Олег Хавронюк, первый секретарь по экономическим вопросам посольства Украины в Канаде
Наши предприятия, которые работают с ЕС, процентов на 75 готовы к «завоеванию» Канады
14.08.2017 18:00

- Я убежден, что наша торговля в ближайшие годы должна вырасти минимум вдвое. Важно помнить, что Соглашение призвано не только активизировать торговлю в товарах и услугах, но и привлечь в Украину инвестиции. Предыдущий канадский опыт свидетельствует, что уже в течение первого года после запуска свободной торговли с другими странами взаимные инвестиции растут в два раза. Вместе с тем, хочу подчеркнуть, что Соглашение о свободной торговле – это не разовая подачка или кредит, а возможность длительного заработка для украинского производителя.

- А как насчет услуг?

- Украинские услуги очень ценятся в Канаде. Это подтверждает тот факт, что объем украинских услуг, предоставленных Канаде, стабильно превышает объем услуг, предоставленных Украине Канадой. За счет этого мы сокращаем негативное сальдо торговли. Если же говорить о конкретных направлениях, то абсолютным чемпионом является сфера ИТ, которая занимает 64% всех предоставленных услуг. Еще 10% принадлежит транспортным услугам.

- Однако, в отличие от условий зоны свободной торговли с ЕС, в Соглашение с Канадой не включенные сервисы. Почему?

- Обе страны были заинтересованы во включении в Соглашения услуг еще со времени начала переговоров о свободной торговле в 2010 году. Почему в конечном документе этого не оказалось – сказать трудно. Но сейчас расширение действия Соглашения на сферу услуг – это вопрос №1. В течение двух ближайших месяцев Украина и Канада назначат своих представителей двусторонней комиссии, которая будет администрировать Соглашение. Эта комиссия будет следить за соблюдением правил, выявлять недостатки, и через два года должна предоставить свои предложения по их устранению. Уже сейчас мы видим необходимость добавить отдельный раздел о сфере услуг и защите инвестиций.

- Какие отрасли украинского экспорта получат наибольшие преимущества после вступления в силу соглашения?

- Если говорить о малом и среднем бизнесе, то это: пошив одежды и обуви, производство шоколада, кондитерских изделий и мебели из древесины, а также сфера ИТ.

- Раз все эти категории подпадают под нулевой тариф.

- Да, кроме сферы ИТ, они все теперь – беспошлинные. Но ИТ получит другой «бонус» – ввод электронной коммерции. Это позволит не только избегать налогообложения товаров, поставляемых через Интернет (билетов, компьютерных игр и тому подобное), но и обусловит изменения в оформлении договоров. Теперь канадская компания может подписать англоязычный контракт с украинским партнером и просто отправить его по электронной почте – перевод больше не нужен!

- А если посмотреть, так сказать, с другой стороны: какие канадские товары пользуются наибольшим спросом в Украине?

- В 2016 году это были: минеральное топливо, продукты переработки нефти, медикаменты, рыбная продукция, котлы, машины, наземные транспортные средства. В этом году ситуация изменилась незначительно: каменный уголь, лекарственные средства, рыба, сельскохозяйственные машины и автомобили. Из неожиданного: Украина удивила канадцев тем, что стала четвертым в мире импортером их рыбной продукции.

- То есть, именно эти товары и получат наибольшую выгоду от свободной торговли?

- Канадцы идентифицировали для себя рыбу, медикаменты, транспортное и электрическое оборудование, с\х технику. Но насчет последнего у нас будет действовать переходный период.

КАНАДСКИЙ РЫНОК – БОЛЬШОЙ, НО КОНСЕРВАТИВНЫЙ И ПАТРИОТИЧЕСКИЙ

- Каковы особенности работы на рынке Канады для украинских компаний?

Если производитель хочет серьезно подойти к торговле с Канадой – ему следует найти надежных местных партнеров

- Канадский рынок сложный, так как имеет много требований, довольно закрытый, консервативный и патриотический. Желающим работать на нем надо постоянно самосовершенствоваться, изучать требования и стандарты. Например, производителям морозильных камер, которые, кстати, вошли в топ-10 товаров, которые выиграют от свободной торговли, нужно учитывать экологические требования. Для производителей продуктов питания – обращать внимание на маркировку продукции. Надо понимать, что на этикетке должно быть как англо-, так и франкоязычный текст, при чем они должны быть равнозначными по размеру, цвету и другим признакам. Канада известна также своими требованиями к безопасности продуктов питания, с которыми можно ознакомиться на сайте Канадского агентства по контролю качества продуктов питания. Поэтому мой первый совет: если производитель хочет серьезно подойти к торговле с Канадой – ему следует найти надежных местных партнеров, которые и будут нести ответственность за приспособление к местным реалиям. В целом же наши предприятия, которые работают сейчас с ЕС, процентов на 75 готовы к «завоеванию» Канады.

БЕСПОШЛИННЫЙ ВВОЗ АВТОМОБИЛЕЙ ИМЕЕТ СВОИ ОСОБЕННОСТИ

- Среди всех канадских товаров сегодня едва ли не наибольший ажиотаж в Украине бушует вокруг автомобилей, беспошлинный ввоз которых якобы предусмотрен Соглашением. Так ли все просто?

- Соглашение действительно отменяет пошлины на некоторые автомобили, но только изготовленные в стране-участнице. Даже если автомобиль использовался в Канаде, но был завезен туда из Японии, он не будет подпадать под действие новых таможенных правил. В Канаде собирается довольно много моделей автомобилей, но далеко не все. Кроме того, для новых транспортных средств предусмотрен переходный период. Сразу пошлина отменяется только на бензиновые авто объемом двигателя 2,2-3 л и дизельные автомобили, объемом 2,5 л. В то же время подержаные канадские машины сразу становятся беспошлинными, но никто не отменял их обязательное соответствие стандарту Евро 5, который был введен в 2009 году. Остается также и НДС. То есть, экономия возможна, но при условии внимательного выбора.

- В Соглашении есть отдельные разделы, посвященные трудовым правам и экологии. К каким изменениям в этих сферах следует готовиться украинским предпринимателям?

- К никаким. По трудовому законодательству страны подтвердили свои обязательства как члены Международной организации труда и договорились не снижать действующие стандарты. Главным в разделе об экологии является то, что интенсификация экономического сотрудничества не должна наносить вред окружающей среде ни одной из стран. Для Канады это очень чувствительный вопрос. Канадцы придают большое значение соблюдению трудовых прав, экологических стандартов и гендерного равенства, поэтому украинским предпринимателям следует обращать на это внимание.

- Соглашение также предусматривает взаимный доступ к государственным закупкам. Что необходимо, чтобы принять в них участие?

- Объемы этого рынка – феноменальные. В Украине мы говорим о 300 млрд грн в год, в Канаде же эти цифры – еще больше. Соглашение позволяет украинским компаниям на равных участвовать в канадских тендерах, а это – хорошая проверка собственных возможностей работы на местном рынке. Чтобы попробовать свои силы, следует воспользоваться одним из двух онлайн ресурсов: сайтом Канадских государственных тендеров или Государственных служб и услуг Канады. На них перечислены все действующие тендеры и их требования. В свою очередь, участие канадских компаний в государственных закупках Украины станет еще одним предохранителем от коррупции.

- Куда следует в первую очередь обращаться украинскому предпринимателю, желающему выйти со своей продукцией на рынок Канады?

- Если бы я был украинским производителем, то обращался бы во все имеющиеся институты. Сначала я бы пошел в Совет экспортеров и инвесторов при МИД Украины. Это даст возможность разослать информацию о своей продукции в иностранные представительства Украины. Есть также Офис по продвижению экспорта при Минэкономразвития. Там работают профессиональные специалисты, заточенные на продвижение украинского экспорт на другие рынки. Важную работу выполняет и проект CUTIS. Это пятилетняя инициатива правительства Канады, направленная на помощь украинскому малому и среднему бизнесу. Следует также исследовать имеющиеся в Канаде инструменты, в частности на сайте канадского МИД есть справочник о том, как выйти на рынок Канады. Кстати, подобная инструкция на украинском языке в скором времени должен выпустить и офис проекта CUTIS. Думаю, нет нужды напоминать о необходимости ознакомления с канадским законодательством и стандартами. Не стоит забывать и о разного рода бизнес ассоциациях и союзах. Членство в них обычно платное, но может стоить вложенных средств. Например, Канадско-украинская торговая палата играет достаточно серьезную роль в продвижении украинских товаров.

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2019 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-