Юлия Марушевская, руководитель Одесской таможни
То, что было взятками, должно стать частичкой бюджета
19.11.2015 13:05

- А меня это не удивляет, как и подмеченный Михеилом Саакашвили факт, что таможенники сейчас ходят "с грустными лицами". Оба же документа регламентируют устранения искусственных преград на пути импортных грузопотоков, которые до сих пор обеспечивали их организаторам и покровителям многомиллионные выгоды. Не раз об этом говорилось на совещаниях, сетовали экспедиторы, брокеры, но добиться изменений к лучшему никак не удавалось. Силовики горой стояли за продолжение практики "спецпроверок", нередко блокируя перемещение контейнеров и под надуманными предлогами, пока "не достигали взаимопонимания" с импортерами. А работники отдела тарифов таможни, в свою очередь, иногда оформляли товары по такой таможенной стоимости, что импортеры начали объезжать наши таможенные посты тридевятой дорогой...

Чтобы не быть голословной, приведу цифры: в результате "спецпроверок" 1724 грузов в течение текущего года выявлено всего 26 нарушений. Пользуясь случаем, замечу: с тех пор, как наша команда начала уникальный эксперимент, злоупотребления, в том числе и "спецпроверки", и бюрократические манипуляции при определении таможенной стоимости, стали невозможны. Таможенников и силовиков обязали неукоснительно выполнять требования Таможенного кодекса, в том числе оформлять таможенную стоимость перемещаемых товаров по первому методу - в соответствии с инвойсом (счетом-платежом. - Ред.) и предъявленными сертификатами происхождения товаров.

- Чего достигаете таким образом на практике?

- Мы устраняем ситуацию, когда, с одной стороны импортеры специально занижали стоимость товаров, чтобы уменьшить объем официальных таможенных платежей. А с другой - отменяем оценку импорта таможенниками по так называемым индикативным ценам, поскольку на практике этот механизм может способствовать коррупции. Ведь индикативную оценку можно снизить, вообще ее не применять или наоборот - завысить.

Отныне никто не смеет диктовать импортеру из Франции одну цену за таможенное оформление груза, а такой же товар, скажем, из Испании оформлять по другой - более выгодной для него. Мы считаем: украинская таможня должна быть не карающим органом, а сервисом для бизнеса.

Впервые в национальной таможенной практике предоставлен такой кредит доверия бизнесу - товары из трех десятков государств проходят Одесскую таможню автоматически!

- Но, насколько известно, действие меморандумов не распространяется на грузопотоки из Китая, Турции и некоторых других стран. С чем это связано?

- К сожалению, обеспечить цивилизованные условия таможенного оформления и контроля товаров со всех стран пока не можем - прежде всего из-за отсутствия достоверной информации о стоимости импортируемых товаров. Об этом, собственно, шла речь во время недавней встречи с торговым атташе Турецкой Республики в Украине Четином Йылмазом, который инициировал обмен мнениями по вопросам укрепления торговых связей и механизмов совершенствования сотрудничества. Положительно оценив сделанные шаги на пути реформирования Одесской таможни, господин Йылмаз в то же время выразил пожелание Турции тоже присоединиться к списку 30 развитых стран, включая США, Японию, Израиль и Австралию, на товары которых распространяется действие Меморандума об упрощенном таможенном оформлении товаров.

- Стоит ли этого ожидать в ближайшее время?

- Я считаю, что альтернативы движения к упрощению админпроцедур нет, но таможенные и другие органы стран должны обоюдно создавать необходимые условия для осуществления таких шагов. Импортировать товары по оригинальной стоимости, зафиксированной в инвойсе, теперь могут производители тех государств, которые не только разделяют принципы Меморандума, но и неукоснительно их соблюдают. К сожалению, наладить столь тесное взаимодействие, скажем, с импортерами и госструктурами Китая или Турции, чтобы иметь возможность применить к их декларантам методику упрощенного оформления грузов, пока не удается. Это общая задача на будущее.

- Что конкретно мешает?

- Прежде всего таможенным органам не хватает информации о настоящей стоимости и ассортименте товаров местных производителей. В отличие от властных структур стран Евросоюза, которые оперативно откликаются на наши запросы и предоставляют исчерпывающую информацию о товарах, в отношении стоимости которых возникают сомнения, китайские власти, к примеру, не проявляют готовности к сотрудничеству. В то же время от субъектов внешнеэкономической деятельности знаем, что китайские производители вносят в товаросопроводительные документы при сбыте товаров любую цену, устраивающую фирму-импортера. Из-за этого возникают существенные расхождения между истинной стоимостью товаров, поступающих из стран Европы и Азии.

И хотя турецкой стороны это касается в меньшей степени, все же существуют трудности с подтверждением таможенной стоимости товаров. Что касается обоснованности проверок, то их санкционирование отныне является прерогативой и персональной ответственностью руководителя ведомства - инициатора проверки.

Впрочем, нашим экспертам Георгию Цхакая, Нино Шарашенидзе, Оресту Плотнице поручено выработать подходы к решению проблем, поднятых турецкой стороной. Одно из следующих распоряжений по таможне, очевидно, коснется этой группы импортеров. В частности, речь идет о создании спецплощадок для товаров китайских и других поставщиков.

- Уже дошла: ведь только суммарный объем штрафных санкций, примененных к участникам незаконных экспортно-импортных операций на приднестровском участке границы, достиг двух с половиной миллионов гривен. По нашей инициативе 13 ноября проведено совещание глав пограничных райгосадминистраций, представителей СБУ, Госпогранслужбы, Национальной полиции и международных экспертов Миссии ЕС по приграничной помощи Молдове и Украине (FUBAM), на котором дана оценка ситуации и создана межведомственная рабочая группа по вопросам гармонизации процессов международной и противодействия контрабандным схемам на приднестровском участке. Поскольку объемы потерь государства при теневом транзите через Одесский и другие морские порты - многомиллиардные.

Разоблачены преступные схемы, по которым транзитные грузы заходят в Украину, за них платят "ноль" в бюджет, завозят транзитом в Приднестровье, где перепаковывают в мелкие коробки и пакеты, после чего тысячи частных торговцев перевозят эти товары, в первую очередь подакцизные, в виде ручных кладей в обратном направлении - на нашу территорию и ежедневно сбывают без всяких налогов на рынках и предприятиях розничной торговли.

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2021 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-