Славомир Новак, глава Укравтодора
Строительство дорог дает фантастический эффект, который влияет на ментальность людей
21.05.2018 16:47 1365

Недавно в Варшаве состоялся VIII международный форум "День украинского бизнеса в Польше", участником которого был и председатель Укравтодора Славомир Новак.

В кулуарах форума Новак подробно рассказал собственному корреспонденту Укринформа о планах улучшения состояния дорог в Украине, актуальных вызовах для отрасли, благоприятной конъюнктуре для Украины в Европе и наследии, которое он намерен оставить после себя.

ТЕЗИС, ЧТО ПОСЛЕ ЗИМЫ "СОШЛИ" И ДОРОГИ, НЕПРАВДИВ

- Господин председатель, центр Разумкова в конце прошлого года обнародовал исследование, которое показало, что украинцы в 2017 году были нбольше всего довольны тем, что в Украине ремонтируются дороги и что это действительно видно. С другой стороны, зима внесла "коррективы" – и вместе со снегом во многих местах страны "сошли" так же и дороги. Будет ли эта хроническая проблема как-то системно решена в течение ближайших лет?

- Во-первых, тезис, что после зимы "сошли" и дороги, неправдив. Центр Разумкова исследовал тему, и люди признали, чем я очень горжусь, что они положительно восприняли факт, что работа по ремонту дорог началась.

Во-вторых, понятно, что за один год нет возможности отремонтировать сеть дорог, которые 20 лет не ремонтировались. Статистические данные свидетельствуют, что в стране с 2005 года, кроме периода подготовки к Евро-2012, почти ничего не ремонтировалось. В связи с этим ситуация на автодорогах является такой, какой есть. Поэтому период после зимы, когда сходит снег, выявляет те недостатки, которые накапливались годами. Надо брать во внимание наш капризный климат – то ли в Польше, то ли в Украине, столбик термометра зимой часто пересекает нулевую отметку. Эти погодные условия крайне неблагоприятны для дорог. Каждый, кто учил физику в школе, знает, что таяние и замерзание воды приводит к тому, что это становится разрушительной силой, которая уничтожает асфальт. Поэтому после зимы мы сталкиваемся с ситуацией, что дороги, которые не ремонтировались, находятся в худшем состоянии, чем были. И это логично, ведь зима ускоряет их разрушение.

В-третьих, на дорогах, которые мы ремонтировали в 2016-2017 годах, когда я уже был руководителем Укравтодора, не было таких случаев, чтобы на них появились какие-то большие ямы или трещины – даже после зимнего периода.

В-четвертых, мы дважды в год проводим масштабные проверки всех работ, выполненных или в прошлом году, или в этом сезоне. Недавно мы завершили проверку всех работ, выполненных в 2017 году, а осенью этого года проверим все выполненные работы в текущем году. Появление определенных недостатков на дорогах – то ли на швах, то ли на соединении участков асфальтобетона – это обычная практика, технологии предусматривают такую возможность. Однако, согласно контракту, после наших проверок подрядчик должен устранить эти недостатки за свой счет в рамках гарантийного выполнения работ. И так происходит.

Сейчас, до конца мая, все подрядные организации обязаны устранить недостатки, которые мы выявили на дорогах, построенных в 2017 году.

В-пятых, есть разные виды работ: есть мелкий аварийный ремонт, который в Украине называется ямочным. Это не масштабный ремонт. Таким образом, мы лишь обеспечиваем проезд на непродолжительный срок. Я лично очень хотел бы отказаться от ямочного ремонта. Но пока что это невозможно. Аварийные ремонты – это вынужденная мера, необходимая для обеспечения проезда. В конце концов, во всех странах мира делают аварийный ремонт. Вопрос лишь в количестве этих дорог. В Украине, учитывая плохое состояние дорог, этот аварийный ремонт очень масштабный. И может быть так, что в рамках этого ремонта после зимы появляются новые дефекты.

Однако, что касается средних и капитальных ремонтов, то это настоящий ремонт, на который мы тратим действительно большие деньги. И здесь нет таких ситуаций, чтобы были зафиксированы какие-то существенные недостатки. Поэтому стоит помнить о разных видах дорог. Если есть замечания к дорогам, то скорее – к тем, которые не ремонтировались, или на которых выполнялся аварийный ремонт. Что касается новых ремонтов – средних или капитальных, то здесь замечаний практически нет.

И последнее: в рамках пятилетней программы 2018-2022, которая была утверждена в этом году, стратегической целью является объединение всех областных центров отремонтированными дорогами. Уже с 2020 года в рамках этой программы на всех видах работ переходим на капитальный ремонт. Следовательно, будем отходить от среднего ремонта. В 2017 году я ввел гарантийные сроки на виды ремонтов: средний ремонт – 5 лет, на капитальный ремонт – 10 лет.

КОРРУПЦИЮ МОЖНО ПРЕОДОЛЕТЬ БЛАГОДАРЯ ОТКРЫТЫМ ПРАВИЛАМ ИГРЫ

- Во время выступления на форуме вы рассказали о двух важных проектах – дорожный фонд и децентрализация, то есть создание сети автомобильных дорог. Такой комплексный, системный подход повлияет каким-то образом на преодоление коррупции? Ведь не является никакой тайной, что в этой сфере коррупция просто зашкаливает?

Независимо от того, кто будет руководителем Укравтодора, хороших дорог в Украине будет становиться больше

- Надеюсь, что ее уровень уже уменьшается. У меня практический подход, возможно потому, что я родом из Гданьска. Это город, где с детства учат практическому подходу к делам и порядку. Мы начали масштабный ремонт дорог – и это хороший показатель нашей работы. Но важнее, что мы создаем фундамент отрасли на годы вперед. Независимо от того, кто будет руководителем Укравтодора, отрасль будет развиваться, и хороших дорог в Украине будет больше.

- ...А вы собираетесь уйти из Укравтодора?

- Сейчас нет, но когда моя миссия завершится. Нам удалось ввести в Польше фундаментальные, ключевые правила игры, которые сейчас пытаемся внедрить и в Украине. Когда-то в Украине уже не будет Новака, но будет дорожный фонд, программа стратегии развития, которая впоследствии будет продлена на следующие годы, стабильное финансирование, проведение всех тендеров через систему ProZorro, понятная проектная документация, новые строительные стандарты, которые мы тоже подготовили в этом году. То есть, мы вводим новые технологии. Это дает свои результаты даже в контексте борьбы с коррупцией: чем понятнее и открытее эта система для участников, тем больше это способствует борьбе с коррупцией. Кроме того: если в Украине появился этот фундамент, то на рынок будут выходить новые компании. А наилучшим способом борьбы с коррупцией является конкуренция. Конечно, борьба с коррупцией является задачей спецслужб – НАБУ, СБУ и других, а не руководителя Укравтодора. Пусть специалисты занимаются каждый своей работой – я буду заниматься своей. Но я убежден, что только благодаря открытым правилам игры, благодаря конкуренции, коррупция будет преодолена.

Единственной угрозой для наполнения дорожного фонда может быть рост количества электромобилей

- Попрошу напомнить, о каких деньгах идет речь?

- В этом году это более 40 млрд гривен, в следующем году – около 60-ти млрд грн. Финансирование отрасли с начала этого года – это прогнозируемая сумма процента поступлений от акцизного сбора на топливо. В этом году это 50% от акциза, в 2019 году – 75%, а в 2020 году – 100%. Известно, что акцизный сбор растет. Единственной угрозой для наполнения дорожного фонда могут быть электромобили: если их количество будет расти, то нужно будет искать другие источники наполнения фонда. Но сейчас финансирование постоянное. Кроме этого, мы хотим ввести другие источники финансирования: оплаты от проезда грузовиков, штрафы за их перегрузку, затем вводим электронную систему взвешивания грузовиков во время движения. Есть проблема с перегруженными грузовиками и есть проблема с безопасностью транспорта и профессионализмом представителей безопасности на транспорте. Поэтому сейчас надо думать над подготовкой системы штрафов и введением электронной системы.

- Как работает эта электронная система взвешивания?

- Она функционирует во всей Европе, в том числе и в Польше. Едет грузовик, он взвешивается. Если он перегружена, то происходит автоматическая фотофиксация с выставлением штрафа, а информация об этом передается ближайшему патрулю полиции, который обязан задержать этот грузовик и запретить ему дальнейшее движение.

В этом году мы запускаем пилотный проект, профинансированный за средства ЕБРР: будет установлено шесть систем проверки грузовиков на въездах в Киев.

ЕВРОПЕЙСКИЕ ДЕНЬГИ НА УКРАИНСКИЕ ДОРОГИ – ЭТО КОПЕЙКИ

- По вашим словам, есть ожидания со стороны украинского правительства, что благодаря программам ЕС какие-то деньги попадут на украинские автодороги. Есть ли надежда, что в следующей бюджетной перспективе ЕС на 2021-2027 будет выделена какая-то сумма на украинские дороги?

- Да, есть такая надежда. Я могу позволить себе говорить европейским партнерам, что деньги, которые сейчас на это выделяются, это – копейки. Сейчас ЕС дает нам грант в размере 20 млн евро на реконструкцию объездной дороги Тернополя. Есть также небольшие деньги на другие проекты. Если мы сможем построить объездную Тернополя – это результат, но небольшой. Убеждение европейских чиновников - задача для политиков. Я со своей стороны тоже веду активные переговоры с Еврокомиссией, чтобы ЕС, если это возможно, в рамках корректив евробюджета выделил какие-то деньги на украинские дороги.

Украинские дороги - самый важный элемент с точки зрения евроинтеграции Украины

- В рамках программ "Восточного партнерства" или какой-то непосредственной помощи?

- Если ЕС захочет, то он найдет способ финансирования...

- А сколько денег Украина хотела бы получить от ЕС на дороги?

- К этому надо подходить стратегически. Политики в рамках сотрудничества Украина-ЕС должны договориться, какой бюджет ЕС может реально назначить на наши дороги. По моему убеждению, украинские дороги - самый важный элемент с точки зрения евроинтеграции Украины, поскольку это дает фантастический и быстрый эффект, который влияет на ментальность людей. Никого в Европе не нужно убеждать, что дороги – это важно. Поэтому я в Европе постоянно акцентирую внимание на том, что это нужно. Во-вторых, – от этого выиграют все: и Украина, и ЕС. В-третьих, гранты – это хорошо, но нам нужны и дешевые кредиты. Через два года завершается кредитная линия европейских банков ЕБРР и ЕИБ. Нужно открыть новую линию.

Я уже начал переговоры с нашими европейским партнерами. В переговорах подчеркиваю: если нет возможностей для грантов, то найдите возможность дешевых кредитов, помогите нам таким образом. Если речь идет о кредитах, то европейские банки открыты, поскольку они нас знают, верят нам, видят, что есть прогресс. В первую очередь предлагаю профинансировать в рамках этих средств ремонт трассы Киев-Одесса и часть GO Highway (скоростная автомагистраль Гданьск-Одесса). Речь идет о миллиарде евро кредита, которые необходимы для капитального ремонта этой трассы. Было бы очень хорошо, если бы в рамках этих средств нам удалось получить грант. Но это задача для политиков.

УКРАИНА ДОЛЖНА ИСПОЛЬЗОВАТЬ БЛАГОПРИЯТНУЮ КОНЪЮНКТУРУ В ЕС

- Вы тоже в свое время были политиком и имеете огромный политический опыт...

- Да, был.

- Вы также имеете хорошие контакты с европейскими политиками, в частности с президентом Евросовета Дональдом Туском, в правительстве которого вы в свое время были министром.

- Не жалуюсь на это. Украина имеет хорошую конъюнктуру в ЕС, имеет там друзей среди комиссаров и президента Евросовета – и это нужно использовать. Особенно, когда есть страны Сообщества, которые не используют свои бюджеты.

- Во время выступления на форуме вы сказали, что на украинский рынок выходят новые строительные компании. Вы также приглашали и польские компании. Можно сказать, что есть деньги на строительство и ремонты дорог, но не хватает нормальных строительных компаний?

- У нас есть дорожный фонд, есть программа строительства дорог на пять лет на сумму примерно 300 млрд гривен. Это большие деньги. И чтобы их мудро и честно распределить, нуждаемся в большей конкуренции. С точки зрения заказчика, чем больше строительных компаний, тем лучше, ведь есть из чего выбирать. Поэтому я приглашаю всех, независимо от национальности, поскольку не можем никого дискриминировать. Однако я очень хотел бы, чтобы в Украине было больше европейских компаний. Я уже провел переговоры с крупнейшими европейскими строительными компаниями. Их представители приезжают в Украину, они заинтересованы выходить на украинский рынок. Правда, существует еще проблема доверия, но это тоже со временем будет меняться. Ключевым вопросом является то, что они видят перспективу финансирования. Если есть стабильное финансирование, то гарантирую, что будут приходить компании. В то же время, находясь в Польше, я использую возможность и приглашаю польские компании, ведь украинский рынок для них очень понятный. Сейчас уже есть четыре польские компании на украинском рынке. Когда я пришел работать в Украину, их не было вообще.

РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОЕКТОВ ТОРМОЗИТ БЮРОКРАТИЯ

- Но все же они еще опасаются – не так как турки, которые уже активно присутствуют на украинском рынке...

- Учитывая факт членства в ЕС, польские компании уже освоили другие стандарты труда: очень безопасные и прозрачные. В Украине, учитывая факт, что мы только создаем эти стандарты, еще все выглядит не очень стабильно. На таком рынке турецкие или азербайджанские компании чувствуют себя лучше – это больше соответствует их менталитету. Но понемногу все меняется, этот механизм начинает работать, с каждым годом этих компаний будет становиться больше. Мы сейчас начинаем работу над упорядочением этого рынка. Конкуренция – это хорошо, но мы нуждаемся в более порядочных, а не любых компаниях. Поэтому мы работаем над категоризацией компаний, которые будем допускать к тендерам на соответствующих уровнях работ. Это будет делаться для того, чтобы тендеры на ремонт важных дорог национального значения путем демпинга не выигрывали компании, у которых нет ни своей техники, ни соответствующего опыта. Деньги украинских налогоплательщиков нужно использовать ответственно.

- Во время выступления на форуме вы также рассказывали об использовании кредита, предоставленного Польшей Украине в рамках строительства приграничных дорог к шести пунктам пропуска. Когда начнется строительство этих дорог, поскольку к некоторым из пунктов пропуска они действительно очень плохие?

- Из общей суммы 100 млн евро 32 млн евро предназначено на пункты пропуска, а 68 млн – на дороги. Шесть проектов согласовано, мы уже провели тендеры и подписали контракты с польскими компаниями Unibep i Drog-Bud. Условиями этого контракта записано также, что 40% работ в рамках этих контрактов должны выполнять украинские компании. Это очень хорошо, поскольку помогает приобретать опыт, кооперирует эти компании, налаживает между ними хорошее сотрудничество. Мы еще должны решить несколько технических вопросов, в частности – как платить налоги. В рабочем порядке пытаемся решить этот вопрос. Эти все согласования должны происходить быстрее, но наблюдается определенного рода бюрократия. Мы месяцами ждем согласования с польской стороной различных соглашений. С компаниями, которые победили в этих тендерах, мы работаем практически каждый день.

- Вы рассказали о дорогах национального или международного значения. А что с локальными дорогами, которые порой не ремонтировались местами даже с распада СССР?

- В рамках децентрализации 120 тыс. км дорог перешло в распоряжение председателей ОГА. Они получили на них деньги: 35% дорожного фонда (11,5 млрд грн на этот год). Укравтодор уже не занимается местными дорогами с 1 января 2018 года. Мы занимаемся исключительно государственными дорогами, как это принято в Польше и других странах мира. За локальные дороги сейчас отвечает местная власть. Поэтому ремонт этих дорог и распределение средств является решением облсовета и председателя ОГА. СДенег на местные дороги сейчас в 4-5 раз больше, чем это было в 2017 году. Мы отдали часть наших денег на местные дороги, и это хорошо, ведь из Киева никогда никто не увидит локальную дорогу под Старым Самбором или где-то еще, о них лучше знает местная власть.

Считаю реформу децентрализации и стабильное финансирование Дорожного фонда – фундаментальными, основополагающими реформами отрасли. Уже очень скоро они дадут ощутимые результаты.

Юрий Банахевич. Варшава.

Фото: Укринформ

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-