Выгода пассажирам или угроза таксистам? Что даст приход в Украину Uber

Выгода пассажирам или угроза таксистам? Что даст приход в Украину Uber

1731
Ukrinform
Самые бюджетные службы такси в Украине уже используют схему, похожую на Uber

В конце прошлого года Министерство инфраструктуры анонсировало появление в Украине нового транспортного сервиса. Заместитель министра Владимир Омельян сообщил, что ведомство провело встречу с представителями американской компании Uber. «Вместе с Романом Хмилем (директор департамента стратегического развития дорожного рынка автоперевозок Мининфраструктуры) встретились с компанией Uber. Предметный разговор и полное взаимопонимание. Вопрос «Вам шашечки, или ехать?» потеряет свою актуальность. Soon», - написал Емельян в Facebook. Потеряет, или не потеряет, пока не понятно, но события начали развиваться довольно стремительно...

Уже 16 февраля в СМИ появилась информация, что посредник онлайн-сервиса Uber в Украине начал набор водителей. У сервиса появился официальный партнер Uberlin.com.ua.

«Наша компания имеет опыт работы с Uber в России. Через нас могут подключаться водители, которые не имеют ЧП или юридического лица», - рассказали консультанты сайта. Отмечалось также, что компания помогает с получением лицензии такси. Непосредственно к самому проекту Uber.com могут подключаться юридически оформленные водители.

Представитель Uberlin сообщил также, что официальный запуск проекта Uber в Украине планируется в первом квартале этого года - в Киеве и Львове. Однако, не исключают, что Uber запустится и в других городах с населением более 500 000 человек: Одесса, Харьков, Днепропетровск.

На сайте Uberlin указали, что комиссия для водителей, которые начнут с ним работу, составит 6%, при выполнении 40 поездок на неделю. Кроме того, дополнительно нужно будет уплатить налог - 5%. Также можно платить комиссию каждый день в размере 10% от заказов. Есть и фиксированный тариф - 500 грн в неделю.

Будто предчувствуя не совсем положительную реакцию на свое потенциальное присутствие в Украине, в частности, со стороны таксистов и прочих перевозчиков, представители компании поспешили заверить, что мобильный сервис заказа такси Uber будет работать в Украине легально. «Uber в Украине будет работать в соответствии с местным законодательством. Uber в Украине будет работать только с индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, которые будут иметь все необходимые документы для осуществления своей деятельности, в том числе лицензию», - заверила менеджер по коммуникации компании Uber Евгения Шипова. По ее словам, Uber в Украине будет представлен чешским юридическим лицом и управляться командой местных специалистов. В ответ на предостережение киевских таксистов, которые анонсировали акцию протеста против запуска сервиса, Шипова отметила, что задачи разрушить существующий в Украине рынок перевозок нет.

«Наоборот, Убер значительно расширяет рынок, создавая дополнительный спрос на поездки со стороны пользователей. Это создает дополнительные экономические возможности для сотен водителей, то есть - возможность дополнительного легального заработка. Деньги за поездки становятся частью местной экономики и дополнительным источником для налоговых поступлений. Все расчеты за поездки происходят исключительно по безналичному расчету, что гарантирует прозрачность», - сказала представитель компании Uber. Официальные условия, тарифы и условия сотрудничества с водителями-партнерами будут объявлены в день запуска сервиса, добавили в компании.

И, очевидно, в Uber оказались неубедительными. 25 февраля таксисты Киева - около 500 машин, как и обещали, провели акцию под зданием Киевской городской госадминистрации, в сопровождении горящих шин. Правда, председатель Профсоюза таксистов Украины Василий Попик заявил, что таксисты не выступают против сервиса Uber, а их главное требование - чтобы рынок такси работал в правовых рамках, чтобы закон работал для всех участников. Сами таксисты не видят целесообразности в запуске этого сервиса и требуют от городских властей вмешаться в этот вопрос. В частности, председатель правления Украинской таксомоторной ассоциации Андрей Антонюк заявил: «Киевские таксисты не боятся Uber, они ничего не имеют против этой компании. Uber был успешен в Европе, Америке, где лицензия на такси стоит дорого, а Украина им нужна только для галочки», - сказал он. Более того, Антонюк заверил, что к поджогу покрышек таксисты не имеют отношения, и акция является мирной.

Как бы там ни было, но огонь от шин пришлось тушить правоохранителям и пожарным.

ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЛИ ТАКСИСТАМ СТОИТ БОЯТЬСЯ

По сути. Uber - американская компания (г. Сан-Франциско), которая создала одноименное мобильное приложение для поиска, вызова и оплаты такси или частных водителей. В начале своей истории стартап сотрудничал только с владельцами автомобилей представительского класса. Однако в 2012 году был представлен сервис UberX, который предложил клиентам бюджетные поездки на менее роскошных автомобилях. В конце 2015 года капитализация компании Uber достигла 62,5 млрд долларов.

Для заказа авто клиент должен выбрать место назначения и тип автомобиля. При необходимости можно указать особые пожелания. После этого уже видно предварительную оценку стоимости поездки. Когда водитель подтвердит заказ, клиент получит возможность ознакомиться с личными данными своего будущего «извозчика» - фотографией, именем, фамилией, а также информации об автомобиле.

После того, как пассажир достигнет финальной точки маршрута, он может оставить автомобиль без оплаты - приложение сам спишет деньги с его банковской карты, стоимость определяется учитывая дальность и продолжительность поездки.

На сегодня Uber работает в 383 городах и 68 странах, в том числе в России, Индии, США, Китае и даже в столице Беларуси - Минске.

ФРАНЦИЯ. ДВА ГОДА ВОЙНЫ ТАКСИСТОВ И UBER

В то же время, во Франции приход Uber на рынок перевозок привел к нешуточным трудностей. Конфликт интересов между местными таксистами и частными перевозчиками, которые начали использовать новую американскую систему вызова авто UberPOP, возник более двух лет назад и продолжается до сих пор. В декабре 2014 года возмущенные таксисты вышли на улицы Парижа, начали забастовку и перекрыли несколько столичных улиц и подъезды к аэропортам «Руасси-Шарль-де-Голль» и «Орли».

По мнению представителей профсоюзов таксистов, введенная во Франции система колл-центров является незаконной, поскольку ее диспетчеры связывают заказчиков не с профессиональными таксистами, а с частными водителями. Урегулировать конфликт обязалось французское правительство. Официальный представитель правительства сразу заявил, что с 1 января 2015 года во Франции вступит в силу закон, согласно которому недобросовестные конкуренты будут привлечены к ответственности, в частности к 2 годам лишения свободы и 300 тыс. евро штрафа. Речь шла об организаторах системы привлечения пассажиров перевозчикам, которые не имеют соответствующей лицензии.

Вместе с тем, еще в начале декабря 2014 года хозяйственный суд Парижа признал оказание спорных услуг UberPOP законным. Система была запущена на базе интернет-платформы, которая через приложения в современных смартфонах рассылала приглашения на заказ такси по ценам ниже рыночных. Через такую конкуренцию и начали страдать кошельки таксистов. По всей стране "пострадавших" таксистов насчитывалось около 60 тыс. лиц.

Конфликт повторно обострился летом 2015 года. Несмотря на принятый закон и обещания правительства защитить интересы перевозчиков, сотни таксистов снова заблокировали международные аэропорты «Орли» и «Руасси-Шарль де Голль» и улицы нескольких французских городов, протестуя против «дикой конкуренции» со стороны компании-разработчика приложения для смартфонов и мобильных телефонов UberPop, который продолжил обеспечивать краткосрочную аренду автомобилей. Участники забастовки блокировали улицы и транспортные узлы в Париже, Тулузе, Марселе, Ницце, Лионе, Страсбурге и других городах. Таксисты перекрыли несколько транспортных артерий вокруг Парижа.

Главной причиной акций протеста организаторы называли недобросовестную конкуренцию. Ситуацию осложнило и то, что услугами UberPOP начали пользоваться конкуренты таксистов, частные перевозчики, которые предлагают услуги по автоперевозкам без соответствующих маркировок автопарка. Профсоюзы возмущены тем, что автомобили таких компаний без специальных световых вывесок не только выполняют заказы по перевозке пассажиров, но и забирают людей на улицах, реагируя на поднятую руку. В то же время, большое количество потенциальных клиентов французских таксистов стало пользователями приложений UberPop. Сеть клиентов компании только летом насчитывала 400 тыс. пользователей. При этом таксистов возмутило, что их «новые конкуренты» являются физическими, а не юридическими лицами, не платят социальные взносы и налоги, не прошли 250-часовые обучение, чтобы получить лицензию, за которую нужно заплатить от 50 тыс. до 230 тыс. евро. Причем, водитель подает соответствующие документы в префектуру полиции и платит эту сумму из собственного кармана (в то же время, надо отметить, что банки готовы предоставлять кредиты как на авто, так и на лицензию, но - под залог). Согласно французскому законодательству, водителям, которые не зарегистрированы как таксисты или водители частной компании-перевозчика (VTC), грозит штраф 15 тыс. евро, однако, несмотря на это, их количество только растет.

Во время акций протеста произошли столкновения между полицией и таксистами, в результате которых пострадали 7 правоохранителей, было повреждено 70 автомобилей частных перевозчиков, 10 человек были арестованы.

Власть снова обещала урегулировать ситуацию. Прокуратура Парижа арестовала двух руководителей компании, предоставляющих услуги пассажирских перевозок Uber, обвинив их в «незаконной деятельности». По словам представителя профсоюза таксистов FTI Абделькадера Моргадо, из-за популярности нового сервиса потери французских таксистов составляют 40% в течение 2-х лет. Впрочем, проблема так и не была решена. И вот в этом году, в конце января профсоюзы снова вывели на улицы французских городов более тысячи таксистов. Ситуация обострилась. Имели место многочисленные конфликты между таксистами, частными перевозчиками и полицией. Таксисты перекрыли несколько участков обводной трассы в Париже и столичные аэропорты. В результате столкновений полиция арестовала 24 человека.

Вместе с тем, суд Парижа вынес решение, согласно которому всемирно известная Uber должна выплатить 1,2 млн евро таксистам за создание условий недобросовестной конкуренции. Как оказалось, представители французского филиала предоставляли преференции заказов именно частникам, а не таксистам.

Однако парижские таксисты продолжили акции протеста и обвинили «частников» в том, что те «отбирают их хлеб». Поддержать французских коллег в Париж приехали таксисты из Испании, Италии, Бельгии. Таксисты бастовали с плакатами в руках, в которых призывают к отставке министра экономики Франции Эмануэля Макрона. Протестующие обвинили правительство в том, что оно не хочет урегулировать конфликт между таксистами и частными транспортными компаниями, в т.ч. сервисной службой заказ авто Uber, и собираются отправиться в министерство экономики.

Премьер-министр Франции Мануэль Вальс пообещал профсоюзам урегулировать ситуацию, но парижские таксисты скептически отнеслись к результатам переговоров главы правительства и представителей их профсоюзов. Среди обещаний Вальса было усиление контроля за частными перевозчиками (VTC). Речь шла о введении еженедельных проверок конкурентов таксистов. Однако вопрос о выделении дотаций наиболее уязвимым владельцам такси, как того требовали забастовщики, остался открытым. В переговорах, помимо главы правительства, также приняли участие министр внутренних дел Франции Бернар Казньов, государственный секретарь по вопросам транспорта Ален Видал и несколько депутатов. Представители трех профсоюзов FO, CFDT и CDCTP, а также ассоциации «Такси Франции» пообещали прекратить блокирование основные транспортные артерии Парижа.

И сейчас чиновники ищут эффективную модель урегулирования ситуации. Скепсис не оставил таксистов, а UberPOP продолжает набирать количество новых пользователей, которое уже выросло почти до полумиллиона человек.

Напомним, что деятельность UberPOP была запрещена судами Испании, Нидерландов и Индии. Датский, бельгийский и норвежские власти ожидают на соответствующие судебные решения. Ассоциации таксопарков в Италии также убедили миланский суд запретить приложение для краткосрочной аренды автомобилей UberPop на том основании, что его оператор ведет нечестную конкурентную борьбу и ставит под угрозу безопасность пассажиров.

КТО ВЫИГРАЕТ ОТ ВВЕДЕНИЯ UBER? КТО ПРОИГРЫВАЕТ?

Своим глобальным успехо Uber обязан демпинговой ценовой стратегией. Водители Uber, которых компания называет «партнерами», обычно, не проходят лицензирование как перевозчики служб такси. Также стартап имеет возможность экономить на налогах. За счет этих и некоторых других факторов, цена услуг Uber часто ниже, чем средняя на рынке.

Например, в Москве стоимость подачи UberX - 50 рублей, каждый километр пути и минута поездки - еще по 8 рублей. Таким образом, путь в 6,5 километра по центру города обойдется пассажиру в 200 рублей (около 75 грн). Для сравнения, аналогичная по расстоянию поездка в Киеве обойдется в 60-80 гривен.

Uber сможет удешевить поездки на такси. Однако это касается не всех сегментов, а только среднего и дорогого. Самые дешевые службы такси Киева уже работают по методу «а-ля Убер», так что даже реальный Uber вряд ли сможет с ними соревноваться.

Для водителей Uber предлагает отказ от наличного расчета, систему контроля пассажиров. Последняя осуществляется благодаря тому, что каждый пользователь Uber прикрепляет к своему аккаунту банковскую карту. Это означает, что пользуясь услугами Uber, человек не сможет совершить какое-либо действие анонимно. Водитель и пассажир Uber могут поставить друг другу оценки, на основании которых формируется рейтинг извозчиков и клиентов. Лица с низкими рейтингами могут быть заблокированы системой.

Uber в Украине вряд ли применит свою обычную стратегию демпинга и заберет самую бюджетную нишу. Однако базовый вариант сервиса UberX сможет стать конкурентом существующим службам такси среднего и высокого класса, тогда как UberBlack окончательно отберет еще и верхний сегмент рынка автомобильных перевозок. В результате, все средние и крупные киевские фирмы такси рискуют остаться без работы.

ЕСТЬ ЛИ ПОДОБНЫЕ СЕРВИСЫ В УКРАИНЕ?

Да, украинцы имеют возможность пользоваться похожим сервисом вызова такси Uklon, у которого есть приложения под разные мобильные операционные системы. Стоимость поездок Uklon можно приравнять к цене Uber в Москве.

Самые бюджетные службы такси используют схему, похожую на Uber, только вместо приложения для вызова применяется старый-добрый телефон, а расчет происходит наличными. Регистрация водителей в системе происходит в формате online, без какой-либо проверки со стороны службы такси. Взамен водитель получает логин и пароль к приложению (который он предварительно скачал на свой телефон, ссылки есть на сайтах служб такси), и доступ к эфиру службы такси. Очевидно, что конкурировать с этим сегментом компании Uber будет очень сложно.

Максим Мордовцев, Киев. Роман Сущенко, Париж


При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2017 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-