«Маскарад»: Одесская опера уже не подтанцовывает россии

«Маскарад»: Одесская опера уже не подтанцовывает россии

Укринформ
Сошли со сцен на неопределенный период Щелкунчик, Одетта, Одиллия и Зигфрид

Без особой шумихи, впрочем, принципиально после полномасштабного вторжения российских войск в Украину оперные театры Киева и Львова убрали из репертуара все постановки, хоть как-то касающиеся страны-агрессора. Ведь когда российское оружие убивает украинцев, защищающих свою землю, и уничтожает все вокруг, - не время другим украинцам, за линией боевых действий, поддерживать российскую культуру.

Так, несмотря на то, что были сшиты новые костюмы и созданы новые декорации, зрители не увидят во Львове обновленную «Шехерезаду», премьерный показ которой планировали на 24 февраля. Сошли со сцен на неопределенный период Щелкунчик, Одетта, Одиллия и Зигфрид.

Еще в мае Министерство культуры и информационной политики организовало общественный диалог по поводу цивилизованного процесса дерусификации и декоммунизации. Совместное решение обсуждалось в рамках проекта «Дерусификация, декоммунизация и деколонизация в публичном пространстве».

Околотеатральное сообщество возмутило решение Одесской национальной оперы 19 августа показывать балет «Маскарад». И это не первый раз за период действия военного положения: танцевали его и в июне, и в июле. После обращения «Укринформа» за комментарием к Одесскому национальному академическому театру оперы и балета (ОНАТОБ) о репертуарной политике после 24 февраля. учреждение сообщило вечером о замене показа 19 августа. И это уже результат в непростое для всей страны, и в частности культуры, время.

Украина цивилизованно и осознанно ставит на паузу или надолго отказывается от произведений художников, связанных со страной-агрессором в любое время. Ведь когда болят раны Бучи, Ирпеня, Мариуполя, Харькова, Николаева, Херсона, Одессы, многих других населенных пунктов, нанесенные оружием россии, - принципиально, ради памяти о погибших украинцах и независимом будущем, стоит дистанцироваться от того, что создает российским убийцам привлекательный «культурный» имидж.

Поэтому важны мнения украинских театральных деятелей и экспертов о том, почему музыкальное произведение Арама Хачатуряна «Маскарад» неуместно в период действия военного положения на украинской сцене. А князь Звездич и другие герои литературной основы постановки – понятно без объяснений, к какой культуре относятся.

Недопустимо пропагандировать советское прошлое за деньги украинских налогоплательщиков

Юрий Чекан, музыковед:

- Ставить советскую классику в театре Независимой Украины означает только одно: тянуть прошлое в будущее. Неужели в мировом репертуаре нет других балетов, кроме скомпонованного из музыки к спектаклю лермонтовского «Маскарада»?

Юрій Чекан
Юрий Чекан

Это мировой шедевр? Нет, это проявление ностальгии по советскому прошлому. И если театр оставляет в репертуаре такой спектакль, таким образом подыгрывает путинской идее о том, что самая большая трагедия новейшей истории – это распад ссср.

Отсюда полшага к ностальгии по «вкуснейшему советскому мороженому» и «колбасе по 2.20». Все это – эмоциональное оправдание желания восстановить «так, как было», за которым следует – уже пришла полномасштабная военная агрессия…

Вдумаемся, кто такой Арам Хачатурян? Армянский композитор? Только по национальности.

На самом же деле он – советский деятель искусства, проживавший в юности в москве, был функционером тоталитарного Союза композиторов, а в творчестве – развивал колористические идеи Римского-Корсакова. Воплощал идею искусства, «социалистического по содержанию, национального по форме». Талантливо, нечего греха таить.

Использовать средства украинских налогоплательщиков на ползучую пропаганду советского прошлого считаю нецелесообразным.

Решили прекратить показ

Людмила Сергийчук, помощница генерального директора - художественного руководителя ОНАТОБ:

  - С первых дней военной агрессии рф против Украины Одесская национальная опера стоит на передовой культурного фронта, защищая Независимость и Свободу Украины! Достаточно перечислить такие значимые события, произошедшие во время полномасштабного военного вторжения в Украину: акцию «Свободное небо», с призывом закрыть небо над Украиной с участием руководства и артистов театра, получившую огласку во всем мире (присутствовало более 50 представителей отечественных и зарубежных СМИ, есть десятки тысяч просмотров концерта); выступления на концертных площадках города и в воинских частях ВСУ; записи концертных программ и представлений и т.д.

Несмотря на самые сложные условия, Одесская опера готовит новую постановку - мировую премьеру оперы Александра Родина «Катерина» и балет для детей «Дюймовочка» на музыку Юрия Шевченко. Премьера оперы «Катерина», запланированная на 17 сентября, одновременно откроет VII Международный фестиваль искусств «Бархатный сезон в Одесской опере», проведение которого будет утверждать значимость и большую силу искусства – Art of the Victory!

Таким образом, репертуар театра, имеющий, например, такое уникальное произведение, как балет «Судьбы» на музыку современного украинского композитора Юлии Гомельской, держит культурный фронт! Произведения российских авторов были удалены из репертуара. Отмечаем также, что артисты, работники театра защищают Украину, находясь в рядах ВСУ и приобщаются к волонтерскому движению.

Относительно показа балета «Маскарад» Арама Хачатуряна, который «вызывает возмущение у тех, кто отстаивает категорическую позицию по отношению к паузе для российско-советских произведений в период полномасштабной российско-украинской войны» подчеркиваем, что Арам Ильич Хачатурян - армянский композитор, в творческой судьбе которого был период, когда его музыку перестали издавать и в свое время почти перестали исполнять. На его творчестве поставили клеймо «формализма».

Учитывая это, а также то, что показ балета «Маскарад», премьера которого состоялась в Одесской опере в 2018 году (автор либретто и хореограф-постановщик - заслуженный артист Украины Гарри Севоян), всегда вызывает большой интерес у зрителей и собирает полные залы, это произведение было оставлено в репертуаре. Но сейчас, учитывая вызовы времени, понимая сложность этой темы, администрация театра приняла решение о прекращении показа спектакля.

Маскарад на костях и крови

Иоланта Пришляк, руководитель правления филармонического коллектива оркестра INSO-Lviv:

- Жестокая полномасштабная агрессия россии заставила каждого украинца пересмотреть свое отношение к «культурному» достоянию этой тоталитарной страны, в том числе идеологически-пропагандистского культурного наследия советского союза, правопреемником которого является современная россия. Всю роскультуру, независимо от времени ее рождения, необходимо поставить на паузу, как минимум, пока идет война, а на наши головы летят ракеты, убивая украинцев.

Самое главное, что нужно понять: носители этой культуры напали как захватчики на нашу землю, издеваются, насилуют, убивают украинцев.

Напоминаю, Арам Хачатурян – «Народный артист РСФСР, Заслуженный деятель искусств РСФСР, Народный артист СССР, Герой Социалистического Труда, Лауреат четырех Сталинских премий, Ленинской премии, Государственной премии СССР……»

У нас репертуарный голод? Нет достойных композиторов, не обладателей премий имени убийц-диктаторов?

В основе балета – одноименная драма Лермонтова. Похоже, что это драма Украины, если в Одесском национальном театре во время войны, развязанной россией, поднимали дух одесситов российским «маскарадом»…. В то время, когда вся Украина и Одесса, в частности, подвергаются обстрелам, мишенями которых являются наши театры, консерватории, школы, медицинские учреждения и другие гражданские объекты.

Балетмейстер воюет на передовой, а на сцене – Хачатурян

Ольга Стельмашевская, театральный и музыкальный критик:

– Меня в этой ситуации больше всего интересует вопрос: когда театр, точнее его руководство, было более искренним: инициируя премьеру постановки современной оперы Александра Родина «Катерина» по поэме Тараса Шевченко или когда формировало репертуар на летние месяцы, на август, с «Маскарадом» Хачатуряна? При том, что работа над «Катериной» началась задолго до войны, а репертуар периода действия военного положения составляли тогда, когда уже были написаны все программные тексты о «поставить на паузу» и сто пятьдесят раз провозглашена минкультовская позиция по этому поводу.

Ольга Стельмашевська
Ольга Стельмашевская

Правда, в тех текстах Хачатурян не упоминался, вот и руководство Одесской Оперы решило под прикрытием «Катерины» сыграть в игру «ой, так это же не Чайковский!». Удивительно, что в ожидании мировой премьеры «Катерины» в сентябре, руководство театра (инициатор и заказчик постановки современной украинской оперы на своей сцене!) не думает (а точно оно было инициатором и заказчиком или это только пиар!?), как подставляло советским балетом «Маскарад» на августовской афише всех задействованных в новом проекте талантливых художников: композитора Александра Родина, режиссера-постановщика Оксану Тараненко, воюющего на передовой балетмейстера Алексея Скляренко.

По-моему, это свидетельствует об абсолютно неадекватной позиции во время российско-украинской освободительной войны или сознательном манипулировании процессами руководством театра. Потому что дважды «Маскарад» в Одессе летом показали.

Нивелируют старания культурной дипломатии

Евгений Лавренчук, оперный режиссер и продюсер:

- В то время, когда весь мир в знак солидарности с Украиной отменяет исполнение российских произведений, испытывая огромные финансовые потери, в то же самое время, за деньги украинских налогоплательщиков, в репертуар Национального театра недопустимо ставить произведение лауреата сталинской премии - Хачатуряна, образца советщины в искусстве. Это как плевок в сторону всех пострадавших в этой войне, Защитников Украины и нашей культурной дипломатии.

Євген Лавренчук
Евгений Лавренчук

Топ-культурные «снаряды» страны-агрессора

Сергей Винниченко, театральный блоггер:

- Военный фронт ясно осознает принцип свой/чужой. Культурный фронт до сих пор не является таким гармоничным.

Мировоззренческий парадокс: страна вместо единения против общего врага вынуждена дискутировать за/против терпимости к именам «топ-культурных снарядов» из манипулятивного арсенала агрессора. Особая ирония в том, что обе стороны подбирают веские для этого аргументы.

Наименования знаковых для страны культурных учреждений окончательно избавились в названии от слова «русский» только в 2022 году: Николаев, Одесса, Харьков и Киев. Все еще фигурируют «неоднозначные» имена в названиях украинских учреждений культуры: Национальная академия Чайковского, Харьковский театр Пушкина. Значительно медленнее, чем хотелось бы, меняется наследственно-советская репертуарная политика: «Варшавская мелодия» Зорина в апреле на сцене до того с четким официальным определением «русской драмы» Национального театра Леси Украинки в Киеве; а в августе – на патриотической желто-голубой афише Одесской Национальной оперы красуется «Маскарад» Хачатуряна.

Как следствие всех этих разрозненных «мелочей» – расфокус на внутренние выяснения вместо концентрации и направления мощного ресурса на победу. Защитники Украины в военной форме умеют так действовать – максимально все для победы.

И в театральном мире все становится на места, когда даем себе ответ на вопрос «кому это может быть выгодно?». Показ в Одессе или другом украинском городе балета советского композитора по произведению русского писателя в период полномасштабной российско-украинской войны.

Валентина САМЧЕНКО

Фото со страницы Одесская Опера/Odesa Opera (Fb).

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2022 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-