Как живется фермеру в Европе? Льготы, кредиты и новые рынки

Как живется фермеру в Европе? Льготы, кредиты и новые рынки

216
Ukrinform
Несмотря на утверждение роспропа о европейских убытках из-за санкций относительно РФ, экспорт продовольствия из стран ЕС растет

На конец прошлого года количество действующих фермерских хозяйств в Украине составило почти 34 тысячи. Но в общей структуре производства с/х их доля остается незначительной – на уровне 6-8% в год, тогда как в ЕС эта отметка достигает почти 100-процентного показателя. О европейском опыте развития, стимулирования с/х отрасли в целом и фермерства в частности, узнали наши собкоры за рубежом.

БЕЛЬГИЯ: МОЛОЧНЫЕ РЕКИ НА УЛИЦАХ БРЮССЕЛЯ И ПРЕТЕНЗИИ К ЕС

Бельгия, как высоко экономически развитая страна, имеет современную и эффективную отрасль сельского хозяйства и агропромышленности. Каждый бельгийский регион продвигает свою специализацию в этой сфере, где тотальную роль играют частные фермерские хозяйства. Например, во Фландрии преобладает мясо-молочное скотоводство. В горной местности Арденны (это уже регион Валлония) фермеры специализируются на животноводстве, птицеводстве. Кроме того, в Бельгии выращивают пшеницу, сахарную свеклу, много видов овощей, лен, табак, цикорий (его здесь называют «шикон»), а также цветы.

Несмотря на интенсивность сельского хозяйства, эта отрасль не является ведущей в структуре экономики страны. Зато Бельгия почти полностью обеспечивает себя продуктами питания, а по некоторым показателям, в частности производстве молока, значительно превышает внутренний спрос.

Фото: agrotimeteh.com.ua
Фото: agrotimeteh.com.ua

На фоне взвешенной правительственной политики в этой сфере, доступности банковских кредитов для развития фермерства, наличии современной сельскохозяйственной техники (в среднем один трактор на 8 га земли), а также современных передовых технологий, бельгийские фермеры очень часто высказывают недовольство состоянием и перспективами своего экономического и социального благосостояния.

И главные претензии здесь труженики полей выражают преимущественно не бельгийской власти, а руководящим институтам Евросоюза, в особенности, Еврокомиссии.

Ведь общая политика в области сельского хозяйства и рыболовства имеет высокий уровень централизации именно на общеевропейском уровне ЕС. Соответствующие регламенты и директивы Еврокомиссии являются обязательными для исполнения национальными правительствами, а следовательно и фермерами на местах. Все это происходит на фоне высокого уровня зарегулированности агропромышленного сектора, определения соответствующих квот, попытки влиять на этот рынок со стороны политиков и чиновников, заседающих в Европейском квартале в Брюсселе.

Несколько раз в год центр бельгийской столицы превращается в большое село, улицы которого оккупировали сотни и даже тысячи тракторов вместе с коровами и свиньями. Это местные фермеры проводят очередную массовую акцию протеста из-за недовольства агропромышленной политикой ЕС. Последняя подобная манифестация прошла в январе этого года, когда фермеры в знак протеста вылили на улицы Брюсселя несколько тонн молока. Речь шла о перепроизводстве этого продукта и резком падении закупочных цен на молоко. Следовательно, фермеры требовали реагирования Еврокомиссии на проблему. Это все происходило на фоне массовых поставок в Европу дешевого сухого молока из США. И это лишь один из примеров борьбы бельгийских фермеров (а также и французских, и немецких) с европейской бюрократической машиной.

ЭКСПОРТ ПРОДОВОЛЬСТВИЯ ИЗ ЕС ПОСЛЕ ВВЕДЕНИЯ РОССИЕЙ САНКЦИЙ ВЫРОС

Но общая политика ЕС в области сельского хозяйства имеет и существенные преимущества для европейских фермеров. Речь идет о выделении субсидий из многомиллиардного бюджета Евросоюза на поддержку производителей. К слову, именно этот вопрос является одним из самых проблемных во время обсуждения странами-членами расходов бюджетного плана, который утверждается на 7 лет. Приходилось слышать позицию британских политиков, которые не понимали, почему их граждане должны платить налоги, из которых потом выделялись субсидии на поддержку фермеров, например, в Румынии.

Некоторые эксперты говорят, что такие субсидии являются тупиковым путем для развития отрасли, поддержания ее конкурентной способности. Но современные технологии в Западной Европе достигли такого уровня, что перепроизводство неизбежно, а сельские хозяйства не хотят терять свои доходы и работу.

В любом случае, эти фонды доступны, и бельгийские фермеры имеют реальные механизмы для их получения.

И еще одна якобы проблема. Это – экономические санкции, введенные Евросоюзом против России и, соответственно, так называемые, контрсанкции, введенные в ответ Москвой. В российской прессе продолжается истерика относительно того, что европейские производители сельскохозяйственной продукции несут огромные убытки из-за режима «необоснованных, неэффективных, несправедливых и не нужных» ограничительных мер против РФ. В частности, Бельгия потеряла некоторые позиции в отношении своего экспорта в Россию овощей, продукции садоводства, ягод, сыров. Но, как показывают актуальные исследования, на протяжении предыдущих лет экспорт продовольствия из стран ЕС, из Бельгии в частности, не только не снизился, но имеет уверенную тенденцию к росту. Это связано с выходом европейских производителей на новые рынки, объем которых уже перекрыл возможные убытки от ограничения торговой деятельности с агрессивной Россией.

ФРГ: ЗА ВЫСОКИЕ СТАНДАРТЫ – ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ

Информация на сайте федерального министерства продовольствия и сельского хозяйства ФРГ свидетельствует, что государственная помощь агросектору в принципе запрещена в ЕС в соответствии с пунктом 1 статьи 107 договора о функционировании Европейского Союза, так как может повлиять на свободную конкуренцию и дать преимущества определенным предприятиям, отраслям экономики или промышленности перед конкурентами на европейском внутреннем рынке. Однако, в этом положении важным является выражение «в принципе». Потому что далее уточняется, что в ЕС, а затем и в Германии субсидии законодательно все же допускаются как исключение из этого принципиального запрета.

В частности, в ФРГ, например, практикуется предоставление государством помощи социального характера отдельным потребителям, гуманитарной помощи в случае катастроф, а также субсидий хозяйствам «в связи с разделением Германии». Известно, что после объединения страны 27 лет назад хозяйства бывшей Восточной Германии оказались менее конкурентоспособными, чем в западной части.

Поэтому такая поддержка, как «помощь на областном уровне», «структурные фонды» или «общественные инициативы», считается совместимой с условиями общего рынка. Но при этом размеры этой помощи не должны превышать определенного порога (De-minimis).

Ключевым элементом стимулирования развития сельского хозяйства являются прямые выплаты как инструмент хеджирования рисков и доходов сельскохозяйственных предприятий, смягчения влияния иногда значительных колебаний цен на сельхозпродукцию.

Кроме того, прямые выплаты служат финансовой компенсацией за «высокие стандарты», потому что фермеры в Германии (и других странах ЕС) должны придерживаться гораздо более высоких требований в вопросе охраны окружающей среды и защиты животных и прав потребителя, чем фермеры в некоторых государствах, не входящих в ЕС.

КАЛЬКУЛЯЦИЯ ПО-НЕМЕЦКИ: ЧЕМ БОЛЬШЕ ДОХОД, ТЕМ ВЫШЕ И СЛОЖНЕЕ ДЛЯ РАСЧЕТА НАЛОГ

Правительство ФРГ оказывает следующую поддержку фермерам: чрезвычайную помощь в виде отмены ограничений по землям, выведенным из производственного пользования, для выращивания фуражных культур; может продлевать договоры аренды земли или отменить плату за пользование на земли, которые арендуются у государства; осуществляет авансовые платежи или досрочные выплаты государственных субсидий, авансовые выплаты госпомощи в неблагоприятных для сельскохозяйственного производства регионах; в ситуации национального кризиса (что Германии в настоящее время не грозит) предоставляет государственные субсидии предприятиям в условиях риска банкротства (половину – федеральное правительство, остальные – земельные бюджеты). Местная власть даже может аннулировать земельный налог в случаях значительного снижения урожая сельскохозяйственных культур.

Итак, программы госпомощи предусмотрены, в основном, только в форс-мажорных случаях при больших убытках, являются структурированными и применяются с разрешения Еврокомиссии.

Впрочем, к мерам стимулирования вполне можно отнести дифференцированную систему налогообложения. В Германии аграрии поделены на три категории в зависимости от уровня дохода и те, чей доход невысок, платят самый низкий совокупный налог, который рассчитывается исходя из количества гектаров земли в пользовании. Чем больше доход, тем выше налог и сложность его расчета.

К тому же, существует программа сельскохозяйственного кредитования, целью которой является поддержка инвестиционных мероприятий по рационализации труда и улучшению условий жизни фермеров. Опять же, получить кредит может только тот сельхозпроизводитель, общие доходы которого не превышают установленных пределов. В регионах с неблагоприятными климатическими условиями государство берет на себя погашение 5% по кредиту, в других – 3%. При этом собственный вклад хозяйства в такую инвестицию должен составлять не меньше 10% общей суммы.

Льготные условия для получения кредита предоставляются молодым людям, которые хотят начать собственный агробизнес, создать ферму. Таким образом, государство старается поддерживать и стимулировать свой агросектор, одновременно не нарушая законодательства ЕС.

ПОЛЬША: СКЕПТИЦИЗМ ОБЕРНУЛСЯ ПРЕИМУЩЕСТВАМИ

Польские аграрии были наибольшими скептиками вступления Польши в ЕС. В начале 2000-х годов именно они больше всего протестовали против этого шага, опасаясь, что открытие польского рынка для других стран Сообщества уничтожит польское село, а земли будут распроданы и отданы в аренду фермерам с Запада. Однако, как оказалось, именно польские аграрии больше всего выиграли от вступления Польши в ЕС. В первую очередь это происходит благодаря значительным европейским доплатам за разнообразную деятельность в аграрном секторе.

В Польше оказанием помощи аграриям, прежде всего, распределением средств Европейского инвестиционного банка (ЕИБ), занимается Агентство реструктуризации и модернизации сельского хозяйства (ARiMR). На непосредственные выплаты аграриям этот орган получил от ЕИБ в 2016 году свыше 14,8 млрд злотых (более 3,4 млрд евро). Градация категорий относительно получения такой помощи достаточно широка: от доплат за каждый гектар управных угодий и озеленение земель – до дистрибуции сельскохозяйственных товаров и помощи молодым фермерам на начало собственного бизнеса. В частности, в прошлом году в Польше за один гектар пахотных угодий фермер (после заполнения соответствующей анкеты) получал непосредственную доплату в размере 462 злотых (более 107 евро), за озеленение на площади 1 га – 310 злотых (около 72 евро), а молодой аграрий за работу на 1 га земли – 231 злотых (53 евро). Государство также выплачивает европейские деньги фермерам за выращивание отдельных видов культур и за содержание поголовья скота. Например, за 1 га площади, где выращивались помидоры, польский фермер в прошлом году мог получить непосредственную помощь в размере свыше 3 тыс. злотых (почти 700 евро), за картофель – более 1,2 тыс. злотых (около 280 евро), за сахарную свеклу – почти 2 тыс. злотых (свыше 460 евро). В то же время, за каждую корову польский фермер в 2016-м получал непосредственную помощь в размере 322 злотых (около 75 евро), за козу – 68 злотых (около 16 евро). В этом году непосредственные доплаты селянам в Польше будут приближенными к уровню прошлого года и составят около 14 млрд злотых (более 3,2 млрд евро).

ЗА ДВА ГОДА ПОЛЬША ОТКРЫЛА 30 НОВЫХ РЫНКОВ СБЫТА С/Х ПРОДУКЦИИ

Польские аграрии, как и немецкие, тоже могут рассчитывать на помощь от государства и за причиненный ущерб в результате стихийных бедствий или других внешних факторов. В частности, в этом году такими факторами были заморозки на почве, а также сильные ураганы, которые, в частности, пронеслись над Польшей в августе, причинив значительный ущерб. В министерстве сельского хозяйства Польши недавно объявили о помощи пострадавшим фермерам: за 1 га угодий, где полностью или в значительной степени уничтожен урожай, государство доплатит 1 тыс. злотых (более 230 евро). Кроме того, фермеры, чьи хозяйства больше всего пострадали в результате природной стихии, смогут рассчитывать на получение кредитов на очень преференциальных условиях. В этом году кредитный портфель для аграриев в Польше, по решению польского правительства, составит почти 1,2 млрд злотых (примерно 280 млн евро), а кредиты можно будет получить в шести определенных государством банках. На помощь от государства могут рассчитывать и фермеры, хозяйства которых попали в зону, где зафиксированы случаи или есть угроза появления Африканской чумы свиней (АЧС). За уничтожение поголовья свиней в районах карантина польские аграрии получили от государства компенсацию.

В Польше цены на сельскохозяйственную продукцию регулирует рынок. Поэтому тренды, которые характерны для мировых рынков и рынка ЕС, наблюдаются и в Польше. В частности, в Польше масло за год подорожало на 60%, а сахар - на 30%, что является не только польским феноменом, а общемировым. В то же время, польская власть делает все возможное, чтобы польская сельскохозяйственная продукция становилась более конкурентной на мировых рынках. Например, падение экспорта этой продукции в Россию в связи с российским эмбарго Польша успешно пытается компенсировать открытием рынков сбыта в странах Азии или Латинской Америки. За два года было открыто 30 новых рынков сбыта польской сельхозпродукции. Профильное министерство Польши сообщило, что по результатам этого года экспорт сельскохозяйственной продукции может составить более 30 млрд евро.

С 1 января в стране действует закон о том, что малые фермерские хозяйства смогут напрямую продавать свою продукцию заказчикам, избегая посредников. Это позволит небольшим компаниям получать высокие доходы и избегать диктата сетевых продуктовых супермаркетов.

А еще в Польше с недавних пор начали маркировать продукцию отечественного производства надписью "польский продукт", что, по мнению власти, должно поднять его престиж.

Андрей Лавренюк (Бельгия), Ольга Танасийчук (ФРГ), Юрий Банахевич (Польша).


При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2017 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-