Бюджет-2018: в целом реалистично, но аппетиты настораживают

Бюджет-2018: в целом реалистично, но аппетиты настораживают

882
Ukrinform
Перед выборами политики хотят больше тратить, поэтому расходы и налоговая нагрузка остаются высокими

Бюджет-2018 был принят нетрадиционно быстро и без эксцессов, что само по себе уже достижение для украинского парламента. Обычно, депутаты во втором чтении устраивают настоящие бюджетные баталии, а тут им понадобилось лишь несколько часов, чтобы рассмотреть все пункты.

В этот раз голосование прошло на удивление «рано» - еще до полуночи. Правда, много правок вносилось под стенограмму с голоса, поэтому финального документа еще никто не видел. Но, судя по ключевым параметрам и заложенным в нем приоритетам, бюджет в целом реалистичный и в основном отвечает требованиям Международного валютного фонда. Хотя некоторые статьи доходов и расходов несколько выросли в сравнении с прошлогодними, что по мнению аналитиков провоцирует инфляционный риск и служит признаком приближения выборов.

Определенные структурные изменения в стране этот бюджет профинансирует

Комментирует Павел Кухта, заместитель председателя Стратегической группы советников при Кабинете министров Украины:

Павло Кухта
Павел Кухта

- Несколько положительных моментов. Во-первых, с точки зрения регламента документ принят достаточно рано - 7 декабря. То есть, при составлении бюджета перешли от хаотичного процесса к более организованному. Во-вторых, бюджет, наряду со своей стандартной функцией содержания государственных систем образования, здравоохранения, включает четкие инфраструктурные приоритеты. Поскольку значительно увеличены расходы на капитальные инвестиции – на строительство дорог, на реализацию медицинской реформы, на финансирование программ энергоэффективности, которое увеличено почти в 4 раза по сравнению с первым чтением - до 1,6 млрд грн. То есть финансируется не просто содержание базовых систем, а предусмотрены серьезные программы развития. В принципе, это означает, что определенные структурные изменения в стране этот бюджет профинансирует.

Важный элемент в доходной части – снижение ставки ренты с новых скважин. Это ключевой элемент для привлечения инвестиций в газодобычу и увеличения отечественной газодобычи. То есть делаем шаг вперед в направлении энергетической независимости.

Основні показники бюджету 2018, ч. 1  // Джерело: Кабмін
Основные показатели бюджета 2018, ч. 1 // Источник: Кабмин

С другой стороны, есть и очевидные минусы. Сектор общего государственного управления, то есть, общие доходы и расходы, включительно с общими и местными бюджетными фондами, в итоге «весит» явно выше 40% ВВП. Это наш давний структурный недостаток, и в последующие годы его придется исправлять. Конечно, для этого придется резко снижать и налоги, и расходы – в теории это возможно, но не на практике. Политики перед выборами всегда хотят тратить больше. Но если мы хотим достичь нормального темпа развития, то должны снижать нагрузки государства на экономику.

Основні показники бюджету 2018, ч. 2  // Джерело: Кабмін
Основные показатели бюджета 2018, ч. 2 // Источник: Кабмин

Есть в бюджете и ряд других негативных моментов, например, отмена НДС при экспорте рапса и сои. Отмена НДС при импорте электромобилей, которая, по сути, добавляет плюсов импорта, но снижает возможности для потенциальных местных производителей. Все специфические составляющие бюджета-2018 будут понятны уже после того, как выпишут текст, потому что там было много правок под стенограмму.

От первой версии ко второй – путь длиной в несколько миллиардов

Из существенных изменений, внесенных ко второму чтению - решение Минфина увеличить доходы на прибыль фактически на 10 млрд, что, как отмечает экономист-аналитик Даниил Монин, ставит крест на появлении в ближайшем будущем новой схемы налогообложения прибыли через налог на выведенный капитал. Которую, между прочим, президент публично поддержал на недавней встрече с отечественным бизнесом. К тому же в 2018 году планируют получить около 6,5 млрд грн от продажи лицензии на 4G. Добавлена также статья о спецконфискации, по которой в следующем году, хотят получить 4,7 млрд гривен. Самое большое изменение - в перечислении доходов государственных компаний в бюджет дополнительно 13 млрд грн.

«Общий рост доходов госбюджета в 15,9% по сравнению с 2017 годом говорит, что инфляция будет явно не такой, как думает правительство (9% - Ред.), а 12 процентов, - объясняет Даниил Монин. - Расходы ко второму чтению выросли на 41 млрд гривен или почти 1,5% ВВП. Доходы также выросли, но немного меньше. Так что строительство социализма и рост налоговой нагрузки на экономику идут полным ходом».

Графік з ФБ-сторінки Данила Моніна
График с ФБ-страницы Даниила Монина

Координатор общественной платформы «Новая страна», президент Инвестиционной группы «Универ» Тарас Козак считает, что бюджет в целом соответствует параметрам программы с МВФ и вполне реалистичен, но тоже предупреждает об инфляционных рисках. «Инфляция в этом году выше, чем ожидалось. И в следующем году она наверняка будет выше прогнозируемых 9%. Поэтому бюджет будет выполнен за счет инфляционных доходов», - отметил он. Эксперт отмечает, что рост минимальной зарплаты с 1 января на 15% превышает показатель инфляции, при этом президент Петр Порошенко призвал правительство в следующем году рассмотреть возможность повышения минималки до 4100 грн, а такой призыв служит сигналом для очередного повышения цен и тарифов.

Оксана Полищук, Киев

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» и «PR» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-
*/ ?>