Страсти вокруг кредитов МВФ: какие они, реформы, которые стоят “всего” $3,5 млрд?

Страсти вокруг кредитов МВФ: какие они, реформы, которые стоят “всего” $3,5 млрд?

800
Ukrinform
Укринформ разобрался, какие требования выдвигают Украине ее финансовые доноры, и что будет, если Украина этих требований не выполнит

Отношения Украины с Международным валютным фондом, похоже, выходят на новый уровень. МВФ с помощью заявления четко обозначил свою позицию — или вы выполняете все договоренности, или о финансовой помощи Украина может забыть. Украинская сторона сопротивляется, мол, мы выполним свои обязательства, но так, как посчитаем нужным.

Все понимают, что без запланированного объема помощи в 3,5 миллиардов долларов, которые МВФ планировал предоставить в 2018 году, экономике Украины будет не до шуток. В частности, на днях на этом акцентировал внимание министр финансов Украины Александр Данилюк. Однако, по его мнению, есть определенные силы, которые заинтересованы в прекращении сотрудничества с Фондом, ведь реформы, проведение которых требуют кредиторы, противоречат конкретным бизнес-интересам.

И хуже всего то, что компромисса, на который могут пойти и Украина, и МВФ — не видно. По мнению экспертов, требования МВФ для политиков — вопрос жизни и смерти. Чтобы получить кредит МВФ, в стране должны воплощаться в жизнь непопулярные реформы — но скоро выборы и это может значительно ослабить их рейтинг. Следовательно, они пытаются “проскочить между камушками” - получить кредит и избежать реформ, которые ударят по политическому рейтингу. Взамен МВФ не даст денег, если есть вероятность, образно говоря, их “нецелевых” расходов.

Следовательно, Укринформ решил провести небольшую ревизию требований МВФ и исследовать последствия, которые возникнут в случае прекращения сотрудничества с МВФ?

Реформы ценой в $17,5 млрд

Программа “Механизм расширенного финансирования” (EFF), которая была утверждена МВФ еще в марте 2015 года, предусматривала получение Украиной 17,25 миллиардов долларов за 4 года, при условии, что правительство проведет определенные реформы. Программа EFF, по сути, - это скорректированная программа “Stand by”, которая была принята в 2014 году и по которой МВФ предоставил два транша на общую сумму 4,3 млрд долларов. По состоянию на конец 2017-го года Украина получила уже 8,7 миллиардов. Правительство ожидает, что в 2018 году МВФ предоставит еще два транша на общую сумму 3,5 млрд долларов, а остальное — в 2019-ом.

Что же должна выполнить Украина? В 2015 году тогдашний премьер-министр Арсений Яценюк рассказывал, что программа предусматривала принятие Украиной ряда решений в управлении экономикой, борьбе с коррупцией, наведении порядка в энергетике. Также речь шла об оптимизации и сокращении государственных расходов, увеличении инвестиций в экономику (до 3% ВВП), сокращении аппарата государственных чиновников и о проведении пенсионной реформы.

В начале 2017 года, когда речь зашла о получении очередного транша в размере 1 млрд долларов, Украина подписала с МВФ меморандум, согласно которому обязалась в течение 2017-2018 года воплотить в жизнь следующее: пенсионную реформу, новую службу расследования финансовых преступлений против государства (заменитель налоговой милиции), монетизацию субсидий, решение проблем с кредитами Приватбанка (а именно — выбрать фирму, которая будет заниматься его проблемными кредитами) и усовершенствование процедуры банкротства предприятий. Все это, так или иначе, начато и реализовывается.

Не антикоррупционным судом единым

Однако, другие требования МВФ стали камнем преткновения в получении очередного транша. Прежде всего, позиции Украины и МВФ принципиально разошлись в вопросах антикоррупционной политики в стране. Укринформ уже разбирался, что же именно не устраивает Запад в президентском законопроекте о создании антикоррупционного суда. Если коротко: западные партнеры не удовлетворены предложенным механизмом выбора судей, который, по их мнению, не обеспечивает судейской независимости. Но даже ультиматум МВФ не заставил украинскую сторону пойти на уступки в этом вопросе. Президентский закон о создании антикоррупционного суда будет рассматриваться в ВР уже в феврале, поэтому тогда мы и узнаем, какой будет судьба суда и очередного транша от МВФ.

Еще одно принципиальное требование МВФ — это проведение земельной реформы. Украина должна была давно уже подготовить законодательство для внедрения рынка сельскохозяйственной земли, и отменить мораторий на продажу земли. Но осенью 2017 года парламент опять принял продление моратория до 1 января 2019 года.

Напоследок МВФ требует повышения цены на газ для населения. Формально требование звучит так: установление рыночных тарифов на природный газ. А по сути, от нас требуют закладывать в тариф инвестиционную составляющую, за счет которой Украина должна аккумулировать средства на развитие собственной газодобычи. Но повышения цен не произошло — Минэнерго в октябре 2017-го заявило, что оснований для такого решения нет.

Разрыв отношений с МВФ может быть и выгодным... кому-то

Итак, антикоррупционный суд, повышение цен на газ и земельная реформа — три “кита”, на которых сегодня стоит перспектива получения или не получения Украиной 3,5 млрд долларов в 2018 году. И это не впервые, когда Украина сначала договаривается с донорами о помощи, а потом что-то идет не так. Похожая ситуация была и в 2005 году, когда выполнение программы сотрудничества с МВФ стало невозможным из-за того, что Украина не выполняла условий.

Есть ли подтверждение этой тенденции? Министр финансов Украины Александр Данилюк считает, что в украинской политике есть отдельные люди или силы, которым не выгодно проведение реформ, которые требует МВФ. “Они не хотят реформ и изменений, многие хотят избавиться от МВФ, чтобы законсервировать текущую ситуацию ради своих личных интересов” - комментирует глава Минфина.

Бывший исполнительный директор Европейского банка развития и реконструкции Александр Савченко в комментарии Укринформу соглашается с тезисом министра.

Олександр Савченко // Фото: Радіо Свобода
Александр Савченко // Фото: Радио Свобода

“Подобная ситуация — не редкость. И не только в сотрудничестве Украины с МВФ, а еще и со Всемирным банком. Прослеживается определенная тактика: получить деньги — не выполнить обязательства. Почему так происходит? Требования МВФ, как правило, в интересах украинской экономики, а не той или иной власти. И поэтому у политиков нет интереса выполнять все эти требования, в частности такие, как создание сегодня антикоррупционного суда” - отмечает экономист.

Жизнь без кредита: доллар по “50”

Причин сомневаться в том, что МВФ не предоставит Украине 3,5 млрд долларов кредита — все больше. Из уст некоторых экономистов раздаются апокалиптические прогнозы для украинской экономики, мол, если кредита не будет — страну ждет дефолт. На самом ли деле это так?

“В этом году никаких последствий быть не должно. А вот в следующем — вполне возможны. Думаю, дефолт невозможен. Максимум — незначительная девальвация гривны, допустим, до 32 грн/доллар. А вот реструктуризация государственного долга — выглядит вполне реалистично. Вероятно, нынешняя программа таки будет приостановлена, но затем начнутся переговоры по новой программе с МВФ”, - считает Александр Савченко.

С этим соглашается и аналитик Dragon Capital Сергей Фурса.

Сергій Фурса
Сергей Фурса

“Сразу “конец света” не наступит, все же экономика страны растет, поэтому инерция последних лет сохранится. Но это будет иллюзией. Экономический рост начнет угасать, а резервы — таять. А дальше придет время и долги выплачивать, но новых денег не будет. Экономическая политика без контроля МВФ сразу вернется к традиционной поддержке национального производителя. Как результат — “откат” всех реформ и эмиссия гривны”- отмечает эксперт.

По словам эксперта, вопрос заключается в том, насколько беднее мы станем в ближайшие несколько лет. Ведь дефицит бюджета без донорской помощи покрыть не удастся. “Первое, что отреагирует — курс валют. Затем начнется сокращение расходов бюджета. Девальвация гривны приведет к подорожанию импортных товаров, в том числе, и газа. Если сейчас курсом доллара “по 50” только пугают, то без программы МВФ любой подобный курс станет реальным”, - объясняет Сергей Фурса.

Но, с другой стороны, год только начался — поэтому у политиков еще есть шанс исправить ситуацию. Если они действительно этого хотят...

Николай Романюк, Киев


При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-