Войцех Балчун, председатель правления ПАО “Укрзализныця”
Не собираюсь быть “свадебным генералом” в "Укрзализныце"
20.06.2017 16:13 1302

Несмотря на все это, мы купили или изготовили 1048 грузовых вагонов, а в прошлом году было только 28 вагонов. Мы впервые заказали 21 пассажирский вагон, хотя еще в 2015 году не было ни одного. Я застал компанию в состоянии технического дефолта с гигантским долгом в иностранных валютах, что влияло на наши результаты в предыдущие годы, особенно в 2015 году, где только разница на курсе стоила нам более 10-ти миллиардов гривен отрицательного финансового результата. Были также проблемы с топливом. Компания брала займы на покупку топлива с процентной ставкой 1% в день! Представляете, кто-то берет ссуду с процентной ставкой 365% в год, а потом сознательно не возвращает ее? Это примеры ситуаций, которые случались в компании. В отдельных сферах в компании действовали и продолжают это делать откровенно мафиозные структуры.

- Что вы имеете в виду?

- На протяжении последних дней я наблюдаю за действиями силовых структур в Укрзализныце. Если кого-то ловят на “горячем” за взятки или кражи денег, то это нормально. Зато, если это используется исключительно для запугивания кого-то, то с этим сложно соглашаться. В Украине такие действия носят массовый характер, и Укрзализныця здесь не исключение.

- Действия силовиков влияют также на имидж компании и ее руководства. Многие задают вопрос – могло ли руководство не знать о проблемах?

- Таких “авгиевых конюшен”, как Укрзализныця, в своей жизни еще не видел. Это, во-первых. Во-вторых, как уже сказал, это источник сверхприбылей для разного рода групп. В-третьих, подача всего этого в информационном пространстве в большинстве случаев не имеет ничего общего с реальностью. Здесь без всякой ответственности можно сказать все что угодно, сфабриковать любой материал, написать неправду и вбросить это в публичное пространство. Я когда-то сказал, что не буду прокурором. Для проведения расследований есть спецслужбы, а мои внутренние службы будут поддерживать эти действия. Что самое важное для украинской Укрзализныци?

- Чтобы она исправно функционировала...

- Да. Это стратегическая компания для государства. Она должна ежедневно запускать пассажирские и товарные поезда, потому что это кровообращение всей экономики страны. То есть, мы не можем улучшать работу компании таким образом, что это ее полностью парализует. А система устроена именно так, чтобы без никаких персональных последствий можно было заблокировать выход поездов из депо, поставку топлива. И все это благодаря формальным решением суда. Небольшая фирма может заблокировать любой наш тендер в антимонопольном комитете. Например, есть одна компания, которую основали бывшие работники Укрзализныци. В этом году она нам заблокировала от 30-ти до 60-ти тендеров, чтобы мы вовремя не закупили запчасти, вагоны. Вероятно, она основана людьми, которые не хотят потерять контроль над Укрзализныцей, и занимаются исключительно блокированием тендеров. И мы вынуждены работать в таких реалиях. Но несмотря на это, мы оплатили все займы за топливо и смазку, платим наши гигантские задолженности, уменьшая портфель кредитов в иностранных валютах. Мы также договорились о реструктуризации долга, перешли на международные стандарты расчетов и за первые пять месяцев года имеем 100 миллионов гривен прибыли. Если сравнить этот период с аналогичным периодом прошлого года, то мы улучшили свой результат на 9,5 миллиарда гривен.

ЗАЯВЛЕНИЯ ОМЕЛЯНА ПО "УКРЗАЛИЗНЫЦЕ" - ОТКРОВЕННЫЙ ПОПУЛИЗМ

- Несколько дней назад министр Омелян написал довольно громкий пост о вас и деятельности Укрзализныци. Что можете сказать относительно этого?

- Я ему тоже ответил на это своим громким постом. Заявления министра Омеляна о том, что я на данный момент незаконно выполняю свои обязанности, меня удивляет. Он этим себя публично компрометирует. Согласно украинского законодательства, мой контракт автоматически продлился, поскольку соглашение было подписано на три года.

Но в целом, я очень переживаю, что был втянут в персональную перепалку с министром Омеляном. Никогда раньше в своей жизни не принимал участия в чем-то таком, поскольку это противоречит моим принципам. Но меня поставили в безвыходную ситуацию. То, что сейчас говорит министр – откровенный популизм. Он также наносит много вреда не только мне, но и всей компании в целом. Этот пост был не случайным.

На этой неделе министр находится с визитом в США. Следовательно, правительству США и американским компаниям передается информация: пока руководителем Укрзализныци будет Балчун, то вы ничего не сможете сделать. А когда его уже не будет в компании, то мы сразу купим 500 локомотивов или тысячи вагонов. Как можно так безответственно поступать? Ведь речь идет о нашей финансовой ситуации, условиях кредитования, формальных юридических процедурах, в которых мы функционируем. Поэтому я написал, что мы заинтересованы в сотрудничестве и привлечении капитала, а наши юристы работают над тем, как наладить совместное сотрудничество. Однако, мы не можем купить напрямую, только по результатам тендера. А еще у нас есть распоряжение от правительства, что надо поддерживать отечественного производителя. Это первая часть дискуссии. А если проанализировать еще вторую, то каждый раз, когда в Министерстве инфраструктуры появляется проблема аэропортов, дорог или морских портов, и звучат какие-то обвинения в его адрес, то министр Омелян каждый раз вынимает на стол вопрос Укрзализныци. Он подогревает этот конфликт, чтобы отвлечь внимание от реальных проблем, и того, что не было сделано в министерстве.

- Да, я осознаю, что оценка нашей эффективности происходит именно по пассажирским перевозкам. Мы интенсивно прорабатываем идею поезда Черновцы-Сучава со станцией пересадки в Вадул-Сирет. Все время также продолжаются переговоры с венграми о введении в действие железнодорожного сообщения Мукачево-Будапешт. На этой неделе в Перемышле тоже продолжатся переговоры относительно поезда Львов-Краков. То есть, в целом делается очень много.

Мы оценили рентабельность всех наших железнодорожных линий. У нас есть некоторые совершенно стратегические маршруты, за которые мы должны доплачивать даже 260 млн гривен. Если бы мы смотрели на это исключительно с экономической перспективы, то нужно было бы их немедленно закрыть. Но это часть нашей общественной миссии. К сожалению, мы не смогли добиться системы компенсаций за перевозку, которую нужно было бы ввести. А финансовые затраты с каждым годом растут, поскольку значительно повышаются налоги на землю под железнодорожными путями. Стоит заметить, что налогов на землю под путями, кроме Украины, больше нет нигде в мире.

Решили не поднимать цены на билеты благодаря улучшению эффективности работы в других сферах

- Боретесь за их отмену?

- Да. Но, с другой стороны, мы понимаем, что это источник доходов для органов местного самоуправления. Поэтому стараемся их убеждать и ищем разные варианты решений. Например, предлагаем органам самоуправления обнулить этот налог, а взамен эти средства направим, например, на модернизацию пригородных электричек.

Наша компания – один из крупнейших покупателей топлива. В Польше за акциз на топливо доплачивает государственный фонд железной дороги, а в Украине нет такого фонда. И вряд ли он будет в ближайшей перспективе...

- Железнодорожные билеты для пассажиров будут дорожать в ближайшее время?

- Мы решили не поднимать цены на билеты благодаря улучшению эффективности работы в других сферах. Хотя, конечно, мы должны это сделать. Мы сделали даже больше: снизили стоимость билетов на международных сообщениях, например в Перемышль или Холм. Промо- цены мы сделали для того, чтобы эти трансграничные сообщения стали конкурентными автобусам, которые стоят на границе много часов.

- Недавно вы заявили, что ремонтная бригада Укрзализныци будет работать над модернизацией колеи в Польше. Это единичный пример, такая практика будет распространяться?

- Да, мы подписали контракт с польской фирмой ZUE S. A. Сейчас продолжаются ремонтные работы (на польской станции "Медика" - ред.). Мы показали, что имеем специалистов, соответствующее оборудование и можем выполнять такие заказы за рубежом. Думаю, что это только начало.

Если в целом посмотреть на инвестиции в нашу инфраструктуру, то в прошлом году мы модернизировали 270 километров путей, чего не делалось уже давно. Сейчас мы значительно увеличиваем отрезки дороги, на которых проводится модернизация.

УКРЗАЛИЗНЫЦЯ ВОССТАНОВИЛА К СЕБЕ ДОВЕРИЕ ЗА РУБЕЖОМ

- Что компании удалось достичь на международной арене за этот год?

- Сейчас ведется большая борьба за то, чтобы восстановить утраченные позиции компании в грузовых перевозках, которые генерируют наибольшие доходы для компании. Я провел встречи с руководителями железных дорог стран, которые для нас являются важными. Если ранее в проекте ТМТМ (Транскаспийский международный транспортный маршрут - ред.) лидерами были три страны – Казахстан, Грузия и Азербайджан, и они решали, как дальше транспортировать грузы в Европу, то удалось их убедить, что стоит включить в него Украину.

Сейчас мы готовим в ТМТМ предложение по ценам на перевозки на страны западной Европы, которая будет конкурентной для перевозок по Транссибу (Транссибирская железнодорожная магистраль России - ред.). Это не так легко, поскольку наш коридор сложный: Китай-Казахстан-Каспийское море-Грузия-Азербайджан-Черное море-Украина-граница с Польшей, и это ценная логистическая операция. Но я убежден, что мы предоставим окончательное ценовое предложение в рамках проекта.

В конце концов, китайцы решили, что они тоже должны диверсифицировать транспортные коридоры в евразийском пространстве. Поэтому для нас важны Дальний Восток, Центральная Азия и частично Ближний Восток. Сотрудничество с Азербайджаном и Грузией касается и сотрудничества с Ираном и всем регионом, который динамично развивается. Сейчас Укрзализныця стала реальным партнером, нас приняли в эту лидерскую группу в рамках ТМТМ. Мы восстановили доверие к себе. Это большой успех, который в Украине, к сожалению, недооценивается.

- Как происходит реструктуризация компании, особенно тех ее частей, которые напрямую не имеют отношения к рынку перевозок?

- Мы будем создавать соответствующие филиалы, думаем создать фонд недвижимости. На прошлой неделе было принято решение о формировании группы, которая проведет инвентаризацию имущества и его раздел между соответствующими вертикалями компании. Не забывайте, что у нас модель железной дороги еще старого советского образца, и мы имеем много депо, которые работают только на 20-30% своих мощностей. Это процесс, который только начался. Мы начали переговоры с профсоюзами относительно программ добровольных увольнений. Но проблема заключается в том, что с одной стороны – у нас избыток работников в одних сферах, а в других – их критическая нехватка. Поэтому нужно создать сбалансированную систему управления кадрами Укрзализныци. Это все записано в нашей пятилетней стратегии. Такого документа до сих пор в Укрзализныце никогда не было.

- Представим ситуацию, что после вашего отчета перед Кабинетом Министров с вами не продлят сотрудничество. Вы будете считать это своим личным поражением?

- Моим личным успехом является уже то, что я так долго пробыл в Украине и сделал очень много, выдерживая столь массовое и разностороннее давление и персональные атаки. Уверен, что вернусь в Польшу с совершенно поднятой головой.

А каким будет решение Кабмина? Я восприму любое. В конце концов, у меня с самого начала договоренность с господином Премьером, что этот контракт со мной является довольно виртуальным и может быть расторгнут в любой момент.

Юрий Банахевич, Варшава-Киев

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-