья.

- А идеи черпаете тоже в Фейсбуке?

- Меня часто считают художником-плакатистом. Впрочем, это не совсем так. Плакат - это то, что я делаю, реагируя на события в стране. Да, информацию об этом я получаю через Интернет или от друзей. Тогда я реагирую на эти события, на самом деле – долго над ними не работаю.

- Сколько времени уходит на создание работы?

- От 15 минут до часа. Я не люблю долго работать. Мне важно высказаться сейчас и здесь, а потому то, что чувствую, что мне болит, сразу воспроизводится в образах.

ВЛАСТЬЮ Я НИКОГДА НЕ ОЧАРОВЫВАЛСЯ

- В Украине о вашем творчестве узнали после событий на Майдане. Тогда появились ваши первые плакаты?

- Да. Первый плакат появился 9 декабря и был посвящен Майдану. Я тогда еще написал на русском о своем ощущении, что Украина больше не будет такой, как была раньше, и что я очень хочу, чтобы родилась новая, здоровая, сильная и красивая страна. И так я создал плакат «Страна рождается». Тогда я работал в Киеве и на Майдане бывал довольно часто. Там понял, что Украина прошла точку невозврата.

- В одном из интервью вы признались, что и Помаранчевую революцию в Украине встретили со слезами на глазах.

- Да, это было. Тогда эти события перевернули мое понимание Украины и украинцев. Когда я увидел людей, которые уже тогда готовы были идти до конца ради своей страны, своих близких, детей, будущего, – понял, что здесь живет очень сильный народ, который нужно по меньшей мере уважать. Это стало для меня незабываемым открытием и осмыслением.

- А события после Помаранчевой революции вас не разочаровали?

- У меня нет разочарования в людях, а властью я вообще никогда и не очаровывался. Ни в 2004 году, ни после. Я не считаю, что человек, который был в системе всю жизнь, способен ее изменить. Поэтому ничего не ожидал мощного или титанического от тех, кто возглавлял те революции.

- Многие волонтеры считают вас своим. Вы себя позиционируете художником-волонтером?

- Однажды мне сказали, что я художник для проукраинской части населения. Сначала я удивился, потому что рисую и о любви, и на другие темы. Но потом подумал: и слава Богу, что так. Ведь это самая интересная и мощная сила, которая есть в Украине и которой можно гордиться. Да, я слышал, что я художественный волонтер, что мои работы являются контрпропагандой в отношении России. Я это делаю, потому что так умею и так чувствую.

- От российских пропагандистов не получали каких-то упреков?

- Во-первых, любого человека можно забанить в сети, потому что таких переубедить очень трудно. У меня открыты все посты, но почему-то никто оттуда не заходит. Знаю, что мои плакаты появлялись на отдельных пабликах в России. Это хорошо. Пусть задумываются.

ДЛЯ МЕНЯ ВАЖНО БЫТЬ СВОБОДНЫМ И НИ ОТ КОГО НЕ ЗАВИСЕТЬ

- Может ли сегодня интернет-художник жить за счет своего творчества?

- Плакаты - это то, что касается событий в стране. Все остальное - мое творчество. Я это называю диджитал-искусством. Не ставлю перед собой цель зарабатывать плакатами. Что касается других работ, то очень редко их продаю, очевидно, я не умею этим заниматься. Думаю, со временем у меня появится менеджер, который в этом будет помогать. Но это точно не будет касаться моих проукраинских плакатов. Что касается моих заработков, то я делаю обложки, иллюстрации к книгам. Часто ко мне обращаются с художественными проектами. Хотя сейчас действительно период затишья.

- А политические партии к вам обращались за плакатами?

- Я делал рисунки по просьбе волонтерских организаций. Ко мне обращались по поводу создания плаката памяти погибших героев. Что касается политических партий, то как только появляются какие-то предложения, я сразу говорю, что не сотрудничаю. Мне важно быть свободным, ни от кого не зависеть. К тому же пока не вижу такой партии, к которой хотел бы примкнуть. Ее еще нет. Я ее, скажем так, жду (смеется).

СОЗНАТЕЛЬНО НЕ КАСАЮСЬ ТЕМ, КОТОРЫЕ МОГУТ РАЗДЕЛЯТЬ УКРАИНСКОЕ ОБЩЕСТВО

- Если для классического художника важно чувство композиции, знания о цветоведении, рисунке, то что является главным в работе интернет-художника?

– На самом деле, важно все то же самое - и композиция, и понимание цвета. Единственное, что диджитал-искусство – это неограниченные тиражи. Однако можно один раз распечатать картину и больше не делать никаких повторов. Свои работы я печатаю на баннерной ткани. Так их легко перевозить для экспозиций. С другой стороны, если выставка развернута на улице, то ни снег, ни дождь ей не помеха. Так в Харькове у меня два года подряд в садике литмузея живет выставка. Я не теоретик искусства, но считаю, что диджитал очень скоро займет свое место. Сейчас очень быстро развиваются различные технологии, поэтому искусство будет меняться под влиянием новых форм и возможностей. Возможно, со временем оно станет более технологичным.

- А предварительные зарисовки, эскизы красками или карандашом – для диджитал-картин нужно делать?

- Нет. Вся работа сосредоточена в компьютере. Эскизов я вообще никогда не делаю. Когда начинаю работу, то сначала должна быть мысль, а уже потом я ищу стиль, линию и прочее, чтобы воплотить ее в жизнь. То есть, главное - идея. Некоторые свои проекты я вижу в ярких цветах, некоторым все же необходима простая и невыразительная гамма, но именно такая сможет усилить мысль, которую закладываю в картину.

Я много лет работал в рекламе, в дизайне, а потому имею опыт работы на компьютере. Несмотря на это, не могу сказать, что знаю все программы. Думаю, сегодня больше важна идея, чем то, как она реализована. На первом плане остается эмоция.

- С чего вы бы посоветовали начинать молодым диджитал-художникам?

- Главное - творить, и не очень сильно прислушиваться к тем, кто говорит, что тебе художником никогда не быть. Я в своей жизни это услышал много раз. Если человеку это нравится, то нужно искать, смотреть, творить. Прежде всего стоит найти себя.

- Вас не разочаровывали такие прогнозы?

- Бывало. Но теперь я к этому очень спокойно отношусь. Каждый имеет право на свое мнение.

- Над чем сейчас работаете? Затрагивает ли вас тема коронавируса, которая разделила украинское общество?

- Сейчас я больше занимаюсь переездом в Киев, надо наладить быт, создать атмосферу, в которой мне будет комфортно работать. До этого старался рисовать каждый день. Каждое утро уже знал, что нарисую вечером. Кажется, перерисовал все, но всегда жду нового события, мысли.

На тему ковида у меня было несколько работ. Одна из них - плакат «Передовая», который стал очень популярным. После того, как я выложил этот плакат в Фейсбуке, мне предложили создать такую марку. Потом Нацбанк предложил создать монету. То есть все получилось случайно, как и все остальное, что происходит в моей жизни... Этот плакат разошелся по миру. Знаю, что его даже «позаимствовали» греки и дописали там что-то на своем языке. То, что эту работу увидели в Сингапуре, для меня стало приятной неожиданностью. Что касается темы вакцинации, то я не касаюсь тех тем, которые могут разделять украинское общество. Мне по душе только темы, которые объединяют украинцев. Редко рисую то, что касается политики. Это не значит, что у меня нет позиции или мнения об этих событиях. Нет. Просто тем, которые украинцев разъединяют, я сознательно избегаю. Очень хочу, чтобы украинцы были сильным и единым сообществом.

НАМ НЕ ХВАТАЕТ ВНУТРЕННЕГО ПИАРА

- У вас много новогодних работ. Что-то планируете нарисовать к этим праздникам?

- Каждый год я делаю новогодние открытки. На Рождество - даже дважды, потому что имеем счастье его два раза праздновать. Единственный момент, сейчас я чувствую большие ожидания от людей, это меня немножко волнует, потому что я хотел бы сохранить свою свободу, пространство и работать без обязательств. Понимаете, иногда мне хочется помолчать. Каждая моя работа появляется, когда есть настроение, чувства. Рождество всегда вдохновляет.

- Ваш переезд из Харькова в Киев связан с каким-то художественным проектом?

- Нет. Это связано с моим сыном, которому скоро будет 13 лет. Я понял, что должен быть ближе к нему. Связь по телефону - это одно, а видеть, как ребенок подрастает, понимать его потребности – это совсем другие вещи. Ради него я с мамой переехал жить из Харькова в Киев. Столица мне знакома, я прожил там 13 лет. Маме трудно привыкнуть. Для меня любой город – это люди, которые там живут. За последние годы я в Киеве встретил еще больше хороших людей, чем знал до этого.

- А Харьков за эти годы изменился?

- Да. Он нарядный, красивый, есть большая инфраструктура отдыха. Люди тоже изменились. Много тех, кому небезразлична Украина. Конечно, из-за того, что это город пограничный, там живут люди и с другими мнениями. Впрочем, проукраинская позиция в Харькове доминирует. Я очень волновался некоторое время, что "вата" там победит. Можно ли ее изменить? "Вата" – это аморфное тело. Знаете, я общался с человеком, который не очень любит Украину. Тогда понял, что таких людей можно изменить только тогда, когда в Украине заработает экономика и они смогут чувствовать себя социально защищенными. Это внутреннее спокойствие откроет у них уважение к своей стране. Следующее, думаю, нам не хватает внутреннего пиара. Есть много людей, которые гордятся своей страной просто потому, что она есть. Для этого нужно больше показывать, что нам есть чем гордиться.

- Вернемся к ивано-франковской выставке. Вы в нашем городе впервые?

- Нет. В Ивано-Франковске я в третий раз. С этим городом у меня связано много творческих работ. Благодаря Андрею Ермоленко (украинский художник, иллюстратор и дизайнер – авт.) я создавал рисунки к спектаклю режиссера Ростислава Держипильского «Оскар и Розовая дама». Это было знаковое событие в моей жизни, и я горжусь, что приобщился к этой работе, потому что спектакль с участием Ирмы Витовской спасал жизни онкобольных детей. Считаю этот спектакль одним из лучших в Украине. Второй раз в Ивано-Франковске я был, когда работал с режиссером Алексеем Гнатковским для спектакля «На западном фронте без перемен». Счастлив, что так сложилось. И в третий раз Франковск я узнал, когда делал с Денисом Овчаром (медиахудожник – авт.) рисунки для видеопроекций на День города в 2019-м. То есть, с Ивано-Франковском у меня сильные творческие взаимоотношения. Признаюсь, этот город напоминает мне маленький нарядный городок Йыхви в Эстонии, в котором прошло мое детство. Поэтому здесь чувствую себя почти как дома. Я давно думал вернуться в Эстонию, но теперь размышляю – если доживу до старости, то хотел бы провести ее в Ивано-Франковске. Мне здесь очень уютно. На самом деле, я очень мало путешествовал по Украине. Если будет возможность еще куда-то привезти свои картины, буду счастлив.

Ирина Дружук, Ивано-Франковск

Фото Юрия Рильчука

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2022 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-