Эртан Атай. Маска, я вас не знаю

Эртан Атай. Маска, я вас не знаю

Личный взгляд
Укринформ
С чего началась серия “Если бы известные картины стали фотографиями”?

Во времена Великого Карантина, в эпоху беспощадной пандемии это должен был кто-то сделать и индивидуально, взяв за руку, привести музеи к зрителю. Реализовать такой проект, насколько мне известно, удалось пока одному неуемному фантазеру и креативному мечтателю из Стамбула. Как дизайнер, который зубы съел на современном маркетинге, он вовремя уловил вдохновляющую тенденцию, распространившуюся по миру с начала 2020-го года. Маски, медицинские маски превратились в тренд!...

На самом деле, еще до вспышки пандемии COVID-19 личные дизайнеры знаменитостей рекомендовали клиентам, начиная от Майкла Джексона и Боя Джорджа, заканчивая Джастином Бибером, дополнять этим предметом свой вижуал. Не имело значения - как экзотической деталью туалета или формой протеста. Не говорю уже о том, что во многих азиатских странах с середины 1970-х гг. носить маску стало таким же привычным делом, как обувать ботинки прежде чем выходить на улицу. 

Леон-кілер
Леон-киллер

С начала пандемии коронавируса отношение к медицинской маске изменилось. По данным Службы цифрового отслеживания розничной торговли (Digital Retail Tracking Service, EDIT), по сравнению с 2019 г. в первом полугодии 2020 г. количество масок, предлагаемых брендами, выросло на 40 процентов. Как сообщил исполнительный директор американской компании интернет-торговли Etsy, Inc. Джош Сиверман (Josh Siverman), всего за неделю поиск маски на сайте увеличился до девяти запросов в секунду, а количество производителей, предлагавших товар, выросло в пять раз, достигнув 20 тыс. фирм. 

Впрочем, такие эксклюзивные маски из Стамбула вы до сих пор не можете нигде приобрести. Это эксклюзив. Как и любое произведение пусть цифрового, но искусства. 

Для знакомства посмотрим первую галерею авторских работ…

Авторские работы

*   *   *

Кто он, этот digital-оракул? Давайте знакомиться.

Современный турецкий график, фотограф и дизайнер Эртан Атай (Ertan Atay; 1950) живописью интересовался с детства. Рисовать он начал в раннем возрасте, хотя после окончания средней школы рисовать от руки бросил, а все последующие работы создавал на... компьютере в различных программах графических редакторов.

Окончив художественный колледж, юноша знал, на чем сосредоточится:

- На собственных страницах в социальных сетях я хотел в авторских работах передать свои чувства, тем самым внести посильный вклад в жизнь не только как пользователь, но и как художник/творец.

Почему юзер попал прямо в яблочко? Потому что создал успешный визуальный кейс, интегрально объединив в качестве задачи четыре составляющие: продвижение бренда, мотивацию потребителя, бесплатную пробную версию и дополнительный трафик на страницу. Итак, на наших глазах Эртан Атай принялся жонглировать узнаваемыми культурными ценностями, а именно: известными шедеврами Леонардо да Винчи и Винсента Ван Гога, ссылками на объекты поп-культуры, любимыми киногероями, вечно юными персонажами телешоу, а также неубиенными супергероями “Marvel” и нетленными диснеевскими мультяшками. Все оказались при деле и довольны.

- В глобализованном мире этот турецкий художник стал вирусным с авторскими коллажами, объединяя классические произведения искусства с мотивами поп-культуры, – написала 13 июня 2021 г. британская газета “The Daily Mail”.

Коллажи

*   *   *

С чего началась серия “Если бы известные картины стали фотографиями”? С формулировки самого вопроса. Однажды Эртан Атай заглянул в себя и понял:

- Существует множество приложений, которые превращают наши фотографии в различные типы рисунков и изображений. И юзеры кайфуют от этого. Мне захотелось все сделать наоборот.

Впрочем, осовременивание оригинальных моделей – процесс очень кропотливый и духовно тонкий. В отличие от фотографий, портреты в живописи не являются тщательным изображением живых людей. В творческом процессе художники часто меняют пропорции и детали. Эртан Атай воспринял это как вызов и, бесспорно, справился со всеми трудностями и смог оживить автопортрет Ван Гога, Девушку с жемчужной сережкой и саму Мону Лизу. 

В Instagram с 2017 г. он теперь известен под ником @failunfailunmefailun, или по-нашему - креативный директор Земного шара. Не больше и не меньше.

Убедительно? Более 400К фолловеров.

Обратите внимание, как современный digital-художник может раздевать и по-своему собственному дизайнерскому усмотрению – одевать известные изобразительные иконы. Для примера я выбрал три известных полотна в кейсе оригинал - оцифрованная фотография - коллаж:

● Леонардо да Винчи, "Мона Лиза", 1503 г.

● Ян Вермеер, “Девушка с жемчужной сережкой”, 1665 г.

● Винсент Ван Гог, "Автопортрет", 1887 г.,

Работы

*   *   *

Виртуальное искусство времен коронавируса до неузнаваемости изменило мир, как отношение к COVID-19 абсолютно изменило человека. Старой доброй живописи тоже больше не быть такой, к какой мы привыкли за все предыдущие тысячелетия.

Да, искусство многолико, но в современном обществе digital-art приобретает все большую популярность – не только потому, что его авторы – наши современники, но и потому, что предлагаемые темы дышат одним с нами воздухом: экологически загрязненным, вирусно пораженным, загазованным смогом. Техника цифрового коллажа и профессиональное владение программами графического редактирования изображения превращают самих классиков и их бессмертные шедевры в послушные модели. Если мир больше не может быть неприкосновенным, то почему незыблемой должна оставаться шкала ценностей?

Поэтому, поздравляю: под влиянием коронавируса, защищаясь от смертельной гибели, мутировало и представление о красоте, и спешно цифровые авторы догоняют новую реальность, переосмысливая самих Микеланджело Буонаротти, Леонардо да Винчи, Винсента Ван Гога, Сальвадора Дали, Пабло Пикассо, Фриду Кало и других мастеров, отвечая на один вопрос:

- Какими бы они были в период чумы ХХІ века?

Вінсент Камбербетч
Винсент Камбербетч

Вас разве не предупреждал колумбийский пророк Габриэль Гарсиа Маркес в романе “Любовь во время холеры” (“El amor en los tiempos del cólera”, 1985)? Вот то место:

- Симптомы у любви и холеры одинаковые. Любопытство - одна из многочисленных ловушек, которые расставляет любовь. Все эти годы обе они разными путями шли к одному и тому же выводу: по-другому жить вместе невыносимо, и любить друг друга по-другому тоже невозможно, ведь ничего труднее любви в этом мире нет. К сожалению, знания и мудрость посещают нас тогда, когда они уже не нужны. Улыбайся, не доставляй беде удовольствия.

Как относиться к безысходности? Игриво.

Посмотрим видео "Соблюдай социальную дистанцию" с Мэрилин Монро в главной роли.

Забавный кавер на киноклассику “Бриллианты – лучшие друзья девушек” (1949), хотя в наше время целесообразнее было бы утверждать “Медицинские маски – лучшие друзья девушек”.

Какова фича - ну, функция, как говорят видеогеймеры - такой забавы? Самосохранение.

*   *   *

Начало карьеры молодого турецкого художника было непростым, долгое время Эртан Атай прозябал в рекламе. В 2004-2013 гг. самобытный художник работал сначала графическим дизайнером, затем – креативным директором турецкого агентства “MinT Production”. В конце концов, на дядю он плюнул и в Стамбуле открыл собственное креативное бюро.

С тех пор лейтмотивом его творчества стал поп-арт в различных проявлениях. К этому художник пришел сознательно. Изучая реакцию фолловеров в Instagram, он выделял образы, которые особенно нравились подписчикам. В свободное от рекламы время, ради собственного удовольствия дизайнер создавал остроумные коллажи и видеоинсталляции. И это, представляете, выстрелило... Каким оказался творческий метод?

- Самое главное - найти идею. Затем вы должны найти новые связи между вашими изображениями-коллажами, людьми или объектами.

Неслучайно теперь Эртан Атай считает:

- Все, что привлекает внимание человека и заставляет взглянуть еще раз, – особенное.

Те из художников, которые в литературу пришли из маркетинга и рекламы, как-то: Фрэнсис Скотт Фицджеральд, Джозеф Хеллер, Салман Рушди, Дон Делило, Дороти Сейерс, – немного по-другому смотрят на мир. Скажем, бывший копирайтер бренда женской одежды “Onward Kashiyama” Харуки Мураками навсегда запомнил совет редактора и эссеиста Сигесато Итои: “Просто развлекайся этим”. Тогда как Виктор Пелевин в книге “Искусство легких прикосновений” (2019) на уровне успешного слогана формулирует такое мнение:

- Искры и звезды почти одного размера. Когда глядишь снизу, кажется, что это примерно одно и то же. А разница между ними есть, и весьма значительная… Вот так же и мы. Глядим на мир из своей суеты, и не понимаем, где в нем искры, а где звезды.

Даю бинокль – рассматривайте.

Эртан Атай

*   *   *

К искусству постковидного общества, предложенному цифровым художником Эртаном Атаем, можно относиться по-разному. Готовя эту статью, среди знакомых я провел простой сэмплинг его авторских коллажей. Что в сухом остатке? Часть опрошенных считают: ”Это круто, что-то в этом есть". Часть – “Позор, как так можно поносить высокое искусство”. Часть - "Имеет право на существование". На мой взгляд, турецкий художник неожиданно посмотрел на старые как мир мифы, а теперь, развлекаясь, продуцирует новые мифологемы. 

Когда искусство атаковал COVID-19, все художники вместе взялись бороться с вирусом, но каждый из них предлагал собственную художественную вакцину. Вот, думаю, почему Эртан Атай смикшировал забавные детали и чудаковатых персонажей, которые представляют разные века. Вот почему в его работах соседствуют культурные иконы, разделенные веками.

Венера у квітах
Венера в цветах
Емі Вайнгауз
Эми Уайнхаус

Видите, притихший Квентин Тарантино вскочил во фреску "Создание Адама" (1511) Микеланджело Буонарроти, но не решается без латексных стерильных перчаток коснуться ноги Зачинателя; а может, он сам – демиург? А вот Мона Лиза, Фрида Кало и Девушка с жемчужной сережкой кисти Яна Вермеера во время карантина вынужденно смотрят телесериал... “Друзья”, потому что все музеи закрыты, офисы не работают, а на работе их отправили в вынужденный карантин. Дальше взгляд останавливает знаменитый “Поцелуй” (1908-1909) Густава Климта, небрежно, но точно вмонтированный в культовую американскую ч/б фотографию “Поцелуй на Тайм-сквер” (1945) фотографа Альфреда Ейзенштадта. Увидев это, наутек из картины “Крик” норвежского экспрессиониста Эдварда Мунка опрометью бросается Джек Воробей.

Джек Горобець повертається
Джек Воробей возвращается
Король попмузики
Король поп-музыки

Потом из сияния дискотеки следует парафраз на темы полотна “Тщеславие” (1907) английского художника-иллюстратора Фрэнка Кадогана Купера, или что происходит, когда ты на строгом локдауне, а тебя 24/7 атакует телереклама еды. На все эти вопросы ответа ни у кого нет, но от такого факта вопрос не исчезают. Изменился бы мир, если бы в постели с Джоном Ленноном за мир боролась “Венера” (1482-1486) Сандро Боттичелли? Если бы король поп-музыки выступал при дворе Фридриха Великого в Сан-Суси, оказавшись в картине (1850-1852) Адольфа фон Менцеля, вызвал бы овации Майкл Джексон? Не является ли "Девушка с жемчужной сережкой" "Человеком-пауком", или, может, Дэдпулом? Никого не милует, всех плющит коронавирус.

Произведения

*   *   *

Не только мы не знаем, как справиться с этим.

Посмотрите - видите, в канареечном прикиде LP сидит обессиленный Винсент Ван Гог, он только что вернулся с пенной вечеринки или кислотной тусы и еще не решил – завалиться спать или браться за кисть, пока свежи впечатления.

 Ван Гог після вечірки
Ван Гог после вечеринки

- На самом деле, личностью Ван Гога, – объясняет Эртан Атай, – я восхищен больше, чем его картинами. Непростая жизнь развила в нем уникальный талант наполнять картины тонкими чувствами. Люблю его стиль и его полотна. Кроме “Звездной ночи”, могу назвать еще минимум пять любимых картин: “На пороге вечности” (1890), “Пшеничное поле с воронами” (1890), “Звездная ночь над Роной” (1888), “Ночная терраса кафе” (1888), “Спальня в Арле” (1888).

Вінсент стріт-арт-художник
Винсент стрит-арт - художник

Что получается, когда современная Азия переосмысливает бывшую Европу?

Смотрите, что для турецкого digital-художника означает “Звездная ночь” (1889) Ван Гога - в коротеньком клипе Эртан Атай раскрывается до костей…

- А если серьезно, - спросил автора этого видеоролика корреспондент сайта “VanGoghStudio.com“ - что для вас означает ”Звездная ночь"?

- “Звездная ночь” – особая картина. Поскольку меня восхищают такие стили искусства, как поп-арт, сюрреализм и импрессионизм. Причина, по которой я люблю импрессионизм, заключается в том, что это одно из самых успешных художественных направлений, представители которого тонко выписывали эмоции. Когда смотришь на "Звездную ночь", видишь не просто полотно. Шедевр Ван Гога заставляет снова прожить ТУ ночь, почувствовать ветер на лице, а танец желто-голубого добавляет вам и надежды, и печали.

Зоряна ніч чекає Леона-кіллера
Звездная ночь ждет Леона-киллера

*   *   *

Что ни говорите, философия простодушная, хотя и эффективная.

Зачем он все это делает?

- В моих работах вы найдете коллажи в стилях импрессионизм, неодадаизм, даже сюрреализм. Однако мейнстримом все-таки остаются работы в стиле поп-арт. Нравится комбинировать ранее не комбинированное, а о важных вещах или больших истинах говорить простым и понятным языком, добавляя в новое произведение собственные эмоции и порцию юмора. Пока продолжается созидание, сотворец безгранично счастлив. Кроме того, я люблю вызывать особые чувства, которые объединяют разных одиноких людей, разбросанных по миру. Настоящее счастье, когда много незнакомых людей из разных стран переживают одно и то же.

Таємна вечеря на висоті
Тайная вечеря на высоте

Откровенно говоря, на разных платформах социальных медиа Эртан Атай в большую политику особо не лезет, тем и без заполитизированности – Эгейское море: высмеять тяжелый понедельник, возвестить великую пятницу и желанные выходные, оплакать коронавирус, похихикать над карантином, вдоволь поиздеваться над поп-культурой – от тупого телевидения до архаических диснеевских героев. К чему он клонит?

- Мне нравится менять восприятие. Не скрою, меня пленит классическая живопись, в частности картины эпохи Возрождения, но я люблю объединять их с современными мотивами.

Кримінальна терапія
Криминальная терапия

Каким будет постпандемическое искусство, никто не знает. Между тем художники могут столкнуться с четырьмя различными сценариями: возвращение к консервативным ценностям, прогрессивная модернизация эстетических принципов, рациональная сдержанность, зашкварный гедонизм. Искусство всегда смотрит в зеркало, в котором видит человека... Хотя метаморфозы, усиленные глобализацией и диджитализацией, могут сложиться непредвиденные и буквально за одну ночь перевернуть все с ног на голову.

Пока что наполненные отчасти сарказмом, отчасти юмором, в последнее время положенные на поп-мелодии, видеоколлажи Эртана Атая кажутся мне актуальными и забавными, потому что пропагандируют эмоциональные ценности: эмпатию, свободу, дружбу, сообщество, веселье. И последнее - авторских названий у его работ нет, поэтому не стесняйтесь, приобщайтесь к соавторству.

Александр Рудяченко

Использованные источники: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2022 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-