Тарифный компромисс: почему Укрзализныця договаривается с бизнесом об индексации на 15%?

Тарифный компромисс: почему Укрзализныця договаривается с бизнесом об индексации на 15%?

239
Ukrinform
Укрзализныця и деловые и промышленные ассоциации последний месяц провели в горячих дискуссиях об индексации тарифов на грузовые перевозки железнодорожным транспортом.

Прогнозируемые доходы от нынешней индексации тарифов отражены в финплане УЗ, который утвердил Кабмин. Однако соответствующий приказ Мининфраструктуры об индексации до сих пор не утвержден в Минюсте.

Дежавю прошлогодней тарифной истории, когда после утвержденного финплана Государственная регуляторная служба еще медлила с подписью приказа на индексацию, аргументы против индексации звучат те же: бизнес против и экономике тяжело. В прошлом году тарифы, наконец, индексировали в апреле на 15%, а в этом году дискуссия затянулась.

В этом году железнодорожники тоже пошли на компромисс с бизнесом и согласны индексировать грузовые тарифы не на 22,5%, как заложено в финплане, а на 15%, поскольку именно на столько, а то и больше, вырастут цены производителей промышленной продукции по итогам 2017 года.

МАРАФОН Ж/Д ТАРИФОВ И ЦЕН НА ПРОДУКЦИЮ, КОТОРУЮ ПОТРЕБЛЯЕТ ОТРАСЛЬ – РАЗРЫВ РАСТЕТ

В железнодорожной отрасли доходы формируют грузовые перевозки, пассажирские – убыточны. По расчетам специалистов, убытки в сегменте пассажирских перевозок железнодорожным транспортом к концу этого года составят 10,5 млрд грн. К тому же перевозчик обязан субсидировать расходы на пассажирские перевозки за счет доходов от грузовых. Другой механизм возмещения перевозчику расходов в Украине не действует, тогда как в большинстве европейских стран выделяются дотации из госбюджета как в развитие инфраструктуры, так и в пассажирский сектор. Хотя Укрзализныця работает в условиях жестко регулируемых государством тарифов, она потребляет продукцию, цены на которую формируются свободно в рыночных условиях и стремительно растут. Это приводит к росту затрат перевозчика и ограничивает возможности для инвестиционной деятельности.

Со времени последнего пересмотра тарифов на грузоперевозки с апреля прошлого года, значительно подорожала продукция, которую потребляет отрасль. В частности, индекс цен промышленных производителей в 2016 году вырос на 35,7%, а в 2017 году – еще на 8,4%. Поэтому, по мнению менеджмента ПАО «Укрзализныця», предложение индексировать грузовые тарифы в 2017 году несколько сбалансирует разрыв между уровнем тарифов и индексом цен производителей. По оценкам специалистов, даже в случае индексации тарифов в этом году преодолеть большой перекос в сторону цен производителей промышленной продукции не удастся.

«Систематически в предыдущие годы тарифы Укрзализныци росли на значительно меньший процент, чем цены товаропроизводителей или индекс потребительских цен. Мы четко осознаем, что в такой ситуации рано или поздно рискуем оказаться на грани финансового и производственного коллапса. Даже с повышением тарифов мы не выйдем на тот уровень, на котором находится индекс цен производителей за последние два года. Получается, что по сути Укрзализныця финансирует те предприятия, которые могут регулировать цены на свою продукцию в свободном режиме», – рассказал директор по экономике и финансам ПАО «Укрзализныця» Андрей Рязанцев.

В компании отмечают, что в 2017 году без индексации грузовых железнодорожных тарифов разрыв между индексом цен производителей и индексом тарифов составит 71,7%.

По расчетам Минэкономразвития, индексация государственно регулируемых тарифов на индекс цен производителей промышленной продукции повлияет не значительно и не превысит прогнозных макроэкономических показателей. Член правления ПАО «Укрзализныця» Александр Бужор отметил, что прогнозируемый индекс цен производителей по факту ежегодно значительно выше. «Только за год, с сентября 2016-го по сентябрь 2017-го, цены на металлопродукцию выросли на 23,6%. Разрыв между тарифами и ценами производителей накапливается. Нельзя не учитывать, что в 2015-м, 2016–м и 2017 годах при плановых индексах до 10% они фактически превысили 20%. Это средний индекс, а в тех отраслях, чью продукцию потребляет Укрзализныця, индекс цен выше. Из-за этого накапливаются проблемы неудовлетворительного состояния инфраструктуры, тяги, вагонов», - рассказал Александр Бужор в ходе обсуждения темы тарифов с участниками рынка в Государственной регуляторной службе.

ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА ТАРИФОВ УКРЗАЛИЗНЫЦИ

Потребность в индексации тарифов признают и эксперты транспортного рынка. Экс-заместитель министра инфраструктуры Александр Кава отмечает, что без индексации тарифов Укрзализныця не сможет профинансировать свою инвестиционную программу. «Возьмем, например, предприятия горно-металлургического комплекса. Отечественные предприятия ГМК работают в рыночном сегменте и, соответственно, продают свою продукцию по рыночным ценам и на внутреннем, и на внешних рынках. При этом нынешняя несправедливая тарифная политика заставляет Укрзализныцю дотировать эти частные предприятия, которые и так прибыльны. Если у УЗ не будет достаточно средств для финансирования операционных расходов и инвестиций для обновления парка вагонов и локомотивов, то будут создаваться условия, когда Укрзализныця не сможет обеспечивать потребности экономики в перевозке грузов. Последствия ощутит на себе тот же бизнес, который сейчас выступает против индексации тарифов. Также некорректна позиция Государственной регуляторной службы (ГРС), которая блокирует индексацию тарифов, таким образом способствуя дотированию других отраслей за счет Укрзализныци. ГРС стоит понять, что Укрзализныця – это тоже бизнес, и она не может осуществлять перевозки по тарифам ниже себестоимости», – отмечает Александр Кава.

По мнению исполнительного директора Национального комитета по промышленному развитию при Кабинете министров Украины, председателя Совета Федерации работодателей Украины Анатолия Гиршфельда, индексация тарифов на железнодорожные грузовые перевозки необходима уже сейчас, поскольку сейчас тарифы нерыночные, а индекс цен на продукцию производителей к концу 2017 года вырастет не менее чем на 15%. «Заниженный тариф Укрзализныци создает повышенный спрос на дешевые вагоны и поле для коррупции. Тарифы Укрзализныци ниже, чем других дорог на ширине колеи 1520. Только когда тарифы будут рыночными, будет создаваться мотивация для изготовления подвижного состава. Необходимо, чтобы все владельцы подвижного состава работали в равных условиях», – пояснил Анатолий Гиршфельд.

Он также обратил внимание на критическое состояние подвижного состава Укрзализныци, требующего срочного обновления. «Без существенного обновления подвижного состава, компания не сможет полноценно выполнять свои функции: не только обеспечивать перевозки, но и быть локомотивом национальной экономики. Средства от индексации тарифов должны направляться на программу обновления подвижного состава», – добавил Анатолий Гиршфельд.

Председатель Наблюдательного совета – президент ПАО «Крюковский вагоностроительный завод» Владимир Приходько отмечает, что индексация железнодорожных тарифов будет способствовать новым заказам и развитию машиностроения Украины. «Я поддерживаю инициативу по индексации тарифов, если средства будут направляться в изготовление новой техники, развитие технологий, поддержку национальных производителей», – рассказал Владимир Приходько.

ИНДЕКСАЦИЯ СПОСОБСТВУЕТ ИНВЕСТИЦИЯМ

Железнодорожники тоже акцентируют внимание участников рынка и производителей продукции на том, что средства от индексации железнодорожных тарифов будут направлены на обновление подвижного состава перевозчика, который изношен более чем на 90%. В частности, по подсчетам железнодорожников, в 2017 году уже изъято из парка 12,3 тысяч грузовых вагонов и до конца года будут подлежать списанию еще более 6 тысяч. В последующие годы будут списываться из парка около 20 тысяч грузовых вагонов и свыше 300 локомотивов в год.

Для ликвидации дефицита подвижного состава и его системного обновления ПАО «Укрзализныця» разработала Стратегию развития общества на 2017-2021 годы. В частности, потребность в инвестициях на модернизацию подвижного состава и инфраструктуры за 5 лет достигает 150 млрд грн. Эти средства планируются на модернизацию старых или закупку новых 30% парка грузовых вагонов и локомотивов, 45% пассажирских вагонов. В частности, инвестиции в сектор грузовых перевозок стратегией определены на уровне свыше 28 млрд грн на приобретение 20 тыс. новых вагонов и модернизацию 50 тыс. существующих, закупку более 200 новых локомотивов и модернизацию существующих.

ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ УЖЕ СТАРТОВАЛИ

В условиях ежегодного сопротивления индексации грузовых тарифов от участников рынка Укрзализныця последние годы увеличивает объемы капитальных инвестиций за счет собственных и привлеченных средств, к тому же большой нагрузкой для отрасли является кредитный портфель, сформированный преимущественно в 2012-2013 годах и в основном в иностранной валюте. «В 2015 году объем капитальных инвестиций составлял 4,5 млрд грн, в 2016 году – 6,9 млрд, в этом году – не менее 9 млрд грн рассчитываем. За 8 месяцев этого года капинвестиции превысили 5 млрд грн. Это в два раза больше, чем за соответствующий период прошлого года. Мы наращиваем инвестиции и задействуем в работу собственные производственные базы, даем заказы заводам Украины. В следующем году сможем рассчитывать на освоение 15 млрд грн. Динамика свидетельствует, что с каждым месяцем и годом выходим на новые показатели», – рассказал Андрей Рязанцев.

На встрече с финансовыми аналитиками Андрей Рязанцев отметил, что индексация – это необходимое условие для развития железных дорог, а общество готово отчитываться, на какие цели для клиентов пойдут полученные от индексации средства: «Мы открыли специальный счет, куда будут направлены средства от индексации, и покажем, какие инвестиционные программы будут реализованы. Также показали бизнеса, из чего складывается наш тариф. Взамен ожидаем от бизнеса и партнеров конструктивного диалога».

С начала года на заводах – филиалах Укрзализныци уже изготовлено полторы тысячи полувагонов и 2 окатышевоза, приобретены 53 фитинговые платформы. До конца года на заводах Укрзализныци планируется изготовить не менее 2,5 тыс. полувагонов. Кроме того, Укрзализныця намерена купить вагоны других производителей. Для чего филиал «Дарницкий вагоноремонтный завод» через электронную систему публичных закупок «ProZorro» объявил тендерные процедуры на приобретение 2500 грузовых полувагонов с поставкой в IV квартале 2017 года и I квартале 2018 года. Также Укрзализныця ведет переговоры о получении кредитных средств Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) на сумму 150 млн долл. США для закупки грузовых полувагонов. Всего планируется приобрести ориентировочно 5-7 тыс. полувагонов с поставкой их в 2018 году.

Даже если будет достигнуто компромиссное решение между Укрзализныцей и бизнесом об индексации тарифов на 15% в 2017 году, по подсчетам железнодорожников, это менее чем на треть позволит покрыть потребности в инвестициях на обновление подвижного состава перевозчика. Остальные необходимые средства железнодорожники планируют получить путем эффективности работы компании и привлечения ресурсов. Как свидетельствует нынешний результат по международным стандартам финансовой отчетности, прибыль Укрзализныци составила 122 млн грн. Финансовый результат деятельности ПАО «Укрзализныця» в первом полугодии лучше на 3,9 млрд грн, чем за первое полугодие 2016 года. Консолидированную финансовую отчетность ПАО «Укрзализныця» за первое полугодие подтвердил независимый аудитор – международная компания E&Y.

В последние годы финансовый результат Укрзализныци был отрицательным: в 2015 году убыток составил 16,8 млрд грн, в 2016 году финансовый результат улучшился на 9,5 млрд грн, и общество закончило год с убытком в 7,3 млрд грн.


При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2017 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-