«Черная дыра» Европы закрывается – общими усилиями Молдовы и Украины

«Черная дыра» Европы закрывается – общими усилиями Молдовы и Украины

Аналитика
506
Ukrinform
Совместные КПП Украины и Молдовы будут способствовать искоренению контрабанды и коррупции на границе

Несколько лет назад данные официальной статистики относительно ситуации на молдавско-украинской границе не вызывали особого оптимизма. Ежегодный объем контрабанды сигарет и алкоголя через центральный (Приднестровский) участок границы между двумя странами достигал четырех с половиной миллионов долларов в год.

При этом, около 90% этой контрабанды легко и без особых проблем провозились через контрольно-пропускные пункты неподконтрольного официальным молдавским властям приднестровского  участка границы.

Это только даные официальной статистики, обнародованные в свое время Миссией Европейского союза по приграничной помощи Молдове и Украине (EUBAM). Возможно, именно эти «отрезвляющие»  цифры  и дали повод молдавским и зарубежным экспертам, как и СМИ, называть этот участок границы «черной дырой» Европы.

ВОРОТИЛЫ ЧЕРНОГО БИЗНЕСА

Какими были на самом деле реальные показатели объема контрабанды, представить не сложно – если почти каждый день украинские и молдавские пограничники «то тут, то там» обнаруживали подпольные алкопроводы по дну реки Днестр, через которые контрабандный алкоголь «качался» из Молдовы в Украину и наоборот. А мобильные бригады Таможенной службы Молдовы то и дело задерживали грузовики, набитые пластмассовыми бутылями с этиловым спиртом и контрабандными сигаретами, которые предназначались для реализации на территории Молдовы.

Размахнулись производители контрафактного товара, как говориться, «по-богатому», а если учесть, что общая протяженность неподконтрольного Кишиневу молдавско-украинского участка границы составляет чуть менее тысячи километров, – то даже по очень богатому –качая миллионы в частные карманы мимо бюджетов обеих стран. Иными словами, «воротилы черного бизнеса» чувствовали себя, словно рыба в воде.

Какое-то время казалось, что ситуация безвыходная, а тогдашним руководителям страны ничего не оставалось, как безнадежно разводить руками, так как у Кишинева не было рычагов влияния и контроля над этим участком границы. 

ГРАНИЦА НА ЗАМКЕ...

Но известно также, что «сколько веревочке ни виться, а конец будет». Спустя более двух десятилетий после провозглашения независимости, благодаря подписанному между правительствами Молдовы и Украины Соглашению об открытии совместных контрольно-пропускных пунктов на молдавско-украинской границе (документ был подписан в Кишиневе 6 октября 2017 года), Молдова получила возможность установить реальный контроль по всему периметру молдавско-украинской границы, включая приднестровский ее участок. Кишинев, кстати, документ уже ратифицировал, а на днях Соглашение было утверждено и правительством Украины. Слово теперь – за Верховной Радой.

Тем временем, уже полноценно работают семь (из 20 действующих) совместных КПП на молдавско-украинской границе. Уместно заметить, что только через два таких таможенно-пограничных пункта – «Кучурганы-Первомайск» (центральный участок границы) и «Рени-Джурджулешты» на юге ежегодно границу пересекают  около трех миллионов человек и почти миллион автомобилей. По официальным статистическим данным, эти два КПП – самые загруженные на границе Молдовы с Украиной. (Видео об открытии совместного КПП на молдавско-украинской границе).

Премьер-министр Молдовы Павел Филипп в своем недавнем отчете о деятельности правительства за последние два года особо подчеркнул, что открытие совместных с Украиной КПП стало одним из главных достижений руководимого им Кабинета министров в сфере внешней политики.

Однако, открытие совместных КПП – это только первый этап столь масштабного и амбициозного молдавско-украинского проекта. Молдова и Украина, при финансовой помощи Европейского союза,  приступают к реализации второго этапа проекта, представление которого прошло в Кишиневе.

Речь идет о совершенствовании интегрированного управления границами. Проще говоря, проект, рассчитанный на два с половиной года и направленный на модернизацию пограничной инфраструктуры, будет финансироваться Евросоюзом, который выделит на эти цели 4,7 миллиона евро. Практической его реализацией, помимо Молдовы и Украины, займется и Международная организация по миграции, и Миссия ЕС по приграничной помощи Молдове и Украине (EUBAM).  Глава Таможенной службы Молдовы Виталие Врабие отметил в этой связи, что модернизация инфраструктуры на КПП «Джурджулешты-Рени» и «Кучурганы-Первомайск» – один из самых эффективных механизмов обеспечения безопасности и упорядочения транспортного потока на границе. И не только. Существенно меньше средств понадобится и на содержание обслуживающего персонала КПП.    

Представитель администрации Пограничной службы и Управления международного сотрудничества Украины Вадим Ивко в эксклюзивном комментарии Укринформу заявил, что основная цель проекта заключается на только в повышении эффективности контроля за передвижением товаров на границе, но и в создании  комфортных условий для людей, которые будут пересекать границу.

Однако основной целью проекта остается если не полная ликвидация, то существенное сокращение потока  контрабанды и уровня коррупции на пропускных пунктах. А деньги, которые раньше пополняли карманы контрабандистов, отныне будут поступать в бюджеты Молдовы и Украины.

Претерпит изменения не только сама процедура пересечения границы, в соответствии со стандартами ЕС, но и техническое оснащение таких КПП современной техникой, что позволит молдавским и украинским пограничникам и таможенникам оперативно обмениваться информацией относительно транспортных средств и их владельцев.

«КОЛЬЦО» СУЖАЕТСЯ

Не менее значимой по мнению директора молдавского Института эффективных политик, доктора истории Виталия Андриевского является и то, что  совместные контрольно-пропускные пункты будут способствовать если не полному искоренению контрабанды и коррупции, то существенному ее уменьшению, политически работая на  поддержку устремлений Молдовы к восстановлению своей территориальной целостности.

прикордонник
прикордонник

Старт, как говорится, дан. Однако, впереди предстоит  весьма сложная и кропотливая работа по установлению совместного контроля на пересечении границы через остальные контрольно-пропускные пункты на всей протяженности молдавско-украинской границы.

Но нельзя не отметить, что реализация проекта осуществляется весьма оперативно. Следующим шагом по модернизации пограничной инфраструктуры будет, по словам первого заместителя начальника регионального управления, начальника штаба Южного регионального управления Государственной Пограничной службы Украины Виктора Бабюка, создание совместного КПП в пункте пропуска «Платоново» (центральный участок границы). 

Как говорится, «кольцо» для воротил контрабандного бизнеса стремительно сужается.  

Зинаида Гурская, Кишинев.


При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-