RAB-регулирование в энергетике: что это такое и как скажется на наших квитанциях? - 20.02.2018 14:11 — Новости Укринформ
RAB-регулирование в энергетике: что это такое и как скажется на наших квитанциях?

RAB-регулирование в энергетике: что это такое и как скажется на наших квитанциях?

Аналитика
920
Ukrinform
Это позволит привлекать инвестиции для обновления сетевой инфраструктуры, вопрос в том, как их дальше используют олигархи

В начале января вступило в силу постановление Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ, или же Нацкомиссия) №972 от 27 июля 2017 года, что позволит ввести стимулирующие RAB-тарифы для региональных электрораспределительных компаний – облэнерго. Все это время в экспертной среде ведутся дискуссии о том, обоснованы ли новые показатели доходности облэнерго, которые будут действовать с введением RAB-регулирования. Украинцев же тем временем пугают новыми, еще более высокими, тарифами на электроэнергию, которые якобы могут увеличиться на 30%. Однако, что же такое собственно RAB-регулирования, или же стимулирующее тарифообразование - и до сих пор остается непонятным большинству украинцев. Поэтому Укринформ узнавал подробнее, какие изменения принесут стимулирующие тарифы населению, кому это выгодно, а также как они повлияют на энергорынок в целом.

Как будет работать RAB-регулирование?

В переводе с английского RAB – это регуляторная база активов (Regulatory Asset Base). То есть речь идет о материально-технической базе (трансформаторы, столбы, провода и т.д.), которую используют облэнерго – компании, которые доставляют электроэнергию от производителя до потребителя. В Украине она изношена в среднем на 70%, а срок ее эксплуатации превышает 40 лет, при том, что нагрузка постоянно растет. Отсюда – перепады напряжения и периодические отключения света.

К тому же, облэнерго работают по принципу покрытия расходов, и получают лишь 1% в качестве прибыли. Это побуждает монополистов из облэнерго завышать свои расходы, вместо того, чтобы заботиться об энергоэффективности.

Ни для кого в Украине не секрет, что большинство облэнерго частные и принадлежат олигархам (хотя некоторые – с государственной долей): Ринату Ахметову, Игорю Коломойскому, братьям Суркисам, Константину Григоришину и группе VS Energy (которая принадлежит россиянам, в частности Михаилу Воеводину, Евгению Гиннеру и Александру Бабакову, поддержавшим аннексию Крыма).

Новое же регулирование предполагает, что облэнерго будут гарантированно получать прибыль, зависящую от общей стоимости активов. Причем для активов, как новых, которые только будут созданы, так и старых (это как раз те, что изношены на 70%), устанавливается новый уровень доходности – 12,5%.

Предполагается, что благодаря гарантированной прибыли удастся модернизировать инфраструктуру облэнерго, привлекая инвестиции, а это будет способствовать снижению потерь, в чем и должны быть заинтересованы поставщики.

“Переход на стимулирующее тарифообразование позволит привлекать инвестиции, повысить энергоэффективность, надежность и качество услуг, а в дальнейшем и снизить тарифы”, – обещал еще летом глава Нацкомиссии Дмитрий Вовк.

За счет чего снизятся? Народный депутат Александр Домбровский говорит, что сейчас потери по электросетям составляют 20%, и с модернизацией сетей удастся эти потери существенно снизить. То есть речь идет об уменьшении «гудений» трансформатора, сопротивлении проводов, о масле и т. п... И учет всего этого должен отразиться в будущем меньшими суммами в квитанциях.

Пока же неизвестно, как именно облэнерго будут переведены на RAB-тарифы, это решение будет принимать НКРЭКУ в ручном режиме, а новые тарифы для облэнерго сможет устанавливать уже с 1 апреля 2018 года.

Впервые методику RAB-тарифообразования застосовали в Великобритании в конце 1980-х годов. За 15 лет там сократили расходы распределительных компаний и тарифы на электропередачу вдвое. В середине 1990-х годов на RAB-регулирование перешли многие страны Европы, в частности Чехия, Словакия, Венгрия, Польша, Румыния, Болгария, а также Канада, США, Австралия. Европейский союз в 2002 году обязал страны Восточной Европы применять RAB при установлении тарифов для монополий.

Одинаковая доходность для старой и новой базы не может быть

Следовательно, внедрение RAB-регулирования – это опять-таки требование международных партнеров. Об этом сказал президент Ассоциации операторов распределительных электросетей Виталий Григоровский: «Эта норма прописана и в договоре о Евроассоциации Украины, и является одним из условий широко анонсированной синхронизации работы европейской энергосистемы и украинской энергосистемы. То есть, в силу законов физики и учитывая специфику товара – электроэнергии, наши европейские партнеры понимают, что если в Украине будет неблагополучная ситуация с сетями, то это так или иначе ударит и по европейской энергосистеме».

Между тем часть экспертов отмечает, что доходность как для старых активов облэнерго, которые уже оплачены потребителями, так и для новых (напомним, это 12,5%) не может быть одинаковой.

“Сейчас 99% основных средств облэнерго созданы не за деньги владельцев компаний, а за счет потребителей электроэнергии, годами исправно оплачивавших счета. Так почему за это потребитель теперь "задним числом" должен снова заплатить владельцам облэнерго?” – говорит Виктория Войцицкая, секретарь комитета Верховной Рады по вопросам топливно-энергетического комплекса.

Примечательно, что предыдущая версия постановления, которая должна была заработать с 2016 года, предусматривала другие цифры доходности – 14,79% на новую базу и 5% – на старую. Эксперт по энергетическим вопросам Андрей Герус напомнил, что перед этим, в 2013 году, доходность на старую базу активов устанавливалась на уровне 0-2%, а новых – 14,79%.

Сейчас же есть подозрения, что такое решение об уровне прибыли на старые активы в 12,5% было принято в пользу олигархов-владельцев украинских облэнерго, которые таким образом смогут дополнительно получить почти 18 миллиардов гривен. Это подсчитали в LIGA.net.

Правительство, поддерживая идею введения RAB-регулирования в целом, не соглашается с такой версией решения Нацкомиссии, которую в начале февраля призвало пересмотреть свое решение: “Установленные НКРЭКУ одинаковые показатели доходности и на старую, и на новую базу активов – 12,5% - приведут к необоснованному росту тарифов для промышленности, что напрямую отразится на потребителях из-за роста цен на товары и услуги. Поэтому Правительство призывает НКРЭКУ пересмотреть свое решение и сделать RAB-тарифы в Украине взвешенными”, – сообщает Правительственный портал.

Но эксперты говорят и о том, что уровень прибыли в 12,5% для привлечения инвестиций недостаточен, поскольку даже банки предлагают выше процент по вкладам.

Выход есть: честная оценка стоимости активов и контроль за реинвестированием

Укринформ поинтересовался у экспертов по энергетике, а какие же последствия будет иметь введение системы RAB-тарифов для энергетики в целом и для населения в частности.

Владимир Омельченко, директор энергетических программ Центра Разумкова:

“Это выгодно и потребителям и производителям электрической энергии, поскольку потребители заинтересованы в повышении надежности электроснабжения и постепенном снижении цен. А производителям это даст возможность привлекать инвестиции в реконструкцию и модернизацию энергетических объектов. Это позволит удерживать энергетическую систему в надежном состоянии и в перспективе поставлять энергию по нормальным ценам. Это не означает, что тарифы сразу начнут снижаться после введения RAВ-регулирования. В начале даже возможно и повышение тарифов для населения.

Здесь значительную роль будет играть НКРЭКУ, поскольку нужно правильно оценить стоимость активов при определенной ставке. Если они будут необъективно посчитаны и завышены, то это приведет к росту стоимости электроэнергии для потребителей. Методологий оценки стоимости активов немало, какую выберут в Украине – будет зависеть от Нацкомиссии и Фонда госимущества.

Чтобы получить доход от RAВ-регулирования, нужно иметь хорошо проработанные инвестиционные проекты, пройти их экспертизу в НКРЭКУ, чтобы доказать их эффективность. Насколько мне известно, у украинских энергетических компаний таких серьезных энергетических проектов еще нет, поэтому для этого нужно время”.

Эксперт также рассказал Укринформу, что нынешний состав Нацкомиссии будет изменен, и этими вопросами будут заниматься уже другие люди. Поэтому, по словам Владимира Омельченко, не стоит ожидать изменений в тарифном регулировании с 1 апреля, на это понадобится минимум полгода.

Ольга Кошарная, директор по вопросам информации и связям с общественностью ассоциации “Украинский ядерный форум”:

“В целом это хорошая идея, причем она возникла не впервые. В 2003 году уже была подобная инициатива по утверждению для облэнерго инвестиционных программ. Но через год проверка энергокомпаний показала, что инвестиционная составляющая в тарифе не была потрачена с пользой. Поэтому было принято решение, чтобы утверждать инвестиционную программу облэнерго ровно на тот процент, на который была реализована предыдущая программа.

Что касается нынешнего введения RAB-регулирования, то сейчас возникает ситуация, что старые активы будут переоцененными, а новые – недооцененными. На старые активы нужно было бы поставить 2-4% прибыли, а на новые – 19%. Кроме того, есть сомнения, что Нацкомиссия проконтролирует, пошли ли привлеченные средства на развитие и модернизацию сетей. Ведь на примере Роттердам+ Нацкомиссия показала, что не может контролировать выполнение собственных решений по использованию средств. Без соответствующего контроля такое тарифообразования приведет к повышению цен для населения”.

Юлия Горбань, Киев

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-
*/ ?>