Кристина Юшкевич, первый заместитель председателя Госагентства лесных ресурсов
Каждая колода должна быть с биркой-документом
10.06.2016 10:00 1483

Кристина Юшкевич, формально - первый заместитель председателя Государственного агентства лесных ресурсов Украины, фактически - глава, поскольку предыдущий глава учреждения Александр Ковальчук написал заявление о своей отставке еще в январе этого года.

Отставка Ковальчука совпала с началом действия моратория на экспорт деловой древесины из Украины, который имел целью устранить проблему массовых вырубок в лесах Украины. Впрочем, за последние полгода внимание к проблемам лесной отрасли только усилилось, а проблемы отрасли - только накапливались.

Как остановить теневой оборот древесины? Как прекратить незаконную охоту в лесных угодьях? Получит ли лесная отрасль необходимый объем финансирования в нынешнем году? Как вредят лесам Донбасса боевые действия?

По этой проблематике «Укринформ» беседовал с первым заместителем председателя Гослесагентства Кристиной Юшкевич.

- За последнее время накопилось много проблемных вопросов лесной отрасли, и в первую очередь – кадровые. Недавно премьер-министр Владимир Гройсман уволил председателя Гослесагентства Александра Ковальчука с занимаемой должности, мотивируя неудовлетворительным состоянием лесной отрасли. Насколько такая отставка является на самом деле мотивированной?

- На самом деле Александр Петрович сам написал заявление об отставке и сам подал его новому министру аграрной политики. Связывать его отставку с теми проблемами, которые есть в лесной отрасли – с незаконной вырубкой или неудовлетворительным состоянием, который ведется в лесном хозяйстве - считаю не совсем корректным. Что касается проблем в природных заповедных фондах – большинство из них не подчинены Гослесагентству.

Что-то ему удалось, что – то-нет, но человек просто принял для себя решение уйти в отставку, и его заявление было удовлетворено.

- Расскажите, пожалуйста, а как, собственно, вы попали в структуру Гослесагентства?

- На самом деле я работаю в структуре министерства аграрной политики и продовольствия с 2009 года. Начинала свою работу с юридического департамента Минагрополитики, который, в частности, координировал работу всех подразделений Госземагентства, Госветфитослужбы, ну и конечно Гослесагентства. Начинала в должности ведущего специалиста, главного специалиста, затем исполняла обязанности начальника отдела, затем – заместитель директора департамента, и таким образом, прошла школу государственной службы.

На работу в Гослесагентство попала после выхода из декретного отпуска, после назначения нового министра аграрной политики (на то время Алексея Павленко – ред.). Работала сначала помощником по юридическим вопросам председателя Гослесагентства Александра Ковальчука, а потом уже получила приглашение стать его заместителем, после того, как на меня был возложен достаточно большой объем вопросов. Сначала прошла собеседование в Минагрополитики, потом собственно в Кабинете министров.

- На Правительственном портале было размещено сообщение, что Гослесагентство разработало новые правила санитарных рубок, чтобы исключить вырубку лесов для продажи под видом санитарных рубок. Расскажите, пожалуйста, об этих новых правилах.

- Мы всегда понимали, что эти изменения нужны, и они наработаны. Первоочередным моим предложением было привлекать представителей общественности и органов местного самоуправления в состав комиссий, которые определяют, нужно или не нужно делать санитарную рубку лесов на той или иной площади.

Кроме этого, специалисты из нашей рабочей группы предложили разрешать сплошную санитарную вырубуа исключительно в случае стихийного бедствия – пожаров, ураганов, массового усыхания.

В других случаях разрешаться лишь выборочная вырубка – то есть, это не вырубили целый квартал, а это пришли, увидели что одно-два дерева больны, сделали соответствующий вывод, привлекли комиссию экспертов, и только тогда эти деревья, которые определены больными, могут быть вырублены. Но никак не целый квартал.

Кроме жестких ограничений осуществления санитарных рубок в лесах, предусматривается полный их запрет в определенных зонах – природно-заповедных объектах и территориях, а также в местах гнездования редких хищных птиц.

В случае принятия изменений будут прекращены сплошные санитарные рубки в заповедной зоне, зонах регулируемой и стационарной рекреации национальных природных парках, в буферных зонах биосферных заповедников, в орнитологических и общезоологических заказниках и тому подобное.

Этими изменениями также предусматривается запрет санитарных рубок в период массового размножения диких животных (с 1 апреля по 15 июня).

- Скажите, а какой контролирующий орган должен засвидетельствовать, что на самом деле по причине стихийное бедствия необходимо провести на определенной площади санитарную вырубку?

- По моему мнению, это должны решать специалисты-лесопатологи, которые работают в лесозащитных предприятиях. Также мы для этого предлагаем привлекать исключительно независимых специалистов, представителей научных учреждений.

Кроме этого, все планы по проведению санитарных рубок будут публиковаться. Если у общественности или того или иного контролирующего органа возникнут сомнения в целесообразности таких рубок, они смогут прийти и проверить еще до того, когда это будет сделано.

- Чтобы прекратить неконтролируемую вырубку лесов, Верховная Рада даже приняла закон, устанавливающий 10-летний мораторий на экспорт деловой древесины из Украины. Но, как недавно заявила заместитель министра экономического развития Юлия Ковалив, из-за этого моратория мы можем потерять кредит от Евросоюза в размере 1,7 миллиарда евро. Согласно правилам, предложенным Гослесагентством, деловая древесина сейчас должна продаваться исключительно на аукционах, чтобы ее в первую очередь покупали украинские лесообрабатывающие предприятия. Но проблема не сдвинулась с мертвой точки. Скажите, вы будете сотрудничать с Минэкономразвития, чтобы наконец решить эту проблему?

Очевидно, что рубка леса продолжается не только по причине, скажем, недостаточности усилий Гослесагентства, но и из-за того, что очевидно, в Европе древесину продавать выгоднее, разве не так?

- У меня сложилось впечатление, что каждый депутат, который голосовал за введение моратория на экспорт деловой древесины, преследовал какую-то свою отдельную цель – что в этот же день перестанут рубить лес или резко начнется развитие отечественной деревообрабатывающей отрасли. Но сегодня видим, что закон работает уже полгода, а никаких результатов мы пока не получили.

Плановая рубка леса планируется не на год, не на два, а на десять лет, и мораторий не может отменить такую работу. Наконец, если дерево не срубить сейчас, его все равно придется срубить через два-три года, но оно существенно потеряет свою ценность.

Мораторий не может регулировать санитарные рубки. Для этого нужны изменения в санитарных правилах и других нормативно-правовых актах.

Что касается развития деревообрабатывающей отрасли. Мораторий на экспорт древесины не решает вопрос льготных кредитов, не решает проблему, как завезти по нормальной выгодной цене деревообрабатывающее оборудование для отечественных деревообработчиков. Он просто остановил экспорт деловой древесины.

Кроме этого, мы демонстрируем Европе, что Украина является ненадежным партнером в том или ином вопросе – сегодня мы ввели мораторий на экспорт древесины, завтра может быть уже мораторий на экспорт зерна или еще чего-то.

На сегодняшний день для Гослесагентства не имеет значения – мы продаем древесину нашим отечественным деревообработчикам, которые конкурентоспособны на внутреннем рынке, которые платят налоги, развивают отрасль, или мы продаем ее на экспорт.

Мы должны ее продать с выгодой для государства, чтобы не нанести ущерб. Порядок реализации древесины наработан, над ним работали представители различных ассоциаций, и сейчас его уже рассматривает Минагрополитики.

Каждая проблема должна решаться комплексно, без пиара, без каких-то поспешных решений и шагов.

- Хорошо. Когда ждать вступления в действие этих всех наработанных изменений в положения?

- Новые правила санитарных рубок, как мы заявили на заседании Кабинета министров, до третьей декады июня должны быть рассмотрены Правительством, до конца месяца должны быть приняты.

Наработанный порядок реализации древесины уже заложен в законопроект об отмене моратория на экспорт древесины.

- Вы обещали, что система электронного учета древесины заработает до 1 июля, да?

При закупке древесины на лесосеке на каждую колоду должна прикрепляться бирка, которая имеет свой номер и зарегистрирована в системе электронного учета

- Да, к этому времени мы планируем ее запустить. Мы хотим, чтобы она работала, чтобы побороть теневой рынок древесины. Единственный момент – Минэкономразвития хочет, чтобы электронная система учета древесины была утверждена на законодательном уровне.

- Скажите, пожалуйста, как должна работать на практике эта система электронного учета древесины?

- При закупке древесины на лесосеке на каждую колоду должна прикрепляться бирка, которая имеет свой номер и зарегистрирована в системе электронного учета. Кроме этого, на древесину еще будет выдаваться сертификат происхождения.

Все эти данные будут вводиться в единую электронную базу, и мы сможем отследить, где заготовлялась древесина, куда она движется, кто ее купил, если древесина, конечно, вырублена на лесосеках Гослесагентства. Более того, с бирки с помощью смартфона можно прочитать всю эту информацию.

Кроме этого, мы хотим сразу после запуска работы такой системы для всех постоянных лесопользователей издать совместный приказ с ГФС и МВД, чтобы и эти структуры смогли приобщиться к контролю над оборотом древесины в Украине.

- Такая система контроля должна распространяться и на деловую древесину, и на дрова?

- И на дрова тоже. В случае с деловой древесиной бирка будет закрепляться на каждой колоде, в случае с дровами – будет прикрепляться бирка только на партию – слишком дорого будет бирковать каждую колоду дров. Впрочем, мы уже это практикуем – на каждую партию выписывается и прикрепляется бирка, которая определяет происхождение древесины.

- Почему же тогда возникают заявления, что под видом дров в Европу экспортируют деловую древесину?

- Для начала надо объяснить следующий момент. В первую очередь, дрова – это древесина, которая не может быть использована как деловая, потому что повреждена вредителями, или обгорела, или подгнила, или вообще сухостой, который является сейчас массовым на сегодняшний день в Карпатах из-за климатических изменений и изменения уровня грунтовых вод. Уже во вторую очередь – это древесина, которую жгут в печах и котлах.

В конце концов, согласно ГОСТу, длина дров может быть 0,25; 0,33; 0,50; 0,75; 1,00 м. И кратная этим числам. То есть дрова могут быть больше одного метра. Но обычно не более длины вагона, а это – 6,5 м.

Однако, это еще советский ГОСТ. Нужно разработать новые государственные стандарты, которые будут отвечать европейским нормам. Я обсуждала этот вопрос с представителями международных доноров, чтобы они оказали юридическую поддержку для разработки этих стандартов и правил.

На сегодняшний день запрета на экспорт дров нет.

Если кто-то купил деловую древесину и вывозит ее под видом дров, это другой вопрос, но не к лесопользователям, которые продали такую древесину, поскольку никто не заинтересован продавать деловую древесину по цене техсырья. В конце концов, существуют несколько механизмов контроля происхождения древесины.

- Как-то вы упоминали, что к этой системе электронного учета хотят присоединиться и другие ведомства, которые распоряжаются лесом...

- Да, мы планируем ввести единый электронный учет древесины для всех постоянных лесопользователей, в частности, Минобороны. Тем более, что они сами желают и заинтересованы перейти на такую форму учета.

- Скажите, вы вообще не думали провести своеобразную институциональную реформу лесной отрасли и перевести все леса, которые есть в Украине, в распоряжение Гослесагентства? В конце концов, Минобороны, например должно заниматься обороной, а не тратить свои усилия на уход за своими ведомственными лесами.

- Я с вами согласна. В европейских странах все лесные массивы подчинены одному центральному органу исполнительной власти, который реализует единую государственную политику в лесной отрасли страны.

Сейчас 73% всей площади лесов в Украине подведомственны Гослесагентству. Кажется, это и так много, но и 27%, которые нам не подчинены – это также немало, и это создает возможность для теневого оборота древесины, который ежегодно, по определенным подсчетам, достигает 2,2 млрд грн. И мы не имеем никаких полномочий по контролю над этими 27% лесов, такая функция есть у органов управления имуществом и в экологической инспекции.

У нас довольно характерная ситуация произошла недавно в Киевской области. Общественность обратилась к Гослесагентству – «в таком-то лесохозяйстве проходит тотальная вырубка, увольте директора». Мы проверяем и говорим - «это не наш лесхоз, обращайтесь в ведомство, которому он подчинен». Общественность обращается в Киевскую областную администрацию или в Киевскую областную раду, а там отвечают – «пишите в Гослесагентство». Получается вот такой замкнутый круг.

- Скажите, стоит ли перевести Гослесагентство из подчинения Минагрополитики в подчинение Кабинета министров?

- С юридической точки зрения я вам скажу, что напрямую выводить на Кабмин неправильно, поскольку тогда возникает ряд вопросов, которые непрактичны и невозможны для решения.

Если из нас сделают министерство, то мы не против. А если стоит вопрос по смене координатора – я считаю, что порядок вещей, при котором мы координируемся Минагрополитики, является правильным.

- Еще в конце прошлого года предыдущий глава Гослесагентства А.Ковальчук предлагал объединить все гослесхозы в одно вертикально интегрированное предприятие с центром в Киеве. Планируете ли вы воплощать такие планы в жизнь или пока отложите их?

- Предложение образовать из всех предприятий лесной отрасли одно государственное предприятие не было воспринято ни профсоюзами, ни местными органами исполнительной власти, поэтому мы должны найти и предложить такую модель, которая бы была компромиссной для всех.

Впрочем, сначала мы хотим решить вопрос относительно принятия новых правил санитарных рубок, затем – выделение дополнительного финансирования, что является предпосылками реформирования отрасли.

Мы уже создаем новую рабочую группу по реформированию. Нужно понимать, что этот процесс не происходит за один месяц.

- Если не ошибаюсь, А.Ковальчук и тогда просил дополнительное финансирование для отрасли, поскольку выделенного бюджета не хватает для полного покрытия нужд лесного хозяйства Украины. О какой сумме шла речь, и какова перспектива получить дополнительные деньги для лесной отрасли в этом году?

- Нам не хватает еще 422 миллиона гривен, которые нужны, чтобы обеспечить работу лесозащитных предприятий в юго-восточных регионах нашей страны.

На сегодняшний день зарегистрированы два законопроекта в Верховной Раде, которые уже неоднократно обсуждались на бюджетном комитете. К сожалению, мы не имели поддержки от предыдущего руководителя министерства финансов, с нынешним руководителем идет разговор. Нам также помогает министр аграрной политики Тарас Викторович Кутовой в решении данного вопроса. Он понимает проблематику, он понимает, для чего нужны эти средства.

Мы уже не просим 422 млн грн, а хотя бы 178 млн грн, которые нужны на первоочередные противопожарные мероприятия, на борьбу с вредителями и на лесную охрану.

Если у нас этой суммы не будет, мы можем иметь большие проблемы. Возникает угроза лесных пожаров возле населенных пунктов, промышленных центров и воинских частей. Особенно эти проблемы актуальны для Херсонской, Донецкой и Луганской областей.

- Вы недавно говорили, что Турция обещала предоставить Украине пожарную технику или специалистов для учений по пожаротушению. Можете детализировать, сколько техники они могут нам предоставить, когда предоставить и при каких условиях?

- Да, наши турецкие коллеги готовы оказать такую помощь, но пока все тормозится изменениями в правительстве Турции, и из-за этого они не могут пока принимать никаких решений. Но они уже готовы предоставить нам специалистов.

Они готовы поделиться компьютерными программами и аппаратурой для наблюдения за лесными массивами. Они готовы помогать, как им в свое время помогли их американские коллеги.

- То есть, такая будет своего рода безвозмездная союзническая помощь?

- Да.

- Вы, кстати, упоминали здесь о Донбассе, то есть о лесе на Донбассе. Так вот, на сайте Луганской военно-гражданской администрации были данные, что в течение 2-х лет боевых действий на территории области было уничтожено 10 тысяч га лесов полностью и 10 тысяч гектаров - частично. Можете ли вы назвать хотя бы примерный объем нанесенного ущерба лесным массивам на Донбассе в целом?

До прекращения всех боевых действий на Донетчине и Луганщине вопрос восстановления лесов не будет подниматься

- Точно оценить состояние лесов на неподконтрольной территории мы не можем. Более того – из-за боевых действий в регионе лесные пожары продолжаются, но мы не можем привлечь к их тушению как и работников лесной охраны, так и работников ГСЧС, поскольку территория заминирована и есть большая опасность для жизни работников. Сначала там Вооруженные Силы должны провести разминирование.

Могу сказать о статистике пожаров в лесах, подчиненных Гослесагентству, на подконтрольной украинской власти территории Донбасса. За 2014-2015 годы в целом лесными пожарами в результате боевых действий было повреждено около 15 тыс. га.

Прошлый год показал, что лесные пожары, которые бы можно было в теории быстро локализовать, на практике не удавалось погасить из-за близости к контролируемой боевиками территории Донбасса.

К сожалению, сегодня в этих двух областях мы просто ведем статистику и фиксируем полученый ущерб. Восстановлению леса, очищению территорий от горелого леса также сейчас практически невозможно, пока ведутся боевые действия. До прекращения любых боевых действий, я думаю, что вопрос восстановления лесов не будет подниматься.

Мы подавали свои предложения по восстановлению лесных массивов к проекту Стратегии восстановления Донбасса, поскольку эта проблема является важной с точки зрения экологии региона.

- А вы сотрудничаете по этому вопросу с международными гуманитарными организациями?

- Мы работаем со всеми международными организациями. Однако, до завершения военных действий и установления реального состояния и четких площадей, которые необходимо восстанавливать, не возможно решить этот вопрос.

- А все же, сколько ориентировочно нужно для восстановления лесных массивов Донбасса?

- По нашим подсчетам, только для восстановления уничтоженного леса только на контролируемой Украиной территории Донецкой и Луганской областей нужно около 100 миллионов гривен. Но это не окончательная цифра.

Это только то, что мы подсчитываем по территориям горелого леса, который находится на контролируемой территории. То, что не контролируемо, к сожалению, мы оценить на сегодняшний день не можем.

- Это только для восстановления леса, не учитывая затрат на восстановление инфраструктуры предприятий и других расходов?

- Конечно. Идет речь только о повреждении леса.

- Экологи сейчас бьют тревогу по поводу другой проблемы – проблемы фактически незаконной охоты в государственных лесных парках, которая характерна для всех регионов Украины. Как в Гослесагентстве собираются решать эту проблему?

- Мы предлагаем создать единую охотничью службу в структуре Гослесагентства, которая бы заботилась об охотничьем фонде. Такая служба существует в Польше и является достаточно эффективной, и которая занимается как и лесным фондом, так и животными. Мы убеждены, что если бы нам удалось создать единую охотничью службу, мы бы могли навести порядок по всему охотничьему фонду, который есть в Украине.

Функции по контролю охотничьего хозяйства имеет как и Гослесагентство, так и экологическая инспекция. Однако сейчас работает исключительно наша охотничья служба – около 90% протоколов по нарушениям правил ведения охотничьего хозяйства – работа именно нашей инспекции. Такое не совсем эффективное выполнение контролирующих функций экологической инспекцией можно, пожалуй, объяснить отсутствием должного количества специалистов.

- Касаясь проблемы уничтожения леса вследствие незаконной добычи янтаря: скажите, удалось ли наработать механизм рекультивации лесов, и на какой стадии решения сейчас проблема с нелегальной добычей янтаря?

На все 100% повреждены незаконной добычей янтаря леса уже никто не восстановит, но хотя бы на 90% - нужно

- Недавно было решено создать при Минэкономразвития единую рабочую группу по проблеме добычи янтаря, в которую входят представители различных ведомств, в частности, я также принимаю участие в работе этой группы.

Разумеется, если недра могут принести пользу экономике, то Минэкономразвития должно разработать механизмы легализации добычи янтаря, Минэкологии должно разработать безопасную методологию его добычи, а мы, лесоводы – разработать порядок рекультивации земельного участка. На все 100% поврежденные леса уже никто не восстановит, но хотя бы на 90% - нужно.

До этого времени такие рабочие группы имели несколько учреждений, и, как видим, это не дало никакого эффекта, а пока что проблему с янтарем решают правоохранительные органы, чтобы не допускать варварского промысла в лесах.

- Рассматриваете ли вы планы, скажем, привлечь демобилизованных бойцов АТО или волонтеров к участию в охране лесов на юге Украины во время пожароопасного периода лета?

- Неравнодушных людей мы в первую очередь просим, чтобы они извещали о том или ином пожаре, чтобы быстрее реагировать на возгорания.

Привлекать к тушению пожаров на волонтерских началах мы не имеем права. Потому что это те работы, которые могут иметь тяжелые последствия. Очень часто даже специалисты, которые знают, как обращаться с огнем в лесу, с какой стороны подойти к гашению, получают травмы. И привлекать непрофессионалов мы не имеем права потому, что это ответственность за жизнь.

- А привлекать к охране лесов от умышленного поджога?

В каждой рейдовой бригаде, которые постоянно организуются предприятиями, есть «волонтерские» группы, однако они за свою работу получают плату. В предыдущие годы было достаточное финансирование, и удавалось привлекать много людей и достаточную техническую базу.

Сейчас, как вы знаете, с финансированием проблемы. И если есть добровольцы по охране леса, то это в первую очередь лесоводы, которые, например, на Херсонщине не получают зарплаты, которые официально работают раз в неделю, но которые болеют за лес.

Конечно, мы как можем, так и помогаем таким людям. Наши ресурсные области перечисляют однодневную заработную плату, другого вида возвратные и безвозвратные финансовые помощи, но этого все равно не хватает.

- С того времени, когда вы стали фактически возглавлять Гослесагентство, насколько вырос объем возложенной на вас ответственности? Насколько ваша нынешняя должность сужает вашу личную жизнь?

- Личная жизнь? Конечно, что такая ответственность влияет на личную жизнь. Например, позавчера мы вышли с работы в половине второго ночи.

Быть и первым заместителем – очень ответственно, а сейчас эта ответственность увеличилась – за людей, за то, что мы делаем, что предлагаем. У меня одна большая цель, воплотить которую, надеюсь, мне поможет и команда, и Господь Бог – не только реформировать отрасль, но и вернуть доверие общества к ее работникам.

К сожалению, мы видим сейчас сплошной негатив, несмотря на то, что много работников, фанатов своего дела, привлечено в этой области, много мы платим налогов, много плюсов мы делаем. Возможно, мы были слишком закрыты, или мало рассказывали, или что-то не так делали – мы все проанализируем, и сделаем все возможное, чтобы вернуть доверие к лесоводам.

Я бы хотела, чтобы нашим лесоводам в Украине доверяли так же, как, например, нашим турецким коллегам в их стране – общество их вообще считает суперменами.

Вот я бы очень хотела, чтобы наши лесоводы, наши работники имели такой же уровень доверия, чтобы общество понимало, что они делают правильные вещи, и они действительно болеют за свое дело.

Беседу вел Иван Киричевский

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2017 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-