Михаил Титарчук, замминистра экономического развития и торговли
В госорганах до сих пор имеем 37% нелегализированного «софта»
07.03.2018 09:52 1758

Всемирный Банк в январе этого года обнародовал доклад с оптимистичным прогнозом для Украины – можем удвоить темпы экономического роста в краткосрочной перспективе. Однако аналитики банка утверждают, что рост валового внутреннего продукта Украины до 4% в этом году возможен лишь при условии продолжения реформ и снижения геополитической напряженности в регионе. За прошлый год ВВП Украины, по предварительным расчетам, увеличился на 2%, а в Госбюджете-2018 заложено всего 3% роста. При таких темпах роста, по данным международного рейтингового агентства Moody's, в 2017-2018 годах ВВП на душу населения в Украине составит чуть больше 2 тысяч долларов и будет наименьшим среди постсоветских стран. Аналогичный показатель в России за этот же период, по предварительным оценкам, превысит 10 тысяч долларов, в Беларуси – 6 тысяч долларов.

О том, что мешает росту ВВП Украины, когда улучшится экономическая ситуация и когда сможем догнать уровень экономики 2013-го года, до начала АТО на Донбассе, – в интервью Укринформу рассказал заместитель министра экономического развития и торговли Михаил Титарчук.

- Михаил Иванович, почему в Украине такой низкий показатель ВВП на душу населения и считается наименьшим среди постсоветских стран?

- Во-первых, не согласен, что ВВП у нас самый низкий среди постсоветских стран. Потому что есть еще Узбекистан, Таджикистан, Кыргызстан... Мы, к сожалению, не первые, в том числе и по динамике, но и не последние. Во-вторых, речь идет о ВВП на душу населения, а в Украине последняя перепись населения была в 2001 году. Вообще, она должна проводиться каждые десять лет. Правительство определило 2018-й год для проведения пробной переписи, и в 2020-м должна быть полноценная. Кроме того, официальная статистика учитывает население на неподконтрольных территориях, но не учитывает производство на этих территориях. То есть на сегодня ВВП на душу населения может быть больше 2 тысяч. Я думаю, что эта цифра больше, я уверен.

- Что мешает экономике расти большими темпами?

- То, что случилось в 2014 году, дает о себе знать. Мы потеряли часть промышленного потенциала, то есть – часть территории. Поэтому в 2015 году ВВП составил минус 9,8%. Зато в 2016 году – наконец получили макроэкономическую стабилизацию благодаря решительным действиям Правительства. На 2017 год у нас прогнозировался рост до 3%, но с той ситуацией, что была на востоке с блокадой ОРДЛО, мы фактически потеряли часть роста. Но сейчас ждем окончательных данных по росту ВВП от Госстата.

Для заметного развития нашей экономики нужен рост от 5 до 7%

Уровень роста ВВП всегда привязываем к Госбюджету и рассматриваем два сценария – реалистичный и оптимистичный. В последнее время имеем положительную динамику и прогнозируем рост ВВП на 3% в этом году. Это реалистичный сценарий. Международное агентство «Moody's» – даже 3,5%; Всемирный банк – 4%. А если брать наш оптимистичный сценарий, то мы также рассчитываем на +4% к ВВП.

Кроме того, Правительство ставит перед Министерством экономики задачи, чтобы ВВП был больше, для нас вышеозвученных цифр недостаточно. Для заметного развития нашей экономики нам нужен рост от 5 до 7%, и премьер-министр тоже делал заявление, что пытаемся достичь этого. Конечно, надо осуществить ряд реформ, которые помогут не просто удержать макроэкономическую стабилизацию, а сделать реальный скачок.

- А какие три реформы считаете самыми важными, чтобы достичь, например, 6-7 процентов роста ВВП?

- Важно, что впервые за последние 15 лет Правительство наконец утвердило среднесрочный стратегический план, который служит основой для бюджетного планирования на три года. До сих пор такую стратегию принимали только на один год. Для более эффективного управления и планирования Госбюджета должен быть такой стратегический план. Что касается реформ, то, во-первых, мы проводим дерегуляцию, то есть улучшаем условия для бизнеса как отечественного, так и иностранного. В частности, стараемся снизить необходимость визитов в кабинеты чиновников. Например, за последние три года Кабмин отменил около 500 устаревших нормативно-правовых актов. Это – облегчение ведения бизнеса в Украине, чтобы у предпринимателей была уверенность в том, что будет завтра.

Второе – реформа в сфере приватизации для привлечения инвестиций в экономику. Имеем около 3500 государственных предприятий. Считаем, что эффективный собственник – это частный собственник. В то же время, есть стратегические объекты, которые не могут быть приватизированы. Для них Правительством найдено выгодное решение в виде государственно-частного партнерства, а именно – механизм концессии. (Концессия – договор о передаче природных богатств, предприятий, других хозяйственных объектов, принадлежащих государству или территориальной громаде, во временную эксплуатацию частным лицам, другим государствам, иностранным фирмам – ред.). Для примера, благодаря концессии Турция смогла за последние 15 лет получить 120 миллиардов долларов инвестиций. Только за 2016 год заключено 69 соглашений на 12 миллиардов евро.

Третье – цифровизация страны. Имеется в виду индустрия 4.0, покрытие интернетом в регионах и т.д.

- Вернемся к концессии, есть ли в Украине примеры ее применения?

- Этот процесс в Украине еще на начальном этапе. 27 декабря 2017 года Правительство одобрило законопроект «О концессиях». Этот документ важен для нас, поскольку действующее законодательство устарело. Мы систематизировали и доработали четыре закона и разработали один законопроект о государственно-частном партнерстве. Он соответствует международной практике с учетом украинских реалий.

Скажу откровенно, реально много заинтересованных в принятии закона, потому что концессию можно применять во всех сферах жизни. Это не только дороги, аэропорты, порты, это могут быть и больницы, школы, детские садики. Мы даже пошли параллельным путем и еще до принятия закона начали на региональном уровне пять проектов. Начали с местного самоуправления в Житомире, Тернополе, г. Долина Ивано-Франковской области, Трускавце Львовской области, Тростянце Сумской области. Там готовятся к реализации микропроекты государственно-частного партнерства на определенных объектах, которые могут быть переданы в пользование частным партнерам. Главная цель – это повышение качества предоставления услуг гражданам. Например, в Житомире – на прачечные коммунального хозяйства.

В процессе применения концессии проводится прозрачный конкурс, а кто выиграет – модернизирует, реконструирует, берет в управление объект. При этом возможные риски разделяются между частным партнером и государством.

- Приведите, пожалуйста, пример.

- Допустим, для платной дороги Киев-Львов учтено, что в день должно проезжать 38 тысяч машин. Это гарантированный государственным партнером трафик. Если проедет меньше машин, то государство компенсирует разницу. В то же время частный партнер должен отвечать за качество. То есть, если на дорогах появляются ямы и в течение суток эти ямы не залатаны, то применяются штрафные санкции. Тот, кто строит и отвечает за управление этой дорогой, заинтересован строить качественно, чтобы меньше использовать средств на ремонт.

- На каких инвесторов ориентируется государство при будущем применении концессии?

- Самое главное – повышение качества, нет разницы – украинская или иностранная компания. Если иностранная, то это даже плюс для нас, потому что сразу появится «цепная реакция», другие зарубежные партнеры могут охотнее заходить на рынок Украины. Это может стать сигналом. Также хорошо, когда отечественный бизнес вкладывает инвестиции в страну, а не за границу. Главное, чтобы компании были зарегистрированы в соответствии с действующим законодательством.

Вообще, прогнозируем применение концессии в сфере инфраструктуры, в частности – в портах. Первыми пилотными проектами должны стать государственный стивидор "Ольвия", Херсонский морской торговый порт и железнодорожно-паромный комплекс порта "Черноморск". Это и сейчас возможно, но после принятия Верховной Радой соответствующего законопроекта условия станут более прозрачными и привлекательными для инвесторов. Сейчас законопроект дорабатывают в Секретариате Кабмина, вносят редакционные правки. Планируем направить его в парламент в марте.

- Украина в результате военной агрессии России потеряла около 15-18% ВВП. Когда мы сможем наверстать уровень ВВП хотя бы 2013 года?

Реформы, которые мы сейчас осуществляем, станут ощутимыми на второй, третий год

- На самом деле, что касается потери ВВП 2014 года – то эта цифра – 15,75%. Понимаем причины – Донбасс, временная потеря Автономной Республики Крым. Но мы просчитывали два сценария, как вернуться хотя бы к уровню ВВП 2013 года. В принципе, это возможно в ближайшие три-четыре года. По первому «бюджетному» сценарию – в 2021 году, а по второму – в 2020 году. Реформы, которые мы сейчас осуществляем, не могут в первый год показать результат, они имеют отложенный во времени эффект – становятся ощутимы на второй, на третий год.

- Недавно Минэкономразвития обнародовало данные о 33% теневой экономики в Украине. Расскажите, по каким показателям высчитывается этот уровень?

В 2012 году теневая экономика составляла 45% от ВВП, а в 2017 году – 33%. То есть у нас каждый год часть экономики «в тени» уменьшается

- Есть методология, которая разработана Научно-исследовательским экономическим институтом, и она у нас официально обнародована на сайте. В целом мы выбрали четыре метода. Основной – затраты населения и розничный товарооборот. Мы сравниваем то, что покупало население, с объемами реализации торговых сетей, и когда видим несовпадение, то понимаем, что, ввероятно что-то покупалось неофициально, или кто-то не задекларировал то, что было продано, не был уплачен налог. Второй метод - убыточности предприятий. Сравниваем объем убытка и количество убыточных предприятий. Третий метод – потребление электроэнергии. Если динамика потребления электроэнергии всеми предприятиями в стране не совпадает с динамикой объемов производства, тогда понятно, что имеем дело с теневым производством. И четвертый метод – монетарный. Считается, что рост спроса на наличные деньги в обороте вне банковских счетов означает рост объемов теневых операций – и наоборот. В конечном итоге все эти методы дают нам единый интегрированный индекс, в соответствии с которым затем даем статистику.

Замечу, что в 2012 году теневая экономика составляла 45% ВВП, а в 2017 году – 33%. То есть у нас каждый год часть экономики «в тени» уменьшается. Мы видим положительную динамику, что является результатом реформирования, которое улучшает условия для бизнеса и должно способствовать экономическому росту.

- В одном из своих интервью для СМИ вы рассказали, что Украина вскоре должна отчитываться в Офисе торгового представителя США, поскольку в очередной раз с 2011 года попала в Special 301 Report, то есть список стран со значительным уровнем интернет-пиратства и недостаточной защитой прав интеллектуальной собственности, который ежегодно готовится Офисом торгового представителя США. О чем будем рассказывать?

- Поеду 8 марта докладывать о текущих шагах и состоянии защиты интеллектуальной собственности в Украине. Доклад будет касаться трех критериев. Первый пункт – борьба с интернет-пиратством. В этом вопросе улучшились дела, поскольку в 2017 году Украина приняла законопроект о поддержке кинематографии, где есть раздел о борьбе с интернет-пиратством. Была создана киберполиция. Это очень мощная организация, недавно созданная и дающая неплохие результаты. Мы сейчас ждем от них резюме об определенных операциях в сфере борьбы с интернет-пиратством, которые они провели в феврале.

Второй пункт – коллективное управление правами интеллектуальной собственности. В конце 2017 года Украине было дано 120 дней (до конца апреля 2018 года) для совершенствования деятельности организаций коллективного управления. В случае бездействия, украинским производителям может грозить лишение права беспошлинного ввоза на территорию США продукции по 155 товарным позициям. К сожалению, за 27 лет эта сфера была не урегулирована, но недавно Верховная Рада поддержала в первом чтении правительственный законопроект об организации коллективного управления (ОКУ), который делает эту сферу некоррумпированной, законодательно урегулированной и прозрачной.

В частности, проект закона предлагает определить по одной ОКУ за каждой из сфер коллективного управления и ввести четкие критерии отбора, по которым лишь организации, имеющие самый большой репертуар, международное признание и реальную поддержку правообладателей, смогут приобрести статус организаций коллективного управления.

Третий пункт – легализация программного обеспечения в Украине.

- Какие меры осуществляет Правительство для такой легализации?

Смогли привлечь 6 стран, которые делают госэкспертизу у нас

- На сегодня имеем 37% нелегализованного «софта» в государственных органах исполнительной власти. Легализация – непростой процесс и за один год это не сделать. Мы создали Совет по интеллектуальной собственности при Кабмине, куда входят заместители министров и представители бизнеса, разрабатываем дорожную карту по легализации «софта».

В контексте защиты прав интеллектуальной собственности хочу также заметить, что у нас есть Укрпатент, который непосредственно отвечает за экспертизу патентов и имеет статус Международного поискового органа и органа Международной предварительной экспертизы. В октябре прошлого года в штаб-квартире Всемирной организации интеллектуальной собственности в Женеве мы продолжили статус еще на 10 лет. Всего лишь 22 страны имеют такой статус, а это – деньги в государственную казну. Мы смогли привлечь 6 стран, которые делают госэкспертизу у нас.

Божена Кецмур, Киев.

Фото: Тарасов Владимир, Укринформ

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-
*/ ?>