Как генералы и железнодорожники, и вообще - кто угодно - ProZorro обходят

Как генералы и железнодорожники, и вообще - кто угодно - ProZorro обходят

580
Ukrinform
Занизил цену – прошел тендер – цену повысил. Такая вот нехитрая и вполне законная схема позволяет мошенникам красть на государственных закупках

Украину сотряс скандал с задержанием заместителя министр обороны. А между тем, схема, в которой обвиняют генерал-лейтенанта Павловского, весьма распространена. Предусмотренная Законом о публичных закупках вполне справедливая норма пересмотра цены путем дополнительных соглашений (совокупно не более, чем на 10% стоимости товара), сегодня, к сожалению, обеспечивает широкое поле для «творчества» тендерных мошенников. Растрата государственных средств в результате подковерного повышения цен после проведения публичных прозрачных тендеров достигла огромных масштабов. Скромный процент-другой необоснованного повышения сверх норматива – вот и «накапала» в карман сотня-другая миллионов. Антикоррупционное бюро уже расследует несколько громких дел подобного «профиля» – вокруг "Укрзализныци", Минобороны и других государственных предприятий и ведомств. Возможно, это несколько собьет пыл коррупционерам. Но и законодателям пора подумать, как закрыть тендерную лазейку и исключить махинации с ценой и дополнительными соглашениями. Есть же, в конце концов, мировая и европейская практика.

На эти скромные 2% и живем

А вот и свежайший пример, иллюстрирующий размах «ценовой» схемы, которая позволяет легко обходить систему публичных закупок ProZorro.

11 октября 2017 года детективы НАБУ и САП задержали заместителя министра обороны Украины генерал-лейтенанта Игоря Павловского, обвинив его и его подчиненных в построении коррупционной схемы по растрате госсредств в сумме свыше 149 миллионов гривен при закупке топлива для Министерства обороны Украины. К хищению, по данным следствия, причастна также ООО "Трейд Коммодити", руководителей и учредителей которой следователи также планируют допросить. Кстати, согласно вчерашнему сообщению, эта же компания делала подобное предложение и МВД, но там отказали.

Дело в том, что в мае 2016 года Минобороны объявило тендер на закупку различных видов топлива для армии на сумму 1,25 млрд грн. Лучшие условия предложила никому тогда не известная компания "Трейд Коммодити" с более чем скромным уставным фондом 7,4 тыс. грн, зарегистрированная в Каменском на Днепропетровщине. Эта фирма неожиданно выиграла среди всех других серьезных конкурентов топливного рынка, предложив самую низкую цену. С ней же Минобороны и заключило 14 договоров на поставку 70,1 тыс. тонн горючего. Однако уже в июне соглашения были пересмотрены и появились первые дополнительные соглашения к договорам, потом другие... По 22 дополнительным соглашениям, в период с 15 июня по 11 августа 2016, цена поставки топлива была пересмотрена и в среднем завышена на 12,2%. Таким образом Минобороны согласилось получить на 8555 тонн меньше запланированного топлива (по закону, сумма публично заключенного договора между государством и поставщиками при этом не может меняться. – Авт.). Эту разницу на сумму 149 миллионов 339 тысяч гривен (по ценам 2016 года) НАБУ и САП считают прямым ущербом государству.

Подобным образом «попалились» на тендерной схеме чиновники ГП «Укрзализнычпостач» и филиала «Центр обеспечения производства». В конце 2016 года следователи заподозрили сговор железнодорожников с компанией ООО «Вог Аэро Джет» и присвоение свыше 110 миллионов гривен железной дороги при поставке дизельного топлива. Расследование показало, что должностные лица " Укрзализныци после заключения договоров также подписывали дополнительные соглашения на повышение цены, не соответствовавшие реальным рыночным колебания цен на дизельное топливо на то время.

Кстати, по данным проекта «Zализниця без коррупции» (поддерживается «Тгапѕрагепсу International Украина» и фондом «Відродження»), упомянутое ООО «Трейд Коммодити», которое связывают с народным депутатом Грановским, тоже «засветилось» в топливных тендерах Укрзализныци – всего на 2,7 миллиардов гривен, действуя по привычной схеме: предлагая на тендере минимальную цену, потом требуя постепенного повышения и отказываясь от снижения в случае падения рынка. Очевидно, НАБУ найдет в деятельности этих бизнесменов и здесь много интересного.

Как уберечься от необходимости заключения чего-то «дополнительного»

По данным исследователей из Киевской Школы Экономики (KSE), которые изучили закономерности в отечественной тендерной практике, каждое третье (!) соглашение о госзакупках было так или иначе изменено после завершения тендера и заключения договора (1593 из 4577 соглашений по состоянию на май 2017 года). Дополнительные соглашения особенно распространены на колеблющихся рынках - нефтепродуктов, природного газа и других энергоресурсов.

В самих по себе таких сделках ничего чрезвычайного и противоправного. Часто они могут иметь вполне объективные основания - колебания в конъюнктуре рынка, законодательные изменения и прочее. Однако у тендерной мафии, как видим, процесс поставлен на поток. «Не всегда дополнительные соглашения - результат рыночных и объективных факторов, о чем свидетельствует ряд громких уголовных дел, которые расследует НАБУ об убытках, причиненных госзаказчикам. В таких случаях может быть два эффекта от действия дополнительного соглашения: или прямые убытки из-за завышенной с его помощью цены в сравнении с рыночной (и, соответственно, снижения объемов закупки необходимых товаров, а это дальнейшие новые расходы из бюджета. – Авт.), или очень низкая цена на время аукциона с постепенным повышением на рыночный уровень - как средство недобросовестной конкуренции и шантажа», - отмечают авторы исследования.

Методы решения проблемы есть, говорят эксперты, но они или не все приемлемы в Украине, или просто отсутствуют. Например, в международной практике для предотвращения изменений в соглашениях широко используются различные финансовые инструменты (фьючерсы, опционы, свопы), существует практика взаимного распределения финансовых рисков. А вот риски сознательной ценовой манипуляции участников торгов за пределами системы закупок, должны, как минимум, регулироваться законодательством. В Европе в тендерном законодательстве, например, существует такое понятие как "аномально низкие цены". Попробует кто-то из участников выставить такую цену на тендере, как регуляторные органы сразу инициируют проверку демпинга.

В свою очередь заказчики могут использовать собственные юридические практики сдерживания нерыночного роста цены в заключенных соглашениях. Эксперты KSE приводят пример Укртрансгаза, который в любой рыночной ситуации требует от поставщика обеспечения исполнения договора о закупке (подобное категорическое требование существует для случаев, когда поставщик фактически шантажирует заказчика срывом контракта, требуя заключить дополнительное соглашение). Из самого простого и очевидного – это заключение договоров на сравнительно короткие промежутки времени. Или же установление периода, в течение которого допускается пересмотр соглашения. Например, компания “ОККО” в свое время предлагала запретить подписание дополнительного соглашения ранее, чем через 90 дней после подписания изначального.

Так что механизмы есть, было бы желание бороться...

Оксана Полищук, Киев


При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2017 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-