Роман Романов, гендиректор ГК «Укроборонпром»
Украинская оборонка движется вперед двумя путями - эволюционным и революционным
17.06.2016 16:30 1845

- Во Францию мы привезли линейку образцов бронетехники отечественного производства. В частности, это бронеавтомобиль «Дозор-Б», бронетранспортер БТР-4. Это чисто украинская разработка, которая достойно конкурирует с мировыми аналогами. Она имеет мощное вооружение, маневренные качества и надежную защиту, проверенные боевыми действиями. Почти 80 БТР-4Е усилили украинскую армию во время боевых действий на востоке нашей страны. При этом наши инженеры модифицировали БТР-4 в соответствии со стандартами НАТО.

Но трудности лишь закаляют нас. Предприятия концерна получили большой положительный опыт. На самом деле мы получаем на выходе современную бронемашину. Толщина брони «Дозора-Б» составляет 12 мм, в то время, как автомобили, производимые в Украине, имеют лишь 6-миллиметровую броню. Мы установили на «Дозоре» хорошо известный двигатель немецкой компании «Дойц» (Deutz) и автоматическую коробку передач от американской всемирно известной компании «Эллисон» (Allison Transmission). На бронеавтомобиле используются колесные редукторы со знаменитого БТР-80, проверенного временем и боевыми действиями бронетранспортера, который использует весь мир. Итак, мы сделали эффективный бронеавтомобиль, осталось только его довести до нужной кондиции. Любая страна, которая приобретет его, не попадет в зависимость, мы не замыкаем все компетенции на себе.

В конце концов, вспомним мировой опыт. Известные мировые бренды в области автомобилестроения в случаях выявления дефектов переносят сроки выхода нового продукта на год, а то и два. Это нормальная мировая практика. Известны примеры в авиационной, автомобильной и космической индустриях, когда после выявления дефектов образцы дорабатывались и конструкторы выходили на нужный результат. В нашем случае, речь идет о смещении сроков на месяцы. Мы стараемся быть открытыми, честно и публично признавать проблемы и искать пути их решения.

Вместе с тем, в этой истории присутствует и внешний фактор. В Украине есть люди, которые в условиях гибридной войны пытаются расшатывать ситуацию. По моему мнению, здесь вовлечены внешние силы. Возможно, конкуренты. Это лишь свидетельствует, что мы на верном пути.

- Концерн впервые здесь демонстрирует отечественные БПЛА (беспилотные летательные аппараты). Представленные беспилотники являются средством разведки и высокоточного определения координат цели. Сейчас украинским ОПК (оборонно-промышленным комплексом) разрабатываются новые виды такого вооружения для армии. Они работают в составе систем управления боем и управления огнем артиллерии.

- А как быстро они движутся?

- Отечественные БПЛА развивают скорость более 100 км/ч, имеют продолжительность полета до 12 часов и работают на высоте 2 км.

- Скажите, а эти системы уже стоят на вооружении в украинской армии, на фронте?

- В начале 2016 года украинская армия получила первую партию сугубо отечественных беспилотных комплексов - БпАК-МП-1. Каждый из них состоит из трех беспилотников, системы управления и наблюдения.

- А кто является разработчиком украинских дронов?

- Беспилотный авиационный комплекс был разработан специалистами ГК «Укроборонпром» совместно с учеными Национального университета «Киевский Политехнический Институт». Изготавливается высокотехнологичный прибор на киевском предприятии ОАО «Меридиан» им. С.П.Королева. На предприятиях концерна идет разработка и других мощных отечественных БПЛА и беспилотных авиационных комплексов. Центром этой работы определено ГП «Антонов».

- Буквально на днях мы запустили глобальную реформу. Прежде всего она коснется авиационной промышленности. Мы создали авиационный кластер на базе предприятий Государственного концерна «Укроборонпром». Создание авиационного кластера положит начало реформированию оборонной промышленности в целом. Во время его создания мы используем опыт ведущих мировых компаний этой отрасли, часть из которых сегодня присутствует здесь на выставке Eurosatory-2016 во Франции. Мы хотим консолидировать все возможности промышленности, которые относятся к авиационному производству, и таким образом на самом деле получить синергию.

- А почему вы начали именно с авиационного кластера?

- Потому что он открывает грандиозные перспективы для рынка. С его помощью мы сможем интегрироваться в мировой рынок, внедрить мировые стандарты и расширить линейку как партнеров, так и образцов. Прежде всего, этот кластер консолидирует все авиастроительные мощности Украины. Ядром этой трансформации станет промышленный авиагигант «Антонов». На сегодняшний день это предприятие осуществляет программу импортозамещения российских товаров, углубляет сотрудничество с западными партнерами и ориентируется на международный рынок. Среди основных партнеров вы определили таких глобальных игроков, как Pratt & Whitney Canada Corp (Канада), Honeywell (США), Liebherr (Германия), Aerospace и Thales (Франция).

Кроме «Антонова», в состав корпорации вошли ОАО УКРНИИАТ, ГП «Новатор», ГП «Харьковский машиностроительный завод «ФЭД», ГП «Харьковское агрегатное конструкторское бюро» и ПАО Завод «Маяк». Это первые предприятия самолетостроительного кластера, в дальнейшем произойдет его существенное расширение - это открытая система для предприятий любой формы собственности.

- Два года назад наша страна столкнулась с военной агрессией. Сегодня Украина является щитом, который защищает европейские и мировые ценности человечества. Украина продолжает держать основной удар российской агрессии, пытаясь одновременно усилить оборонную индустрию. Стремительное развитие оборонного комплекса совпало с этими трагическими событиями, что подталкивает нас к развитию, инновациям, и, соответственно, заставляет нас быть сильнее. Любая страна имеет свои особенности и преимущества. Украина славится своим интеллектуальным наследием и научным потенциалом. Наши инженерные кадры ценятся во всем мире. Напомню, Украина имеет компетенции в судостроении, авиастроении, ракетостроении, производстве бронетанковой техники, в производстве двигателей и турбин, радаров и ракет, оптики и электроники, выпускает высокоточное оружие. Это сегодня могут себе позволить сегодня лишь единицы стран. Возможности государственного бюджета Украины сегодня ограничены, а производственные возможности большие, поэтому мы заинтересованы во внешних рынках. Мы прекрасно понимаем, что эффективная работа отечественной промышленности - это победа в войне и на экономическом фронте. Для достижения конкретных целей мы убрали над украинской оборонкой «железный занавес».

- Что вы имеете в виду?

- Мы открыты и приглашаем к сотрудничеству новых партнеров, инвесторов, мы готовы производить военную и технику двойного назначения в упомянутых выше областях. Мы приглашаем иностранных партнеров инвестировать в проекты, выходить на внешние рынки и вместе зарабатывать деньги.

- В контексте создания авиационного кластера в последнее время предприняли уверенные шаги на индийском рынке. Расскажите подробнее о сотрудничестве Украины и Индии в этом сегменте...

- Украина поддерживает длительные деловые отношения с Индией. Индия эксплуатирует самолеты семейства «Антонов», которые прошли модернизацию на украинских заводах. В мире не так много производителей транспортной авиации, которую представляет среди других именно «Антонов». В настоящее время ведутся переговоры относительно поставок и производства авиационной техники «Антонова» в Индии.

- Вы имеете в виду среднемагистральные транспортные самолеты?

- Мы обсуждаем с индийской стороной возможность производства всей линейки Антонова. В настоящее время речь идет о работах по проектам транспортных самолетов Ан-178 в нескольких вариантах, Ан-188 и Ан-124.

- На каком этапе находится сотрудничество?

- Сейчас специалисты изучают емкость мирового рынка, то есть количество самолетов, которые необходимо будет, и уже от этого будет проведено планирование и разработано техническое задание под каждый из трех проектов.

- Планируете ли вы создать совместное предприятие с индийским холдингом «Релайенс» (Reliance Industries Limited)?

- В настоящее время идут переговоры о возможной модели наших взаимоотношений. Если следовать их хронологической логике, то сначала наши индийские партнеры определились, что им в целом интересная техника «Антонов». Она присутствует на внутреннем рынке. Индусы имеют опыт ее эксплуатации, хорошо знакомы с сервисным обслуживанием и условиями ремонта. Во время следующего этапа наши индийские партнеры определили тот модельный ряд, который их больше всего интересует. Прежде всего, для внутреннего рынка. Это именно те три модели, которые я уже называл. Сейчас мы сконцентрированы на этих проектах и переходим к основному этапу, чтобы принять правильные решения. И одним из таких решений и является привлечение компании «Релайенс», с которой мы сейчас и определяем систему взаимоотношений.

- Речь идет о трансфере технологии и его условиях?

- Понимаете, эта отрасль является сверхсложной. Невозможно просто взять и сделать трансфер технологии в Индию, поскольку в этой стране отсутствует культура производства, не хватает образовательной среды. То есть, сначала планируется создание предприятия, которое будет производить совместный проект путем финансирования, поиска рынка сбыта, маркетинговых исследований и тому подобное. Но конечной задачей является производство самолетов. Украинская сторона четко осознает, что ее партнер желает, чтобы с конвейера этого предприятия выходили самолеты с надписью «сделано в Индии». Мы осознаем, что для этого партнерам нужно получить максимальные компетенции и это, по моему мнению, правильная и мудрая стратегия наших индийских друзей. Вместе с тем анализ глобального рынка свидетельствует о том, что ведущие авиационные производители выпускают технику путем синергии работы тысяч предприятий в различных уголках мира. Поэтому в этом проекте найдется работа для многих стран.

- Мы двигаемся двумя путями - революционным и эволюционным. На самом деле мы начали тесно сотрудничать с офисом НАТО и включены практически во все рабочие группы Альянса. В них работают специалисты концерна. На позапрошлой неделе состоялась встреча представителей украинской оборонной промышленности с представителями оборонных предприятий стран-членов НАТО. Более 50 работников концерна имеют сертификат офиса НАТО для работы со стандартами Альянса. 23 предприятия «Укроборонпрома» имеют опыт работы со стандартами и системами НАТО. В офисе «Укроборонпрома» свой кабинет имеет официальный представитель НАТО. Это революционный путь.

Говоря об эволюционном, отмечу, что только в прошлом году мы провели 320 встреч с глобальными европейскими партнерами, которые принесли ожидаемые результаты. Например, в этом году в небо поднимется украинский самолет, на котором не будет ни одной детали российского производства. Для сравнения, до геополитических изменений украинские самолеты были укомплектованы около 50% российскими деталями, узлами и агрегатами. Теперь все эти детали мы заместили продукцией известных мировых производителей. Что важно, все привлеченные к сотрудничеству партнеры в этом проекте самолета, имеют необходимые сертификаты НАТО. Украинские авиаинженеры буквально за год интегрировали в отечественный самолет новейшие западные системы испытанные временем и опытом. Мы даже выиграли в цене, поскольку глобальные компании производят эту технику массово, фактически для всех брендов, а мы использовали ее для одного самолета.

- Как такое сотрудничество сказалась на украинской оборонке?

- Выпуск одной единицы бронетехники дает возможность работать до 40 оборонных предприятий и около 100 предприятий смежных с ними. Сегодня использование на 30% потенциала оборонной промышленности Украины позволяет закрыть внутренние потребности, а остальные 70% - продукции будут идти на внешний рынок. Также выполнение экспортных контрактов поможет ускорить перевооружение украинской армии без дополнительной нагрузки на государственный бюджет. «Укроборонпром» может перевооружить армию за счет экспорта, а не за счет средств учителей и врачей. За каждый проданный за границу танк мы можем построить еще два для ВСУ. В общем, завоевание международных рынков - это работа на перспективу, которая в результате может принести значительные дополнительные средства в госбюджет Украины.

- Чем еще привлекает наша страна иностранных инвесторов?

- Украина оказалась в такой ситуации, когда ее национальная валюта девальвировала в три раза. И сегодня стоимость рабочей силы и производства материалов в Украине гораздо ниже, чем на мировом рынке труда и ресурсов. Нам нужно использовать эти преимущества. Ситуация очень похожа на ту, которая была в  Китае 20 лет назад. Сегодня средняя зарплата в Украине составляет около 200 долл. США, и мы говорим о высококвалифицированных работниках. Такая ситуация может продлиться приблизительно в течение 5 лет. Сегодня стоимость 1 рабочего часа на оборонных предприятиях самая низкая в мире и составляет 1,2 долл. США. В то время как в США этот показатель является самым большим - 35,7 (долл. США), в Испании - 26,7, в Греции - 19,4, Польши - 8,3, и даже Китае в два раза больше, чем у нас - 2,1 долл. США. В то же время Украина имеет высокие компетенции во многих отраслях, которые я называл выше. Поэтому мы приглашаем зарубежных конструкторов, инженеров и инвесторов воспользоваться этим конкурентным преимуществом и в сотрудничестве сделать нашу армию сильнее, освоить украинский рынок и выйти на внешние. Мы одновременно решим две задачи: победим в войне и станем успешными на экономическом фронте.

- Хорошо. А как тогда вам удается удерживать на такой зарплате инженеров и конструкторов? Оцениваете ли вы риски оттока «мозгов»? Каким образом в Украине в целом развивается сфера научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ?

- Сегодня эта ситуация нас действительно беспокоит. Вместе с тем мы надеемся, что с помощью партнеров нам удастся больше вкладывать в научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, больше производить продуктов и, конечно, лучше оплачивать работу инженеров. Первым событием на этом пути является создание авиационного кластера, о котором я вам рассказывал. Сейчас мы на пути реорганизации профильных холдингов и систематизации производственных процессов. Нашим инженерам стало интересно сотрудничать с партнерами. Отечественные конструкторы выполняют заказ, делают эффективные решения. В 2014 году мы открыли и освоили импорт. Концерн впервые открыл эту процедуру, производители начали импортировать, наши инженеры начали чувствовать иностранную технику и мировые тенденции.

На импортозамещение Украина уже потратила более 50 млн долл. США. Мы говорим и о том, чтобы заплатить инженерами и перепрограммировать технику. Эти цифры были бы еще больше, если бы мы хотели бы делать все самостоятельно.

- Расскажите о совместном с НАТО проекте «умная оборона»...

- Украина с 2014 года участвует в проекте концепции «Умной обороны», а именно в проекте «Защита портов». Проект предусматривает создание системы защиты портов и гаваней, как хорошо оборудованных, так и неподготовленных, особенно во время выполнения задач в составе экспедиционных сил. В его основе лежит модульное построение, которое будет способно к быстрой переброске (развертыванию) сил и отвечало бы требованиям совместимости.

- А кто, кроме Украины, принимает участие в этом проекте?

- Сейчас к проекту присоединились 16 стран: США, Бельгия, Дания, Нидерланды, Германия, Испания, Италия, Польша, Румыния, Болгария, Норвегия, Португалия (лидер проекта), Великобритания, Турция, Иордания и Франция.

Сейчас работа в ОПК считается престижным трудоустройством с конкурентоспособной заработной платой и возможностью профессионального развития. Мы всячески поддерживаем новые проекты молодых изобретателей. Например, беспилотные БпАК-МП-1 - яркое свидетельство этому. Также «Укроборонпром» сотрудничает с 50+ вузами в Украине и создает еще больше возможностей для стажировки студентов на своих предприятиях. Молодежь на практике знакомится с процессами проектирования, производства и испытаний новейшего высокотехнологичного вооружения и военной техники. Будущие специалисты также имеют возможность внедрять свои собственные разработки уже непосредственно на производстве.

- Каким образом решаются на предприятиях концерна социальные вопросы?

- Концерн сохранил своим предприятиям-участникам, которые расположены не на оккупированных территориях, систему учреждений отдыха для сотрудников, их семей и ветеранов оборонной промышленности государства. «Укроборонпром» трудоустраивает на свои предприятия ветеранов АТО - их опыт с передовой является профессиональной составляющей модернизации уже существующей техники и разработки новой.

- Концерн является огромной структурой, контроль за производственными процессами которой не так просто осуществлять. Или имеют место на ваших предприятиях злоупотребления?

- Мы регулярно проводим систематический внутренний аудит, благодаря которому выявляем противоправные сделки и любые другие злоупотребления. Все собранные материалы сразу передаем в прокуратуру, руководство предприятий меняем, при этом работа предприятия не прекращается.

- Располагаете ли вы статистикой?

- В течение 2015-2016 годов «Укроборонпром» передал военной прокуратуре 48 материалов по фактам коррупции, выявленных в ходе внутренних проверок. В частности, 23 - относительно противоправных сделок с государственными средствами, 25 - по выводу из госсобственности имущества предприятий-участников концерна. На концерне, впервые среди промышленных гигантов Украины, еще в 2014 внедрили электронную систему закупок. Через год, в 2015 инновация сэкономила более 300 млн грн государственных средств. Благодаря жесткому внутреннему контролю платежей в 2015 году нам удалось предотвратить выведение 1,4 млрд грн и уменьшить расходы на 117,5 млн грн. Экономический эффект от антикоррупционных мер в рамках концерне в течение последних двух лет составил 2,9 млрд грн.

В общем, моя личная позиция заключается в том, что коррупция в сфере, от которой зависит обороноспособность государства, недопустима.

- Спасибо за содержательную беседу.

Роман Сущенко, Париж, «Парк экспозиций Вильпенте», Eurosatory-2016

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2017 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-