Стефан Хипп, глава HiPP Group
Органические продукты в Украине интересуют только молодых мам, поэтому и производитель работает на экспорт
09.08.2017 13:54 494

Почему в стране с самыми плодородными в мире черноземами рынок органических продуктов крайне неразвит, а те немногие из украинских производителей, которые занимаются органическим фермерством, работают преимущественно на экспорт? Что может заставить отечественный бизнес работать не на краткосрочную прибыль, а думать о будущем нации? Об этом – в интервью с главой одного из крупнейших производителей детского питания Hipp Group, владельцем органической фермы в Польше (2 000 га) Стефаном Хиппом.

Он – один из руководителей успешного семейного бизнеса в четвертом поколении, в совершенстве владеет знаниями об органическом земледелии и животноводстве. Может доступно объяснить, что нельзя вскапывать почву более чем на 20 см, поскольку в противном случае плодородный пласт смешивается с нижним песочным, и правильная структура потом долго восстанавливается. А грунт с правильной или с нарушенной структурой можно распознать, в частности, и по тому, что во время ливней первый все поглощает, а во втором дождевая вода будет стоять. Что существуют органические средства защиты от вредителей того же картофеля, такие как масло индийского дерева Ним. Что нельзя косить поля днем, а только утром и вечером, поскольку в противном случае можно уничтожить до 30% полезных насекомых, которые так важны для поддержания целостной экосистемы при органическом земледелии. Впрочем, Стефан Хипп хорошо разбирается и в международной политике и экономике. Радует, в частности, его вера в будущее Европейского Союза.

Семейное дело семьи Хипп – не просто успешный бизнес. Это бизнес, который с развитием нарастил свою философию и идеологию. И здесь речь идет не только о здоровом питании, но и о том, какой мир нынешнее поколение передаст следующему. В Украине к "органической философии" на сегодняшний день больше всего созрели молодые мамы. Но популярность этой философии среди большего количества украинцев, является, пожалуй, лишь делом времени. По крайней мере об этом свидетельствует европейский опыт.

СТРАНА С БОЛЬШИМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ И СЛОЖНЫМ РЕГУЛИРОВАНИЕМ

- Когда компания HiPP решила выйти на украинский рынок и когда начала работать в Украине?

- Мы вошли на рынок Украины в начале 1990-х, сразу после обретения ею независимости. Сначала мы работали через дистрибьюторов, а через несколько лет открыли компанию в Украине, которая в прошлом году отметила 20-ю годовщину.

- В каких постсоветских странах вы начали работать после распада СССР?

- Мы работаем в Украине, России, Беларуси, Молдове, Грузии, Армении, Азербайджане, Узбекистане, Литве, Латвии, Эстонии.

- Вы выходили на эти рынки одновременно?

- Нет, это происходило постепенно. Мы ездили в эти страны. И я помню, что одна из первых поездок была в Украину. В начале 1990-х у моего отца (Клаус Хипп - ред.), он художник, была выставка его картин в Киеве, и наша семья присоединилась к нему в этой поездке. Это была моя первая поездка в Киев.

- Какими были ваши ожидания от украинского рынка? Оправдались ли они за 20 лет?

- Мы рассматривали Украину как страну с большим рынком, где много детей. У нас были очень высокие ожидания, и, могу сказать, что они оправдались. Конечно, все еще есть чего достигать. Мы хотим расширять и совершенствовать наш бизнес на украинском рынке. В НіРР в Украине работает очень хорошая команда, более 250 человек. На сегодня наши цели очень четкие: мы хотим вернуть первенство на украинском рынке детского питания. Мы уже были лидерами, до кризиса. И это понятно, что он повлиял, поскольку все наши продукты – из-за высокого качества – имеют высокую цену.

Кроме того, сейчас на украинском рынке детского питания существует очень жесткая конкуренция, в частности со стороны России.

- Какова ваша личная оценка относительно ведения бизнеса в Украине?

- В Украине большие возможности и прекрасные люди. Регулирование и администрирование слишком сложные, а это никогда не бывает хорошо для бизнеса.

- Видите ли вы определенную динамику облегчения ведения бизнеса за последние 3 года?

- Движение происходит в правильном направлении. Мы чувствуем, что есть реформы, но они очень медленные. Хотелось бы, чтобы быстрее, ведь от этого зависит дальнейшее развитие.

- HiPP имеет свое производство на Закарпатье, нет ли у компании планов по открытию нового завода или органической фермы?

- У нас эффективный бизнес в Ужгороде достаточно давно. Там мы производим чаи для украинского рынка. Планируем экспортировать их в страны СНГ и некоторые другие страны, которые близко находятся, такие как Болгария и Венгрия. А также мы выпускаем детскую воду в Ужгороде.

Планов по открытию нового завода в Украине нет. А вот увеличивать мощности нашего производства в Ужгороде будем.

Вообще с точки зрения развития органического фермерства страна имеет большой потенциал. Мы уже используем органическое сырье из Украины около 15-20 лет. Много лет назад мы начали органический яблочный проект в Карпатах. В своем производстве используем также украинские ягоды - чернику и клубнику. Мы работаем с несколькими украинскими хозяйствами относительно зерна. Нас очень интересует рапс, гречиха и некоторые другие зерновые культуры.

В целом мы наблюдаем рост в Украине интереса к органическому фермерству.

В будущем мы можем рассматривать определенные инвестиции в органическое фермерство в Украине. С точки зрения почвы здесь прекрасные условия, ведь в украинских черноземах плодородный слой достигает 1 м, при том, что на большинстве почв в мире глубина этого слоя до 20 см.

- Назовите основные условия для инвестиций HiPP?

- Одним из главных условий, конечно, является закон о собственности на землю. Это очень важно для инвестирования в фермерство.

Другая важная вещь, как будет развиваться инфраструктура. Ведь если мы будем производить что-то, мы должны это потом доставлять.

И еще, важны условия экспорта из Украины. Здесь радует то, что постепенно облегчается экспорт из Украины в ЕС.

- Вы неоднократно подчеркивали, что традиционное сельское хозяйство имеет негативное влияние на природу, в том числе озера и реки? Не планируете ли HiPP помочь очистить некоторые озера в Украине?

- Если, например, мы начнем заниматься фермерством в Украине, то, конечно, все экологические параметры должны соответствовать нашим стандартам. Таким образом, органическая ферма была бы полезным проектом и для окружающей среды.

ГЕРМАНИЯ КАК ПИОНЕР ОРГАНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ

- HiPP работает в более 50 странах. Где среди этих стран наибольшая доля органических продуктов в общем продуктовом рынке?

- Крупнейший органический рынок в Европе – это Германия, где ежегодные продажи органической продукции превышают 10 млрд евро. HiPP продает около 50% своих продуктов в Германии.

- Можно ли назвать Германию пионером органического движения?

- Да. Германия имеет очень давние традиции в этом направлении. Первые органические продукты были проданы в Германии в 1970-е годы. На начало 1990-х годов у немцев повысилась культура питания, они стали больше думать о качестве продуктов, где их выращивают и производят. На сегодняшний день значительная часть немецкого общества убеждена, что органическая пища не только безопасная и чистая, но она также самая лучшая для окружающей среды.

- Какова была причина такого роста интереса к органическим продуктам. Немецкое правительство проводило и публиковало какие-то исследования, как употребление органической продукции влияет на долговечность или качество жизни?

- Немецкая пресса точно много писала о том, что является органическими продуктами, почему это хорошо. Одна из самых важных вещей – чтобы потребители поняли, в чем преимущество органической, а не обычной продукции. На сегодняшний день в Германии даже есть специализированные издания по органическим продуктам.

Я также уверен, что пиар и реклама, которую мы делали, повлияли на развитие органического рынка.

Немецкое правительство помогало органическим фермерам и продвигало идею органики в целом.

И еще один важный момент может быть в том, что в течение последних 20 лет в Германии было много скандалов, связанных с качеством пищевых продуктов. Мышление людей постепенно менялось, они больше не доверяют дешевым продуктам питания, больше думают о качестве, чем о цене.

- После этих скандалов какие-то компании-производители понесли ответственность?

- Конечно, некоторые компании были закрыты, продукты были выведены с рынка. Но поскольку этого становилось все больше и больше, люди чувствовали себя небезопасно при приобретении продуктов, и стали больше думать об их прохождении. Сейчас немецкие потребители хотят знать даже, с какой фермы продукты, как они производятся, как осуществляется контроль. Относительно органических продуктов это достаточно четко, по крайней мере, понятно, что никаких химикатов не применялось при производстве.

- Какая страна сейчас показывает наибольший рост спроса на органическую продукцию?

- В Европе в прошлом году Франция показала очень серьезный рост. Франция не имеет традиций в отношении органики, но сейчас люди действительно изменились. Рынок органической продукции во Франции в прошлом году вырос на 20%, что очень много.

ЕСЛИ В УКРАИНЕ БУДЕТ СПРОС НА ОРГАНИКУ, БУДУТ И СВОИ ПРОИЗВОДИТЕЛИ

- Как насчет рынка органических продуктов в Украине?

- В Украине, к сожалению, органический рынок крайне мал. Одна из причин, наверное, заключается в том, что на рынке нет много предложений, немного органических продуктов можно купить. Конечно, с детским питанием ситуация сильно отличается, здесь огромный ассортимент. По моему мнению, на сегодня 80-85% органических продуктов, продаваемых в Украине, относятся к детскому питанию. И очень важно увеличить рынок органики в Украине. В том числе для украинских производителей, для фермеров.

- Какова главная причина такой ситуации в Украине? Низкий доход или философия людей?

- Я думаю, прежде всего, это философия. Люди не знают об этом достаточно. Впрочем, я вижу, что многих молодых людей в Украине интересует эта тема, и они действительно уделяют внимание тому, что едят.

Но в целом нужно много разъяснений, чтобы люди поняли, зачем им покупать эти продукты. Если создастся спрос на органические продукты, за ним автоматически начнутся поставки, в том числе все больше и больше украинских фермеров будут производить для украинского рынка. На данный момент большинство органических ферм в Украине производят продукцию на экспорт.

- Какой способ вы считаете наиболее эффективным для того, чтобы повысить осведомленность украинцев об органике?

- Я думаю, это разъяснение людям через Интернет, через все виды СМИ истории вопроса: почему производят органические продукты, почему они являются чистыми, а процесс производства не вредит окружающей среде и тому подобное. Тогда люди начнут думать над этим.

Основная из причин для того, чтобы развивать органику - это здоровье человека. Органические продукты не содержат химикатов, имеют больше витаминов.

Во-вторых, важно разговаривать с людьми относительно негативных последствий традиционного сельского хозяйства для окружающей среды. Потому что все, что традиционное сельское хозяйство разрушает, в долгосрочной перспективе составит огромные убытки.

Молодые люди уже сейчас думают о следующем поколении: мы хотим, чтобы наши дети жили в мире, который все еще находится в порядке, а не в мире, где все рушится. Если вы посмотрите на такие страны, как Китай или некоторые другие, то многое было уничтожено. Преимущественно, из-за краткосрочного мышления.

- Украинский бизнес, главным образом, думает в краткосрочной перспективе ...

- Да, многие деловые люди думают на короткий срок. Но если в конце концов будет создан спрос со стороны потребителя, то эти бизнесмены последуют за ним. Потребители должны быть убеждены, что это правильный путь. Тогда за этим будет и все остальное.

Такая же ситуация была в свое время и в Германии. Когда спрос на продукцию органического фермерства начал значительно превышать предложение, то многие фермеры задумались над тем, что здесь есть бизнес-возможности в долгосрочной перспективе.

- Что показывает ваш анализ по странам, насколько спрос на органические продукты зависит от среднего дохода?

- Большинство органических продуктов, к сожалению, все еще остаются дорогими. Но если посмотреть на определенную продукцию, то можно увидеть, что всегда есть вопрос, насколько она важна для потребителя. Вот пример детского питания. По всей Европе мамы хотят иметь самые лучшие продукты для младенцев. И даже в странах с низким уровнем дохода они готовы тратить деньги. Так, в Австрии или Германии, конечно, доход выше, чем, например, в странах Восточной Европы. Но если посмотреть, кто покупает органические продукты, то это не только люди с высоким и средним доходом. Это также люди с низким уровнем дохода, потому что для них это является философией, и они потратят немного больше денег на еду, а не на некоторые другие вещи.

- Если говорить о потенциальном создании украинских брендов органической продукции в Украине, сколько времени может занять формирование доверия к новому бренду?

- Сама по себе доверие может быть сформировано за несколько лет работы. Однако здесь многое зависит от внедрения систем тщательного контроля и четкого регулирования. На 90% процентов добросовестных производителей всегда находится 10%, которые хотят обойти контроль и не тратиться на соблюдение всех стандартов, что влияет на доверие.

СЕМЕЙНАЯ ИДЕОЛОГИЯ

- В Украине у нас есть пословица «Моя хата с краю», что упрощенно можно трактовать так, что достаточно много украинцев скорее сделают что-то полезное и лучшее для себя и своей семьи, чем для страны и мира. Но компания HiPP также начиналась в свое время с того, чтобы ваш прапрадед хотел сделать лучше жизнь своей семьи. Каким был в НіРР процесс от того, чтобы делать лучше жизнь своей семьи до желания сделать лучше свою страну и мир?

- Да, я думаю, что-то такое же может быть и в Украине, если будут созданы соответствующие условия. С самого начала, когда мой прапрадед начал это, это было для семьи, чтобы его дети выжили. Но с того момента, когда мой отец возглавил бизнес, он всегда стремился донести органическую идею до всего мира.

- У меня впечатление, что вы уже создали некий маленький мир в глобальном мире, если не государство?

- Это система, которая работает в большой системе.

- У вашей семьи есть какой-то девиз?

- Да. Уже несколько поколений у нашей семьи есть лозунг: не боятся ничего и никого, смотреть вверх на птиц, всегда быть честными.

- Что вы читаете?

- Я читаю много научных статей об органическом фермерстве, об окружающей среде, о растениях. Последняя книга, которую я прочитал, была о деревья.

- Насколько вы свободны для того, чтобы делать что хотите?

- Если вы управляете семейным бизнесом, вы никогда не будете абсолютно свободны делать то, что хотите, потому что у вас большая ответственность, много работы. Я рос с философией моего отца: независимо от того, что ты получил бизнес в наследство, ты просто один парень, который должен держать его определенное время, затем передать. Здесь много ответственности и не очень много свободного времени. Но все в порядке, мне нравится то, что я делаю. И это очень важно.

Наталья Костина, Киев

Фото: HiPP Group

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2017 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-