Миллиард от МВФ может обойтись Украине несравнимо дороже

Миллиард от МВФ может обойтись Украине несравнимо дороже

1347
Укринформ
В Украине таки опубликованы «требования МВФ». Есть мнение, что это сделано для того, чтобы легче было отказаться и от требований, и от денег

Отмена упрощенной системы налогообложения, повышение пенсионного возраста... Иногда складывается впечатление, что МВФ формулирует свои требования к Украине на автомате, ни минуты не задумываясь над тем, к чему приведет их исполнение. Впрочем, и МВФовцев можно понять: все, что они предлагают, по сути, является калькой с того, как устроена экономика в свободном мире, где принято тратить не больше заработанного. Разве мы не хотим такой же судьбы? Хотели бы... Но для этого надо было бы избавиться от нескольких "священных коров" украинской коррупции. Налоговой системы, например...

А пока руководители государства все-таки ведут переговоры с МВФ об очередном транше размером в $1 млрд. Прекрасно осознавая, что новые обязательства, которые Украина должна выполнить для продолжения сотрудничества с основным своим кредитором, могут оказаться непосильными для официального Киева в его существующих координатах. Из 12 «указателей» от МВФ семь новых - крайне важных и болезненных. Среди всего прочего, отмена упрощенной системы налогообложения, неуклонное повышение пенсионного возраста, создание рынка земли. Именно из-за этих лукавых «спотыкачей» украинская власть может остаться без денег. Если только сама не слукавит...

Что значит осуществить «решительные действия»

На «полях» Международного экономического форума, проходящего в швейцарском Давосе, Президент Петр Порошенко среди других важных встреч планирует едва ли не главную - с директором-распорядителем МВФ Кристин Лагард. Миссия Международного валютного фонда в ближайшие недели должна подготовить рекомендации совету директоров Фонда относительно очередного пересмотра финансовой программы EFF (предыдущий третий транш поступил в сентябре 2016 года, в размере $1 млрд).

По мнению официального представителя Фонда Джерри Райса Украина сделала существенный прогресс в последние месяцы в реализации необходимых для пересмотра программы реформ. А именно: приняла госбюджет с запланированным дефицитом в 3%, запустила систему e-декларирования (и успела шокировать ее результатами мир – Авт.), и вообще, осуществила "решительные действия по обеспечению финансовой стабильности в стране".

На первый взгляд, у правительства неплохие шансы на получение еще одного миллиардного транша. Однако после ознакомления с обновленным меморандумом о сотрудничестве Украины с МВФ, который распространила Экономическая правда, так не скажешь.

Новые «рекомендации» куда болезненнее тех, что были несколько месяцев назад – как по существу требований, так  и по срокам выполнения.

«Сдюжить» бы чертову дюжину

В частности, Кабмин должен:

1. До конца января 2017 принять решение о монетизации субсидий.

2. До конца марта 2017 года принять решение о повышении пенсионного возраста: для мужчин - на четыре месяца ежегодно, начиная с июля 2017, для женщин - на шесть месяцев после 2021, до тех пор, пока пенсионный возраст достигнет 63 лет для всех - в 2027 году. (Действующий проект меморандума предусматривал принятие закона о пенсионной реформе до конца декабря прошлого года, но власти категорически открестилась от этих требований – Авт.). Также предусматривается повышение рабочего стажа до 25 лет с января 2017 года с введением минимального страхового стажа на уровне 16 лет. Сейчас необходимый рабочий стаж составляет 15 лет с постепенным его повышением на год до тех пор, пока он не достигнет 35 лет в 2036 году.

3. До конца марта 2017 года подать закон о рынке земли в парламент (украинская власть должна была это сделать еще в конце прошлого года, но вопреки требованиям МВФ Верховная Рада, наоборот, продлила мораторий на отчуждение сельскохозяйственных земель сроком на 1 год до 1 января 2018 года).

4. До конца января 2017 года провести аудит финансовой отчетности Приватбанка в течение шести месяцев, предшествовавших национализации.

5. До конца июня 2017 года выбрать международного аудитора для оценки выполнения акционерами Приватбанка условий реструктуризации.

6. До конца июня 2017 года создать единый реестр получателей социальных выплат.

7. До конца июня 2017 года создать законодательное поле для работы антикоррупционных судов.

8. До конца апреля 2017 создать и узаконить финансовую полицию.

9. До конца июня предоставить ГФС доступ к банковским счетам украинцев и предоставить фискалам возможность использовать косвенные методы оценки доходов граждан.

10. Инициировать процесс приватизации пресловутого Одесского припортового завода и ряда крупных гособъектов: Турбоатома, Центрэнерго, облэнерго, «Укрспирта» и т. д.

11. Сократить количество работников бюджетной сферы и госслужащих. До конца 2017 года на 4%, а в среднесрочной перспективе - до конца 2019 года - более чем на 10%.

12. Воздержаться от любых шагов в сторону сохранения или создания налоговых льгот. В частности, от введения льготного режима налогообложения в индустриальных парках, а также отменить упрощенную систему налогообложения с января 2018 года.

Как видим, из 12 структурных «маяков» (требования, выполнение которых служат ориентиром для последующих решений Совета директоров МВФ – Авт.), семь - новые.

«И среди них очень важный: создание единого реестра получателей социальных выплат и монетизация субсидий. Это крайне необходимо для продолжения процесса верификации социальных выплат. И это та часть Меморандума, которую я приветствую и поддерживаю, в отличие от ликвидации «упрощенки». Ликвидировать "упрощенку" нельзя: а) без настоящей реформы налоговой, б) без сокращения и серьезного упрощения уплаты налогов (я за переход на налог на выведенный капитал). Так что вместе с МВФ будем добиваться создания единого реестра получателей социальных выплат! Но вместе с предпринимателями будем бороться с МВФ за право на единый налог», - заявил на своей странице в ФБ Ярослав Маркевич, народный депутат от Самопомочи, член бюджетного комитета.

Поговаривают, что в свое время, при президентстве Виктора Ющенко, Украина «освоила» около 100 млн евро на создание и внедрение электронной базы данных социальных выплат.

Нынешний раунд верификации (проверки), который начала Наталья Яресько в марте прошлого года, тоже закончился без каких-либо результатов. Более того, через полтора года работы из Минфина вежливо «попросили» одного из главных исполнителей проекта - начальника управления верификации и мониторинга выплат Андрея Рязанцева. Тот не долго наблюдал (цитата) «за тем, как раздражает мое присутствие в этой реформе» и поэтому принял решение уволиться. Не обошлось без скандальных обвинений его в сотрудничестве с коллекторской компанией с сомнительной репутацией и офисом в Москве. Сейчас бывший минфиновский верификатор работает финансовым директором Укрзализныци.

Денег могут и не дать. Зато никто не будет виноват

Кстати, обнародование новых требований Международного валютного фонда накануне переговоров, что совершенно не в правилах этой финансовой организации, наводит на мысль о заблаговременной подготовке украинской власти к возможному срыву переговоров. Такую версию озвучил экономист Александр Охрименко. По его предположению, сотрудники президентской Администрации, осознав, что кредит на таких условиях Украина может и не получить (кто же из власть имущих, находясь в здравом уме и доброй памяти, согласится подписать себе такой политический приговор!) решили «слить» имеющуюся информацию для смягчения социальной напряженности.

«Разглашение договоренностей с МВФ является серьезным преступлением. В результате это может спровоцировать срыв заседания совета директоров МВФ: они скажут, что конфиденциальная информация была разглашена. А власть нам скажет, что нам не дали кредит, потому что эти условия очень невыгодные для нас », - отметил Охрименко.

По его мнению, требования к Украине действительно выглядят абсурдными. Мол, ради одного миллиарда «убивать» хоть и слабую, но хоть какую-то пенсионную систему? Нонсенс! «Не стоит этих денег и социальный бунт, который возникнет в случае, если вопрос все же возникнет. Плюс к этому необходимо добавить ликвидацию «упрощенцев», которых на сегодняшний момент около 1,6 млн в Украине, что также денег МВФ не стоит. Ну и земельная реформа: ее проводить не хотят ни Порошенко, ни его спонсоры», - подчеркнул эксперт.

Другие комментаторы склоняются к мысли, что властям все же придется критически оценивать условия и предложения партнеров, иначе за политикой можно не увидеть экономику. И реальные настроения населения.

А они такие. Если простые украинцы не увидят реальной борьбы с коррупцией, реальных уголовных дел, реальных тюремных сроков для чиновников и должностных лиц высшего ранга, реальных шагов по разрушению олигархических монополий, справедливого и честного закона - одного для всех, то им совершенно не будет понятна необходимость отмены "упрощенки" или поднятия пенсионного возраста.

В противном случае – социальный бунт неизбежен.

Оксана Полищук, Киев.

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2019 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-