Войцех Балчун, председатель правления ПАО "Укрзализныця"
Из "Укрзализныци" можно сделать бриллиант
20.12.2016 09:00

- Без сомнения, моя нынешняя перспектива является другой, чем тогда, когда я только начинал работу в компании. Кроме того, если принять во внимание, что я иностранец из совсем другой реальности, других традиций, других юридических категорий и так далее, то эта перспектива совсем другая. Если речь идет о сопротивлении, то я живу в реалиях, когда меня практически в непрерывном режиме бомбардируют информацией о том, как плохо или даже патологически компания работает во многих сферах. Я не говорю о повседневной деятельности, а обо всех этих "схемах", которые "облепили" компанию фактически на 100%. Скажу даже больше: все твердят, что худший период в Укрзализныце - это последние 3-4 года.

Трудно работать в такой реальности, когда все время получаешь только негативную информацию. Сопротивление системы гигантское

- То есть уже после Революции Достоинства?

- Да. Не знаю, возможно это из-за временного характера правления компанией. Все те, кто приходил, преследовали цель не сделать что-то хорошее для компании, а сделать что можно для себя, поскольку имели перед собой очень короткую перспективу работы. И это очень страшно деморализировало фирму. Поэтому мне ментально тяжело работать в такой реальности, когда я все время получаю только негативную информацию. Сопротивление системы гигантское.

Несколько месяцев назад в своем кругу мы согласились с мнением: если мы останемся до конца года, то он для нас будет очень "горячим". Ведь, если мы останемся, то лишь приблизимся к моменту, когда понемногу начнем понимать, о чем идет речь и сознательно управлять компанией. Это так происходит, поскольку такими являются процессы приема в управление крупной организации да еще и в другой стране. Фактически, так и случилось, что вопреки многим инициативам разных лиц нам помешать, усложнить работу, включая внутренний саботаж, мы остались до этого периода, и то, чего мы ожидали, сейчас происходит. Когда мы начали касаться очень уязвимых тем работы "Укрзализныци" - распределения вагонов, финансовых вопросов, - то началась организованная, многомерная кампания. Не забываем также про наши предложения, касающиеся тарифов. И все эти пазлы сложились в одну массированную, беспардонную атаку с расчетом сделать все возможное, чтобы поляки уехали как можно быстрее.

- Отсюда возникает вопрос: вас и вашу команду с Польши это не отпугивает? Или вы и дальше готовы здесь работать и бороться?

Понимаю, что сразу не сможем починить то, что портилось более 20 лет

- Моменты сомнений есть у каждого из нас почти через день. Мы имели очень сложные моменты, так как это все функционирует наоборот, чем это должно быть. Скажу так: если бы не надежда, которую дал мне, прежде всего, премьер-министр Владимир Гройсман, а также вице-премьер-министр Владимир Кистион, который нас поддержал и понимает все эти процессы, а также, конечно же, первый вице-премьер Степан Кубив, то нас, вероятно, уже здесь бы не было сейчас. Это нам дает надежду и ощущение, что не стоит сдаваться, поскольку это прекрасная компания, с гигантским потенциалом, стратегическая с точки зрения государства, и которая имеет огромное влияние на экономику Украины. И из нее, в самом деле, можно сделать бриллиант. Но этот бриллиант можно будет сделать исключительно тогда, когда будет политическая поддержка, будет время, и мы сможем устранить определенные "схемы" или минимизировать их влияние, поскольку я тоже не наивный и понимаю, что сразу не сможем починить то, что портилось более 20 лет. Это все задания на очередные 20 лет. Но я исхожу из такого расчета, что каждый малый успех по ограничению "серой" зоны влияния в фирме этих "схем" может быть гигантским экономическим и финансовым успехом "Укрзализныци".

Однако, мы сделали много дел. Прежде всего, мы сохранили текущие возможности компании, поскольку был такой план, чтобы компания обанкротилась. И я открыто об этом говорю. Не хочу останавливаться на том, кто и что (хотел сделать - ред.), но знаю в деталях, какие действия готовились... Мы получили компанию без запчастей, без исправных вагонов и локомотивов, с сильно пониженным уровнем запланированных расходов, например, на ремонт вагонов. А речь шла о том, чтобы показать: пришли поляки и ничего не смогли сделать! Не говорю уже и о том, что должен был также быть дефицит топлива. И таких акций было несколько, а последняя была совсем недавно. Тогда была распространена информация о том, что у нас проблемы с топливом... Мы заключили контракт по очень привлекательной цене на топливо, но рыночные цены резко пошли вверх. А если обратить внимание, что тендерная процедура длится 55-65 дней, то за это время может много чего произойти. Ну, и оказалось, что есть риск, что контрагент, который избран во время тендера, может не подписать соглашение. И тогда мы останемся без топлива. Это дало сигнал для начала большой кампании против нас, поскольку был расчет, что мы остановимся, и поэтому надо бросить на стол все силы и все аргументы. Но мы не остановились, хотя в прошлый четверг была попытка парализовать работу тендерного комитета, чтобы не состоялось подписание соглашения. Реальность, с которой я имею дело каждый день, является мрачной.

- Но тендер удалось спасти?

- Мы решили этот вопрос: топливо поставляется.

- И еще будут новые контракты на поставку топлива?

- Да, мы объявили девять тендеров. Все они должны завершиться до конца года, если не будет блокирования в Антимонопольном комитете. Надо осознавать, что там тоже действуют "схемы". Я все время с этим сталкиваюсь, но мне дает силы поставленная цель: попытайся, не сдавайся, мы тебя поддерживаем (власть - ред.), и я стараюсь выполнять свою работу как можно лучше.

"ШЕПТАТЕЛИ" СЕЮТ РАЗДОР МЕЖДУ БАЛЧУНОМ И ОМЕЛЯНОМ

- Вы сказали о поддержке от премьера, вице-премьеров. А чувствуете ли поддержку также от министра инфраструктуры Омеляна?

- Я стараюсь удерживать хорошие, конструктивные отношения с министерством. Это не так просто, но работаю над этим. Есть много эмоций и много "шептателей", которые ходят и пытаются посеять раздор.

- Раздор между вами и министром Омеляном?

- Да. Но я стараюсь прилагать максимальные усилия, чтобы эти отношения были как можно лучше. Я все время рассчитываю, что они будут конструктивными, что мы будем сотрудничать, как и с первым заместителем министра. Мы стараемся конструктивно сотрудничать, поскольку решаем проблемы не только "Укрзализныци", которая является элементом всей транспортной системы Украины.

В этой сфере мы будем делать следующие шаги. Первый - распределение по средствам, чтобы мы понимали, где мы зарабатываем, а где теряем, каким образом должны управлять этой системой. В практической сфере - стратегия на пять лет. Мы начинаем большой процесс восстановления подвижного состава и потенциала железной дороги по перевозкам, чтобы избежать таких проблем, которые имели место в этом году. Речь идет не только о физическом отсутствии изготовленных или отремонтированных вагонов, а о том, что система распределения вагонов служила не "Укрзализныце", а разным "схемам". Например, два или три месяца назад мы обнаружили, что один из наших филиалов, на балансе которого были зерновозы, которых нам так не хватало осенью, подписал в мае коммерческий контракт и отдал 500 вагонов в аренду частной фирме. Следовательно, они выехали из Украины в Казахстан. И теперь нам надо будет их возвращать обратно.

В прошлом году мы купили 28 вагонов, в этом году их будет тысяча, а в следующем - девять тысяч

- Достаточно скандальная ситуация...

- А перечень таких скандалов является очень длинным. Эти атаки на нас не являются случайными. Они показывают, что здесь так все функционирует. Никто не думал об интересах "Укрзализныци". А сейчас надо подумать об этом, а не о тех, кто наживается на компании. Я всегда в Польше повторял, и поэтому там удалась реформа Cargo (грузовых перевозок PKP - ред.) - не хочу бороться с рынком, нашими контрагентами, поставщиками. Нужно выстроить сбалансированную модель: вы зарабатываете, но "Укрзализныця" тоже должна зарабатывать, а не быть дойной коровой, которая потом обанкротится, или ее кто-то выкупит за копейки. Моей задачей является восстановление компании. Мы будем инвестировать огромные средства - будет 9 тыс. новых товарных вагонов, 1070 зерновозов, которые будут переделаны из цементовозов. Следовательно, мы впервые с 1993 года получим дополнительные зерновозы. Это не сравнивается с прошлым годом: в прошлом году мы купили 28 вагонов, в этом году их будет тысяча, а в следующем - девять тысяч. Это показывает, что мы сделали за несколько месяцев. В этом бизнесе нет чудес и фейерверков. Нам нужно устранять посредников там, где это возможно, по-другому подходить к тарифной политике. Это порождает агрессию в определенных кругах, но другого выхода нет. Если мы начнем инвестировать в подвижной состав, улучшать сервис для пассажиров, тогда эти изменения будут видны.

- От популизма нет лекарств. Я выполняю свою работу настолько хорошо, насколько могу. Пока украинское правительство будет видеть смысл в моей миссии, то я буду продолжать свою работу. Если оно не будет видить такой потребности, то оно меня уволит, или у меня закончится контракт. В этом не будет никакой трагедии. Для меня это менеджерский вызов, ответственность за репутацию Польши и личную репутацию, над которой я работал более 20 лет. Честно выполнять свою работу - это для меня основная мотивация. А если я вернусь в Польшу, то все будут счастливы: моя семья, мои коллеги из группы, что в конце концов посвящу им столько времени, сколько нужно. И я вернусь в мир, из которого я происхожу, это мой мир. Но я очень сильно втянулся в то, что есть в Украине, и, честно говоря, я отождествляю себя с этой компанией, поскольку я вижу, что это прекрасная страна с огромным потенциалом. Просто надо это использовать.

- Не могу не спросить о железнодорожном сообщении между Киевом и Перемышлем. Все происходит по графику?

- Все детали дорабатываем, чтобы снова что-то негативное не получилось. Наш пассажирский департамент хорошо поработал, но я еще лично контролирую. Я рассчитываю, что все будет хорошо, и проверка на границе будет происходить быстро. Понятно, что это непростой вопрос, связанный и с проблемами на границе, контрабандой. Но мы договорились, и я рассчитываю, что будет так, как мы и ожидаем.

- А что с вашей группой Chemia ("Химия" - ред.)? Вам удается совмещать работу и свое хобби?

- На протяжении последних нескольких месяцев я был поглощен работой в "Укрзализныце", и недостаточно уделял внимания группе. А это вызвало определенные изменения. Из группы ушел наш вокалист. Но я чувствую, что честно выполняю свою работу. Мне пытались в Киеве закидывать, что я не должен показывать свою музыкальную активность. Но я ненавижу лицемерие. Музыка является частью моей жизни. И то, чем я занимаюсь в свое свободное время, является сугубо моим делом. Если я это могу сбалансировать, то эффективность моей работы растет. Сейчас мы готовим новый альбом. И если это будет действовать, то моя эффективность в "Укрзализныце" будет гораздо выше.

- Ваша семья так и осталась в Варшаве. Вы не перевезли ее в Киев?

- Нет, моя семья осталась в Варшаве. В Киеве мы втроем живем и на 100% посвящаем себя "Укрзализныце".

- То есть вы с коллегами снимаете жилье?

- Да, с Мареком Залесным и Иренеушом Василевским, которые являются членами правления "Укрзализныци".

- А что вам больше всего нравится в Украине. Может есть какие-то свои любимые места, или, скажем, любимые украинские блюда?

- У меня особо нет времени на какую-то культурную жизнь. Из офиса выхожу не часто, только на обеды. Но я люблю климат Киева, люди здесь открытые, столица очень красивая. Наконец, Одесса и Львов тоже.

Юрий Банахевич. Варшава-Киев.

Фото: Анастасия Сироткина, Олег Петрасюк, Даниил Шамкин.

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2020 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-