Экономика будущего для Украины: либо конкурентная, либо банкрот

618
Ukrinform
Десять шагов к динамичной экономике Украины, которые правительство должно было бы учесть в среднесрочном плане приоритетных действий

Накануне нового, 2017-го года, правительство предложило для широкого обсуждения проект среднесрочного плана приоритетных действий до 2020-го года. При этом глава правительства Владимир Гройсман акцентировал внимание на том, что правительство стремится к реальному, откровенному обсуждению, а не делает это «ради галочки». По его мнению, такое обсуждение должно аккумулировать действительно конструктивные идеи и предложения и учесть их в будущей программе, которая ляжет в основу деятельности правительства и других ветвей власти. Статья экономиста Бориса Кушнирука далека от комплиментарности в адрес чиновников, но она доказывает, что дискуссия имеет шанс стать продуктивной для страны.

В проекте, который насчитывает 355 страниц, есть много правильных предложений и идей, которые, без сомнений, будут способствовать экономическому развитию Украины. Нет смысла с ними дискутировать или высказывать ни к чему не обязывающее «одобрение». Поэтому позволю себе быть, возможно, не совсем политкорректным: не буду перечислять позитивы, а сразу сфокусирую внимание лишь на том, чего в проекте нет или оно вызывает принципиальные возражения.

Сначала замечания общего характера.

В первую очередь бросается в глаза отсутствие в начале документа обзора причин глобального экономического кризиса и катастрофического состояния украинской экономики. После этого должен быть сделан краткий, но жесткий SWOT-анализ ситуации в Украине. Без четкого, профессионального осознания причин глобального экономического кризиса, а также наших преимуществ и слабостей, возможностей и угроз, трудно формировать стратегию развития страны и определять, что нужно делать, где среднесрочный план действий правительства должен быть составляющей такой стратегии.

При этом хотел бы особо подчеркнуть, что совокупность даже наиболее правильных шагов со стороны правительства и других государственных институтов не гарантирует позитива, если отсутствует понимание, куда и почему должны прийти. Если этого не могут объяснить простым языком чиновники, то рассчитывать на доверие к своим действиям со стороны граждан они вряд ли могут.

Теперь к сути дела.

1. Глобализация мировой экономики - это не только шаги по формированию свободной системы мировой торговли. Это процесс стремительного развития производительных сил, который требует нового типа производственных отношений не в отдельной стране, а в масштабах всей планеты. Бороться с этим с помощью протекционизма - дело бесполезное, более того, вредное. Слишком уж сильна кооперация, специализация, переплетение финансовых интересов и товарных потоков. Попытки административными методами ограничить доступ иностранных товаров на внутренний рынок или создать нерыночные преимущества для собственных товаропроизводителей неизбежно будут провоцировать подобную же реакцию со стороны правительств других стран. Кроме того, при таких обстоятельствах правительство скорее всего не будет иметь возможностей и мотивации внедрять те меры, которые позволяли бы обеспечить конкурентоспособность продукции отечественных производителей на внешних рынках.

Либеральная модель мировой торговли определяется тем уровнем проникновения технологий и финансовых инструментов, который мы имеем на сегодня. Но создавая большие возможности, либеральная модель экономики уже не в отдельной стране, а на глобальном уровне формирует и свои очень жесткие правила игры - либо конкурентные, либо вынужденное обанкрочивание. Только это уже банкротство не отдельного предприятия, а целых стран, которые медленно, но неуклонно деградируют, их оставляют граждане, разъезжая по миру в поисках лучшей судьбы.

Фото: ZN.UA

2. Следовательно, если мы хотим, чтобы Украина выжила как самостоятельное государство, должны сделать все, чтобы экономика нашей страны была конкурентной, как с точки зрения затрат на производство продукции, так и с точки зрения инвестиционной привлекательности.

При этом стоит быть реалистичным, осознавая, что на сегодня располагаем очень ограниченным перечнем преимуществ, которые могут, при правильном использовании, помочь обеспечению конкурентности украинской экономики.

Мы не можем и не будем, как, например, китайцы, работать по 14 часов в сутки, с 8-10 выходными в год, что является нормой для большинства из них.

Мы не готовы полностью отказаться от системы социального страхования, в том числе пенсионного, что объективно удорожает продукцию отечественных товаропроизводителей.

Мы не имеем современного уровня технологической и управленческой культуры массового производства.

Поэтому нам необходимо использовать другие методы обеспечения конкурентности нашей экономики. В первую очередь это касается снижения в течение 5-7 лет фискального процента ВВП (снижение общего объема налогов и квазиналогов с соответствующим сокращением бюджетных и квазибюджетных расходов) с сегодняшних 42% до хотя бы 33-34%. Планы правительства по трансформации налога на прибыль в пользу налога на распределенную прибыль являются правильными, но недостаточными в этом направлении.

3. Очевидно, что без кардинальной реформы крайне коррумпированной и неэффективной системы социального страхования не обойтись. Хотя, как показывает печальная реальность, власть имущих, которые желают сохранить эту коррумпированную систему, более чем достаточно.

Фото з сайту Telegraf.com.ua

Нужно честно признать, что солидарная пенсионная система в существующем виде является лишь обманом собственных граждан. Она и сейчас безнадежно убыточна, а в будущем, с ухудшением соотношения лиц трудоспособного и пожилого возраста, будет не в состоянии гарантировать пенсию даже на уровне прожиточного минимума. Вопрос сейчас не в необходимости постепенного повышения пенсионного возраста. Это не реформа. В условиях большой безработицы и отсутствия устойчивого экономического роста это делать бессмысленно. На этом этапе целесообразнее провести постепенное повышение количества лет уплаты взносов в Пенсионный фонд Украины для получения пенсии по возрасту. Хотя впоследствии без постепенного повышения возраста выхода на пенсию не обойтись.

Речь сегодня должна идти о постепенном (в течение 5-7 лет) снижении ставки взносов в солидарную пенсионную систему до уровня 10% от зарплаты (но с суммы не больше размера трех средних зарплат по стране, на сегодня это примерно 17 тыс. грн). Причем для представителей малого бизнеса и самозанятых лиц эту 10-процентную ставку есть смысл установить уже сейчас. Одновременно должно быть законодательно определено, что все лица, которые по десять лет будут иметь необходимый период взносов в Пенсионный фонд и достигнут пенсионного возраста, смогут получать лишь одинаковый уровень минимальной пенсии.

Даже при таких условиях солидарная пенсионная система не будет сбалансированной, но размер дефицита в абсолютных показателях не будет иметь критического уровня для покрытия за счет государственного бюджета. Очевидно, что небольшая по размеру, простая, понятная и честная солидарная пенсионная система будет более сбалансированной и будет иметь значительно больше шансов для доверия со стороны общества. Все, что касается личных накоплений в негосударственных пенсионных фондах, компаниях страхования жизни, на спецсчетах в коммерческих банках, должно быть вопросом личного выбора граждан и налоговых стимулов для них. Выплата дополнительных пенсий лицам, которые работают в сложных условиях труда и на вредных производствах, должна осуществляться исключительно за счет дополнительных взносов работодателей на персональные счета наемных лиц в системе негосударственного пенсионного страхования. Попытки некоторых чиновников оставить эту систему дополнительных взносов и дополнительных выплат пенсий в системе Пенсионного фонда указывает на желание сохранить ту самую непрозрачную, коррумпированную солидарную систему пенсионного обеспечения, которую мы имеем сейчас.

Фото: day.kyiv.ua

Если одновременно с реформой солидарной пенсионной системы будет осуществлен переход к негосударственной системе социального страхования временной нетрудоспособности и несчастных случаев на производстве, то с учетом перехода к налогообложению распределенной прибыли, мы можем реально рассчитывать на постепенное снижение фискального процента ВВП до уровня 34-35%.

4. Важным фактором повышения эффективности отечественной экономики должна быть активная дерегуляция. К сожалению, несмотря на то, что в проекте среднесрочного Плана вроде бы предусмотрены некоторые шаги, но в них нет той четкой логики, которая выписана в презентации «Как исправить 12 недостатков регулирования по-украински?» Офиса эффективной регуляции при Министерстве экономики.

Не вижу смысла повторять тезисы этого документа. Если правительственными экспертами готовятся действительно качественные документы, то политическая воля должна заключаться в том, чтобы их нормы в полном объеме прямо имплементировались в План действий правительства.

5. Несмотря на распространенное, но ошибочное мнение, устойчивый рост экономики происходит не в результате реформ. Реформы должны лишь создать благоприятную среду для предпринимательства и устойчивого развития экономики.

Долгосрочный, устойчивый рост экономики обеспечивается политикой государственных институций (правительства, парламента, Нацбанка), направленной на увеличение доли перерабатывающей продукции в составе ВВП.

Сырьевая структура украинской экономики является главным фактором, что создает чрезвычайную зависимость от внешних воздействий. Следует признать, что именно от цен на сырье на мировых рынках в течение последних двадцати лет зависит состояние украинской экономики и государственных финансов, уровень зарплат и благосостояние миллионов украинских граждан.

Сырьевая олигархическая модель экономики базируется на низком уровне зарплат, который позволяет обеспечить прибыльность экспорта сырья и сохранение доходов в оффшорных зонах. Отечественные сырьевые олигархи объективно не заинтересованы в увеличении зарплат и доходов населения и в развитии внутреннего рынка, поскольку в этом случае доходность их бизнеса, с преимущественно устаревшими, немодернизированными предприятиями, будет снижаться, если они вообще не превращаются в убыточные.

Фото: Thinkstock/Fotobank.ru

Преодолеть украинских сырьевой олигархат можно лишь путем целенаправленного формирования иной экономической модели развития экономики, которая базируется на значительно большей доле продукции перерабатывающей промышленности в составе ВВП. В перерабатывающей промышленности общий уровень зарплат выше. А это формирует большие возможности для роста прибыльности производства готовой продукции для внутреннего рынка.

Кстати, как пример. Не все понимают природу большего уровня зарплат и доходов населения Белоруссии в сравнении с Украиной. Кое-кто искренне считает, что в основе этого более низкие цены на газ и нефть, которые поступают в Белоруссию из России. Это лишь частично соответствует действительности. На самом деле, главная причина - вдвое большая доля переработки в составе ВВП в Белоруссии по сравнению с Украиной. И это при том, что в результате экономического кризиса доля переработки в ВВП Белоруссии сократилась с 32 процентов в 2011 году до 21 процента по итогам 2014 года. В то время как в Украине по итогам 2015 году она составляла лишь 11 процентов.

Следовательно, именно содействию увеличению конкурентности продукции перерабатывающей промышленности должна быть подчинена вся налоговая, таможенная, бюджетная, регулятивная и денежно-кредитная политика.

Перефразируя одно выражение девяностых годов, можно сказать, что каждый чиновник в стране, каждый народный депутат ежедневно должен просыпаться с мыслью о том, что ему нужно сделать, чтобы увеличить долю переработки в украинской экономике.

Именно этому императива должна быть подчинена общая логика Плана действий правительства. К сожалению, даже на понятийном уровне в проекте Плана это не определено.

Причем, поддержка перерабатывающей промышленности - это не содействие увеличению производства чугуна и стали, а также запрет вывоза леса-кругляка. Чугун и сталь, распиленный лес-кругляк - это, по сути, та же самая сырьевая продукция. С помощью дешевого сырья не удастся обеспечить конкурентоспособность перерабатывающей промышленности. Наоборот, весь мировой опыт свидетельствует, что наличие дешевого сырья не побуждает к созданию действительно стимулирующих условий для высокопроизводительной экономики. В лучшем случае позволяет увеличить прибыль благодаря экспорту полуфабрикатов.

6. В проекте Плана действий вообще отсутствует раздел, посвященный денежно-кредитной политике и развитию банковского сектора. Это выглядит особенно странно, потому что на сегодня, после национализации Приватбанка, под контролем государства оказалась половина активов банковской системы Украины. И ответственность за эффективную деятельность государственных банков лежит именно на правительстве.

На эту тему мне уже довелось подробно высказаться в статье «Имеет ли правительство стратегию экономического развития страны?» - здесь же отмечу два важных тезиса.

Не крепкая национальная валюта формирует сильную экономику, а наоборот, сильная экономика должна обеспечить стабильную национальную валюту. Идея обеспечения инфляционной стабильности национальной валюты, не подкрепленная эффективной, диверсифицированной экономикой, является не только практически невозможной, она откровенно вредна в своей основе.

Политика «дорогих» денег, которую реализовывал на протяжении многих лет Нацбанк, лишь ухудшала структуру экономики, приводила к ее примитивизации, тяготение к экспорту сырья и импорту готовой продукции, к использованию иностранной валюты в качестве сбережений и кредитования, со всеми негативными последствиями для стабильности экономики и национальной валюты, удорожала конечную продукцию отечественных товаропроизводителей, тем самым делая ее менее конкурентной.

Следовательно, экономическая политика государства, в том числе денежно-кредитная политика Нацбанка, должна базироваться на повышении конкурентоспособности национальной экономики, увеличении доли перерабатывающей и наукоемкой продукции в ВВП страны. Именно это является основой для долгосрочной стабильности гривны.

Банки являются учреждениями, которые должны обслуживать потребности экономики. Если экономики слабая, а ее структура деформирована вследствие коррупции, зарегулированности, монополизма, незащищенности прав собственности и кредиторов, произвола со стороны судей и правоохранительных органов, непрогнозируемости и неэффективности налоговой и бюджетной политики, непрофессиональной денежно-кредитной и курсовой политики, тогда не стоит рассчитывать, что банки будут выглядеть островком финансовой стабильности и обеспечивать эффективное кредитование.

Итак, все необходимые шаги по формированию благоприятной фискальной, регулятивной и денежно-кредитной политики являются чрезвычайно важными для обеспечения стратегической стабильности банковской системы, направленности кредитования на нужды развития национальной экономики.

7. В современном мире, с динамичным развитием технологических изменений, чрезвычайно возрастает роль образования и науки в развитии страны.

К сожалению, в проекте Плана действий правительства вопросу зарплат педагогов и внедрению английского, практически, в качестве второго государственного, места не нашлось.

Фото с сайта kvpu.org.ua

Школьные учителя должны научить детей быть открытыми миру, уметь переучиваться, свободно владеть как минимум одним иностранным - английским - языком. Но сегодня учителя с нищенским уровнем зарплат никакой другой психологии, кроме как психологии нищих детям дать не могут. Подавляющее большинство из них не имеет финансовых возможностей посетить хотя бы несколько других стран, не владеет иностранными языками. Образованная молодежь, со свободным английским, при существующем уровне зарплат учителей идти работать в школу не желает.

Следовательно, вопрос становится ребром. Если государство не сможет постепенно, в течение следующих 3-4 лет, обеспечить достойный уровень зарплат для учителей, по меньшей мере на уровне двух средних по стране, мы потеряем возможности для динамичного развития страны как минимум на следующие 15-20 лет.

Кроме того, должна быть разработана общегосударственная программа максимально широкого внедрения, в течение следующих 5-7 лет, изучения и использования английского языка, начиная с дошкольных учреждений, а затем в школах - с первого класса и в вузах.

Если ребенок после окончания школы вышел без знаний английского хотя бы на базовом уровне чтения и общения, значит общество выталкивает его во взрослую жизнь неготовым быть конкурентным в стране и мире.

Нужно максимально широко готовить самим и закупать фильмы, шоу, программы на английском языке с последующим использованием украинских и английских субтитров. Это должно быть обеспечено бюджетными и налоговыми преференциями.

По сути, должна быть программа внедрения английского на уровне, близкому по статусу к государственному.

Что касается науки, то должно быть четкое осознание, что без массового перерабатывающего производства у науки нет возможности развиваться. Если его нет, то предоставляя высшее образование нашим гражданам, мы только финансируем другие страны, куда уезжают наши дипломированные специалисты.

Именно политика правительства определяет, какие отрасли получают содействие, и где могут быть использованы разработки ученых. Чем примитивнее экономика, тем хуже состояние науки в стране.

В рамках Плана действий правительства также должны найти свое отражение направления технологического развития, которые позволят преодолеть научно-техническую отсталость украинской экономики. В первую очередь необходимо оценить отечественные технические и научные возможности для активного развития тех производств и услуг, которые связаны с возобновляемыми источниками энергии, использованием графена, производством транспортных средств без использования двигателя внутреннего сгорания, обеспечением лечением хронических и наследственных заболеваний с использованием банков пуповинной крови, стволовых клеток и тому подобное.

8. На протяжении всех лет независимости государственная политика не побудила к формированию у граждан чувства хозяина. Их целенаправленно приучали к чувству зависимости от государства и чиновника, что им ничего не принадлежит и от них ничего зависит. Именно это позволяло власть имущим грабить все, начиная от чердаков и подвалов в многоквартирных домах, которые должны принадлежать всем собственникам квартир в них, до земель в населенных пунктах, недр, и тому подобное. Именно эта логика сохранения зависимости от государства и чиновников объясняет, почему гражданам все эти годы запрещают свободно распоряжаться собственными сельскохозяйственными наделами.

К сожалению, в проекте Плана действий правительства задача формирования у граждан чувства хозяина отсутствует как таковая. Но без этого невозможно ни заниматься внедрением мероприятий по энергосбережению в многоквартирных домах, ни формировать справедливую модель использования имеющихся ресурсов в интересах всех граждан, ни формировать широкий слой эффективных фермерских хозяйств. Последние смогут быть эффективными и конкурентными, только если выращивать высокомаржинальные сельхозпродукты (продукция садоводства и экологически чистая продукция) и заниматься их переработкой. А для этого необходимы долгосрочные инвестиции и наличие собственной сельхозземли. Глупых нет. В чужую землю никто большие деньги не будет вкладывать.

Исходя из этого, План действий правительства должен предусматривать: во-первых, обязательность как можно быстрее формировать во всех домах ОСМД; во-вторых, требование относительно продажи и аренды государственного и коммунального имущества исключительно на открытых торгах; в-третьих, запрет бесплатной, внеконкурсной передачи земли, квартир и тому подобное. Если государство хочет кого-то отметить или помочь, то это должно делаться исключительно в денежной форме; в-четвертых, прекращение моратория на свободный оборот сельхозземли, с одновременным разрешением ее покупать только физическим лицам - гражданам Украины и установлением ограничений относительно объема земли, которые могут находиться во владении одного лица. При этом снятие моратория на покупку-продажу с/х земель должен предусматривать создание Государственного земельного банка, который будет предоставлять долгосрочные ипотечные кредиты под 2-3 процента годовых на приобретение с/х земель, тем кто ее будет обрабатывать.

9. Еще одним слабо раскрытым вопросом проекта Плана действий правительства является роль государственных предприятий. Должно быть четко обозначено, что и почему мы оставляем в государственной собственности, какая система корпоративного управления должна быть на них, и в какие сроки это должно быть сделано. Все остальные предприятия должны быть проданы на открытых торгах в сжатые сроки. Максимум в течение 2017-2018 годов. Если нужно для тех или иных отраслей ввести особую схему приватизации, то решение относительно этого должно быть принято соответствующими законами до конца 2017 года. При этом государственные предприятия аграрного сектора должны быть приватизированы уже в 2017 году. Это касается также такого криминализированного монстра, которым является Укрспирт. Только полная, прозрачная приватизация предприятий этого концерна согласно алгоритму, предложенному министерством аграрной политики и продовольствия, может декриминализировать сферу производства и оборота спирта в стране.

10. Чрезвычайно сложным вопросом развития страны, который требует отдельного научного обсуждения и стратегического планирования, является развитие административно-территориального устройства с учетом необходимости формировать в пределах областей нескольких центров экономического развития.

Характерная для слаборазвитых государств, в том числе для Украины, концентрация деловой активности только вокруг областных центров приводит к деградации значительной части отдаленных от областных центров территорий. Известно, что чем ближе сельское население живет к активным деловым центрам, тем выше уровень эффективности деятельности сельхозпредприятий и самозанятых лиц и соответственно выше уровень благосостояния.

К сожалению, даже на постановочном уровне этот вопрос не обсуждается в правительстве и в научной среде.

Борис Кушнирук, экономист. Киев.

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2017 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-