Михаил Гончар, президент Центра глобалистики "Стратегия XXI"
Арбитраж ускорит угасание "звезды" Газпрома
02.06.2017 16:00

Возвращаясь к 2009 году – времени, которое предшествовало подписанию контракта. Юлия Тимошенко пошла на санкционирование его подписания НАКом не в последнюю очередь под давлением из Брюсселя, хотя, возможно, она и понимала недостатки этого контракта. Также ей важно было любой ценой убрать непрозрачную, паразитарную и корупциогенную схему РУЭ, о чем часто забывают.

Жажда власти любой ценой, межолиграхическая борьба, русские игрища с украинскими политиками, москвоориентированное рентоизыскание последних, давление европейских "гибридных друзей", – все это факторы, способствовавшие заключению проблемного контракта купли-продажи газа от 19 января 2009 года.

- Какая главная победа этого многотомного дела?

- Она многоаспектна. "Газпром", чувствуя, что "Нафтогаз" будет обращаться в арбитраж, поскольку это предусмотрено контрактом, сработал на опережение. Основная претензия – "Нафтогаз" не придерживается контрактного обязательства "бери или плати". По логике "Газпрома", "Нафтогаз" должен безусловно оплатить за невыбранные объемы. И это была не только "хотелка" Миллера, предусмотренная контрактом 2009 года. Вспомним, что Россией уже был оккупирован Крым, шло вторжение на востоке страны. Претензия на сумму $31,7 млрд должна была, по мнению Кремля, мощно психологически повлиять на "киевскую хунту" еще и в сочетании с газовой блокадой, к которой прибегли в июне 2014-го. Логика просматривалась следующая – списание штрафа в обмен на Крым. То есть, арбитраж обяжет "Нафтогаз" заплатить колоссальную сумму – практически 1/3 ВВП Украины, что нереально, поэтому Россия предложит сделку – списание штрафа, который будет признан арбитражем как долг в обмен на признание Киевом российского статуса Крыма.

"Нафтогаз" отреагировал встречной претензией, которая базировалась на неправомерности применения принципа "бери или плати". А второе – это то, что формула цены в контракте является нерыночной, в результате чего "Нафтогаз" постоянно переплачивает "Газпрому" за импортируемый газ. Стокгольмский арбитраж анализирует не только дух и букву контракта, он анализирует контракт на предмет соответствия рыночным реалиям. Также очень тщательно изучается вопрос – нет ли элементов дискриминации в отношениях между двумя партнерами по контракту, особенно если они разновеликие, а они действительно разновеликие. Не знаю, какие формулировки будут в несколькосотстраничном решении арбитража, но, на мой взгляд, можно сказать, что арбитраж заметил дискриминационный подход – в сочетании принципа "бери или плати" с одновременным запретом реэкспорта газа. Также и с формулой цены не все так однозначно для "Газпрома".

Решение арбитража косвенно показывает не только для нас, но и для Европы один важный момент, который для нас был очевидным: Россия использует газ не просто как экспортный товар, а как механизм конвертации отношений "товар–деньги" в экономическое и политическое влияние на ту или иную страну, с компаниями которой "Газпром" устанавливает договорные отношения. Сочетание формулы цены с набором контрактных позиций типа "бери или плати", запретом реэкспорта и тому подобное, дает возможность регулируемого влияния на контрагента.

- Мне кажется, что это может повлиять. На первый взгляд, контракт купли-продажи (а также и транзитный контракт, который еще в рассмотрении) Газпром–Нафтогаз и проект "Северный поток-2" – это разные планеты. На самом деле, все может оказаться по-другому. Вокруг этого проекта много споров. "Газпром" и его сторонники утверждают, что это просто один из бизнес-проектов, не более того: не шейте сюда политику. А оппоненты говорят, что это политически и геополитически мотивированный проект, который экономически лишен смысла. Решение Стокгольмского арбитража показывает, что "Газпром" может манипулировать и осуществлял манипулирование. И в том случае, если "Северный поток-2" будет реализован, а еще будет реализована через Черное море вторая нитка "Турецкого потока" в Европу, "Газпром" получает возможность манипулировать направлениями, объемами и ценами поставок в Европу. Соответственно, он будет иметь возможность навязывать тем или иным компаниям из тех или иных стран определенные выгодные для себя контракты. В том или ином замаскированном виде могут содержаться дискриминационные подходы. Поэтому не случайной была польская идея создания Энергетического Союза, где один из краеугольных камней – совместная закупочная политика стран ЕС при закупке газа у внешних поставщиков. И между прочим, эта позиция была уничтожена сразу, когда эта идея стала обсуждаться в рамках Европейского Союза. Мол, нет, так не может быть, мы же там не Советский Союз, мы же Европейский Союз, какая централизованная закупка? Эта идея, по сути, была зарублена прогазпромовским лобби в Европе. А теперь решение Стокгольмского арбитража указывает на высокие риски от затратных инфраструктурных проектов "Газпрома", которые могут оказаться "троянским конем" России в Европе. Думаю, что трезвомыслящие европейские политики, которые на четвертом году войны наконец проснулись, увидели, что представляет собой Россия.

Для ЕС было бы логичным принять решение, что проекты наподобие "Северный поток-2" не могут быть сейчас на повестке дня Европы, пока Россия не восстановит территориальную целостность Украины и Грузии, не выведет войска из Молдовы

С одной стороны, в Еврокомиссии понимают, что "Северный поток-2" противоречит фундаментально европейскому энергетическому законодательству, идее Энергетического Союза, а с другой стороны – они не могут противиться, потому что им немецкое правительство и ряд европейских компаний указывают на превышение мандата. Мол, это бизнес-проект, и мы хотим, чтобы он был реализован. Поэтому для Европейской комиссии, в этих обстоятельствах, было бы логичным принять решение, что проекты наподобие "Северный поток-2" не могут быть сейчас на повестке дня Европы, пока Россия не вернется в международно-правовое поле – не восстановит территориальную целостность Украины и Грузии, не выведет войска из Молдовы. Вот после этого можно рассматривать масштабные проекты сотрудничества Россия–ЕС, в том числе и "Северный поток-2".

- Конечно, когда мы ведем речь о сбалансированной системе импорта газа, то да. Хотя нет с европейской стороны никакого "Еврогазпрома", поставки газа в Украину в целом в течение всего периода реверсных поставок выполняло более трех десятков компаний, но чтобы европейские "гибридные друзья" не наглели, то необходима балансировка восточными поставками. И это могут быть поставки не только от "Газпрома". Было бы неплохо, если бы Европейская комиссия после стокгольмских решений настаивала бы, чтобы российская сторона обеспечила свободу доступа к трубопроводным мощностям "Газпрома" независимых добытчиков газа и свободу транзита центральноазиатского газа через газопроводы "Газпрома" в Европу через Украину. Если "Газпром" не хочет пользоваться украинскими газопроводами, то центральноазиатские страны или компании-трейдеры, уполномоченные ими, с удовольствием воспользуются этой возможностью. Поэтому нам важно иметь сбалансированную систему импорта газа. Но лучше всего нам выполнить национальную программу наращивания газодобычи, сократить внутреннее потребление до уровня того, что мы добываем, и не зависеть ни от Востока, ни от Запада, ни от агрессивной России, ни от напыщенной и прихотливо-трусливой Европы. Поэтому лучше от таких врагов и друзей не зависеть и быть самодостаточными. Оптимальный вариант – покончить с импортом газа, для чего у нас есть все основания, и свою экономику проинвестируем и будем иметь свое собственное ресурсное обеспечение.

Лана Самохвалова, Киев

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2019 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-