Low-cost в Украине: когда уже полетим?

Low-cost в Украине: когда уже полетим?

Аналитика
1806
Ukrinform
Почему мировые лоукостеры не спешат осваивать украинский рынок авиаперевозок, и когда ситуация все же начнет меняться

Нам обещают безвизовый режим с ЕС в октябре, отечественное авиапространство медленно превращается в «открытое небо», министерство инфраструктуры раздумывает над льготами и доплатами для иностранных лоукостеров, а украинцы ждут, когда же можно будет дешево летать за границу.

Почему иностранные бюджетные авиакомпании не спешат осваивать украинский рынок перевозок, почему на самом деле они прекращают деятельность в нашей стране, и какие риски их здесь подстерегают, да и нужны ли они нам сегодня? В этих вопросах разбирался Укринформ.

В Америке и Европе с работой лоукост авиаперевозчиков хорошо знакомы еще с начала 1990-х. Воздушные низкобюджетные компании, или иначе дискаунтеры, предлагающие перевозку пассажиров по ценам, значительно ниже, чем традиционные авиалинии, широко востребованы у пассажиров среднего класса.

Однако стоит понимать, по какому принципу функционируют такие компании. Как правило, лоукостеры летают на богатые рынки, в страны с развитой экономикой. Чтобы «выжить», таким авиакомпаниям необходима стопроцентная наполненность рейса. Иначе они будут работать в минус.

КТО ТАМ?

На сегодня мифом является утверждение, что лоукосты не летают в Украину в принципе.

Как сообщили нам в Мининфраструктуры, с марта по октябрь 2016 года свою деятельность в нашей стране осуществляют 8 компаний – AirArabia, AirBaltic, Aegean Airlines, Vueling Airlines, Fly Dubai, Pegasus, Onur Air, Wizz Air Hungary. Некоторые из них летают в Киев (Жуляны), остальные – в региональные аэропорты Львова, Харькова, Одессы и Запорожья.

Заявления о том, что низкобюджетные компании не приходят на украинскую территорию, базируются на отсутствии здесь таких гигантов рынка как EasyJet и Ryanair, а еще, вероятно, из-за громкого закрытия в мае этого года дочерней компании венгерско-польского лоукоста Wizzair.

«КРЕДИТ ДОВЕРИЯ»

Все мы знаем, что чудес на свете не бывает. Но иногда авиакомпании раздают билеты фактически даром – от 1 до 10Є. И таким ценам, оказывается, есть логическое объяснение.

В первую очередь, стоит понимать, что на Западе проценты на кредиты значительно ниже, чем в Украине. То есть банк или лизинговая компания со своей стороны адекватно оценивают экономические риски в государстве. Если эти риски потенциально небольшие – внезапно не изменится налоговое законодательство, в стране не идет война, не совершаются террористические акты и др., кредитные структуры имеют гарантии того, что деньги будут возвращены.

По этой схеме удается держаться гигантам лоукост-рынка - EasyJet и Ryanair.

В недавнем интервью коммерческий директор Ryanair Дэвид О'Браен рассказал, что последний выпуск облигаций компании привлек 1,5 млрд евро на срок 18 месяцев всего под 1,2%, в то время как третьей бюджетной авиакомпании в Европе - Norwegian AS - размещение облигаций на 150 млн евро удалось под 7%.

К факторам, которые позволяют покупать у лоукоста билеты от 1Є и тем, что тормозят приход компаний на украинскую территорию, уместно отнести и меньшие расходы на топливо, в то время как цены на топливо в Украине традиционно «кусаются».

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ БАРЬЕРЫ

«На сегодня законодательная база в сфере авиационных перевозок не предусматривает каких-либо ограничений для деятельности low-cost перевозчиков», - говорят в Госавиаслужбе.

Так, значительных нормативных барьеров на пути бюджетных авиакомпаний в Украину по сути нет. Однако, надо учитывать несколько деликатных нюансов, создающих путаницу в базовых принципах работы дискаунтеров.

Это, прежде всего, вопрос стоимости перевозки багажа. Воздушным кодексом Украины предусмотрено включение чемоданов в стоимость билета. А вот покупая билет на рейс лоукоста, ты, грубо говоря, оплачиваешь только перевозку самого себя. Багаж, как и качественное питание на борту, оплачивается отдельно.

Также существует требование Госавиаслужбы о том, что регистрация на рейс должна заканчиваться не менее чем за 40 минут вылета самолета, в то время как некоторые лоукосты, тот же Ryanair или WizzAir допускает регистрацию за полчаса до поднятия.

Эксперты видят еще один камень преткновения в украинских законах. Непонятным остается принцип, по которому должны раздаваться скидки или определенные дотации авиакомпаниям.

«Сейчас неурегулировано и непонятно, каким образом платить, кому платить, на каких основаниях. Как определить, что это бюджетная или не бюджетная компания, чтобы дать ей какие-то льготы? Тогда фактически любая компания может подать в суд, что нарушены рыночные условия, что кому-то дают льготы, кому-то нет», – говорит отраслевой эксперт Богдан Долинце.

КТО-ТО ДОЛЖЕН ВЫВОРАЧИВАТЬ КАРМАНЫ

Не так давно действующий министр транспорта Владимир Омелян заявил, что его ведомство планирует программы доплат лоукостерам или предоставления им определенных преференций для подогрева их интереса к украинскому рынку.

Выгодно ли украинскому правительству дотировать лоукосты, которые уже успели превратиться в европейский бренд, при условии недостаточного пассажиропотока?

Руководство аэропорта «Борисполь» считает, что логичнее предположить предоставления льгот таким авиакомпаниям на региональном уровне, например, в городах, куда будут приезжать такими рейсами иностранные туристы – тот же Львов.

«Кто-то должен за это заплатить, не обязательно аэропорт. Если регион рассматривает дешевые перелеты как якорный бизнес, который привезет туристов, даст развитие региона, при этом будут развиваться дороги, рестораны, отели, туристический бизнес, много среднего и малого бизнеса вокруг пассажиров, то они могут развивать эти программы и дотировать аэропорты в сфере предоставления хороших, выгодных условий для бюджетных компаний», – подчеркнул и.о. генерального директора бориспольского аэропорта Евгений Дыхне.

В целом эксперты придерживаются мнения: если нет необходимого пассажиропотока и, соответственно, это не выгодно для нашего государства – зачем тогда дотации? Разве только ради того, чтобы похвастаться, что EasyJet или Ryanair таки зашли в Украину.

ЛЮДИ ЗА МЕСЯЦ ЗАРАБАТЫВАЮТ МЕНЬШЕ, ЧЕМ СТОИТ БИЛЕТ

Самым главным фактором для рассмотрения Украины как локации дешевых авиаперевозчиков, по мнению специалистов, остается покупательная способность населения.

«Если люди за месяц зарабатывают меньше, чем стоит один билет, то, пожалуй, это даже не проблема перевозчика, это проблема страны, это проблема экономики. Это основной сдерживающий фактор», – говорит эксперт Сергей Кадученко.

Лоукосты заходят туда, где есть достаточное количество потенциальных пассажиров, где самолет давно перестал быть транспортом привилегированного класса, и вполне обходится по карману человеку со средним достатком.

А после шокирующих исследований Организации объединенных наций, которая констатировала, что 80% населения Украины живет за чертой бедности по состоянию на 2016 год, ожидать, что люди набросятся на авиабилеты от лоукост компаний, бесполезно даже при условии безвизового режима, который обещают в октябре.

«Сегодня, к сожалению, авиационным перелетом пользуется небольшое количество граждан, небольшой процент, около 4%. Для всех остальных – это мечта, которая осуществляется раз в год, может быть, и то не каждый год. Поэтому, как это ни странно, дешевые перелеты возникают на богатых рынках, где большое количество пассажиров, где многие могут себе это позволить. И там авиакомпании начинают за этих пассажиров бороться, удешевляя свои услуги и предоставленные перелеты», – отмечает Дыхне.

Не спасает здесь и введение «открытого неба» над Одессой и Львовом, которое должно было, по планам Госавиаслужбы, привлечь туристов. Небо открыли, а для кого?

ДЛЯ ПОЯВЛЕНИЯ RYANAIR – ЕЩЕ РАНО

Ryanair – крупнейшая в Европе бюджетная авиакомпания из Ирландии, член Европейской ассоциации дешевых авиакомпаний, пожалуй, самый уважаемый перевозчик из класса лоукост. Ryanair на сегодня занимает седьмое место в списке самых надежных авиаперевозчиков мира по версии бюро JACDEC.

О ее приходе в Украину ведутся разговоры последние несколько лет, это уже нечто вроде традиционного обещания каждого министра транспорта.

Руководитель аэропорта «Борисполь» рассказал, что переговоры с компанией в этом году действительно были, однако это вовсе не является гарантом появления здесь Ryanair.

«Мы с ними встречались. Они сделали объезд по аэропортам Украины, я думаю, что они ведут сейчас больше такую разведывательную деятельность в Украине, чем на самом деле планируют заходить. Они просто оценивают пассажиропотоки. И я уверен, что для их активной деятельности в Украине еще не достаточно предпосылок», – признался Евгений Дыхне.

АРИФМЕТИКА БЮДЖЕТНЫХ ПОЛЕТОВ

Если верить мировой арифметике, изменение ВВП страны на 1% приводит к изменению пассажиропотока на 4,5%. То есть, вырос ВВП – растет пассажиропоток. Но ведь и наоборот.

«Посмотрите, насколько упал ВВП в Украине за последние три года, умножьте на 4,5 и вы получите падение пассажиропотока в стране, здесь ничего другого не придумаешь», – резюмирует эксперт Сергей Кадученко.

В 2013 году Госстат еще фиксировал нулевой рост ВВП, а уже в следующем году реальный валовой внутренний продукт снизился на 6,8% . В прошлом году ВВП упал на 9,9%.

Однако, как уже показывает 2016-й, не стоит сгущать краски. Экономика страны во втором квартале наконец перестроилась на пока не очень ощутимую, но все-таки положительную динамику. Валовой внутренний продукт Украины по сравнению с первым кварталом прошлого года в этом году, с учетом сезонного фактора, вырос на 0,6%.

В 2016 году Нацбанк прогнозирует 1,1% роста этого показателя. А уже на следующий год Кабмин заложил в госбюджет Украины рост ВВП на 3%, что автоматически предполагает увеличение того же пассажиропотока примерно на 12%. То есть, покупательная способность населения все-таки имеет шанс в ближайшие годы выйти за рамки той самой «границы бедности», а иностранные low-cost соответственно – заполнять украинские рейсы, не нанося себе ущерба.

Другое дело, что в экономической среде Украины даже понятия простой арифметики – вещь шаткая.

Людмила Росик, Киев
 


При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2017 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-