Каковы социальные последствия массового закрытия физических лиц-предпринимателей?

Каковы социальные последствия массового закрытия физических лиц-предпринимателей?

Блоги
Укринформ
Ни в коем случае ни один ФОП не должен считать себя бывшим, закончившим свою бизнес-деятельность предпринимателем

Руководитель Государственной фискальной службы Роман Насиров недавно заявил о намерении проверить всех физических лиц-предпринимателей (ФОП), закрывшихся в конце прошлого года – начале января 2017 года. Напомним, что с 27 декабря прошлого года вступили в силу налоговые изменения, согласно которым с 1.01.2017-го в связи с повышением минимальной зарплаты все ФОПы обязаны платить единый социальный взнос – 704 грн. в месяц, даже если не имеют доходов и отчитываются, что не ведут предпринимательской деятельности. Необходимо заметить, что с момента вступления в силу изменений был нарушен пункт 4.1.9. Налогового кодекса Украины, согласно которому изменения в какие-либо элементы налогов и сборов запрещено вносить позже, чем за 6 месяцев до начала нового бюджетного периода, на протяжении которого и будут действовать новые правила и ставки. Т.е., если следовать принципам налогового законодательства,  изменения должны  были вступить в силу только с 1 июля 2017 года.

Процедура закрытия ФОП урегулирована статьей 67-й Налогового кодекса Украины, которая называется «Основания и порядок снятия с учета в органах государственной налоговой службы юридических лиц, их отдельных подразделений и самозанятых лиц». Подпункт 67.3. этой статьи гласит: «порядок снятия с учета в контролирующих органах юридических лиц, их обособленных подразделений и самозанятых лиц устанавливается центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную налоговую и таможенную политику». Таким нормативным документом является Приказ Министерства финансов Украины от 9 декабря 2011 года №1588 «Об утверждении Порядка учета плательщиков налогов и сборов».

Действующую процедуру прекращения предпринимательской деятельности в июле 2014 года несколько упростили – и именно в части порядка внесения в Единый государственный реестр решения о прекращения государственной регистрации деятельности лица в качестве предпринимателя.

Что такое этот ЕДР?  Единый государственный реестр юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных формирований – это автоматизированная система сбора, накопления, защиты, учета и предоставления информации об юридических лицах и физических лицах-предпринимателях. Функционирование ЕДР осуществляется согласно Закону Украины «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных формирований». Распорядителем ЕДР является Министерство юстиции Украины.

Итак, решение о прекращении предпринимательской деятельности ФОПом принято и зарегистрировано в ЕДР. Что дальше? Информация об этом регистрационном действии поступает во все фонды и в налоговую, в том числе.

Но после этого, ни в коем случае ни один ФОП не должен считать себя бывшим, закончившим свою бизнес-деятельность предпринимателем. Нет, это не так. Налогоплательщик должен «подчистить все хвосты», а именно – согласовать все свои обязательства по уплате налогов и сборов.

Что он должен для этого сделать?

Все еще ФОП должен обратиться в налоговую инспекцию по месту своего учета. Провести сверку по уплате налогов и сборов, закрыть счет предпринимателя в банке. Вернуть в инспекцию, при наличии, свидетельства или справки о регистрации. Снять с учета объекты налогообложения: например, магазинчик, киоск…

Это еще не конец деятельности ФОПа. Ибо местный орган Государственной налоговой инспекции, где налогоплательщик находился на учете, после получения информации из ЕДР о прекращении предпринимательской деятельности на протяжении 10 календарных дней принимает решение о проведении проверки ФОПа, который закрывается. Этой проверке могут подлежать деятельность  ФОПа за три последних года –1095 дней - это максимальный термин, который могут проверять налоговые органы. Это может быть как решение о проведении, так и о нецелесообразности проведения проверки. Об этом ФОПам, которые закрываются, часто не говорят и настаивают, чтобы они сами писали заявления о проведении проверки.

Если приняли решение проверку все же проводить, то налогоплательщику вместе с уведомлением об этом должно быть сообщено о необходимости предоставления конкретных документов для этой проверки.

Вся процедура снятия с учета такова. Все ответственные должностные лица налоговой соответствующим образом заполняют электронный обходной лист закрывающегося ФОПа с подтверждением отсутствия возражений касательно снятия с учета. В результате этих действий будут закрыты  карточки личных счетов, что и является подтверждением факта отсутствия любых задолженностей перед государством по уплате налогов и сборов.

Да, это процедура сложная и неприятная. Она утомительна и для закрывающегося ФОПа, и для налоговых органов. Ведь для всего вышеперечисленного необходимо, скажем прямо – немало времени и человеческих ресурсов налоговой инспекции, а они, мягко говоря, не безграничны. Ее кадровый состав таков, что он уж точно не может справиться с массовым закрытием ФОПов. Работники налоговой инспекции не могут трудиться круглосуточно, их ответственность за возможные ошибки такова, что они спешить не станут. Оплата труда людей этого должностного уровня не позволяет сделать вывод, что они станут пахать стахановскими темпами.

Представьте себе, сколько человеко/часов необходимо для проверки 150 тыс. плательщиков! Безумно много, но кадровых ресурсов в налоговой инспекции просто нет. Наоборот: ее реалии - постоянные сокращения, текучка кадров...

В настоящее время ревизорские функции у районных органов налоговой инспекции забрали и передали право на проведение проверок налогоплательщиков на региональный уровень. Но при этом, согласно «Уложениям и должностным инструкциям специалистов региональных главных управления ДФС» эта ревизорская функция  не узаконена и еще долго может проходить процедуры утверждения и государственной регистрации изменений.

Поэтому проведение проверок, в том числе и закрывающихся ФОПов фактически парализовано. Завершают только те проверки, которые начаты еще в 2016 году. Другим же экс-предпринимателям говорят: у нас реорганизация, и потому новых проверок пока не открывают. Но люди-то об этом не знают!

А заявление руководителя Государственной фискальной службы Р.Насирова было о том, чтобы провести проверку и документально установить факт продолжения осуществления предпринимательской деятельности конкретного ФОПа после официального прекращения его государственной регистрации. Оно никак не касается ФОПов, не осуществлявших предпринимательскую деятельность и декларировавших «нули», но только тех, кто до последнего времени платили налоги и сборы, но вдруг прекратили деятельность. 

Правда, проблемы в Государственной налоговой инспекции, о которых сказано выше – нехватка людей, текучка, зачастую низкая квалификация сотрудников никуда и в данной ситуации не исчезли. Так что посмотрим, какие будут конкретные результаты выполнения и этого намерения Насирова.

Анна Левчук
 

* Мнение автора публикации может не совпадать с позицией агентства

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2019 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-