100% ВИЭ – возможно ли такое?

100% ВИЭ – возможно ли такое?

566
Ukrinform
Мировая статистика показывает рост технологий возобновляемых источников энергии, в то же время темпы роста традиционных мощностей постепенно снижаются.

Хотя использование «зеленой» энергетики происходит быстрыми темпами, рост их доли в конечном энергопотреблении гораздо медленнее, что в основном связано с тем фактом, что все энергоресурсы (возобновляемые и традиционные) увеличивают свои мощности в связи с ростом спроса. В 2014 году 19,2% конечного потребления в мире составили ВИЭ, в 2015 – 19,3%, продолжая увеличиваться в 2016-м.

Подавляющее большинство новых мощностей в прошлом году были введены в развивающихся странах, некоторые из которых стали важными игроками мирового рынка. В развитых странах спрос на электроэнергию рос медленно, а замена значительных объемов традиционной генерации занимает определенное время.

Кроме того, переход от ископаемого топлива к возобновляемым источникам энергии требует изменения в использовании - нужна новая инфраструктура, скажем, уход от танкеров и трубопроводов к электрическим сетям. В транспорте автомобили, например, нужно переформатировать с двигателей внутреннего сгорания на электроприводы, что сейчас уже становится мировым трендом. Многие страны берут на себя обязательства по увеличению доли электротранспорта, в частности Китай и Индия, которая планирует осуществить полную электрификацию транспорта до 2032 года. Некоторые шаги в направлении стимулирования электротранспорта делает Румыния, увеличивая субсидии на покупку электромобилей. Прямые субсидии дают Франция, Великобритания, США, Швеция. Так, во Франции, согласно действующему законодательству, транспортные средства, выбрасывающие меньше СО2 в зависимости от объема последнего получают единовременную скидку на сумму 5 или 7 тыс. евро. В Великобритании такая скидка может составлять до 25% стоимости нового автомобиля, в Швеции - 4,5 тыс. евро (программа действовала в 2012 - 2014 гг.), в Японии - 3,4-6,3 тыс. евро, а в Китае - 4,2-7,2 тыс. евро.

Вместе с тем существуют такие фискальные механизмы стимулирования развития электротранспортного сектора как освобождение от уплаты НДС (Норвегия), разового регистрационного налога (Дания), ежегодного дорожного налога (Германия), налога на служебный автомобиль. В целом же, чем выше уровень субсидий, тем выше темп роста рынка электромобилей. В Украине в 2015 году была отменена 8-процентная ввозная пошлина на электромобили, дополнительный импортный сбор в размере 5%, а также с прошлого года запрещено ввозить автомобили на ископаемом топливе, которым больше шести лет.

Традиционная генерация базового нагрузки (то есть те мощности, которые обеспечивают покрытие постоянной основной нагрузки в энергосистеме, в частности, это угольные, атомные электростанции, а также ГАЭС), начинают терять свое экономическое преимущество и больше не могут удерживать первенство в поставках энергии. В районах, где спрос на энергию растет (особенно в развивающихся странах), развиваются новые, более гибкие энергосистемы с использованием возобновляемой энергии.

Ряд стран и регионов, включая Данию, Германию, Уругвай и Кабо-Верде, объединили высокие (от 20 до 40%) доли ВИЭ, что демонстрирует возможность отклонения от традиционной парадигмы базовой нагрузки. Совершенствование технологий прогнозирования и хранения электроэнергии, реакции на спрос, координации и торговли электроэнергией, поставляемой через большие балансирующие области - все это возможности повышения гибкости системы, которые могут быть использованы для интеграции переменной возобновляемой энергии. Решение о том, какие варианты наиболее целесообразны и экономически эффективны, зависят от сочетания институциональных, технологических и экономических условий. Легкость интеграции сетей также зависит от страны.

Спектр плановых, операционных и институциональных изменений в энергосистеме может быть направлен на разработку инвестиционных стратегий с наименьшими затратами, сохраняя при этом надежность энергосистемы. Поскольку непостоянные возобновляемые источники энергии продолжают дешеветь при росте производительности, стимул их развертывания будет и дальше расти, двигая новые и существующие системы дальше от парадигмы базовой нагрузки.

Все эксперты в энергетике сходятся в том, что развертывание ВИЭ продолжится, особенно учитывая, что для такого развития есть необходимый технический и экономический потенциал, который на сегодня в значительной мере не используется.

Источник: RENEWABLES GLOBAL FUTURES REPORT

На сегодня уже есть успешные примеры перехода отдельных стран, городов на чистую энергетику. Так, например, Коста-Рику можно считать первой страной, которая, так или иначе, полностью перешла на возобновляемую энергию. Такие американские города как Аспен, Бёрлингтон, Вермонт также последовали «зеленому» тренду. В конце прошлого года Лас-Вегас стал крупнейшим городом США, отказавшимся от традиционной энергетики. К 2020 году полностью планируют перейти на чистую энергию Шотландия и Мальдивы. В Исландии уже достигнуто 100% производства электроэнергии и 85% тепловой энергии за счет ВИЭ. Такой активный участник декарбонизации как Германия, на сегодня уже имеет практику использования около 85% ВИЭ-энергии. Оптимизма добавляет тот факт, что даже в Украине есть отдельные примеры полного перехода на ВИЭ, как например, село Севериновка. Хочется верить, что таких примеров будет становиться все больше.

Европейские эксперты уверены в возможности полного перехода на чистую энергетику уже в 2050 году и считают, что значительную роль в этом процессе играют частные потребители и общества. Такая уверенность, в частности, повлияла на государственную поддержку и бизнес-модели коммунальных услуг, предполагающие привлечение местных общин и частных потребителей до прав собственности. Инерция - не только в отношении инфраструктурных изменений и жилого фонда, но и нежелание поведенческих изменений, - а также согласованное противодействие традиционной энергетики составляют значительный социально-экономический барьер на пути прогресса. К помехам развития ВИЭ можно также отнести отсутствие соответствующих системных и долгосрочных политик. Значительным сдерживающим фактором развития возобновляемой энергетики в развивающихся странах является доступ к финансированию, технологиям и ноу-хау.

Для возможности полного перехода на чистую энергетику невозможно пренебрегать политической и геополитической стабильностью как одной из важнейших предпосылок достижения цели. Достижение 100% ВИЭ возможно при правильном государственном регулировании, которое должно способствовать устранению основных барьеров для развития сектора, в частности: 1) конкуренции существующей инфраструктуры ископаемого топлива и целевых интересов стран-экспортеров последнего, которые до сих пор не смогли диверсифицировать свою экономику; 2) недостаточного осознания общественностью того, что возобновляемые источники энергии уже стали экономически конкурентными; 3) отсутствия инвестиций в энергетическую инфраструктуру и искривлений рынка, вызванных прямыми или косвенными субсидиями на ископаемое топливо. Важно при этом, чтобы энергетическая политика государства носила долгосрочный характер и предусматривала конкретные инструменты и механизмы для глубокого проникновения технологий возобновляемой энергии.

Татьяна Гайстерко. Киев

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2017 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-