Ценам – волю! Но не забываем о прошлогодних гречке и яйцах...

Ценам – волю! Но не забываем о прошлогодних гречке и яйцах...

338
Ukrinform
Об что могут «спотыкнуться» свободные цены на продукты питания

Как и предполагал Укринформ, после нескольких месяцев наблюдения за поведением освобожденных от государственного регулирования цен на продукты питания, правительство окончательно признало нецелесообразность их дальнейшего централизованного регулирования. С 1 июля текущего года в Украине отменяется любое вмешательство государства в ценообразование на рынке продовольствия. По мнению чиновников, эксперимент по ценовой дерегуляции вполне можно считать успешным. Статистика подтвердила действенность рыночных механизмов - «бесконтрольные» цены на протяжении почти года действия пилотного проекта вели себя более-менее адекватно относительно экономической ситуации в целом. Они и росли, и падали в соответсвии со спросом, предложением, конкуренцией, сезонным производственным и макроэкономическим факторами, то есть, благодаря объективному экономическому влиянию, а не по решению какого-то чиновника. Именно так и должно быть в реально свободной экономике. Единственное, чего не хватает для закрепления эффекта дерегуляционного «эксперимента», на наш взгляд, – это усиления роли Антимонопольного Комитета. Не будет жесткого надзора за антимонопольным законодательством – все рыночные «завоевания» пойдут коту под хвост.

«Ценовой» полет проходит нормально

С 1 июля 2017 года в Украине после почти двух десятилетий государственного регулирования цен на некоторые социально важные товары и услуги, прекращается регулирование цен на 15 групп продовольственных товаров - мука, хлеб, макаронные изделия, крупы, сахар, говядина, свинина, мясо птицы, вареные колбасные, молоко, творог, сметана, сливочное масло, подсолнечное масло, яйца куриные. Никто из чиновников уже не будет указывать производителям продовольствия уровень «желаемой» рентабельности, а оптовым и розничным торговцам – уровень торговых наценок. Будем теперь привыкать к невидимой руке рынка.

Напомним, что отмене государственного ценового регулирования на продовольственные товары (этого пережитка прошлого) предшествовал пилотный проект, которым с 1 октября до 31 декабря 2016 года было приостановлено государственное регулирование цен на указанные выше товары.

Согласно утверждению Минэкономразвития, результат мониторинга отпущенных цен доказал, что их свободное «плавание» существенно не повлияло на ценовую динамику потребительского рынка. Производители достаточно быстро реагировали на изменения рыночной конъюнктуры, а торговцы – так же, следуя рыночным тенденциям, оперативно меняли ценники. И не только в сторону повышения.

В целом, в четвертом квартале 2016 при квартальной инфляции (в итоге с октября по декабрь) в 5,5% против 1,6% в 2015 году цены на продукты питания росли меньшими темпами - 4,5% против 5,4%. Хотя среди них были и рекордсмены роста - молочные продукты (прирост цены за три экспериментальных месяца составил 10-22%) и куриные яйца (подорожали на 50% в октябре и почти так же «откатились» в цене в декабре, по 15 грн за десяток до 20-22 грн и обратно). При этом подорожание «молочки» объяснялось сезонным фактором - ростом закупочных цен на молоко. А насчет цены на яйца, то она существенно колеблется в зависимости от ситуации с украинским экспортом. В конце 2016-го экспорт был ограничен из-за подозрений в заражении сальмонеллой, поэтому на местном рынке отмечалось увеличение предложения яиц, что уменьшило цены до 9-11 грн. за десяток в начале года. Сейчас цена на яйца колеблется в районе 11-13 грн. учитывая «яйценосный» сезон.

В то же время, по данным Госстата, в 2014 году «продуктовая» инфляция (индекс потребительских цен на продукты питания, декабрь до декабря предыдущего года) составила 24,8%, в 2015 году - 41,5%, а в 2016 году – уже только 3,2%. За пять месяцев текущего года цены на рынке продовольствия подросли чуть больше, чем на 8%, то есть ситуация не критическая.

Все это дало основания правительству распрощаться с государственным регулированием как с анахронизмом, который лишь создавал дополнительные трудности для бизнеса и лазейки для недобросовестных производителей. От стремительного роста цен на основные потребительские товары, которым постоянно пугали лоббисты регулирования, оказывается, неплохо сдерживают рыночные стимулы.

Риски рыночной экономики: продовольственная безопасность прежде всего!

Однако, общество в целом еще не определилось, радоваться ли продовольственной дерегуляции так же триумфально, как безвизу, или нет. Даже после успешного «испытательного» срока проекта, не все экономисты убедились в правильности решения о свободном ценообразовании на продовольственном рынке. И это говорит о существующих предостережениях при переходе на полностью рыночное ценообразование в социально важной сфере.

По словам главы совета НБУ Богдана Данилишина, в Украине критическая ситуация с продовольственной опасностью. По подсчетам НБУ, в среднем у украинцев 57% всех потребительских расходов приходится на продовольствие. А у населения с самыми низкими доходами расходы на питание превышают 80% всех совокупных расходов. "То есть фактически они находятся в продовольственной опасности (по международным критериям, продовольственная опасность наступает тогда, когда 60% от общих расходов составляют расходы на продовольствие)", - заявлял господин Данилишин. По его мнению, отмена административного регулирования цен на продовольствие даже в стабильных экономических условиях должна сопровождаться введением адресных программ продовольственной поддержки для наиболее уязвимых слоев населения.

Устранение государства от процесса регулирования цен на основные виды продуктов питания увеличивает риск активизации недобросовестных предпринимателей и спекулянтов. «В странах с развитой экономикой и политической системой существуют предохранители от любых недобросовестных действий со стороны производителей или торговли в виде Антимонопольного органа. В Украине этот орган не работает на потребительском рынке. Что означает, что с 1 июля каждый из нас может стать жертвой злоупотреблений со стороны производителей, которые могут беспощадно завысить цены на базовые продукты питания. В условиях нарушения антимонопольного законодательства мы можем получить цены выше европейских», - предупреждает Алексей Дорошенко, генеральный директор Украинской ассоциации поставщиков торговых сетей.

В качестве примера господин Дорошенко приводит прошлогодний скачок цен на гречку и куриные яйца, которые внезапно подорожали чуть ли не в два раза. Ответ регуляторных органов на вопрос, кто на этом заработал, до сих пор отсутствует. Хотя все это очень похоже на злоупотребления и они произошли больше года назад. «Жадность некоторых недобросовестных компаний сдерживалась тем, что ценовое регулирование могли вернуть. Теперь можем ожидать сильных ценовых колебаний на отдельные продукты», - предостерегает Алексей Дорошенко.

С ним не соглашается экономист Андрей Новак. Он считает, что из-за отмены государственного регулирования никакого роста цен на продукты не должно быть. «По законам экономики, он может произойти вследствие провоцирования определенных панических настроений относительно того или иного дефицитного товара, что у нас уже не раз было. Но реально – есть себестоимость, цены конкурентов, цены на энергоресурсы, курс гривны (это когда речь идет об импортном товаре)», - считает господин Новак.

Именно поэтому, чтобы не было подобного провоцирования и искусственно созданного дефицита, нашему Антимонопольному комитету придется серьезно работать. Ведь цивилизованное государство (а не олигархически-клановое) контролирует и управляет ценам исключительно рыночными методами - интервенциями на бирже, запасами из госрезерва, антимонопольными преследованиями и т.д.

Включаем антимонопольный предохранитель. Америка нам в помощь

А мы помним, что к украинскому антимонопольному ведомству есть много претензий. Один из последних громких скандалов, например, обвинение в адрес Антимонопольного комитета в том, что комитет ненадлежащим образом реагировал на монопольное положение на рынке табачной дистрибуционной компании "Тедис Украина" (ранее - "Мегаполис-Украина"). Глава МВД Арсен Аваков даже требовал отставки руководства. Правда, скандал быстро утих. Неэффективную деятельность Антимонопольного комитета Украины в свое время также констатировал и предыдущий министр экономического развития и торговли Украины Айварас Абромавичус. В АМКУ заявляют, что в 2016 году экономический эффект от деятельности АМКУ увеличился в 1,5 раза и достиг 1,4 млрд грн. Будем надеяться, что сотрудничество АМКУ с Федеральной торговой комиссией США (программа технической помощи «Твининг») и с конкурентными ведомствами Германии и Литвы, которые начались в прошлом году, вскоре дадут свои результаты. В США, например, антимонопольные органы являются едва ли не самой большой грозой недобросовестных предпринимателей. Так что надеемся, что конкуренция на продовольственном рынке, в том числе и ценовая, будет защищена.

Оксана Полищук, Киев

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2017 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-