Алексей Гнатковский, заслуженный артист Украины
Украинский иконостас Героев намеренно уничтожали под корень
27.01.2022 09:00

Алексей Гнатковский работает в Ивано-Франковском драмтеатре с 18 лет. Начинал здесь с балетной труппы. Сегодня в репертуаре театра мало спектаклей, в которых бы не был занят заслуженный артист Украины. Среди самых ярких его образов называют роль Гамлета в неоопере ужасов по произведению Шекспира в постановке Ростислава Держипильского, Энея в героической драме «Энеида» и роль священника Лоренцо в спектакле «Romeo&Juliet». За галерею украинских образов, которые стали событием в театральном искусстве Украины, актер получил премию Марьяна Крушельницкого.

Укринформ встречается с Алексеем Гнатковским перед спектаклем «Коляда та й плєс… ізпрежди віка…». Во время разговора актер признается: прошлый год подарил ему много сюрпризов - в Одессе за 20 дней удалось поставить спектакль «Сердце пополам» по произведениям Марии Матиос и впервые попробовать себя в кино, сыграв в историческом фильме Олеся Санина «Довбуш».

Я ВСЕ СВОИ РОЛИ ЛЮБЛЮ ПО-РАЗНОМУ, НО ОДИНАКОВО СИЛЬНО

- Алексей, поздравляю с премией Марьяна Крушельницкого. Что для вас означает эта награда?

- Для меня это возможность поблагодарить своих учителей, рассказать о Ростиславе Держипильском, Наталке Половинке, Олесе Санине... Без этих людей не было бы у меня актерской школы, этой премии. Хотя наградам я не уделяю большого внимания.

Понимаете, у нас сегодня очень много предубеждений к различным премиям, наградам, званиям. К сожалению, мы получили такой постсоветский синдром, который разделил общество. Одни говорят, что это архаизм, другие – что это необходимые вещи. Признаюсь, я пока не имею четкого представления, нужны ли эти награды... Думаю, они должны стать стимулом на перспективу. Понимаете, актерская профессия особенна тем, что ты не можешь выйти с этой наградой на сцену. Каждый раз приходится поддерживать свое реноме, чтобы не дискредитировать эти награды.

- Вы почувствовали к себе больше внимания со стороны режиссеров, поклонников?

- (Смеется) Да нет. Если честно, хорошо, что в Национальном союзе театральных деятелей происходят такие обсуждения, что этот союз действует. Потому что театральное искусство модное, популярное, оно притягивает интеллектуалов. Очевидно, такие премии должны получить большую огласку. И актерам это тоже должно быть интересно. У них должен появиться азарт, соревнование за подобное признание, которое тоже должно было бы стать своеобразной игрой.

- Сколько ролей вы уже сыграли? Может, есть среди них особенная?

- Ой, вот это вопрос... Так, если бы я вас спросил, кого из своих детей вы любите больше. Правда. Я все свои роли люблю по-разному, но одинаково сильно. Каждая роль - это история и кусок моей жизни. Если ему не придавать большого внимания, то я прожил бы этот период впустую. Для меня каждая роль – как последняя в жизни. По крайней мере, так я их воспринимаю. С ней я пытаюсь что-то, а может и все, сказать миру или себе. Если этого избегать, не идти с ней, как на Крестный путь, эта роль не имеет смысла. Удалось ли мне все? Очевидно, что нет…

- А где ищете типажи?

- Это, скорее, техническая сторона вопроса, и она у меня, признаюсь, на втором месте. Главным для любого творческого человека должен быть его выбор, позиция, месседж. То есть то, что он хочет сказать миру. И только второй вопрос - как это сделать.

Уверен, если снять все наслоения, а это художественные средства и приемы, то все роли, картины, музыка или полотна художников имеют одно направление. Мы всегда будем возвращаться к самому сокровенному, и каждый раз мы будем его только подчеркивать. Движение к Богу или к себе самому.

- Каким сегодня должен быть этот месседж от украинских культурных деятелей?

- Украинский художник не может быть вне политических и социальных процессов. Убежден, что во время войны мы не можем себе такого позволить. Искусство должно быть в авангарде всех общественных событий. Искусство должно не реагировать, а опережать эти процессы, создавать идею, задавать во всем тон, формировать дух. Если оно будет только отвечать на какие-то события, то превратится в стенгазету, которая лишь их освещает. Если наша цель - формировать заповеди, скрижали нации, тогда это настоящее искусство. Каким оно должно быть? В первую очередь, честным. Настолько, чтобы аж болело, до самопожертвования. Такова высшая форма любви, с которой художник должен обращаться к миру.

НАШ ИКОНОСТАС ГЕРОЕВ УНИЧТОЖАЛИ НАМЕРЕННО, ПОД КОРЕНЬ

- На одной из последних пресс-конференций руководитель Ивано-Франковского драмтеатра Ростислав Держипильский признался, что в свое время хотел ставить «Украденное счастье» по Франко, но тогда было столько желающих инсценировать это произведение, что он отказался от замысла, потому что, говорит, не хотел стоять в очереди за «Украденным счастьем». А есть ли роль, за которой вы бы хотели постоять в очереди?

- Убежден, важной для творческого человека должна быть благодарность. Конечно, мечтать тоже можно, но самым главным является то, что дается. Надо все так принимать. Помните библейскую историю о том, как к Марии пришел Гавриил и сказал, что она зачнет дитя и назовет его Иисусом. И знаете, каким был ответ Марии? «Раба Твоя». Для меня это очень показательный и поучительный момент. Если все принимать с таким смирением, то и будет счастье. Но это не значит, что надо сидеть сложа руки. Надо много работать, чтобы быть готовым к таким подаркам судьбы.

- А как живут сегодня украинские актеры?

- По-разному: есть богатые, есть и бедные. Это - жизнь, лотерея. Доля твоего таланта – это 5-10% успеха, остальное - бескомпромиссный труд и, конечно, провидение.

- Хочу спросить о фильме «Довбуш». Известно, что это один из самых дорогих украинских фильмов, вы там сыграли брата Олексы – Ивана. Этого персонажа описывают по-разному в литературе. Каким вы его показали?

- Вот и посмотрите (смеется). На самом деле для меня важной была не только роль Ивана, но и то, что мы скажем украинцам этой лентой. Мы с Олесем очень много об этом говорили. Санин нашел меня на сцене. Сначала был на спектакле «Энеида». Потом в Киеве видел в постановке «Слава Героям» и приехал во Франковск на «Гамлета». Тогда у нас состоялся разговор, после которого он стал для меня учителем как в профессии, так и в жизни. Он создал прекрасную и слаженную команду на съемочной площадке. Да, мне не с чем сравнить, но понимаю, что это в моей жизни важное событие.

В фильме мы рассказываем о легендарных и полумифических героях, которые грабили богатых, а бедным отдавали деньги. Да, они были разбойниками, но грабили тех, кого считали чужаками на своей земле. Через призму Довбуша мы на самом деле хотели говорить о современном украинском воине, потому что нам очень важно сегодня полюбить себя. Важно понять, какие украинцы крутые, умные, талантливые, как умеют защищать и любить свою землю.

Понимаете, у нас целый иконостас Героев, который уничтожили за 300 лет российской и почти 70 лет советской оккупации. Наш иконостас Героев уничтожали намеренно, под корень. Вспомните, как запрещали украинский язык, и после этого нам преподносят «какаяразница», мол, язык – это не главное. А на самом деле разница принципиальная и решающая. И если мы, представители культуры, не изменим эту концепцию, то украинцы для мира будут оставаться безликим народом без истории, рода-племени, мнения. Останется представление о шароварных украинцах, которые говорят на неживом языке, едят сало и пьют водку. На самом же деле мы совсем не такие. Украинцы - гордые, красивые, мужественные. Те же опришки - это украинские "самураи", у которых был свой кодекс чести, которые жили по законам гор и своего времени. Они были довольно жестокими, но и справедливыми.

- Как вам работалось на киноплощадке?

- Вся эта история об опришках происходит в горах, а я их безгранично люблю. Это мои горы, и я там говорю о своем. А когда я твердо стою на своей земле, то подпираю плечами небо. Мне в этом фильме есть что сказать. Хочется не только говорить, но и кричать.

МЫ ПОСТАВИЛИ "СЕРДЦЕ ПОПОЛАМ" ЗА 20 ДНЕЙ

- Ивано-Франковский драмтеатр в прошлом году играл не только на сцене. Из-за карантинных ограничений актеры с постановками выходили на открытое пространство, даже поднимались на Поп Иван. Хочу спросить, не трудно ли даются такие нагрузки? Ведь чтобы просто подняться на высоту более 2000 м, нужно немало сил, а здесь еще и надо хорошо сыграть свою роль.

- Расскажу вам историю, как я добирался на Поп Иван. Я тогда ставил в Одессе спектакль "Сердце пополам" по произведениям Марии Матиос. Из Одессы надо было доехать поездом до Тернополя, а оттуда автомобилем до Ворохты, откуда я и еще один актер в сопровождении спасателя должны были подняться на Поп Иван. Так вот, добраться до Тернополя было нечем. Я заказал BlaBlaCar, а он меня обманул. Во время репетиции я не смотрел все время на телефон, но увидел просьбу, что для услуги BlaBlaCar просят сбросить наперед деньги и указывают карточку. Я сразу все заплатил. А уже на вокзале понял, что купился на обман, потому что эта услуга не работает по предоплате. Поездов нет. До Тернополя все билеты проданы. А я понимаю, что этот поезд – мое спасение. Подхожу к проводнику и прошу взять меня в его купе за любые деньги. Он объясняет, что это невозможно. Тогда говорю, возьмите меня хотя бы в тамбур, стоя. Он согласился. Среди ночи принес мне мешок с грязным бельем, и я на нем смог поспать пару часов. Уже перед выходом на вершину спасатель нас предупредил, чтобы не отставали, потому что он возьмет хороший темп. Я добрался на полчаса быстрее него. Сразу переоделся и сыграл «Энеиду», после чего сошел вниз и снова поехал в Одессу. Ничего невозможного нет.

- А как восстанавливаете силы, отдыхаете?

- Мечтаю поспать хотя бы два дня. Пока не удается. Думаю, может, в июле повезет.

- Вернемся к спектаклю «Сердце пополам». Почему в Одессе? Вас пригласили?

- Это была идея Марии Матиос и Юлии Пивоваровой, директора Одесского украинского театра. Мария Матиос знает меня, потому что играю в трех спектаклях по ее произведениям («Нация», «Солодка Даруся» и «Почти никогда не наоборот»). В Одесском драмтеатре возникла необходимость, чтобы новый спектакль появился за 20 дней. Я психанул и согласился. Теперь чувствую себя счастливым, что все так сложилось. Мы поставили «Сердце пополам» за 20 дней. Очень крутые актеры, текст благодатный. Мария Матиос была на премьере.

- Как одесситы встретили спектакль?

- После спектакля Лариса Тарасенко (журналистка - авт.) написала, что это была патриотическая инъекция в космополитическое тело Одесчины. На самом деле, Одесчине это очень необходимо. Люди приходили, и многие из них видели в спектакле себя. «Сердце пополам» - это история двух семей, еврейской и украинской, которые живут в Карпатах на рубеже двух эпох, Первой и Второй мировых войн. Актерам было интересно. Они зажглись игрой. Им важно было сказать о том, на что они еще не смотрели под таким углом. Имею в виду историю Украины, семьи... Для себя актеры открывали себя по-другому.

- Что бы посоветовали молодым людям, которые только планируют идти в актерскую профессию?

- Остановиться. Я всегда говорю молодым людям: "Если из 100% клеток твоего организма хотя бы одна сможет жить без театра, то она победит потом остальных". Только полностью убежденным можно с моста скакать в воду. Если есть хоть немного сомнения, что можно заниматься другим, театр надо отпустить.

Ирина Дружук, Ивано-Франковск

Фото Юрия Рильчука

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2022 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-