Виц-мундир, кашалот и родник под сценой – день театра Франко

Виц-мундир, кашалот и родник под сценой – день театра Франко

Репортаж
Укринформ
Сегодня Национальному академическому драматическому театру имени Ивана Франко исполнилось 102 года

Этот праздничный материал будет немного – или очень – необычным, потому что я расскажу о том, что вы наверняка здесь видели, но не представляли, что оно именно такое – мы уйдем далеко за театральные кулисы: в костюмерные и бутафорские цеха и даже спустимся под самую сцену!

Начинаем. Знали ли вы, что в Национальном театре…

Живой родник под сценой?

Прямо под главной сценой страны бьет чистая родниковая вода! Здание театра возведено в 1898 году на месте небольшого озера – его засыпали, но родничок остался жив поныне, и франковцы верят в его живительную силу. Да и я поверила – ну, настоящее чудо, согласитесь!

«Этот родничок спасал людей во время войны – вокруг театра была разруха, водопровод был уничтожен, и люди из пострадавших домов приходили и набирали здесь воду, – рассказал мне генеральный директор-художественный руководитель театра Михаил Захаревич. – К тому же это очень символично, потому что театр – тоже родник, только немного больше, а может и важнее, потому что влияет и на наше сердце, и на наш ум, и на наши мысли».

А точно ли театру Франко 102 года?

Теперь я уже не знаю, официально – да. Но гендиректор открыл мне интереснейшую историю: оказывается, годом рождения театра имени Ивана Франко вполне можно считать не 1920, а 1919 год! Дата – примерно после Дня Злуки (22 января). Есть информация, что Гнат Юра с группой артистов именно тогда поехал в Каменец-Подольский (где в то время находилось петлюровское правительство), чтобы влиться в труппу Николая Садовского, поскольку было принято решение организовать театр как символ той эпохи. И этим символом в перспективе стал театр Франко, потому что «Новый Львовский театр» (под руководством Амвросия Бучмы) и группа артистов из Киева (под руководством Гната Юры) слились в один театр и два месяца работали вместе.

А уже 20 января 1920 года было проведено собрание, на котором Гната Юру выбрали руководителем театра и назвали – Новый Драматический театр имени Ивана Франко. Открытие театра прошло 28 января. От этого пошел отсчет. «Но это – продукт Злуки – большого праздника Соборности, который мы совсем недавно отмечали. Исходя из этого, наш театр – своеобразный герб нашего государства», - считает руководитель театра. Такая вот историческая фотография того времени.

Почему театр трижды столичный?

Действительно, театр имени Ивана Франко можно считать трижды столичным: рожденный в Каменце-Подольском – петлюровской столице, потом три года с 1923-го по 1926-й – театр работал в Харькове (столице УССР), а потом – до сих пор – работает в столице Украины – Киеве.

«Он полностью соответствует меркам столичного театра: у нас есть достижения, которыми мы гордимся: и Национальная премия Шевченко, и премия Кабинета министров, и премия Курбаса – главные театральные высоты театр взял, но самая большая высота – наш прекрасный коллектив! Почти 600 человек, все, я убежден, гордятся, что работают в этом театре, и каждый вносит свой вклад в его достижения», – делится своими мыслями Захаревич.

Театр начинается с вешалки, а на вешалке… виц-мундир

Краткий экскурс в историю театра мы совершили, даже под театр заглянули, теперь – прошу в здание. Как известно, театр начинается с вешалки, но мы минуем зрительский гардероб и пойдем за кулисы прямиком к костюмерным. А там на вешалке… виц-мундир – форменный мундир гражданского чиновника дореволюционных времен, которому больше ста лет! Самый настоящий, блестящий и тяжеленный, поскольку украшен металлическим шитьем – расшит латунной нитью. Ткань – добротное сукно (даже чуть бархатное наощупь). Скорее всего, подкладка перешивалась, потому что она белого цвета, и время ее не пощадило бы в первозданном виде, но все остальное на виц-мундире – аутентичное.

«Карьера Артуро Уи, которой могло не быть»
«Карьера Артуро Уи, которой могло не быть»

В этом виц-мундире Богдан Ступка играл в спектакле «Карьера Артуро Уи, которой могло не быть» Б.Брехта (режиссер Валентин Козьменко-Делинде, 1985 (мала сцена), 1999 (большая сцена), а Богдан Бенюк – спектакль «Крошка Цахес» Э.Гофмана (режиссер Сергей Данченко, 1995 год).

«Крошка Цахес
«Крошка Цахес

Сейчас мундир хранится в запасниках театра, является бесценным артефактом, дышащим историей.

– Такой красивый, неужели его уже никто никогда не наденет? – вздыхаю я.

– Это уже музейный экземпляр, но если вдруг потребуется для спектакля, и он придется впору актеру, думаю, его можно будет использовать, он выдержит, он в очень хорошем состоянии! – отвечает заведующий художественно-постановочной частью театра Франко Николай Диченко.

Николай Диченко
Николай Диченко

Когда спектакли снимают с репертуара, соответственно списываются и костюмы, и сценическое оформление. Некоторые эксклюзивные вещи переводятся в запасные фонды, чтобы можно было повторно использовать при необходимости. «Вот, как, например, этот виц-мундир, я же говорю, сноса ему нет!» – смеется он и ведет меня дальше в удивительное костюмно-бутафорское королевство.

«Назар Стодоля»
«Назар Стодоля»

Меха енота, козы и других плюшевых медведей

Самыми сложными в театре Николай Диченко считает костюмы в спектакле «Назар Стодоля» (режиссер-постановщик Юрий Кочевенко, 2009 год). Они многослойные, стилизованные, очень иллюстративные, собраны из разных материалов и фактур.

Он демонстрирует мне головной убор – шапку персонажа Хомы Кичатого. Это – роскошная красота – настоящий мех енота, украшенный перьями страуса.

«Это был первый спектакль художника по костюмам Екатерины Корнийчук. Потом она выпустила еще несколько спектаклей, в частности, «Дамы и гусары», «Бульвар преступлений», но там костюмы уже не такие сложные» - вспоминает Диченко.

Кроме меха енота, в театре есть костюмы из меха козы. Потому что и есть коза, правда обрядовая, которую водят на сочельник. Ох, и страшная она в спектакле «Бесталанная»! Хоть и понимаешь, что это только папье-маше, искусно обитое лохматой кожей, но актеры так это обыгрывают, что выглядит довольно мистически.

А вот белый медведь из «Снежной королевы» (режиссер Давид Петросян, 2019) – куда «мимишнее», что и не удивительно, потому что, во-первых, сказочный, а во-вторых из искусственного – плюшевого меха. Там вообще все костюмы очень симпатичны!

Жук-великан. Кукла или костюм?

Да, самый старый и самый сложный костюм нам показали, а теперь давайте я еще о самом удивительном расскажу – на мой взгляд, это жук из спектакля «Бесталанная» режиссера Ивана Уривского (2021 год). На первый взгляд зрителю кажется, что это кукла, но это фактически костюм, в котором работает актриса (очень красивая актриса, между прочим!), на нее одевают этот «панцирь» и она играет свою молчаливую роль. Изготовлен этот «костюм» из экологического материала EVА (этиленвинилацетат), он легкий и крепкий, хорошо клеится и окрашивается, поэтому его часто используют в театре.

Скомпоновано по спектаклям и подписано. Как не перепутать костюмы?

Для информации: обычно костюмы шьются с момента утверждения эскиза в среднем за 1,5-2 месяца. А если спектакль не очень сложный, бывает, через месяц.

Сейчас в театре уже накопилось около шести тысяч костюмов – часть хранится здесь, а что-то – в складских помещениях театра на проспекте Науки, 52.

Вижу на вешалке сверток с подписью «Сирано де Бержерак» – начальник костюмного цеха Валентина Ряжечкина объясняет, что эти бесконечные вешалки перед нами – текущий репертуар. Все костюмы (а они могут состоять из нескольких элементов: обувь, головной убор, аксессуары) рассортированы и скомпонованы по спектаклям, чтобы костюмеры могли быстро сориентироваться.

Они всегда в курсе: такой-то актер играет сегодня, а другой состав – в другой раз; в какой гримерке сидят и куда кому эти костюмы нужно разнести.

То, что прикасается к телу: рубашки, поддевки – обязательно стирается после спектакля. Что касается сложных костюмов, для них при необходимости заказывается химчистка.

Костюмы максимально отшиваются в пошивочной мастерской театра. На стороне заказывают (или покупают готовыми) только обувь и головные уборы. Конечно, бывают некоторые элементы, которые непросто изготовить: какие-то сложные комбинезоны, военная форма, требующая максимальной стилизации под настоящую, сценические купальники, как в спектакле «Пой, Лола, пой» (режиссер Дмитрий Богомазов, 2021 год) – это специфические вещи, которые иногда заказываются отдельно.

«Кориолан
«Кориолан

Куртка для скульптуры Ареса

Поэтому здесь уделяют такое внимание костюмам, что даже шьют их для скульптур, хотя те в них все равно не выступают, а только хранятся. Николай Диченко подводит меня к гигантской статуе бога Ареса из спектакля «Кориолан» (режиссер Дмитрий Богомазов, 2021 год) – бог войны стоит в модной куртке своего богатырского размера. Зачем? А чтобы при транспортировке на сцену и со сцены не повредить (из-за больших габаритов его спускают-поднимают специальными механизмами прямо из художественно-постановочного цеха, расположенного на верхнем этаже здания театра). Голова Ареса хранится отдельно в реквизите, поэтому на наших фото он без нее.

При том, что статуя выглядит очень массивно, она довольно легкая – один человек может поднять. В ее изготовлении применен классический подход: металлический каркас, затем резной и зашлифованный пенопласт, оклеенный папье-маше под мрамор. Над созданием подобных фигур работают скульпторы Александр Кощей, Нораир Кесаян и мастера-бутафоры Лада Десятниченко и Мария Новак.

«Дами і гусари»
«Дамы и гусары»

И вот сейчас перед Марией Новак лежит яркий кивер – головной убор гусара из спектакля «Дамы и гусары» (режиссер Юрий Одинокий, 2013 год). Это – действующий репертуар, оказывается, вчера во время спектакля кто-то случайно задел и немного его повредил, а костюмеры принесли мастерам цеха, чтобы те отремонтировали.

– А такое часто случается? – спрашиваю.

Мария улыбается:

– Нет, не часто, актеры у нас очень аккуратные.

«Пер Гюнт»
«Пер Гюнт»

Над сценой живет гигантский кашалот

Вы сейчас будете удивлены, но на сцене театра всегда присутствует… кашалот. Правда, он не всегда играет. Это огромное существо из спектакля «Пер Гюнт» (тоже режиссера Ивана Уривского и тоже изготовлен из материала ЕVА) в перерывах между своими выходами на сцену висит над ней под потолком. Он весьма объемен и хранить его где-то проблематично, поэтому находится в таком подвешенном состоянии. Хвост у него снимается и хранится отдельно, а тело все время здесь, просто знайте это.

«Три товарища»
«Три товарища»

В театре производят автомобили

Конечно, они не ездят, да и вообще из другой эпохи, но выглядят довольно реалистично. Да-да, я про ретро-авто из спектакля «Три товарища» по Ремарку (режиссер Юрий Одинокий, 2016 год)

– Все просто, – улыбается Диченко, – металлический каркас был сделан по эскизам художника-сценографа спектакля Андрея Александрович-Дочевского командой мастеров-сварщиков: Виктор Красин, Алексей Муковоз и Анатолий Заец у нас в механическом цехе (на проспекте Науки, 52). А потом бутафоры-декораторы под руководством Валентина Фещенко изготовили замечательные автомобили, которые не только ремонтируются героями спектакля на сцене, но и немного летают над ней.

Яблоки – в зрителей и вино из чая

Вот скажите, всегда интересно, что актеры на сцене в этих бокалах пьют на самом деле? Признайтесь, что вы актерам наливаете? Тоже бутафорию? – спрашиваю у Николая Диченко.

– Когда актеры молодые, они сами себе наливают то, что хотят, такие случаи тоже были, говорит он, улыбаясь. – Но обычно там чай или вода.

 «Швейк»
«Швейк»

С едой тоже интересно, не часто, но она присутствует на сцене. И тоже все ненастоящее? Не всегда, в спектакле «Швейк» – самые настоящие яблоки, целое ведро! У Швейка - Богдана Бенюка есть собственная фишка – в финале спектакля он бросает яблоко, а кто-то из зрителей его ловит, как правило, на 2-м ярусе, он туда бросает.

Но, оказывается, для театра подлинность пищевых продуктов, как правило, не срабатывает, желательно, все же, чтобы это была бутафория и в отношении спиртного, и в отношении поедания чего-то – это должен быть реквизит, который потом не будет мешать актерскому произношению.

Поэтому вот Лада Десятниченко своими ручками создает такую ​​красоту: здесь и рыбка, и лучок, и кукуруза, и баклажаны. А у чеснока даже зубчики отделяются! Она улыбается: пенопласт, бумага, краски, ткани, вот и все. Боже мой, а я чуть эту красоту не съела!

«Разбитом кувшине»
Курить запрещено, но дымить – можно

Так посмотришь, ну просто волшебники здесь работают, все они могут, а бывало у вас такое, что режиссер чего-то захотел, а вы ему: нет, не сможем!

– Конечно, бывает! К примеру, все, что связано с открытым огнем, на сцене запрещено делать категорически. Даже курение сейчас запрещено. И спички запрещены. Желаемого эффекта пытаемся достичь световым или дымовым эффектом. Если сцена требует курения – используем электронные сигареты, вейпы. Раньше было проще – берется обычная сигарета, заджигается и человек курит, – говорит Диченко.

Здесь мне вспомнилась смешная история, которую рассказывал Остап Ступка, как ему прямо во время спектакля, когда его герой на сцене курил сигару, зрительница очень громко сделала замечание.

«Бесталанной»
«Бесталанная»

Выходит, что Наталья Корпан в «Бесталанной» так красиво ненастоящую трубку курит? Конечно, все это бутафория! Как и в «Разбитом кувшине» герой Павла Москаля, клубами не «настоящий» дым пускает, а из вейпа!

Или короткое замыкание на электрическом столбе в той же «Бесталанной» – режиссер хотел, чтобы искры летели, но как? Но просто – портативный сценический дымогенератор, вдобавок световой прибор – мерцающий стробоскоп. И эффект достигнут!

Расстрелянный аквариум

А в спектакле «Живой труп» (режиссер Роман Мархоли, 2014 год) нужно было, чтобы Протасов (Алексей Богданович) стрелял в финале в аквариум и тот разбивался. Но ведь стрелять нельзя. Нашли решение – пиротехнический микровзрыв (тот, который имитирует попадание пули в актера в кино, но кровь в этом случае не заряжалась). Под аквариумом взрывается именно в момент, когда актер будто в него стреляет – аквариум раскалывается. Вот такие сейчас фишки.

Лошади в яблоках, а может и без – уже никто не помнит

Ой, чего только не видела эта сцена, по ней даже на лошадях скакали!

«Когда еще Богдан Сильвестрович Ступка руководил театром, был спектакль, который я очень любил, пусть он был непростым и в обслуживании – это «Легенда о Фаусте» в постановке Андрея Приходько. Там на сцене были живые кони! Во время спектакля две лошади гуляли на улице возле театра, затем актеры надевали костюмы, седлали их на улице и заезжали через боковую дверь на сцену, где делали пару кругов. Эффект был невероятный!» – вспоминает Николай.

Фотографий этого спектакля, к сожалению, я не нашла, но вы и сами представляете, как зрелищно это было.

«Несравненная»
«Несравненная»

Собачки живые и полуфабрикаты из папье-маше

Больше с живыми животными спектаклей не ставят. Хотя как это? А «Несравненная»? Там же замечательная собачка играет! Вон, ее бумажное воплощение сидит на столе в декорационном цехе. Эту собачку делал скульптор Александр Кощей для спектакля «Несравненная» (режиссер Анатолий Хостикоев, 2016 год), как воплощение известной эмблемы музыкального производителя, где собачка слушает граммофон. Но потом режиссер решил иначе – и от бутафорской собачки отказались. Так она «полуфабрикатом» на память и осталась. А в спектакль жив – раньше там играл четырехлапый домашний любимец музыканта театра Андрея Швеца, а сейчас специально на спектакли хвостатого актера привозит в театр другое частное лицо.

«Носороги»
«Носороги»

Носороги в зрительном зале

А остальные животные на сцене – в основном имитация, как вот жук, или… носороги. Был в театре Франко интересный спектакль о толстокожести людей под названием «Носороги» по Э.Ионеско (режиссер Андрей Приходько, 2014 год). Так вот, во время него по сцене бегал один носорог, а в проходах зрительного зала – еще два! Фигуры животных были выполнены очень натурально, актеры (которых было по двое в каждом животном) даже подхрюкивали, а зрители пугались, ведь во время спектакля в зале полутьма. Этот спектакль уже не идет, но один носорог до сих пор находится на хранении в театре, потому что красивый.

Вот из таких удивительных деталей состоит невероятный мир театра, а добавьте сюда талантливую актерскую игру, режиссуру, свет и музыку – получается настоящая магия. И пусть она всегда будет на этой прекрасной сцене – сцене Национального академического драматического театра имени Ивана Франко!

Любовь Базив. Киев

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2022 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-