Киев & Киевэнерго: дело идет к разводу

Киев & Киевэнерго: дело идет к разводу

4095
Укринформ
Киевэнерго дохазяйствовался до штрафа в 18 миллионов. Городская власть больше не хочет с таким водиться

Более полутора десятка лет поставкой тепла и электроэнергии в столице занимался самый богатый бизнесмен Украины Ринат Ахметов, осуществляя управление имущественным энергетическим комплексом (МЭК) Киева. Но эфективный союз в многолетнем «браке» не сложился – власть готовится разорвать отношения с монополистом. Срок соответствующего соглашения подходит к концу и, судя, по всему, продлено оно не будет. Слишком много претензий накопилось к предприятию, которое монопольно распоряжалось имуществом столичной громады и не очень-то оглядывалось на собственников этого имущества, потребителей и конкурентов. Терпение у киевлян закончилось. Злоупотребление официально зафиксированы и поставлены монополисту «на вид».

Любая монополия – это плохо. Частная монополия – это очень плохо

Комиссия по вопросам ЖКХ и топливно-энергетического комплекса Киевсовета инициировала процесс «развода» с нынешним управляющим имущественным энергетическим комплексом столицы (МЭК) компанией Киевэнерго.

Аргументы депутатов следующие: за 16 лет монопольного хозяйствования компании Ахметова на столичном энергорынке МЭК значительно обесценился. «Компания грубо пренебрегает своими обязанностями по содержанию имущественного комплекса. Это привело к значительному ухудшению состояния теплосетей города, обусловило их низкую энергоэффективность. В результате фиктивной убыточности Киевэнерго и утаивания финансовой отчетности реальных доходов бюджет Киева ежегодно недополучает значительные средства, это свидетельствует о неэффективном управлении столичным МЭК. Любая монополия – это плохо. Частная монополия – это очень плохо. Мы весь предыдущий год говорили о социальной ответственности частных монополистов, а из-за того, как социально неответственно эта компания повела себя во время этого отопительного сезона, то не может быть речи о продлении соглашения», - заявил член комиссии «свободовец» Юрий Сиротюк.

По его словам, все вышесказанное вызвало недовольство территориальной громады Киева ненадлежащим качеством оказания услуг Киевэнерго и злоупотреблением монопольным положением. Наконец это признал и Антимонопольный комитет, который оштрафовал компанию на 18 млн грн. за то, что и, в частности, «создавала препятствия для доступа поставщикам на рынке поставки электрической энергии по нерегулируемому тарифу.

Учитывая все вышесказанное, депутаты предложили прекратить действие соглашения КГГА с "Киевэнерго" с даты его завершения, то есть 31 декабря 2017 года и запретить передавать МЭК г. Киева в управление юридическим лицам частного права.

А как все хорошо начиналось

Напомним, во времена мэрства Александра Омельченко в 2001 году между КГГА и "Киевэнерго" было заключено соглашение, согласно которому управление и реформирование имущественного энергетического комплекса города переходило ПАО «Киевэнерго» (компания только на четверть принадлежит Фонду госимущества, а на 75% ее владелец - Ринат Ахметов).

Этим соглашением город передал в управление компании завод «Энергия», 2 теплоэлектроцентрали (ТЭЦ-5, ТЭЦ-6), 4 станции теплоснабжения, 178 котельных и 2559 теплопунктов, а также 2 644,806 км теплосетей (в двухтрубном измерении). С тех пор компания «рулила» всем этим имуществом, получая и свою скромную копеечку. Нынешний отопительный сезон для Киевэнерго, скорее всего, последний.

В целом, на компанию "Киевэнерго" киевская власть не претендует и отбирать ее у владельца (Рината Ахметова) никто не будет. «Просто прекратят договор аренды сетей для транспортировки тепла. Киевэнерго продолжит вырабатывать тепловую энергию, но за ее транспортировку будет отвечать другая компания", - предположил партнер юридической фирмы Pravovest Денис Шкиптан. По мнению юриста, КГГА может найти другую компанию для управления теплосетями, которая будет обязана производить замену старых изношенных труб за счет платы за транспортировку тепла.

"Может возникнуть такая ситуация, что город возьмет на себя изношенные котельные и тепловые сети и вынуждено будет модернизировать их за свой счет. В то же время высокодоходная генерация тепла для 75% киевлян может остаться в руках Киевэнерго, – высказал свою версию Александр Мазурчак, экс-первый заместитель председателя КГГА в 2012-2013 гг. Он категорически против того, чтобы разрывать комплекс генерации и поставки тепла, который эксплуатирует "Киевэнерго". "На наш взгляд, было бы более логично либо заставить Киевэнерго вкладывать средства в обновление сетей, либо провести открытый конкурс на привлечение компании-инвестора, которая будет управлять всем комплексом – от производства тепловой энергии до подачи тепла и горячей воды киевлянам. Только при таких условиях поступят необходимые инвестиции на обновление котельных и сетей", – резюмировал Мазурчак.

Сегодня известно, что киевская власть уже ведет переговоры с компаниями из Норвегии, Польши и Франции об условиях передачи в концессию тепловых сетей столицы после окончания срока управления ими ПАО «Киевэнерго». По словам мэра Киева Виталия Кличко, речь идет про компании, которые имеют большой опыт управления энергетическими компаниями.

«Потребность в эффективной модели управления коммунальным имуществом сейчас испытывают все участники процесса - киевляне, городская власть, Киевэнерго. Как носитель уникального опыта работы в сфере государственно-частного партнерства наша компания открыта к такому сотрудничеству, а в будущем готова принимать участие в по-европейски прозрачном конкурсе на выбор концессионера», - заявлял ранее генеральный директор ПАО«Киевэнерго» Александр Фоменко.

В ответ на запрос Укринформ, пресс-служба компании ответила, мол, представители Киевэнерго неоднократно заявляли о том, что подписанное в 2001 году Соглашение устарело и не соответствует интересам клиентов, городской власти, компании, а отсутствие реформ, призванных улучшить инвестиционный климат в теплоэнергетике, «делает невозможным эффективное управление тепловым хозяйством столицы». В заявлении также подчеркивается, что «нынешнее Соглашение не позволяет привлекать долгосрочные инвестиции и реализовывать остро необходимые городу масштабные инфраструктурные проекты по модернизации сетей и оборудования. Основным источником финансирования таких проектов были и остаются тарифы, которые с момента подписания Соглашения устанавливали сначала местные органы власти, позже – НКРЭКП. В 2017 г. КГГА должна принять решение либо о продолжении действия соглашения, либо о переходе на другую форму соглашения – концессия, либо о возврате имущества в муниципальное управление вновь созданным коммунальным предприятием».

Главное преимущество концессионного соглашения по сравнению с действующей формой соглашения - возможность «сформировать и системно реализовывать долгосрочный план развития теплового хозяйства на период от 25 до 50 лет. Имея государственные гарантии возврата средств, есть возможность привлечь дополнительные инвестиции для реализации масштабных проектов. Концессия является одной из форм государственно-частного партнерства. Это по сути передача имущества в управление/эксплуатацию при условии взятия концессионером на себя определенных обязательств. При этом государство сохраняет собственность над объектом, а концессионер получает государственные/муниципальные гарантии возврата вложенных средств».

То есть, 16 предыдущих лет хозяйствования– это вообще не то, что вы подумали, господа. По итогам 2015 года компания заявила о 1,6 млрд грн убытка, тогда как за 2012-2014 г.г. прибыль компании составляла 2,4 млрд грн., 1 млрд грн. и 83,8 млн грн. соответственно.

То, что Киевэнерго достаточно спокойно воспринимает обвинения в неэффективности, злоупотреблении монопольным положением и возможном своем «отлучении» от бизнеса, свидетельствует по нашему мнению о том, что или планы ее владельца в отношении столичного рынка энергоснабжения действительно изменились. Или же у него есть план «Б», который позволяет не волноваться по поводу судьбы своих бизнес-активов.

В любом случае, финансовая и технологическая ревизия не помешает, а смена концессионера столичных энергосетей – именно тот момент, когда можно пересмотреть условия и установить новые, более прозрачные правила игры.

Марина Нечипоренко, Киев.

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2019 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-