H-Effect по мотивам «Гамлета»: Быть или не быть? Путеводитель по топ-спектаклям

H-Effect по мотивам «Гамлета»: Быть или не быть? Путеводитель по топ-спектаклям

Укринформ
Знакомим читателей с экспертными рецензиями на лучшие спектакли украинского театрального «Оскара» – Фестиваля-премии «ГРА»

Сегодня спектакль "H-Effect" ("Арт Диалог"), который вошел в шорт-лист в номинации "За лучший поисково-экспериментальный спектакль", рецензирует театровед, главный редактор портала "Театрально-концертный Киев" Людмила Олтаржевская.

На появление едва ли не каждого второго спектакля из лонглиста IV Фестиваля-премии «ГРА» значительным образом повлияли карантинные ограничения и другие общегосударственные и международные мероприятия, связанные с пандемией COVID-19. Не обошла эта участь и постдокументальную драму украинского режиссера и куратора Розы Саркисян H-Effect, которая должна была быть реализована при финансовой поддержке Украинского культурного фонда как составляющая международного проекта «Синдром Гамлета» с участием представителей из Украины, Польши и Германии.

Из-за локдауна от премьеры вживую пришлось отказаться, сосредоточив свои силы на подготовке качественной видеоверсии спектакля. Но если рассмотреть эту вынужденную рокировку с точки зрения дальнейшей жизни спектакля, то она, конечно же, пошла ему на пользу. Поскольку теперь возможности H-Effect относительно участия в фестивалях и привлечения к просмотрам как можно большей аудитории – значительно расширились.

Роза Саркисян и Йоанна Виховская предлагают собственный взгляд на события современной Украины сквозь призму творчества гуру мировой драматургии Уильяма Шекспира и культового немецкого драматурга и театрального режиссера Хайнера Мюллера. Что общего у «Гамлета» и «Гамлета-Машины» с событиями на востоке страны, которые перекроили-переиначили судьбы, ценности, мечты нынешней Украины? Ответ на этот вопрос начинается с микса известных цитат и ситуативных лозунгов, ставших последствиями недавних резонансных конфликтных ситуаций:  «Боже, бережи короля…», «і мертвим, і живим, і ненародженим…», «у своїй хаті своя правда, і сила, і воля…», «моє тіло – моє діло…», «всі різні, всі рівні…». После такой разминки вопросы, в поиск сути которых актеры поочередно втягивают друг друга, выстреливают в воздух резко и хлестко, словно из пулемета, и невозможно увернуться от них или по крайней мере заткнуть уши, чтобы не оглохнуть. Кто такой Гамлет? Что тебе дало твое пожарище? Как это - быть представителем ЛГБТ в Украине? Чей труп на катафалке? Вы видели шевроны, чьи они? Это было изнасилование или нет? Кто тебе дал право говорить о войне? То есть, не хочешь, чтобы твоя дочь увидела в тебе героя...?

Новеллы-монологи-диалоги перетекают друг в друга, усиливая впечатление от увиденного, услышанного, идентифицированного.

Одной из самых эмоциональных стала сцена выяснения обстоятельств преступления на КП, метафоричность которой, благодаря государственному флагу, выведена прямо таки в геополитическую плоскость. Авторы спектакля не смогли удержаться от прямой политической критики.

Визуально спектакль, благодаря художнице Корнелии Дзиковской и автору визуальных эффектов Адаму Здунчику, выглядит стильно и информативно: бочки со словно раскаленными денами, украшенные шины, кадры недавней хроники с Майдана и... даже вечернее платье рядом с камуфляжем, как символ мечты о мире и гармонии, и полосатый костюм-роба представителя ЛГБТ-сообщества, вечного пленника стереотипов и нетерпимости общества к не таким.

Пятеро героев спектакля - из Харькова, Тернополя, Донецка, Львова, Киева. Только двое, Оксана Черкашина и Роман Кривдик, являются профессиональными актерами. Но все – в теме, в материале, с которым работают в этом спектакле. Во время просмотра которого именно благодаря сильным актерским работам порой казалось, что их внутреннее "быть или не быть?", в котором аккумулированы боль, отчаяние, уныние миллионов современников, звучит не менее мощно, чем в «Гамлете».

Постдокументальная драма H-Effect является безоговорочным успехом для всей команды во главе с Розой Саркисян, убедительным образцом актуального театра с высоким уровнем социальной ответственности. Несмотря на сложность темы, которая звучит здесь болезненно, а порой просто шокирующе, постановка дает уверенность в том, что после всего, что пережила и еще переживает наша страна, ответом на извечный гамлетовский вопрос станет жизнеутверждающее «Быть!».

Людмила Олтаржевская. Киев

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2022 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-